Источник

Иеросхимонах Иоанн (1670–1737)

Первоначальник и основатель Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Федорович Попов) родился в семье дьячка села Красного Арзамасского уезда. В детстве ему было явление Божией Матери, воспринятое им как призыв к монашеству.

Ревностное стремление к иноческой жизни привело девятнадцатилетнего юношу в Арзамасский Введенский монастырь, где он и принял постриг с именем Исаакий. В поисках высших подвигов отшельничества в 1691 г. поселился по благословению настоятеля на Старом Городище. После нескольких лет в уединении он стал принимать посетителей, привлеченных его богоугодной жизнью, причем некоторые из них селились тут же.

В то время в Саровских лесах стали возникать скиты раскольников-старообрядцев, и о. Исаакию часто случалось встречаться и беседовать с ними, после чего многие обращались в православную веру. Знакомства и встречи с раскольниками способствовали тому, что о. Исаакий встал на путь миссионерства. Его деятельность миссионера имела огромный успех, отличаясь сердечностью, кротостью, любовью и искренним участием к заблуждающимся.

В июле 1705 г. о. Исаакий обращается к владельцу земли князю Кугушеву с просьбой пожертвовать участок земли между Сатисом и Саровкой для строительства храма и обители. Получив крепостной акт на землю, обратился с челобитной к преосвященному Стефану (Яворскому), митрополиту Рязанскому и Муромскому, бывшему в то время патриаршим местоблюстителем. Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» была заложена 28 апреля 1706 г. и освящена 16 июля 1706 г. Эта дата и считается днем основания Сати-со-Градо-Саровской пустыни, в последствии – Саровского монастыря. Вместе с первой церковью возникает и монашеское братство, для которого о. Исаакий пишет общежительный устав по строгим древним образцам. 5 февраля 1709 г. иеромонах Исаакий грамотой Патриаршего приказа утверждается настоятелем Саровской пустыни, ставшей самостоятельной.

Жизнь иноков в пустыни была нелегка: то разбойники, то пожары не раз разоряли обитель и монашествующих. Тяжело заболев, в 1715 г. о. Исаакий принимает великую схиму с именем Иоанн и отходит от дел управления обителью. По просьбе братии и с разрешения митрополита в дни трудностей и беспорядков был возвращен к управлению обителью и руководил ею до 1731 г., когда избрал себе преемника. Арестованный в 1734 г. по ложному доносу в государственном преступлении и сообщничестве с раскольниками, он был отправлен в Петербург и заключен в крепость, где и скончался через три года от голода и мук заточения.

Подвижник и основатель Саровской пустыни погребен в кандалах на погосте Преображенской (Спасо-Колтовской) церкви при Тайной канцелярии в Санкт-Петербурге.

Указание пути ко спасению

1. Все душно потщитеся исполнити заповеди Христовы и украсити души ваша добрыми нравы: понеже без исполнения заповедей Христовых и без добрых нравов предание правила нашего суетно. Не сущу свету, вся мрачна; и не сущу усмирению, вся наша суетна. Бог все творит для нашего спасения

2. Наставник бо, аще опаством навершает еже от Бога узаконенная, ничтоже и́но, разве Господа своего Иисуса Христа, имея лице́, и ходатай Богу и человеком бывает, священнодействуя Богови, покоряющимся ему спасение, любовь же и смирение и единомыслие уставляя, обща же творя всяческая: души и телеса и нравы, и елицеми телеса питаются и покоятся. Общий Бог – общие о благочестии подвизи; общий труд – общее спасение; общие венцы.

Добродетели

3. Иже вся с благословением настоятеля своего творит, ниже́ смерти боится. Во время бо смерти не он, а настоятель будет истязан. Святии мученицы на многи раны и на кровопролитие и на нуждную смерть телеса своя предаша, такожде и святии отцы наша пощения и злострадания и кровавые поты пролияша, яко да неистязани будут в страшный час смерти: нам же убо ниже́ крове пролияти, ниже́ поты кровавые; но малая некая и ненуждная и ничтоже сущая отсещи и попещися о сих преданиях святых отец кротко и целомудренно.

Исповедь, духовник

4. Праведного бо и истинного пастыря дело есть, еже промышляти и пещися о всех; пасомых же дело есть, еже повиноватися во всем наставнику и учителю, нимало же ропщуще, ниже́ преслушающе, но вседушно и усердно послушание имети и всяко благоговение и повиновение и благоразумие (см.: Рим. 13:1–3; Евр. 13:17).

Монашество

5. Да имут [восхотевшие монашествовати] чистоту душевную, безстрастие телесное, ступание кроткое, глас умерен, слово благочинное, пищу и питие немятежное, при старейших молчание, при мудрейших внимание, к начальникам повиновение, к равным себе и меньшим любовь нелицемерную; от злых и страстных и любопытных отлучатися, мало вещати, множайше же разумевати, не безразсудным быти в слове, не избыточествовати беседою, не дерзким быти на смех, стыдением украшатися; к женам нечистым не беседовати, до́лу зрение имети, горе́ же душу; бегати сопротивословия, учительского сана не искати, честь мира сего вменяти ни во что же; аще же кто благо что на пользу иным сотворит, от Бога мзды да ожидает и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего.

6. Како же убо видети имамы очима день Господень великий и страшное Христово лице, сияющее паче солнца, праведным отдающее неизреченная благая, грешным же томление и муки. Что же есть сего окаяннейше, или что сия скорби и печали горчайше?..Егда видим мирских человек, живших с женами и детьми и мирскими пекшихся, Царства Небесного сподобившихся; мы же, оставльше вся, сиречь отца и матерь, жену и чада и други любовные, и весь мир, и яже в нем красная и сладкая, в скорбех и бедах пребывающе, и с телесными страстьми, яко со львом и змием, борющеся день и нощь, и малого ради небрежения и слабости и преслушания, со блудники и с мытари и со грешники осуждени будем. Се же страждем от многого неразумия: ибо оставихом великая и преславная, и худыми и ничтоже мнимыми прельщаемся, и сих ради отпадаем любве всяческих Царя Христа Бога, и того ради в страшный час смертный люте изтязани будем, яко нерадивии и ленивии...


Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни / сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle