Слово в день Богоявления Господня

Источник

Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски, Вифезда, пять притвор имущи. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и возмущаше воду; и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше (Иоан. 5, 2–4). Что то за счастливые были прежде времена, христиане! Что то за благополучные и Богом благословенные народы! Ибо слышите: во Иерусалиме, у ворот, так называвшихся, овчих имелась купель, в которую по временам сходил Господень Ангел, и возмущал воду. И когда сие случалось, всяк, кто первый в оную повергался, очищение и исцеление получал, каким бы недугом тела ни одержим был. Не чудо ли это? Не благополучие ли народа, и не особливое ли к людям тогдашнего времени Божие благоволение?

Учитель небесный, Коему мы последуем, и именем Коего украшаемся, рек нам, христиане, что верующие в Него еще и важнейшия узрят знамения: веруеши; больша сих узриши (Иоан. 1, 50). Но где исполнение словес Господних? Где ныне знамения и чудеса?

О, да не смущаемся! Обетования Спасителя нашего Иисуса Христа нисколько не напрасны. Действительно, и ныне бывают знамения, да и важнейшия еще, чем бывшия до славной эпохи искупления мира; действительно, и у нас находятся такия же чудесные вещи, каковыми хвалился древний град Иерусалим, и при том толико в большем совершенстве и превосходстве, колико совершеннее означаемое знака, лице своего образа, свет тени. Но что бы то такое было? – Купель святого нашего в Господа Иисуса Христа крещения. О важности, силе и действиях оные послушайте.

Чудесно, по истине, и важно, христиане, что в овчую Иерусалимскую купель сходил с неба, для возмущения воды, Ангел. Нельзя не почесть важным и достопамятным дня, в который служитель славы Царя царствующих сходил во Иерусалим для устроения врачевства недужным; а места, где тайнодействовал чистый и светлый Дух, нельзя не назвать чудесным, святым и вечно незабвенным.

Но в купель нашего во Христа крещения сходят, христиане, уже не Ангелы Божии, не Архангелы, ни Серафимы: но Сам Творец чинов Ангельских, пред Коим они, крылами лица закрывая, трепещут, Сын единородный Отца безлетна, Бог истинный – Иисус Христос.

Итак сколь выше рабов Владыка, подданных Царь, твари Творец: не столь ли и купель нашего крещения, Божеством непосредственно осеняемая, превосходнее источника исцелений Иерусалимского, который хотя Божества же силою целебен делался, но силою, чрез орудия и органы, на естество вод изливавшеюся? Там Ангел, яко провозвестник только благодати, точию возмущал струю счастливого водоема; здесь, Господь Иисус Христос, яко содержай во власти всяческая, исполняет, благодати и самое естество вод: там один, кто первее влазяше в купель, здрав бываше, – здесь всякой спасения ищущий, во всякое время да притекает, и получит требуемую помощь. О, чудесе нового!

Поскольку чудо есть крещения купель: то не оставили ея без своего свидетельства и Святии Божии Пророки, но глаголали о ней многократно. Например: и в день он, вопиет Захария, изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в море первое, и пол ея в море последнее; и в жатву и в весну будет тако (Зах. 14, 8). Но важнее, образ оной, по толкованию Отцев, показан был еще в той самой бездне, из которой, по глаголу Господню, возникли небо и земля. Вода была той бездны исполнение: и в купели крещения вода же. Над бездною Дух Божий носился: и купель крещения не была бы истинная купель, ежели бы не приосенялась свыше тою же невидимою животворною силою. От бездны, егда повелел Дух Божий, возсиял во-первых дневный свет, и образовались потом различные, великия и малые, светила, во область дня и нощи: так от купели проистекает на нас свет Христов; а крещаемые, посреди тверди церковной, сияют яко светила духовные. От воды, бездну наполнявшей, восприяли тогда начало птицы вещественные: так от купели воспаряют особливые духовные птенцы, горняя мудрствующие, каковы суть – лик Апостолов, Мучеников, Исповедников, целомудрых Постников и всех Святых, коим нет числа. Ключь к познанию сей тайны вручает нам Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский1. Но Святый Златоуст прообразование Святого крещения находит и в перехождении Израильтян чрез Чермное море. «Здесь купель, говорит он; там море. Здесь и раб, и свободный, и младенец, и старый, и убогий, и богатый, и царь и подданный, – все входят в воду: там также не один Моисей отваживался низпуститься в глубину, но и весь народ Израилев. По сим основаниям зрелища в лицах сходны. Но желаете ли, продолжает Святитель, знать и красок то же сходство? Там от Египта морем избавляются: здесь купелью от идолослужения. Там погибают Египтяне, здесь исчезает человек ветхий, грехами отягощенный»2.

Итак купель святого нашего во Христа крещения неописанно важна, во-первых потому, что неизреченно важен оные Строитель, Который есть сам Господь Иисус Христос; во-вторых потому, что преднаречение, предзнаменование ея современно самому началу мира. Присовокупим: и действия оной сколь чудесны, столь же многообразны и многочисленны.

Чего боитесь вы, возлюбленнии? Змия ли, который ядом отравил в Эдеме первого человека, и от которого, по Писанию, всякому подобает блюсти пяту? – Иордан его опаляет. Сие с веселием славит ныне и Церковь. Врага ли темного и древнего, который, по свидетельству порфироносного Пророка, искони приседит в ловитве в тайных; и ловит неповинных, яко лев во ограде, еже бы убити, внегда привлещи их в сети своя (Псал. 9, 29–30)? Иордан зубы его и с челюстьми сокрушает. Геенны ли, куда посылаются проклятые Богом? Вода Иорданова угашает ея пламень. Сего образ показала нам Вавилонская пещь, седмерицею, ради отроков благочестивых, разжженная, коея огнь, от росы, канувшей из источника спасения, в росу претворен был. Такова сила купели Святого крещения; таково могущество воды нового Иордана! Она всякую гибель от окропляющихся ею отвращает, всякое зло, всякую душевную язву и недуг исцеляет.

И не мудрено: когда во Иерусалиме вода, Ангелом только возмущаемая, была целительна от всяких язв и недугов; то чего не сделает вода, лучами Отца светов озаренная и согретая, не от земли, или не от камене неплодного проистекшая, но от источника нетленна, от воды живые, превыше небес, почерпнутая и райскими сладостями растворенная? Чего не произведет купель, погружением в нее Самого Владыки мира предосвященная, миром благодати Святого Духа исполненная и благоуханная? Вы представите себе, слушатели, что ею смывается пятно первобытного греха, с которым исходит в мир всяк человек, от плоти раждающийся. Так, но этого мало. Вы подумаете, что ею заглаждается рукописание наше, которым мы, при древе познания добра и зла, поработились князю тьмы; что чрез купель крещения возобновляется благодатный завет с Богом, Отцем нашим небесным, у Которого честь подобающую мы хотели было восхитить. Этого также мало. Вы прибавите, что и все грехи, все нечистоты душевные, какими ни оскверняемся в здешней жизни, водами невещественного Иордана очищаются. И сего мало. Вонмите: чрез купель крещения мы становимся, христиане, новая тварь, иное, лучшее, создание, другие, превосходнейшие, по разуму и сердцу, человеки. Не чудо ли чудес?

«Если бы, – разсуждает Святитель, коего уста, яко светлость огня, сияли, – если бы, имев кто сосуд златый, отдал его художнику очистить; а художник перетопил бы сосуд во огне, и перелил его в другую форму: тогда не новым ли совершенно сделался бы сосуд? Таким образом Бог все естество наше, грехом обезображенное, первобытного совершенства лишенное, паки преобразует в струях Иорданских, и, вместо огня, употребляя теплоту Духа Святого, извлекает нас из купели, яко из горнила, блистательнейшими и краснейшими лучей солнца»3.

До купели крещения Господь с высоты глаголал к людям: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). По омовении ею, мы уже храм того же Бога живого, и Дух Божий живет в нас. До купели крещения, мы, порождение эхидны, отца имели диавола: по омовении – братия Иисуса Христа и снаследники Ему царствия нсбесного. До купели житие наше на земли – искушение, плен, работа мысленному Фараону, а конец оного – тление, разрушение: по омовении купелию житие – есть благодатная свобода чад Божиих, предвкушение грядущей блаженной жизни, конец же – действительное безсмертие и радость безконечная.

Иаков видел лествицу, от земли до небес досягающую; не мог однако взойти по ней на небо. Столь тяжело было древле естество человека! Ныне, когда обновляется оно в струях Иордана, когда очищается, светлеется светом благодати, чрез воду крещения нас проницающим, ныне, говорю, оно парит к Солнцу невещественному, и там обитель себе устрояеть. Для того-то крещение и называет Святый Апостол банею пакибытия.

Итак, радуясь, да течем, христиане, ко струям Иордана. Бог Отец с небес гласит, Бог Дух над водами, яко голубь, носится. Бог Сын в водах купели. Итак вся святых святейшая Троица нас там ожидает. Небеса преклонились, и престол Господа Саваофа зрится утвержден на земли. Грядем скоро, и под видом вещественной воды, прозревая на Иордане росу Духа, предадим себя и весь животь Тому, Имже не точию купель Святого крещения, но и веки сотворены. Аминь.

* * *

1

В Четии Минеи зри слово на Богоявление Господне.

2

Златоуст, том III, стр. 234

3

Златоуст. Том 2-й, стр. 229.


Источник: Сочинения Гавриила, Архиепископа Тверского и Кашинского : В 2 частях. – Москва : В тип. В. Готье, 1854-. / Часть 1. - 1854. / Слово в день Богоявления Господня. 33-41 с.

Комментарии для сайта Cackle