Библиотеке требуются волонтёры
Михаил Рождественский

Источник

Заключение

Подводя итог данной работы, хотелось бы сказать, что все вышеизложенное отнюдь не составляет полноты мусульманского закона. Шариат на самом деле гораздо более эклектичен, изворотлив и противоречив. А если еще учесть, что каждый из четырех классических мазхабов имеет свой взгляд на предмет и свою версию разрешения проблемы, причем, в равной степени законную и общепризнанную (в исламском мире), то охватить в небольшом объеме весь шариат представляется совершенно невозможным. Однако основные его моменты, бесспорно, были освещены.

Стало очевидно, что ислам не только не самобытен, но, напротив, без иудаизма и христианства он вообще не смог бы существовать, так как находится в полной зависимости от этих более древних религиозных систем. Однако копируя внешнюю сторону чужих религиозных норм, ислам не смог постичь духовной стороны иудейства в его преобразовательном значении, и христианства как религии Искупления, в результате чего остался крайне беден в духовном плане. Ислам не имеет в своей сбивчивой теологической системе четкой, последовательной и законченной антропологии, амартологии, соответственно сатериологии и даже эсхатологии. Подобная «тактика подражания», естественно, создала большую путаницу в религиозных нормативах ислама и заставляет исламских ученых постоянно измышлять все новые легальные (то есть якобы санкционированные Богом в шариате) способы разрешения многочисленных регламентативных коллизий. При этом ислам еще умудряется заявлять, и об этом уже говорилось, что эта многогранность и гибкость в разрешении жизненных коллизий не только не противоречит природе ислама, но, напротив, является его обязательным и природным свойством. Так называемый «универсализм» исламского шариата призван обеспечить вечное существование ислама как религии последнего «откровения» и последнего «пророка». Он (универсальный подход) должен облегчить жизнь и исполнение безоговорочных приказов Аллаха, ведь «Аллах хочет для вас облегчения и не хочет для вас затруднения, и назначает людям только то, что они в состоянии сделать» (К.5:102; 2:185).

На протяжении всей работы, какого бы аспекта мусульманской жизни не приходилось касаться, было удивительно замечать поразительную изворотливость и лукавство. Это порочное единообразие красной нитью проходит не только через весь шариат, но вообще через всю историю ислама. Постоянные недомолвки и оговорки, поправки и двойные стандарты сводят на нет все достоинство шариата как божественного закона и, естественно, Корана как прямой речи Бога. Человек не умнее Творца, и превзойти Всевышнего в мастерстве преподания религиозных заповедей и нравственных законов не под силу даже самому одаренному гению. Дерзкая же попытка неграмотного Мухаммеда, дерзнувшего говорить и повелевать человечеству от имени Бога, только обличает его самолюбивый и горделивый нрав. Путь арабского проповедника, подобно Адаму послушавшегося своей жены (Хадиджи) и возмечтавшего о пророческом достоинстве – это красноречивый и, к сожалению, печальный пример того, что может постигнуть человека, ищущего оригинального пути в жизни. После уже данного Богом человечеству Откровения, любая попытка придумать новое «откровение» априори обречена на провал. Грешный и страстный человек, отвергающий протянутую к нему с Креста руку Богочеловека, достоин единственно сожаления. Какие бы заманчивые перспективы глобального избавления человечества он не рисовал в своем больном воображении, он не только никого не сможет спасти, но и сам заблудится в лабиринте страстей и прелестей этого мира. Жизнь Мухаммеда подтверждает это в полной мере.

Но самым обидным и пагубным во всем этом является то, что учение Мухаммеда не умерло вместе с ним, оно продолжает жить и находить отклик в лукавых и сластолюбивых сердцах. Воздвигнутая Мухаммедом преграда между Христом и человечеством продолжает расти, а количество соблазненных душ продолжает увеличиваться. И помощи здесь можно ожидать только от Бога. Какие бы диалоги ни вела Православная Церковь с последователями хитрого арабского «пророка», изменить ситуацию под силу только Божественной благодати. Естественно, не без человеческого фактора. Именно об этом еще несколько тысяч лет назад Святой Дух засвидетельствовал, что «цари Аравии и Савы принесут дары» праведнику (Христу) (Пс.71:10). А мы верим, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37). И история христианства подтверждает это в полной мере.


Источник: Неожиданный шариат [Текст] / Михаил Рождественский. – [Москва : б. и.], 2011. – 494, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle