Пол Фрегози

Источник

Часть XI. Возвращение джихада.

Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945

Сама Британия благодаря своему географическому положению, всегда была в безопасности от джихада. Более того, самоосвобождение британских мусульманских подданных, когда после Второй мировой войны Пакистан выделился из Индии и стал независимым мусульманским государством, не сопровождалось пролитием большой крови, по крайней мере, в течении последующих семидесяти лет. Но на Балканах разногласия между мусульманами и христианами были, как мы видели, и до сих пор являются поводом для жестоких массовых убийств, а также и для войн между вновь возникшими христианскими государствами.

Избавления жертв от джихада часто бывало таким же кровавым, как и сам джихад, поскольку порождал новые нации. История определила будущее этих наций, определив каждой свое. Но все они имели между собой то общее, что когда-то являлись мусульманскими подданными.

Среди народов этих новых балканских государств, нарезанных из многоцветного лоскутного одеяла этого региона, поначалу не существовало никакой уживчивости и терпимости. В последние десятилетия они сражались и убивали своих мусульманских оккупантов (которые часто первыми начинали резню), а, теперь с тем же удовольствием усатые разбойники гор и равнин, убивали друг друга. Новые балканские страны часто не только не обладали опытом самоуправления, но, что гораздо хуже, вместо хорошего примера для подражания, имели только османский, последних столетий, опыт нетерпимости и коррупции. Многие из худших проявлений османского правительства и бюрократии воспринялись этими новыми государствами как норма. Отсталость также была частью османского образа жизни. И стала частью османского наследия на его бывших территориях.

До смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году Османская империя с точки зрения экономического развития не сильно отличалась от Западной Европы. Но затем это развитие остановилось на три столетия, в то время как остальная Европа значительно продвинулась вперед. Кроме того, восточноевропейские и балканские границы не всегда проводились взвешенно с учетом национального состава или языка территорий. Некоторые группы иногда оказывались в одной стране, хотя хотели жить в другой. Трансильвания, временами румынская, а иногда венгерская, является классическим примером этих запутанных границ. Наконец, османское наследие и связанные с ним разногласия стали политической проблемой этих новых стран, только обретших свою государственность. И это продолжается до сих пор.

Их трения достигли пика в Первой Балканской войне между Болгарией, Сербией и Грецией против Турции в 1912 году, а в следующем году во Второй Балканской войне, когда Болгария напала на сербов и греков, а затем была контратакована, этими двумя странами, к которым присоединились Румыния и Турция. Затем, когда Албания совершила набег на Сербию, а Сербия в отместку вторглась в Албанию, австрийцы потребовали, чтобы сербы освободили Албанию, а Греция оставила Албанию в покое. Каждая страна на Балканах, казалось, предъявляла территориальные требования к соседям. Албания стала независимой в 1913 году; Сербия увеличилась в том же году, присоединив часть Македонии. Болгария добавила Румелию и расширилась на юг до Эгейского моря. Греция продвинулась на восток и приобрела Салоники; Крит также стал греческим. Весь регион превратился в котел политического и этнического хаоса.

Эрцгерцог Австрии Франциск Фердинанд полагал, что ему следует распутать ситуацию в своей собственной империи, где на ее боснийскую провинцию претендовали сербы. 18 июня 1914 года он и его жена посетили Сараево, столицу Боснии, где и были убиты при попустительстве сербов молодым революционером Гаврило Принципом. Принцип действовал в интересах сербской террористической организации «Черная рука», требовавшей чтобы Боснию отделили от Австрии и передали Сербии. Австрия, недовольная объяснениями сербов, объявила войну Сербии 28 июля. Последовала лавина заявлений о войне, поскольку страны были связаны союзными обязательствами: 1 августа Германия объявила войну России, 3 августа Франции; 4 августа Бельгии, а Великобритания Германии. 5 августа крошечная Черногория, верная своим союзникам, объявила войну Австрийской империи; 6 августа Австрия России, а Сербия Германии; 8 августа Черногория Германии; 12 августа Франция и Великобритания Австрии; и 28 августа Австрия Бельгии. Для джихада пока еще не находилось видимого места в этой войне, хотя бы самого маленького. Но его время приближалось. Джон Бьюкен написал свой роман «Зеленая мантия» о конфликте между Великобританией и союзником Германии, Турцией, в Азии. Турки считают это джихадом. А англичане назвали «Великой игрой», где противниками теперь были турки, а не русские.

3 августа, за день до объявления войны, Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, объявил, что два военных корабля, строящихся на британских верфях для турецкого флота, «Султан Осман» и «Ришад», из-за предстоящей войны с Германией, не будут переданы туркам, а вместо этого пойдут на нужды британского флота. Турки возмутились. На следующий день два немецких крейсера, «Гебен» и «Бреслау», ускользнув от преследовавшей их британской эскадры, появились у входа в Дарданеллы, прося разрешения войти. События, управлявшиеся умным немецким дипломатом, послом Германии в Турции принцем фон Вангенхаймом, теперь развивались очень быстро. Посол, предупрежденный о прибытии немецких крейсеров, немедленно предложил турецкому военному министру паше Энвер-бею, купить немецкие корабли взамен не поставленных британских судов, с оплатой в неопределенном будущем. Немецкие экипажи останутся на борту и поступят на службу в турецкий флот. Немцы были в восторге от того, что спасли свои корабли. Турки радовались, что почти бесплатно приобрели два прекрасных судна.

Турция спокойно и тщательно собиралась выступить на стороне Германии. 29 октября, без объявления войны, несколько турецких военных кораблей, включая два германо-турецких крейсера, атаковали российские порты Одессы, Феодосии и Севастополя, потопив несколько судов в гаванях. Четыре дня спустя, 2 ноября, Россия объявила войну Турции, а 5 ноября Франция и Великобритания последовали ее примеру. Через девять дней после этого, 14 ноября, султан, будучи по совместительству халифом, главой всемирной мусульманской общины, провозгласил джихад против всех стран, воюющих с Турцией и ее христианскими союзниками, Германией и Австрией. Побуждение к этому джихаду на самом деле исходило от христианского монарха, кайзера Германии Вильгельма II. Как сообщает Питер Хопкирк в книге «Секретная служба к востоку от Константинополя», германский император, желавший уничтожить Британскую империю, приказал своим агентам «разжечь весь мусульманский мир против Британии, этой ненавистной, лживой и бессовестной нации.» Главной целью стала Британская Индия, где проживали почти 60 миллионов последователей Аллаха, самая густонаселенная мусульманская страна в мире. В начале XX века, кайзер усердно заигрывал с исламским миром, распространяя слухи о том, что он тайно принял ислам и скрытно совершил паломничество в Мекку. Теперь он называл себя «Защитником ислама».» Призыв к джихаду направлялся также на мусульманские войска Франции из Африки, на мусульман индийской армии и на царских солдат из мусульманских провинций России. Турки и немцы надеялись, что эта хитрая операция вызовет хаос в рядах союзников. Она действительно вызвала большой испуг, но этим всё и закончилось.

Единственными на кого это оказало хоть какое-то влияние, стали мусульманские войска из Индии, защищавшие Суэцкий канал. Некоторые индийские войска, в основном мусульмане-белуджи из ирано-индийско-афганского региона, отказались сражаться со своими собратьями мусульманами и перешли к туркам. Немного индийских войск в далеком Сингапуре взбунтовались. Несколько десятков человек, и не все из них были мусульмане, расстреляли. Но мусульмане в армиях союзников, несмотря на джихад, на самом деле, как правило, сражались так же храбро против турок-мусульман в Дарданеллах и Месопотамских кампаниях, как и против немцев на западном фронте.

Джихад против русской армии стал более жестоким, но и столь же безуспешным. Турецкое наступление Энвер-паши на русский Кавказ, одного из лидеров правящего политического движения младотурок, можно рассматривать как проявление этого нового джихада. Часть турецкой Третьей армии, переименованной по этому случаю в «Армию ислама», атаковала русских через замерзающие горные перевалы в середине зимы в снег и метель. Их целью являлся маленький городок Сарыкамыш. Атакующие войска состояли из крепких и набожных арабов, многие из которых были облачены в тонкие мундиры, живописные головные уборы и сандалии, уместные для пустыни. 15 тысяч из них замерзли в горах Армении. Из 95 тысяч храбро сражающихся, но везде получивших отпор, пережили кампанию только около 15 тысяч солдат турецкой Третьей армии. Обвинив армян-христиан в своем поражении, турки начали в апреле их массовое выселение, в результате которого около миллиона человек погибло во время их марша смерти на юг. Только некоторые молодые женщины выжили, приняв ислам и согласившись выйти замуж за своих похитителей-мусульман. В восточной Турции уже русские наступали и взяли крепость Эрзерум в феврале 1915 года. Русские солдаты утверждали, что, накануне падения города, видели, как в небе появился огромный крест, особый знак для них в войне между Крестом и Полумесяцем.

Тем временем продолжались бои в Дарданеллах, где англо-французский флот атаковал проливы в январе и марте 1915 года, куда через несколько недель высадились их войска, а также австралийский и новозеландский армейские корпуса. Атака превратилась в еще одно проявление мусульманского благочестия со стороны набожных турецких защитников, певших под руководством имамов стихи из корана, и обстреливавших тяжелыми снарядами дредноуты союзников, превратив сражение в незапланированный джихад. Бывший рядовой Кэррол из 21-го батальона Австралийских имперских сил вспоминал турок как особенно «свирепых солдат», поскольку, по его словам, «они не только защищали свою родину, но также вели джихад, священную войну против неверных. Они были полны святого рвения, и кричали Аллах акбар! бросаясь в атаку.» Но затем турки сами стали мишенью джихада, объявленного им их арабскими подданными в Хиджазе, на родине самого пророка.

Причиной его стали переговоры, которые велись с октября 1914 года англичанами с хашимитом145 Хусейном ибн Али, великим шарифом146 Мекки, тридцать седьмым прямым потомком пророка.

Британский военный министр, фельдмаршал лорд Китченер, искушал Хусейна независимостью Хиджаза, если тот перейдет на сторону союзников. Арабы долго собирались и копили ярость против турок, и, наконец, в июне 1916 года, взойдя на место, где родился пророк Мухаммед, шариф Мекки призвал всех арабов к священной войне против турок, провозгласил независимость Хиджаза, назначив себя королём и напал на турецкий гарнизон в Медине, сдавшийся через два дня. Так джихад стал войной мусульман против мусульман.

С помощью и по совету способного молодого британского офицера полковника Лоуренса арабы атаковали турецкие опорные пункты по всему Хиджазу и взорвали железнодорожную линию, связывающую провинцию с Дамаском и внешним миром, тем самым предотвратив любую турецкую контратаку. При поддержке Лоуренса и сына Хусейна, эмира Фейсале, арабы из Хиджаза пробились в Палестину и Сирию. Местный междоусобный джихад продолжался в Хиджазе и после того, как Первая мировая война закончилась победой союзников над Германией, Австрией, Болгарией и Турцией в ноябре 1918 года. Великобритания, Франция и Россия признали Хусейна королем Хиджаза и главой арабов. Но в Восточной Аравии, вдоль Персидского залива, существовало еще одно арабское королевство, Неджд,147 управляемое ибн Саудом, лидером ваххабитов, мусульманской пуританской секты, поднявшего свой народ на войну (и тоже джихад, поскольку ваххабиты когда-то считали всех других мусульман еретиками, заслуживающими только смерти) против короля Хусейна, и в мае 1919 года победил его. В 1924 году ибн Сауд захватил Мекку, и Хусейн отрекся от престола. С британской помощью Хусейн заменил свое потерянное королевство Ираком и Иорданией (Трансиорданией, как ее тогда называли), а ибн Сауд в 1926 году провозгласил себя королем Хиджаза и Неджда, переименованные через шесть лет в Саудовскую Аравию.

Об этой странной запутанной атмосфере ближневосточной политики, где призывы к джихаду были и могут быть как убийственными, так и просто импульсивными, возникающими по прихоти, следует вспомнить, хотя бы ради приличий, чтобы не забыть о погибших, о массовых убийствах, возможно, миллиона армян в 1915 году. Они погибли в основном во время переселения из Турции на территории нынешних Сирии и Ирака по приказу Энвер-паши, военного министра Турции. Имелась и ещё одна резня, в которой оценочно погибло до ста тысяч греков в Смирне в 1922 году, и все они стали жертвами этих запутанных форм священной войны.

Многие турки будут настаивать на том, что эти жертвы стали неизбежным следствием попранного турецкого патриотизма. Однако следует отметить, что все они были христианами, что, по-видимому, придает массовым убийствам греков и армян характер джихада.

Энвер-паша назначил на пост губернатора восточного региона Ван, где проживало множество армян, своего шурина Джевет-бея, известного в округе как «Кузнец», поскольку его любимой пыткой было прибивать подковы к ногам своих жертв. Согласно официальному отчету Прайса, представленному парламенту в Лондоне в октябре 1916 года, примерно треть из двух миллионов армян, живших в Турции, были убиты или умерли от жестокого обращения; одна треть бежала в Россию; и только одна треть, проживавшая в крупных городах, выжила.

Но холодная статистика не раскрывает всей истории. Вот выдержка из доклада Госдепартамента США, приводимая Ноэлем Барбером, дающая, по крайней мере, представление о том, как осуществлялась депортация. Речь идет о колонне из трех тысяч армян, отправленной в Алеппо.

Первого июня 1915 года колонна из 3 тысяч армян (к которым позже присоединились еще 12 тысяч), в основном женщин и детей, покинула Харпут. Вся дорога до Рас-уль-Айна, первой станции на багдадской линии, стала сплошным ужасом для этих несчастных путешественников. Жандармы ушли вперед, сообщив полудиким племенам гор, что приближаются несколько тысяч армянских женщин и девушек. Арабы и курды начали похищать девушек, горцы неоднократно нападали на них, убивая и насилуя женщин, и жандармы присоединялись к оргиям. Несколько армян были убиты.... Когда уменьшившаяся группа, которую не раз обирали по дороге, достигла Евфрата, у них почти ничего не осталось, кроме рваных одежд, и даже их теперь отняли курды, после чего все шли совершенно голыми под палящим солнцем пять дней. Все эти пять дней у них не было ни кусочка хлеба, ни капли воды. Их языки высохли от жажды и сотни умерли по дороге, и когда по прошествии пяти дней оставшиеся достигли ручья, вся колонна бросилась к нему. Но полицейские преградили им путь и запретили взять хотя бы каплю воды...

Путешествие заняло 70 дней. Из 18 тысяч депортированных армян только 150 женщин и детей добрались живыми до Алеппо.

Читать о последних днях греческой Смирны (сегодняшний Измир) также не приятно.

Но это необходимо знать, точно так же, как помнить про убийства шести миллионов евреев немцами в газовых камерах Освенцима и других нацистских концентрационных лагерей Второй мировой войны. Чтобы мы не забыли.

Я снова цитирую Барбера:

«Турецкий военачальник Нурредин, человек с репутацией садиста, послал за греческим патриархом, монсеньором Хризостомосом. Когда Патриарх вошел в комнату, Нурредин плюнув в него, указал на досье и сказал, что тот приговорен к смертной казни трибуналом в Анкаре. «Пусть теперь люди произведут суд, – выкрикнул он. – А теперь убирайся с моих глаз.» Когда старик спускался по ступенькам, турецкий генерал появился на балконе и закричал толпе: «Поступите с ним по его заслугам» Патруль из 20 французских морских пехотинцев сопровождал патриарха в штаб генерала, проявляя уважение, и имел строжайший приказ не вмешиваться. Теперь они с ужасом наблюдали, как толпа разорвала старика на куски, выколола ему глаза, отрезала уши, нос и руки... Убийство Патриарха было воспринято как разрешение на убийство и грабеж. Жена американского миссионера, успевшая скрыться в последний момент, с ужасом видела, как турецкие войска ворвались в их дом и разграбили его. Она утверждала, что турки грабили, насиловали и убивали.... Американские учителя из американской школы смотрели, как солдаты убивали мирных жителей на улице перед школой, врывались в дома, убивали семьи и выбрасывали тела на улицу. Двадцать женщин, укрывшихся в британском доме, вытащили и изнасиловали. Могилу американца раскопали, тело вытащили и разорвали на куски. Каждый грек и армянин, словно повинуясь инстинкту, устремлялся к пристани.... Тысячи людей собрались вдоль края гавани. Сотни людей прыгнули в воду и поплыли, но не туда, поскольку в соответствии с политикой строгого нейтралитета военные корабли не собирались брать их на борт.

В тот день в гавани Смирны находился 21 иностранный военный корабль: 3 американских эсминца, 2 британских линкора, 3 крейсера и 6 эсминцев, итальянский крейсер и эсминец, 3 французских крейсера и 2 эсминца. Им было приказано соблюдать строгий нейтралитет, когда турки захватят город у уходящих греков.

Они выполняли приказ с отчужденностью и превосходной бесчеловечностью. Тысячи плотно набившихся на пристани греческих и армянских беженцев, мужчин, женщин и детей, всю ночь кричали о помощи. Оркестр на палубе британского линкора играл легкую музыкальную подборку, показывая, что жесткие британцы знают, как сохранять хладнокровие в самых тяжелых обстоятельствах, что бы ни происходило вокруг них, «Мы стояли в гавани, а они на пирсе, и в полночь они начали кричать», – писал Эрнест Хемингуэй, тогдашний корреспондент газеты «Торонто Стар», вспоминая тяжелое положение беженцев. Кто-то упал в воду и утонул. Некоторых раздавили насмерть.

Капитаны союзных кораблей наблюдали за происходящим. Невмешательство было в порядке вещей. Несчастные греки и армяне всю ночь взывали о помощи во имя Бога и человечности. Но в ту ночь человечность находилась в другом месте. Утром союзники смягчились, послав свои лодки, чтобы забрать немного женщин и детей, проведших ночь, стоя и крича на берегу.

В ту ночь европейские, греческие и армянские кварталы города горели. Кемаль Мустафа Ататюрк, герой-солдат и будущий президент Турции, наблюдал за пожаром из своего особняка, расположенного высоко на холме. «Это знак того, что Турция очищена от предателей, христиан и иностранцев, и теперь Турция для турок», – сказал он. Священная война, расизм, злоба и ненависть – вот что он сказал. Это не самое гордое заявление Кемаля Ататюрка. Но гази, как его называли соотечественники, знал, чего он хочет для Турции: уничтожения Османской империи и халифата. Потому что считал эти институты чуждыми институтам для Турции. Он даже хотел избавиться от влияния Мухаммеда, самого пророка. Французский историк Ж. Бенуа-Мечен пересказывает слова Кемаля Ататюрка, часто повторявшиеся им в минуты гнева: «Жестокие уголовные законы в Турции уже более пятисот лет основываются на правилах и теориях старого арабского шейха, а также на оскорбительном толковании невежественных и грязных имамов.... Ислам, эта абсурдная теология безнравственного бедуина, – это гниющий труп, который отравляет нашу жизнь.148» Но никаких фетв против Кемаля Ататюрка за эти уничтожающие взгляды о Мухаммеде и мусульманском религиозном истеблишменте не было.

Адмирал Марк Бристоль, американский верховный комиссар в Стамбуле, командовавший американскими военно-морскими силами в этом районе, обвинил греков, «худшей расе на Ближнем Востоке», в пожаре. Он считал «бедствием позволить грекам иметь что-либо в этой части мира.» Эдвард Хейл Бирштадт, исполнительный секретарь Комитета по чрезвычайным ситуациям Соединенных Штатов, обвинил в поджогах турок.

«Они хотели навсегда скрыть все следы грабежей, резни и грабежей, продолжавшихся около четырех дней. Более того, они решили, что христианство следует полностью уничтожить огнем и мечом в христианской столице Малой Азии. Так и было сделано.» Возможно, Смирна была последним запоздалым джихадом после Первой мировой войны. Джихад также вдохновил побежденного лидера младотурок Энвера-пашу, создавшего в последние месяцы войны амбициозно названную, но недолговечную Армию ислама, с которой он планировал вторгнуться в распадающуюся Российскую империю и освободить мусульманские республики от их славянских хозяев.

Мустафа Кемаль, принявший новое имя Ататюрк в 1934 году, привел Турцию в современный мир, став президентом своей страны в 1923 году. Он гордился, что он турок и не испытывал никакого уважения к многонациональной Османской империи прошлого с ее греческими, арабскими, мавританскими, коптскими, македонскими, болгарскими, албанскими, боснийскими, молдавскими и другими меньшинствами. Заодно он отказался и от официального статуса ислама, а вместе с ним исчез султанат и, прежде всего, халифат. С 1924 года ислам существует без халифа, хотя международные мусульманские конгрессы предпринимали усилия, чтобы вернуть халифат к жизни.

Но халифат исчез. Так же, как и джихад. Даже это слово стало неизвестным большинству жителей Запада. Но исчезновение джихада оказалось лишь временным. Позднее он вернулся.

Впервые проявившись во время Второй мировой войны в Европе, в Югославии, как бы тайно, и не совсем в своём облике, нераспознанный ни кем, за исключением, может быть, некоторых мусульман. Потому что был частью кровавой неразберихи оккупированной страны, уже разделенной веками этнического, политического, социального, национального и религиозного противостояния. Если это предложение туманно и не ясно, то так и должно быть, потому что отражает темную, скрытую сторону политической реальности Балкан со времен Второй мировой войны. И за столетия до этого.

Югославия, и особенно Босния, – это место, где встретились три религии: ислам, православие и католики. Сторонники этих трех групп действовали как на стороне союзников, так и нацистов, но имелась и своя югославская специфика. Ноэль Малкольм указывает в своей «Истории Боснии», что по меньшей мере один миллион югославов погибли за четыре года оккупации нацистским блоком, с 1941 по 1945 год, причём большинство из них, вероятно, от рук своих же сограждан. Мусульмане Боснии сыграли свою роль, как и католики-хорваты и православные сербы, в череде убийств, которая терзала эту несчастную и разделенную страну четыре года немецко-итальянской оккупации.

Хорватские усташи убивали сербов, боснийцев и партизан Тито. Сербские четники убивали хорватов, боснийцев, а иногда и партизан Тито. Партизаны убивали четников, хорватов, боснийцев, усташей и немцев. Все убивали друг друга. Предположительно, жители Герцеговинцы также внесли свой вклад, но о них не так много известно. Однако Малькольм упоминает, что в 1941 году сербские крестьяне Герцеговины уничтожили хорватскую группу усташей, а несколько месяцев спустя последовала резня местных жителей-хорватов и мусульман, в том числе 600 мусульман из района Билека, а некоторое время спустя и еще 500 человек в Вышеградском районе. В такой ситуации, размышляет Ноэль Малкольм, «самым естественным и популярным шагом для мусульман стало сформировать свои собственные местные подразделения обороны и попытаться защитить себя от всех пришлых.»

Таким образом, мусульмане вовлеклись в общее противостояние против всех в югославской неразберихе Второй мировой войны, сначала больше на стороне Германии, но после 1943 года против немцев. В 1941 году боснийцы даже создали Ваффен СС. Дивизия «Хандзар», имеющая 21 тысячу человек, названа так в честь грозного турецкого ятагана прошлых войн. Отправленная в северо-восточную Боснию для «миротворческих» операций в марте 1943 года, она отличилась масштабной резней местного сербского населения. Точное число жертв неизвестно. Возможно, их было тысячи. Сербы тоже убивали боснийских мусульман.

Великий муфтий Иерусалима аль-Хадж Мухаммед Амин аль-Хусейн, президент Верховного мусульманского совета, изгнанный британцами из Палестины за его предполагаемые симпатии к нацистам, неожиданно появился в Югославии, чтобы проповедовать священную войну против евреев и их британских союзников. Его принял Гитлер, и они обсудили будущее Палестины и арабов после войны. Подняв руку в нацистском приветствии, муфтий осмотрел дивизию СС «Хандзар» и призвал солдат сражаться против Тито, «друга евреев и врага пророка». В 1944 году в обращении к солдатам СС, 2 тысяч из которых перешли к Тито за предыдущий год, он поставил ислам и нацизм на один и тот же высокий уровень, заявив, что «между исламом и национал-социализмом есть значительное сходство.» В радиообращении из Берлина к арабским странам 1 марта 1944 года муфтий призвал своих слушателей «убивать евреев, где бы вы их ни нашли», поскольку, по его словам, «это угодно Аллаху, истории и исламу.»

Несмотря на то, что сам Гитлер, возможно, сочувствовал взглядам муфтия, дивизия «Хандзар» не отметилась в истории военных успехов. Столкнувшись с массовым дезертирством и распадом мусульманской дивизии, немцы расформировали ее в конце 1944 года. Ноэль Кэмпбелл оценивает число мусульман, убитых во время войны, в 75 тысяч человек, что составляет чуть более 8% от населения Югославии. «Мусульмане сражались за всех, усташей, немцев, четников, партизан, и были убиваемы всеми», – печально заключает он.

Терроризм. Запад 1980–1990 годов

С тех пор прошло более полувека, и мы подходим к современному джихаду. Однако нынешний джихад часто не проявляется в виде религиозной нетерпимости или преследований. Лицо современного джихада – это лицо терроризма. Если говорить о терроризме на Балканах, то это не сильно значимое и большое предприятия, балканский вклад не сильно велик, но в основном, он проявляется в Европе, как хорошо организованное всемирное движение.

Вместе с Хезболлой, движением Исламского джихада, мусульманским экстремизмом всех типов, аятоллой Хомейни, писателями, которым угрожали смертью как отступникам, авиалайнерами, захваченными или взорванными в небе, похищением заложников, бомбами в парижских универмагах и нью-йоркских небоскребах и убийствами повсюду, джихад стал повседневным словом в нашем языке. Однако давайте отметим, что терроризм отвергают многие мусульмане, не отождествляющие себя с ним.

Джихад вернулся и в своем традиционном военном обличье, но в запутанном, неопрятном виде, когда мусульманские страны ведут священную войну друг против друга. Ибо ислам, как никогда, находится в состоянии войны с самим собой. Во время восьмилетней войны в Персидском заливе между Ираном и Ираком в 1980-х годах обе стороны призывали к джихаду друг против друга. Во время второй войны в Персидском заливе между Ираком и коалицией Организации Объединенных Наций, куда входили несколько мусульманских стран, Кувейт, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, обе стороны призывали к джихаду. Во имя Аллаха мусульмане сражались как против мусульман, так и против христиан. Самое тревожное, что и ислам, и Запад видят друг в друге потенциальных врагов завтрашнего дня. Будущее – это источник беспокойства, а не оптимизма.

Чего не должно быть, несмотря на резню и грабежи прошлых лет. Эта книга рассказывает только об одной стороне мусульмано-христианского противостояния на протяжении более тысячи лет. Но истина имеет две грани, и моя книга представляет только одну из них. Нам следует знать, что делали наши предки, христиане или мусульмане. Чтобы было сделано, ушло в прошлое и теперь ничто не может его изменить. Но мы должны знать своё прошлое и осмыслить его. Все это – часть огромной мозаики человечества, история которого представляет собой сложную картину хорошего и плохого. Давайте оставим это в прошлом, где ему и место.

Теперь мы подошли к порогу XXI века. Как в будущем сложатся отношения между исламом и остальным миром, особенно Западом, все еще остается предметом догадок. Настоящее не вселяет оптимизма. Куда ведет джихад?

Следует сказать, что ислам считает себя религией, предназначение которой править миром. Которое, по его мнению, он перенял у более старых иудейских и христианских религий. Он считает их устаревшими и поэтому сам имеет право на признание своего истинного и высшего статуса и на их уважение. В политическом плане он также считает себя потенциальным преемником русских, а теперь, как ни странно, американцев. Давайте никогда не будем забывать об идеологическом измерении ислама.

В мусульманских странах, которые далеки от Запада, Пакистане, Судане, Саудовской Аравии и, в частности, Иране, коренное население должно исповедовать ислам. Тюрьма или смерть может ожидать несогласных.

После 150 лет политического затмения мусульманские страны больше не находятся под колониальной опекой, и, теперь, благодаря своим нефтяным месторождениям они богаты и могущественны. Они намерены в полной мере использовать, и уже используют, эти преимущества. Надеюсь, некоторые из них последуют примеру Кордовы X века, где процветала добрая и высококультурная смешанная цивилизация мусульман, евреев и христиан. Но я боюсь, что антихристианский расчет может взять верх, вдохновленный чрезмерной самоуверенностью, которую дает присутствие нескольких миллионов мусульман в Европе. Мой друг-мусульманин в Париже сказал мне пару лет назад: «Наша великая сила в том, что люди боятся нас.» Такой тип мышления может привести к серьезным столкновениям ислама на Западе. Точно так же один британский издатель, который отверг эту книгу, потому что боялся репрессий, сказал мне: «Мы должны играть по мусульманским правилам.» Похоже, мне удалось не делать этого.

Давайте закончим эпилогом, который мог бы послужить моделью и руководством для будущего.

Эпилог. Блестящая дружба

Дружба между турецким великим визирем XV века Топалом Османом и французским капитаном порта Винсентом Арно показывает, какими могут быть отношения между людьми доброй воли, какими бы далеко друг от друга не отстояли их религиозные или политические убеждения. Я заканчиваю отрывком из «Истории турок-османов» Кризи:

«Война в Персии против турок возобновилась в 1733 году Надир-Кули ханом (за время отсутствия которого османы одержали ряд побед), и он нанес войскам султана несколько поражений, осадив Багдад. Но этот важный оплот Османской империи был спасен великим визирем Топалом Османом.

Это имя справедливо прославляется как христианскими, так и мусульманскими писателями; и приятно видеть человека далёкого от интриг, насилия и угнетения, которые обычно характерны для великих визирей, и остановиться на характере турка ... бывшего не только искусным, мудрым и доблестным, но и показавшему свой благородный дух щедрости и благодарности, делающими честь человеческой природе....

Осман родился в Морее: получил образование в Серале, в Константинополе, где тогда часто воспитывались коренные турки, поскольку практика призыва христианских детей на службу султану прекратилась. В возрасте двадцати шести лет, после получения звания бейлербея149, его послали с поручением к правителю Египта. Во время плавания корабль столкнулся с испанским корсаром и был захвачен, не смотря на отважную оборону, в ходе которой Осман приобрёл увечье на всю жизнь, из-за которого получил прозвище Топал, то есть Хромой.

Испанские пираты доставили свою добычу на Мальту, где капитаном порта был француз из Марселя по имени Винсент Арно. Когда Арно поднялся на борт корсара, внимательно осматривая пленников, Осман обратился к нему, спросив: «Способны ли вы на великодушный и благородный поступок? Выкупите меня и поверьте мне, что ничего не потеряете.» Пораженный внешностью и манерами Османа, француз повернулся к капитану судна и спросил сумму выкупа. Ответом была тысяча цехинов, сумма, почти равная пятистам британским фунтам150. Тогда Арно сказал турку: «Я вижу вас в первый раз, и вы хотите, чтобы я рискнул тысячью цехинов только из-за одного вашего слова?» Осман согласился, что Арно прав, не доверяя незнакомцу, «но, – добавил он, – сейчас у меня ничего нет, кроме моего слова, и я не имею иных обоснований, почему вы должны поверить мне. Однако, если вы поверите мне, у вас не будет повода раскаяться.»

Восточная пословица гласит: «Есть пути, которые ведут от сердца к сердцу». На Арно так подействовали откровенные и мужественные манеры Османа, что он убедил испанцев отпустить его на свободу за шестьсот цехинов, которые щедрый француз немедленно заплатил. Он предоставил Осману дом и медицинскую помощь, пока его раны не зажили, а затем снабдил его средствам для возвращения в Египет. Как только Осман прибыл в Каир, он отослал Арно тысячу цехинов, добавив подарок в пятьсот крон и богатые меха, считавшиеся самым почетным из всех подарков на Востоке.

Несколько лет спустя Осман проявил себя при завоевании Мореи турками, и в 1722 году был назначен главнокомандующим всеми турецкими войсками в этой стране. Он немедленно пригласил сына Арно навестить его в Морее, даровал молодому человеку торговые привилегии и предоставил возможности для прибыльной торговли здесь, что позволило тому накопить большое богатство, с которым он и вернулся к отцу.

В 1728 году Осман стал губернатором Румелии151, и пригласил своего французского благодетеля и сына посетить его в резиденции правительства, где он обращался с ними с таким уважением и почетом, какое ни один турок прежде не оказывал христианину. Прощаясь с ним, Арно сказал в качестве комплимента, что надеется дожить до того, чтобы посетить Османа в качестве великого визиря в Константинополе. Когда Топал Осман достиг этого звания в 1731 году, он снова пригласил Арно и его сына в гости, и, принимая их в своем дворце в присутствии высших сановников государства, Осман указал на старшего Арно и сказал: «Вот этот француз, когда-то я был рабом, закованным в цепи, истекающим кровью и покрытым ранами; это человек, который выкупил и спас меня; это господин и благодетель; ему я обязан жизнью, свободой, богатством и всем, что я имею. Не зная меня, он заплатил за меня большой выкуп, поверив только одному моему слову, и предоставил корабль, доставивший меня в нужное место. Где найдется мусульманин, способный на такое великодушие? Затем он взял обоих Арно за руки и серьезно и доброжелательно расспросил их об их судьбе и перспективах, закончив азиатской фразой: «Божья доброта безгранична». Впоследствии он устраивал им множество приемов наедине, когда они встречались без церемоний, как друзья, и отправлял их обратно в их страну, нагруженных самыми богатыми подарками».

Хэнвей так отзывается об этом проявлении благодарности визирем, говоря, что «такое поведение кажется тем более великодушным, если учесть, какое презрение и отвращение вызывают у турка предрассудки воспитания по отношению к христианину.»

Если у истории есть урок для всех нас, христиан и мусульман, то он здесь.

Библиография

Ahmed, Akbar S. Discovering Islam. London, 1988.

Al-Banna, Hasan. Peace in Islam. London, 1996.

Jihad. London, 1996.

Ameer Ali Moulvi, Sayed. A Critical Examination of the Life and Teachings of Mohammed.

Edinburgh, 1873.

Armstrong, Karen. Holy War. London, 1988.

Aziz, Ahmad. A History of Islamic Sicily. Edinburgh, 1975.

Aziz, Philippe. Les sectes secretes de l'Islam. Paris, 1983.

Aziza, Mahomed. Le retour de l'Islam. Paris, 1978.

Barber, Noel. Lords of the Golden Horn. London, 1973.

Barker, Thomas M. Double Eagle and Crescent. New York, 1967.

Barraclough, Geoffrey, ed. The Times Atlas of World History. London, 1984.

Barreau, Jean-Claude. De l'Islam en general et du monde moderne en particulier. Paris, 1991.

Bat Yeor. The Decline of Eastern Christianity under Islam, from Jihad to Dhimmitude: Seventh-

Twentieth Century. London, 1996.

The Dhimmi: Jews and Christians under Islam. London, 1985.

Juifs et Chretiens sous L'Islam. Paris, 1994.

Bazancourt, Baron de. Histoire de la Sicile sous la domination des Normans. Paris, 1846.

Beeching, Jack. The Galleys at Lepanto. London, 1982.

Bendiner, Elmer. The Rise and Fall of Paradise. New York, 1983.

Bennassar, Bartolome. Histoire des Espagnols. Paris, 1985.

Benoist-Mechin, Jacques. Le loup et le leopard: Mustapha Kemal. Paris, 1954.

Beraud-Villars, J. Les Touaregs au pays du Cid. Paris, 1946.

Bertrand, Louis. The History of Spain. London, 1952.

Bertuel, Joseph. L'Islam-ses veritables origines. Paris, 1981.

Biancamaria, J. T. La Corse dans sa gloire et ses souffrances. Paris, 1963.

Blachere, Regis. Le Coran. Paris, 1988.

Bodolai, Zoltan. The Timeless Nation. Sydney, 1977.

Boorstin, Daniel J. The Discoverers. New York, 1988.

Bradford, Ernle. The Great Siege-Malta 1565. London, 1961

Braudel, Fernand. A History of Civilization. London, 1993. The Mediterranean and the Mediterranean World in the Age of Phillip II. London, 1973.

Bridge, Antony. Suleiman the Magnificent. London, 1983.

Briere, Claire, and Olivier Carre. Islam, Guerre a l'Occident. Paris, 1983.

Bruce, George. Collins Dictionary of War. London, 1995.

Bucaille, Maurice. La Bible, le Coran et la science. Paris, 1976.

Buchan, John. Greenmantle. London, 1949.

Burlot, Joseph. La civilisation islamique. Paris, 1990.

Buckhardt, Titus. Moorish Culture in Spain. London, 1972.

Cambridge History of Islam. Cambridge, 1950.

Cash, W. W. Expansion of Islam. London, 1928.

Chafiq Chahla. La femme et le retour de l'Islam. Paris, 1991.

Chevallier, Dominique, Guellouz Azzedine, and Andre Miquel. Les Arabes, l'Islam et l'Europe. Paris, 1991.

Clissold, Stephen. Spain. London, 1969. In Search of the Cid. London, 1965.

Clogg, Richard. A Short History of Modern Greece. Cambridge, 1986.

Coles, Paul. The Ottoman Impact on Europe. London, 1968.

Collins, Roger. The Arab Conquest of Spain 710–747. London, 1989.

Conde, J. A. History of the Dominion of the Arabs in Spain. London, 1854.

Coppee, Henry. History of the Conquest of Spain by the Arab-Moors. Boston, 1881.

Crankshaw, Edward. Maria Theresa. London, 1969.

Crawford, Francis Marion. Rulers of the South. London, 1900.

Creasy, E. S. History of the Ottoman Turks. London, 1854.

Currey, Cdr. E. Hamilton. Sea Wolves of the Mediterranean. London, 1910.

Curtis, Lionel. Civitas Dei. London, 1934.

Davies, Norman. Europe: A History. London, 1996.

Davison, Roderic H. Turkey, A Short History. Huntingdon, 1988.

Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1953.

Delcambre, Anne-Marie. La parole d'Allah. Paris, 1991.

Derry, T. K. A Short History of Norway. London, 1957.

Desmond, Stewart. Early Islam. New York, 1970.

Donia, Robert J., and John V. A. Fine Jr. Bosnia-Herzegovina. London, 1994.

Dozy, Reinhart. Spanish Islam. London, 1913.

Duby, George, ed. Atlas historique. Paris, 1987.

Dupuy, R. Ernest and Trevor N. The Collins Encyclopedia of Military History. London, 1993.

Durant, Will and Ariel. The Story of Civilization. New York, 1935–1975.

Edwards, William. Notes on European History. London, 1964.

Eggenberger. A Dictionary of Battles. London, 1967.

El-Bokhari. Les traditions islamiques. Paris, 1903–1914.

Eliot, C. («Odysseus»). Turkey in Europe. London, 1900.

Elpeleg, Zui. The Grand Mufti Haj Amin al-Hussain. London, 1993.

Enciclopedia universal illustrada. Madrid, 1958.

Encyclopedia of Islam, The. Leyden, 1913, and London, 1960.

Epstein, Steven A. Genoa and the Genoese. Chapel Hill, N.C.,1996.

Esposito, John L. The Islamic Threat, Myth or Reality. New York, 1995.

Etienne, Bruno. L'Islamisme radical. Paris, 1987.

Famin, Cesar. Histoire des invasions des Sarrazins en Italie. Paris, 1843.

Fernandez-Armesto, Felipe. Fernando and Isabella. London, 1975.

Finley, M. I. Ancient Sicily. London, 1979.

Fletcher, R. A. The Quest for El Cid. London, 1984.

Fletcher, Richard. Moorish Spain. Phoenix, Ariz., 1994.

Freely, John. Istanbul. London, 1996.

Freeman, Edward A. The Ottoman Power in Europe. London, 1877.

The History and Conquests of the Saracens. London, 1876.

Freese, J. H. A Short Popular History of Crete. London, 1897.

Fregosi, Paul. Dreams of Empire. London. 1989.

Frischauer, Paul. Prince Eugene. London, 1934.

Fuller, J. C. The Decisive Battles of the Western World 480 B.c.–1757 A.D. London, 1988.

Gabrieli, Francesco. Mahomet et les grandes conquetes arabes. Paris, 1967.

Garaudy, Roger. Promesses de 1'Islam. Paris, 1981 .

Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. London, 1897.

Gilman, Arthur. The Saracens. London, 1891.

Glubb, John. The Lost Centuries. London, 1967.

The Empire of the Arabs. London, 1963.

Grunebaum, G. von. Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation. Chicago, 1947.

Guerdan, Rene. Byzantium-Its Triumphs and Its Tragedy. London, 1956.

Guillaume, Alfred. Islam. London, 1990.

Gumley, Frances, and Brian Redhead. The Pillars of Islam. London, 1990.

Haikal, Mohamed. The Illusion of Triumph. London, 1993.

Hakem, Ibn Abdel. Conquete de 1'Afrique du Nord et de l'Espagne. Paris, 1947.

Hallak, Elizabeth, ed. Chronicles of the Crusades. London, 1989.

Halliday, Fred. Islam and the Myth of Confrontation. London, 1996.

Halperin, Charles J. Russia and the Golden Horde. London, 1985.

Hannay, David. Spain. London, 1987.

Hawkesworth, C. E. M. The Last Century in Europe. London, 1912.

Hibbert, Christopher. Venice. London, 1980.

Hitti, Philip K. The Arabs-A Short History. London, 1948.

Hole, Edwyn. Andalus-Spain under the Muslims. London, 1958.

Holmes, George, ed. The Oxford Illustrated History of Medieval Europe. Oxford, 1980.

Hopkirk, Peter. The Great Game. London, 1991.

On Secret Service East of Constantinople. London, 1994 .

Hourani, Albert. A History of the Arab People. London, 1991.

Housley, Norman. The Later Crusades. Oxford, 1992.

Howarth, David. The Greek Adventure. London, 1976.

Hughes, Thomas Patrick. Dictionary of Islam. Delhi, 1875.

Huntingdon, Samuel. The Clash of Civilisations (Foreign Affairs). Washington, 1993.

Hussey, J. M. The Byzantine World. London, 1967.

Inalcik, Halil. The Ottoman Empire-The Classical Age 1300–1600. London, 1973.

Irving, Washington. Life of Mahomet. London, 1856.

Jacobi, J. M. Histoire generale de la Corse. Paris, 1835.

James, Lawrence. The Rise and Fall of the British Empire. London, 1994.

Jelavich, Barbara. History of the Balkans. Cambridge, 1993.

Jelavich, Charles and Barbara. The Balkans. Edgewood Cliffs, N.J., 1965.

Jonquiere, Vicomte de. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1914.

Kamen, Henry. A Concise History of Spain. London, 1973.

Keegan, John. A History of Warfare. London, 1994.

Keegan, John, and Andrew Wheatcroft. Whós Who in Military History: From 1453 to the

Present Day. London, 1991.

Keesing's Record of World Events. London, 1987.

Kelsay, John, and James Turner Johnson, eds. Just War and Jihad. New York, 1991.

Kemp, Peter, ed. The Oxford Companion to Ships and the Sea. Oxford, 1988.

Kennedy, Paul. The Rise and Fall of the Great Powers. London, 1989.

Khomeini, S. Principes politiques, philosophiques, sociaux et religieux. In Juifs et Chretiens

sous l'Islam. Paris, 1979 .

Kinder, Hermann, and Werner Hilgemann. The Penguin Atlas of World History. London, 1978.

Kinross, Lord. Ataturk, The Rebirth of a Nation. London, 1964.

Kitsikis, Dimitri. L'Empire ottoman. Paris, 1991.

Koran, The. Oxford, 1982.

Landrau, Rom. Islam and the Arabs. London, 1958.

Lane-Poole, Stanley. The Barbary Corsairs. London, 1890.

The Mediterranean Dynasties. New York, 1965.

The Moors in Spain. London, 1887.

Turkey. London, 1887.

Langer, William L. An Encyclopedia of World History. London, 1987.

Lawrence, James. The Rise and Fall of the British Empire. London, 1984.

Lebeau. Histoire du Bas Empire. Paris, 1830.

Lemerle, Paul. Histoire de Byzance. Paris, 1990.

Lesure, Michel. Lepante. Paris, 1972

Levi-Provencal, E. Histoire de l'Espagne mussulmane. Paris, 1950.

Lewis, Bernard. The Arabs in History. London, 1986. Islam and the West. Oxford, 1993.

The Muslim Discovery of Europe. London, 1984.

Le retour de l'Islam. Paris, 1985.

Livermore, Harold. A History of Spain. London, 1966.

Livermore, H. V. A New History of Portugal. Cambridge, 1976.

Lomax, Derek W. The Reconquest of Spain. New York, 1978.

Luke, Harry. The Old Turkey and the New. London, 1955.

Macdonald, Lyn. 1915: The Death of Innocence. London, 1993.

MacKay, A. Spain in the Middle Ages. London, 1991.

Makkari, Ahmed ibn Mohammed Ali. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain.

London, 1843.

Malcolm, Noel. Bosnia: A Short History. London, 1994. Kosovo: A Short History. New York, 1998.

Malleson, G. B. Studies from Genoese History. London, 1875.

Malouf, Amir. Les Croisades vues par les Arabes. Paris, 1983.

Mansfield, Peter. The Arabs. London, 1985.

Mantran, Robert. Histoire de la Turquie. Paris, 1988.

Mariejol, Jean Hyppolite. The Spain of Ferdinand and Isabelle. New Brunswick, N.J., 1961.

Marles, de, M. Histoire de la domination des Arabes et des Maures en Espagne et au

Portugal. Paris, 1825.

Mascarenhas, Joao. Esclave a Alger. Paris, 1994.

McEvedy, Colin. The Penguin Atlas of Medieval History. London, 1961.

The Penguin Atlas of Modern History. London, 1972.

The Penguin Atlas of Recent History. London, 1982.

Mercier M., and A. Seguin. Charles Martel a la bataille de Poitiers. Paris, 1944.

Muir, William. The Life of Mohammad. Edinburgh, 1925.

The Caliphate, Its Rise, Decline and Fall. Edinburgh, 1925.

Naipaul, V. S. Among the Believers. New York, 1981.

New English Bible, The. Oxford & Cambridge, 1982.

Nicole, David, Ian Heath, and Terence Wise. Osprey «Men-at-Arms» series. London, various

dates.

The Age of Charlemagne.

Armies of the Crusades.

Armies of Islam, 7th to 11th Centuries.

Armies of the Ottoman Turks, 1300–1774.

Byzantine Armies, 886–1100.

El Cid and the Reconquista, 1050–1492.

Hungary & the Fall of eastern Europe, 1000–1568.

The Knights of Christ.

The Russo-Turkish War, 1877.

. Saladin and the Saracens.

. Saxon, Viking and Norman.

. The Venetian Empire, 1200–1670.

Nicosian, Solomon. Islam-The Way of Submission. London, 1987.

Noja, Sergio. Maometto Profeta dell'Islam. Cuneo, 1974.

Norwich, John Julian. Byzantium, The Early Centuries. London, 1988.

. Venice, The Greatness and the Fall. London, 1981.

. The Normans in the South. London, 1967.

Nutting, Anthony. The Arabs. London, 1964.

Ockley, Simon. History of the Saracens. London, 1757.

Oman, C. W. C. The Byzantine Empire. London, 1892.

Oman, Charles. The Art of War in the 16th Century. London, 1991.

. The Art of War in the Middle Ages. London, 1991.

The Sixteenth Century. London, 1936.

Palm, Rolf. Les etendards du Prophete. Paris, 1981.

Palmer, Alan. The Decline and Fall of the Ottoman Empire. London, 1992.

Panteli, Stavros. A New History of Cyprus. London, 1954.

Partner, Peter. God of Battles. London, 1997.

Patai, Raphael. The Arab Mind. New York, 1976.

Peters, Rudolph. Jihad, Medieval and Modern. Leiden, 1977.

Islam and Colonialism. The Hague, 1979.

Pidal, Ramon Menendez. The Cid and His Spain. London, 1934.

Poli, X. La Corse a l'expulsion des Sarazzins. Paris, 1907.

Power, George. History of the Musulmans in Spain. London, 1815.

Prescott, W. H. History of the Reign of Ferdinand and Isabella. London, 1850.

Purcell, H. D. Cyprus. London, 1969.

Rabbath, Edmond. Mahomet, prophete arabe et fondateur d'etats. Beirut, 1981.

Rahman, H. V. A Chronology of Islam, 570–1000 C.E. London, 1995.

Reinaud, M. Invasion des Sarrazins en France. Paris, 1836.

Riche, Pierre, and Philippe Lemaitre. Les invasions barbares. Paris, 1991.

Riley-Smith, Jonathan, ed. The Atlas of the Crusades. London, 1990.

Roberts, J. M. The Triumph of the West. London, 1985.

Rodinson, Maxime. Mohammed. London, 1971.

Roldan, J. M. A Short History of Spain. Madrid, 1987.

Ross, Cecil. Rhodes under the Byzantines. Cambridge, 1886.

Rothenberg, Gunther Erich. The Austrian Military Border in Croatia 1522–1747. Urbana, Ill.

Rushdie, Salman. The Satanic Verses. London, 1988.

Ruthven, Malise. Islam in the World. London, 1984.

. A Satanic Affair: Salman Rushdie and the Rage of Islam. London, 1990.

Said, Edouard. L'Orientalisme-l'Orient cree par l'Occident. Paris, 1980.

St. Clair, William. That Greece Might Still Be Free. London, 1972.

Sardar, Ziauddin. The Future of Muslim Civilization. New York, 1987.

Schacht, Joseph, with C. L. Bosworth. The Legacy of Islam. Oxford, 1979.

Schevill, Ferdinand. A History of the Balkans. New York, 1991.

Sedillot, L. A. Histoire des Arabes. Paris, 1854.

Shaw, Stanford. Histoire de l'Empire ottoman et de la Turquie. Roanne, 1983.

Sinor, Denis. History of Hungary. New York, 1959.

Sourdel, Dominique. Histoire des Arabes. Paris, 1991.

L'Islam. Paris, 1990.

Stenhouse, Paul. The Algeriazation of Europe in the Third Millennium. Frankfurt, 1998.

Tharaud, Jerome, and Jean. Les cavaliers d'Allah. Paris, 1935.

Thomson, Ammad. Blood on the Cross. London, 1996.

Thubron, Colin. The Venetians. Amsterdam, 1980.

Tuchman, Barbara. A Distant Mirror. London, 1979.

Tucoo-Chala, Pierre. Quand l'Islam etait aux Portes des Pyrenees. Biarritz, 1994.

Vambery, Arminius. Hungary in Ancient, Medieval and Modern Times. London, 1887.

Vilar, Pierre. Histoire de 1'Espagne. Paris, 1991.

Vincens, Emile. Histoire de la Republique de Genes. Paris, 1862.

Vives, Jaime Vicens. Approaches to the History of Spain. Berkeley, Calif., 1967.

Wallace-Hadrill, J. M. The Barbarian West 400–1000. London, 1985.

Walsh, William Thomas. Isabella of Spain. London, 1931.

Warraq, Ibn. Why I Am Not a Muslim. Amherst, N.Y., 1995.

Watt, W. Montgomery, and Pierre Cachia. A History of Islamic Spain. Edinburgh, 1977.

Wells, H. G. A Short History of the World. London, 1853.

Wheatcroft, Andrew. The Ottomans: Dissolving Images. London, 1995.

Whishaw, Bernhard, and Ellen. Arabic Spain. London, 1912.

Windrow, Martin, and Francis Mason. A Concise Biography of Military History. London,

1975.

Wolf, John B. The Barbary Coast. New York, 1979.

Wollaston, Arthur N. The Sword of Islam. London, 1905.

Woodhouse, C. M. The Philhellenes. London, 1969.

Wright, Robin. Sacred Rage: The Crusade of Modern Islam. London, 1986.

Zakaria, Rafiq. The Struggle within Islam. London, 1988.

Zebiri, Kate. Muslims and Christians Face to Face. Oxford, 1997

* * *

145

Хашимиты – потомки Хашима ибн Абд ад Дара, деда пророка Мухаммада.

146

Шари́ф – почетное звание потомков пророка Мухаммеда по линии его внука Хасана.

147

Эмират Неджд – государство на Аравийском полуострове, существовавшее в XIX-XX веке.

148

Le loup et le leopard, стр. 323.

149

Бейлербей – чиновник высокого ранга.

150

Один фунт – около 350 грамм серебра, по курсу середины 2021 год около 21.900 рублей. 500 фунтов – около 11 млн рублей – 147.500 $.

151

Румелия – в XVI-XIX веках турецкая провинция с центром в Софии, куда входили Болгария, Сербия, Герцеговина, Албания, Македония, Эпир и Фессалия.


Источник: ВКонтакте

Комментарии для сайта Cackle