Заключение
Подводя итог данной работы, хотелось бы сказать, что все вышеизложенное отнюдь не составляет полноты мусульманского закона. Шариат на самом деле гораздо более эклектичен, изворотлив и противоречив. А если еще учесть, что каждый из четырех классических мазхабов имеет свой взгляд на предмет и свою версию разрешения проблемы, причем, в равной степени законную и общепризнанную (в исламском мире), то охватить в небольшом объеме весь шариат представляется совершенно невозможным. Однако основные его моменты, бесспорно, были освещены.
Стало очевидно, что ислам не только не самобытен, но, напротив, без иудаизма и христианства он вообще не смог бы существовать, так как находится в полной зависимости от этих более древних религиозных систем. Однако копируя внешнюю сторону чужих религиозных норм, ислам не смог постичь духовной стороны иудейства в его преобразовательном значении, и христианства как религии Искупления, в результате чего остался крайне беден в духовном плане. Ислам не имеет в своей сбивчивой теологической системе четкой, последовательной и законченной антропологии, амартологии, соответственно сатериологии и даже эсхатологии. Подобная «тактика подражания», естественно, создала большую путаницу в религиозных нормативах ислама и заставляет исламских ученых постоянно измышлять все новые легальные (то есть якобы санкционированные Богом в шариате) способы разрешения многочисленных регламентативных коллизий. При этом ислам еще умудряется заявлять, и об этом уже говорилось, что эта многогранность и гибкость в разрешении жизненных коллизий не только не противоречит природе ислама, но, напротив, является его обязательным и природным свойством. Так называемый «универсализм» исламского шариата призван обеспечить вечное существование ислама как религии последнего «откровения» и последнего «пророка». Он (универсальный подход) должен облегчить жизнь и исполнение безоговорочных приказов Аллаха, ведь «Аллах хочет для вас облегчения и не хочет для вас затруднения, и назначает людям только то, что они в состоянии сделать» (К.5:102; 2:185).
На протяжении всей работы, какого бы аспекта мусульманской жизни не приходилось касаться, было удивительно замечать поразительную изворотливость и лукавство. Это порочное единообразие красной нитью проходит не только через весь шариат, но вообще через всю историю ислама. Постоянные недомолвки и оговорки, поправки и двойные стандарты сводят на нет все достоинство шариата как божественного закона и, естественно, Корана как прямой речи Бога. Человек не умнее Творца, и превзойти Всевышнего в мастерстве преподания религиозных заповедей и нравственных законов не под силу даже самому одаренному гению. Дерзкая же попытка неграмотного Мухаммеда, дерзнувшего говорить и повелевать человечеству от имени Бога, только обличает его самолюбивый и горделивый нрав. Путь арабского проповедника, подобно Адаму послушавшегося своей жены (Хадиджи) и возмечтавшего о пророческом достоинстве – это красноречивый и, к сожалению, печальный пример того, что может постигнуть человека, ищущего оригинального пути в жизни. После уже данного Богом человечеству Откровения, любая попытка придумать новое «откровение» априори обречена на провал. Грешный и страстный человек, отвергающий протянутую к нему с Креста руку Богочеловека, достоин единственно сожаления. Какие бы заманчивые перспективы глобального избавления человечества он не рисовал в своем больном воображении, он не только никого не сможет спасти, но и сам заблудится в лабиринте страстей и прелестей этого мира. Жизнь Мухаммеда подтверждает это в полной мере.
Но самым обидным и пагубным во всем этом является то, что учение Мухаммеда не умерло вместе с ним, оно продолжает жить и находить отклик в лукавых и сластолюбивых сердцах. Воздвигнутая Мухаммедом преграда между Христом и человечеством продолжает расти, а количество соблазненных душ продолжает увеличиваться. И помощи здесь можно ожидать только от Бога. Какие бы диалоги ни вела Православная Церковь с последователями хитрого арабского «пророка», изменить ситуацию под силу только Божественной благодати. Естественно, не без человеческого фактора. Именно об этом еще несколько тысяч лет назад Святой Дух засвидетельствовал, что «цари Аравии и Савы принесут дары» праведнику (Христу) (Пс.71:10). А мы верим, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37). И история христианства подтверждает это в полной мере.