Homo religiosus. На путях поиска истины
Авторский курс лекций по «Истории нехристианских религий»
В основе настоящего издания лежит курс лекций по предмету «История религий», читаемых автором, протоиереем Олегом Корытко, в Сретенской духовной семинарии на протяжении более 15 лет.
Цель книги – показать разнообразие форм и всеобщность религиозных поисков человека и тем самым продемонстрировать, что религиозность является неотъемлемым качеством каждой души, органичным свойством самой человеческой природы. Издание иллюстрировано, снабжено справочным аппаратом (библиографией, схемами, таблицами) и адресовано не только студентам православных духовных учебных заведений, но и всем, кто стремится получить более обширные знания о фундаментальных основах человеческой культуры, духовных идеях и смыслах, запечатлённых в тех религиозных традициях, которые оказали самое значительное влияние на формирование духовного и культурного облика человечества.
Содержание
Глава I. История религий как учебный предмет в духовных школах § 1. История религий как наука и учебный предмет История религий в светских учебных заведениях История религий в православном духовном образовании Различие позиций внеконфессионального и конфессионального подходов к изучению истории религий Учебный предмет и научная область истории религий Цель курса «История нехристианских религий» Задачи курса «История нехристианских религий» § 2. Версии происхождения слова «религия» § 3. Определение понятия «религия» и отличительные особенности религиозного мировоззрения § 4. Миф как способ познания действительности Что такое миф? Время и пространство мифа Религиозный миф § 5. Аспекты религии Литература: Глава II. Религиозные представления эпохи палеолита § 1. Общие особенности палеолитической эпохи Временные рамки эпохи Что выделяло древнего человека из общего ряда окружавших его живых существ? § 2. Свидетельства о религиозных представлениях эпохи палеолита Археологические данные о религиозных представлениях палеолитического человека Погребения Наскальная живопись Статуэтки эпохи палеолита Этнографическая и лингвокультурологическая реконструкция Литература: Глава III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита § 1. Общие особенности мезолитической и неолитической эпох Хронологические рамки мезолита Достижения человека эпохи мезолита Хронологические рамки неолита Достижения человека эпохи неолита § 2. Влияние хозяйствования и быта человека на религиозную практику Общая характеристика хозяйствования и быта человека эпохи неолита Влияние охоты на религиозную практику Развитие сельского хозяйства и его влияние на религиозную практику Использование металлов и его влияние на религиозную практику § 3. Религиозные памятники эпохи неолита Литература: Глава IV. Шаманизм § 1. Определение и происхождение термина «шаманизм» Шаманизм как архаическая психотехника § 2. Космологические представления Представления о двухчастном и трёхчастном делении мира Символика центра мира Образ Вселенной как жилища. Imago mundi § 3. Шаман: призвание и посвящение Избрание шамана Мистическое посвящение шамана Ритуал шаманской инициации § 4. Внешний вид шамана: символика шаманского наряда и бубна Ритуальный костюм шамана Бубен шамана § 5. Социальная роль шамана и религиозная практика Социальные функции шамана Религиозная практика шаманизма Литература: Глава V. Мегалитическая религия § 1. Типы мегалитических памятников § 2. Символика мегалитических построек Связь мегалитических построек с культом мёртвых Астрономическая функция мегалитов § 3. Ритуалы мегалитической религии Отражение культа женского божества в мегалитических постройках Влияние культа женского божества на другие религиозные практики «Глазастая» богиня Литература: Глава VI. Древнекитайские религиозные представления § 1. Своеобразие китайской религиозности § 2. Палеолитические и неолитические культуры Китая § 3. Сведения из традиционной китайской историографии о начале истории страны § 4. Династия Шан § 5. Династия Чжоу § 6. Религиозные новшества Чжоу-Гуна и традиционные древнекитайские мировоззренческие категории § 7. Древнекитайская космология и антропология § 8. Древнекитайская религиозная практика Литература: Глава VII. Конфуцианство § 1. Конфуцианство как особый духовно-культурный феномен Происхождение и первые годы жизни Вступление в брак Начало карьеры Учительство Государственная служба Последние годы жизни: странствия, учительство, писательство Духовное наследие и воспоминания современников § 3. Ключевые тексты конфуцианской традиции § 4. Учение Конфуция Конфуцианская метафизика Гносеологические основания конфуцианской этики «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба Основные добродетели «благородного мужа» Этика социально-политических отношений в конфуцианстве Концепция общественно-государственной реформы § 5. Конфуцианская ритуальная практика §6 Конфуцианство в истории Китая Литература: Глава VIII. Даосизм § 1. Общая характеристика даосизма § 2. Лао-цзы как основатель даосизма § 3. Основные принципы даосизма в период его доктринального становления § 4. Ключевые тексты даосизма § 5. Основные категориальные понятия и божества в даосизме Категория Дао Божества даосского пантеона Категория ци § 6. Космология даосизма § 7. Антропология и «сотериология» даосизма Цель жизни человека Представления о жизни и смерти человека Пути достижения единства с дао Поиски эликсира бессмертия «Внутренняя алхимия» Типы бессмертных в даосизме § 8. Жизненные принципы и этические нормы даосизма § 9. Литургическая практика и частные обряды в даосизме Литература: Глава IX. Синтоизм § 1. Религия древних японцев: немного предыстории § 2. Ками § 3. Ключевые тексты для традиции синтоизма § 4. Синтоистская мифология Теогония и космогония Начало Вселенной Появление японских островов Попытка «сотериологического» подвига Спуск в подземный мир и его последствия Ритуальное очищение и завершение формирования пантеона Божественная природа власти § 5. Люди и боги в синтоизме § 6. Нормы поведения и синтоистские ритуалы § 7. Синтоистское общественное богослужение § 8. Синто: взгляд сквозь века Литература: Глава X. Религия и культура Шумера § 1. Общие замечания о шумерской цивилизации § 2. Шумерский пантеон и система религиозных взглядов § 3. Шумерские мифы о происхождении Вселенной и человека Шумерская космология Антропология Шумерская «сотериология» § 4. Религиозные ритуалы в Древнем Шумере Литература: Глава XI. Религия и культура Аккада § 1. Общие замечания о культуре Аккада § 2. Аккадский пантеон и система религиозных взглядов § 3. Аккадская мифология Космология и антропология. Поэма «Энума элиш» «Сотериология». «Эпос о Гильгамеше» § 4. Религиозные ритуалы в Древнем Аккаде Литература: Глава XII. Религия и культура Древнего Египта § 1. Общие замечания о цивилизации Древнего Египта § 2. Специфика религиозных представлений в Древнем Египте § 3. Ключевые сакральные тексты для древнеегипетской религиозной традиции § 4. Космологические и антропологические представления древних египтян Теогония и космогония Гелиопольская традиция Гермопольская традиция Мемфисская традиция Антропология § 5. Древнеегипетская «сотериология» § 6. Ритуальный характер власти фараона и его место в религиозной практике Литература: Глава XIII. Религия и культура Хеттов § 1. Общие замечания: свидетельства о хеттах § 2. В поисках утраченной прародины § 3. Краткий очерк хеттской истории Периодизация хеттской истории Куссарское царство Древнее царство (ок. 1740–1460 гг. до н. э.) Хеттская империя (ок. 1460–1215 гг. до н. э.) Движение «народов моря» и крах империи хеттов § 4. Влияние соседей и смешение культур § 5. Хеттский пантеон и религиозные представления Местные культы Государственная религия § 6. Ключевые хеттские мифы Миф о Телепинусе Миф о битве бога Грозы с Иллуянкой Миф «О царствовании на небесах» «Песнь об Улликумми» § 7. Храмы и религиозная практика хеттов Литература: Глава XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья § 1. Общая характеристика региона и его жителей § 2. Амореи и финикийцы: купцы, изобретатели и мореходы § 3. Основные источники сведений о культуре и религиозных традициях Ханаана § 4. Религиозные представления жителей Ханаана. Пантеон § 5. Ханаанская мифология Возвышение Баала Дворец Баала Баал и Муту § 6. Ритуальная практика в Древнем Ханаане Литература: Глава XV. Религия и культура Эгейского Мира в III–II тысячелетиях до нашей эры. Крито-Микенская цивилизация § 1. Общая характеристика региона и его жителей § 2. История исследований Эгейского региона § 3. Культура Кикладских островов § 4. Минойская цивилизация. Крит в эпоху бронзового века § 5. Критская религиозная символика и проблемы её интерпретации § 6. Минойский культ быка и связанные с ним ритуалы § 7. Критская мифология Рождение и воспитание Зевса Зевс и Европа Минос и Пасифая Лабиринт Минотавра и нить Ариадны § 8. Погребальный культ и критские обряды § 9. Микенская культура Литература: Глава XVI. Религия Древней Греции § 1. Очерк истории и культуры Древней Греции § 2. Религиозные представления древних греков Представления о богах Пантеон Олимпийские боги «Младшие» боги Герои как существа особой богочеловеческой природы § 3. Ритуалы. Календарь и ритм греческих праздников § 4. Космологические представления древних греков Пеласгический миф Гомеровский и орфический мифы Олимпийский миф § 5. Древнегреческая антропология. Представления о загробном мире § 6. Древнегреческая религия и древнегреческая философия Литература: Глава XVII. Элевсинские и Дионисийские мистерии § 1. Феномен мистерий § 2. Миф о Деметре и Персефоне как идейная основа Элевсинских мистерий § 3. Публичные элементы Элевсинских мистерий § 4. Тайные действия и смысл Элевсинских мистерий § 5. Дионис как центральный персонаж Дионисийских мистерий § 6. Мифы о происхождении Диониса § 7. Культ Диониса. Вакханалии Литература: Глава XVIII. Религия Древнего Рима § 1. Периодизация истории религиозных представлений Древнего Рима § 2. Религиозные представления до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.) § 3. Характеристика религиозных представлений со времени правления царей из династии Тарквиниев до начала Пунических войн (616–264 гг. до н. э.) § 4. От Пунических войн до конца республики (264–30 гг. до н. э.) § 5. От начала империи до Миланского эдикта (30 г. до н. э. – 313 г.) § 6. Мифологические сюжеты возникновения Рима Знамение с жертвоприношением Основание города Лавиниума и сопутствовавшие этому знамения Основатели Рима Начало Вечного города Организация жизни города Похищение сабинянок, война и союз с соседними племенами § 7. Древнеримский пантеон § 8. Жречество и ритуальная практика Жреческие коллегии §9 Праздники в Древнем Риме Литература: Глава XIX. Религиозно – культурная ситуация в Древней Индии § 1. Гипотезы о происхождении древнеиндийской цивилизации Протоиндийская (Хараппская) цивилизация Религия Вед § 2. Общая характеристика религиозных представлений § 3. Краткая характеристика каждой из четырёх Вед § 4. Пантеон Вед § 5. Космология Вед § 6. Этико-социальное учение Вед Литература: Глава XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад § 1. Хронологические границы брахманической религии. Варновое деление общества § 2. Священные тексты брахманизма § 3. Мировоззренческие особенности брахманизма в области космологии Что есть сущее? Абсолютное, божественное бытие Бог, человек, мир Ключевые понятия § 4. Религиозно-философские школы брахманизма Характеристика шести ортодоксальных даршан § 5. Место и значение ритуала в брахманической религии Основные ритуальные практики Бытовые, частные ритуалы Торжественные ритуалы Обряд сооружения алтаря Агни Ритуальное сотворение мира: ашвамедха и пурушамедха § 6. Аскетическая практика в брахманизме Литература: Глава XXI. Индуизм § 1. Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Индуизм – преемник брахманизма § 2. Общие характеристики корпуса текстов смрити Сутры Эпосы (эпические произведения) Пураны § 3. Индуистский пантеон Культ Брахмы Вишнуизм Шиваизм Женская сакральность в индуизме § 4. Представления о космологии и хронологии в индуизме § 5. Религиозно-философские школы индуизма Адвайта- веданта Вишишта-адвайта-веданта Двайта-веданта § 6. Этико-социальное учение и религиозная практика индуизма Этика индуизма Дхараны Ашрама – дхарана, фиксирующая периоды жизни Ритуалы Литература: Глава XXII. Буддизм § 1. Предпосылки возникновения буддизма § 2. Будда: легенда и реальность Проблемы датировки жизни основателя буддизма Происхождение и первые годы жизни Будды Брак и семья Сиддхартхи Судьбоносные встречи Отречение от прошлой жизни Обретение просветления – бодхи Выход на проповедь «Три сокровища» буддизма Завершение земного пути Гаутамы § 3. Буддийский священный канон Палийский канон и его разделы Иные варианты буддийского канона Жизнеописания Будды Буддийская литература сутр и шастр § 4. Доктрины буддизма «Религия без бога» и буддийские божества Буддийская онтология Дхармы Скандхи Что есть «я»? «Личность лишь имя» Шесть возможных форм рождения Буддийская космология и священная география Буддийское представление о структуре мира Устройство мира форм Представление о законах бытия и времени Карма Бытие Вселенной Временные периоды Антропология и перспективы человечества Человеческое бытие: актуальное состояние, его причины, цель и способы её достижения Первая Благородная Истина: истина о страдании Вторая Благородная Истина: истина возникновения страдания Третья Благородная Истина: истина прекращения страданий Четвёртая Благородная Истина: истина Пути § 5. Религиозная практика в буддизме § 6. Религиозно-философские течения в буддизме Что есть идеальная личность и каковы смысл и цель её жизни? Какова сущность Будды? Тантрический буддизм (Ваджраяна) Методы Ваджраяны Шамбала § 7. Статистические данные о количестве буддистов Литература: Глава XXIII. Ислам § 1. Арабы и Аравия в доисламский период § 2. Религиозно-социальная ситуация в Аравии VI–VII вв. Возникновение ислама Христианство в Аравии Иудаизм в Аравии Местные политеистические культы Святилище Мекки Социальная организация жизни арабов Ханифы «Пророки» доисламского арабского мира § 3. Мухаммад – посланник Аллаха и основатель ислама Исторические источники о жизни Мухаммада Происхождение Мухаммада Детство основателя ислама Первый брак Мухаммада Жизнь Мухаммада до 40 лет Первое откровение в жизни Мухаммада Начало проповеди в Мекке Выход с проповедью за пределы Мекки Значение Хиджры для развития ислама Военные столкновения сторонников и противников Мухаммада Последний год жизни Мухаммада § 4. Коран Характеристика структуры и содержания Корана Специфика чтения Корана Восприятие Корана мусульманами Проблемы сохранности текста Корана Появление кодекса Усмана Хронология коранических аятов Современный порядок сур в Коране «Отменяющие» и «отменённые» аяты в Коране § 5. Сунна Форма и содержание Хадисы: структура, содержание, история записи Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов Значение Сунны в жизни мусульманина § 6. Вероучение. «Шесть основ веры» Иман «Шесть основ мусульманской веры» 1) Вера в Аллаха 2) Вера в ангелов 3) Вера в Писания 4) Вера в посланников Образ пророка Исы (Иисуса) в исламе Мухаммад и другие посланники Аллаха 5) Вера в Судный день Мусульманские представления о посмертных блаженствах и страданиях 6) Вера в предопределение Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера в предопределённость и наличие зла в мире § 7. Этика и практика мусульманского благочестия. «Пять столпов ислама» 1. Таухид Джихад как форма таухида 2. Намаз 3. Закят 4. Ураза 5. Хадж Оформление норм исламской морали § 8. Исламское право Шариат. Источники исламского права Регламентация поведения мусульман Различные школы исламского права Ваххабизм Ислам и запрет на художественные изображения § 9. Суфизм – мистический ислам Философия суфизма «Стоянки» на пути суфия Суфийские братства § 10. Течения ислама § 11. Статистические данные Литература: Глава XXIV. Иудаизм § 1. Еврейство: религия и культура § 2. От начала истории еврейского народа до «конца дней» Проблема периодизации истории еврейского народа Талмудический период (70 г. – VI в.) Еврейская государственность на рубеже нашей эры Национальные религиозные школы в Палестине Еврейские центры в Месопотамии Раввинистический (постталмудический) период (VII–XIX вв.) Формирование раввината Еврейская диаспора в различных странах Европы Появление новых направлений иудаизма Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – наст. вр.) Движение за возвращение на историческую родину Зарождение сионизма Трагедия еврейства XX в. и создание еврейского национального государства Субэтнические группы евреев § 3. Ключевые книги иудаизма Танах Талмуд Другие значимые книги § 4. Основные вероучительные положения иудаизма § 5. Иудейские традиции Обрезание Бар-мицва Шаббат Кашрут Сохранение особого внешнего вида Праздники Памятные даты – «полупраздники» § 6. Конфессиональная ситуация в иудаизме Ортодоксальный иудаизм Реформистский иудаизм Консервативный иудаизм Караимы § 7. Иудейский мистицизм § 8. Статистические данные Литература: Заключение Библиография Научная литература На русском языке: На иностранных языках: Источники
От автора
Данная книга – плод долгих преподавательских и исследовательских трудов – родилась из курса лекций, читаемых мною в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий» на протяжении вот уже более 15 лет. Предполагаю, что, прочитав эти строки и взглянув на имя автора, человек светский, не имеющий отношения к системе религиозного образования, а возможно, и вовсе равнодушный к религии, поспешит отложить книгу в сторону, решив, что настоящее издание – очередной труд по обличительному богословию, отличающийся предвзятым, заведомо критическим отношением к описываемым нехристианским традициям. Но эта книга не об этом.
Её цель – показать разнообразие форм и всеобщность религиозных поисков человека и тем самым продемонстрировать, что религиозность является неотъемлемым качеством каждой человеческой души, органичным свойством самой человеческой природы.
Homo religiosus (лат. «человек религиозный»)1, в отличие от других известных науке homines, существовал всегда, на протяжении всей истории человечества, поскольку вопрос преодоления относительности бытия волновал людей искони. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные археологические находки, относящиеся к самым ранним эпохам человеческой истории.
Особо хотелось бы отметить, что в книге не обсуждается вопрос обоснованности и справедливости той или иной теории происхождения человека, хотя у автора, православного христианина, разумеется, нет никаких сомнений в том, что человек создан по образу и подобию Божию и является венцом Божественного творения.
На протяжении веков люди отказывались примириться с мыслью о конечности своего существования и стремились найти способ превозмочь ограниченность их личности рамками земной жизни. Взирая на тысячелетний путь, пройдённый homo religiosus, мы видим, что религиозные искания человека не были простыми и шли подчас весьма тернистыми путями. Нельзя сказать, что эти поиски были бесплодными и не имели совершенно никакой духовной ценности.
Но у читателя, взглянувшего на содержание данной книги, может возникнуть закономерный вопрос: почему из повествования о религиозной истории человечества выпало христианство?
В значительной степени это было обусловлено «техническими» причинами, поскольку данный преподаваемый курс «История религий» изучается в духовной семинарии, где ознакомление с христианской традицией происходит в рамках разнообразных богословских, филологических и исторических дисциплин.
Но в данном случае важно подчеркнуть другое. Для меня как православного христианина история духовных поисков человечества лапидарно выражается в одной фразе: человек отчаянно искал Бога – и Бог нашёл человека во Иисусе Христе. Именно во Христе обретают смысл и ценность все религиозные поиски человечества от начала времён и по сей день.
Разговор о христианстве – это, конечно же, отдельная тема, заслуживающая глубокого и вдумчивого размышления, и сегодня, к счастью, существует немало достойных трудов, способных помочь ищущему уму в этом вопросе2. Кроме того, следует честно признать, что рассмотрение христианского учения в контексте личного религиозного опыта, коим неизменно руководствуется любой верующий христианин в разговоре о своей вере, неизбежно переводит нас в совершенно иную плоскость, на иной стиль и язык изложения материала – на язык богословия и субъективного переживания, что едва ли уместно в религиоведческом труде.
Поэтому данная книга – всего лишь о первой части приведённой выше фразы: о духовных дерзаниях человечества вне Христа. Безусловно, в рамках заданного формата представляется крайне затруднительным рассказать обо всех религиозных учениях и духовных практиках, когда-либо существовавших в истории или ныне существующих. В данной книге речь пойдёт только о наиболее значимых религиозных феноменах, которые обязательно следует иметь в виду, когда мы говорим о духовно-культурном наследии человечества.
При написании книги были использованы работы известных отечественных и зарубежных исследователей в области истории, философии, культурологии, филологии и религиоведения: И.А. Ильина, С.Л. Франка, прот. С. Булгакова, М. Элиаде, Сало У. Барона, С. Дубнова, А. Мюллера, В.В. Лебедева, Э.Р. Кулиева, А. Шиммель, Е.А. Торчинова, В.С. Семенцова, Г.М. Бонгард-Левина, М.Ф. Альбедиль, С. Радхакришнана и многих других замечательных учёных.
Вкратце хотел бы пояснить некоторые особенности структуры и оформления текста данной книги. Изложение материала в ней подчинено не столько хронологическо-географическому принципу (выдержать который до конца едва ли возможно, ибо некоторые религии существовали одновременно в разных частях мира), сколько методической задаче: дать очерк религиозных идей и практик, их взаимных влияний и изменений от самых древних времён до современности. Именно этим определяется тот факт, что главы, посвящённые индуизму и буддизму, помещены не вслед за описанием религиозной ситуации в Древнем Китае и Японии (как это обычно бывает в учебных пособиях), а последуют описанию развития религиозных традиций в Индии (где и возник буддизм). После этого идут главы, посвящённые исламу и иудаизму, религиям, сформировавшимся позднее упомянутых выше. Кроме того, перечисленные традиции являются наиболее «влиятельными» в современном мире, поэтому они и завершают содержательную часть книги.
Текстовой материал дополняют иллюстрации и фоновые вставки, в которых в доступной форме излагаются интересные исторические факты, оригинальные исследовательские концепции, сведения о важных культурно-исторических объектах, имеющих большое религиозное значение, этимологии отдельных слов и понятий и др. Фоновые вставки – это информация, скажем так, для любознательных. В блоках, не выделенных цветом, приводятся определения, требующие специального пояснения, а также даются сведения, дополняющие содержание основной части текста. Кроме того, там, где это необходимо, некоторые главы снабжены таблицами, схемами и картами. В книге принята система внутренних ссылок с указанием названия конкретной главы или параграфа.
Выход данной книги в свет был бы невозможен без поддержки Преосвященного епископа Тихона (Шевкунова), ректора Сретенской духовной семинарии; О.Ю. Васильевой, доктора исторических наук, профессора; В.В. Лебедева, доцента кафедры арабской филологии ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова; В.В. Кравчук, доцента кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, и многих других неравнодушных людей, которым я выражаю свою искреннюю признательность.
Надеюсь, что предпринятый автором труд будет интересен самой широкой аудитории и с благосклонностью будет воспринят как моими коллегами, так и светскими специалистами в области истории, культурологии и религиоведения, равно как и представителями описываемых в книге религий.
Протоиерей Олег Корытко, кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии г. Москвы

Заставка 1
* * *
Автором термина является известный религиовед М. Элиаде (1907–1986).
Среди них особое место занимают работы Преосвященного митрополита Илариона (Алфеева), в которых доступно для сознания современного человека изложено учение Христово; при этом, что принципиально важно, без потери глубины темы. Я благодарю Бога за то, что мне посчастливилось работать вместе с этим автором во время создания книги «История религий». (См. Иларион (Алфеев), митр., Корытко О., прот., Васечко В., прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016.)