Бабуин мадам Блаватской
История мистиков, медиумов и шарлатанов, которые открыли спиритуализм в Америке
Содержание
Глава 1. Источник и ключ Глава 2. Мэлони и Джек Глава 3. Вести из ниоткуда Глава 4. Неприятности Глава 5. Апостольская преемственность Глава 6. Второе поколение Глава 7. Мальчики и боги Глава 8. Ариман и Люцифер Глава 9. Военные игры Глава 10. Путешествия Глава 11. Личные дела Глава 12. Школа и жизнь Глава 13. Трудности Глава 14. Конец пути Глава 15. Частная жизнь Глава 16. Грешники Глава 17. Гуру на войне Глава 18. Итоги Глава 19. Возвращение Глава 20. От системы к источнику Глава 21. Кульминация Заключение: торжество бабуина
Обман утверждает ложь. Событие,
рождающее веру, утверждает истину.
Стало быть, оно не обман, а чудо.
Бернард Шоу. Святая Иоанна
Что хрупок, как стекло, – он перед небом
Кривляется, как злая обезьяна,
И так, что плачут ангелы над ним.
Уильям Шекспир. Мера за меру
Благодарности
За помощь в создании этой книги я признателен многим людям, некоторые из них пожелали остаться неизвестными. Среди тех, кого я могу назвать, я особенно благодарен Элизабет Беннет и Майклу Франклину, а также Чарльзу Клейзену, Сеймуру Гинзбургу, леди Мавалль, Биллу Томсону и Лесли Уилсону.
Искреннюю признательность я хотел бы выразить Джеймсу Муру, щедро поделившемуся со мной глубокими познаниями в области учения Гурджиева, и Эндрю Роулинсону, великодушно ознакомившему меня с вариантами своего неопубликованного труда о духовных учителях. Помимо прочего, именно ему я обязан понятием «западный гуру».
Я благодарен за помощь и информацию обществу «Этериус», Антропософскому Обществу, Универсальной Церкви Ликования, Международному Фонду Эмиссаров, обществу «Вечный огонь», Великому Белому Братству, центру Кришнамурти в Броквуд-парке и Теософскому Обществу.
Мисс Лилиан Стори, библиотекарь Теософского Общества, была ко мне очень внимательна, равно как и сотрудники Лондонской библиотеки, Британского Музея и Публичной Регистрационной Службы. Кроме того, я в долгу перед Уорбургским институтом, библиотекой Уильямса при Лондонском университете и университетской библиотекой Миддлсекса.
Я чрезвычайно благодарен моему редактору, Викки Харрис, чье искусство и красноречие сделали этот объемистый текст более живым и увлекательным.
Вступление: цвет бирюзы
27 марта 1991 года британский футболист и эколог Дэвид Айк провел в Лондоне пресс-конференцию по поводу выхода в свет своей новой книги «Вибрации истины»1. Мистер Айк выступил перед журналистами в обществе своей супруги, дочери и еще одной дамы – своей коллеги. Все четверо были одеты в одинаковые бирюзовые одежды.
На вопросы относительно цвета его одежды журналистов, вероятно, ожидавших услышать что-нибудь про энергетический кризис, мистер Айк ответил, что Любовь и Мудрость «вибрируют на той же частоте, что и бирюзовый цвет». Далее он сообщил о существовании некоей группы «космических родителей», которые под Божественным руководством в течение целых столетий контролируют развитие нашей планеты. В число этих «родителей», известных также под названием Владык Мудрости, по словам эколога, входят пророк Самуил, волшебник Мерлин, Христофор Колумб, Владыка Седьмого Луча, Первосвященник Атлантиды, а ныне и он сам, Дэвид Айк. В книге «Вибрации истины» как раз и описывается миссия «родителей» – спасти мир от материального и духовного осквернения.
Эта пресс-конференция стала подарком для британской желтой прессы, в особенности для издания «Сан», которое уже на следующий день озадачило своих читателей вопросами: «Неужели Дэвид Айк слетел с катушек?» и «Дэвид Айк рехнулся или притворяется?»2. 75 % респондентов ответили на эти вопросы утвердительно. К тому же утверждением, что для выполнения своей духовной миссии он позволил вселиться в себя «Духу Христа», Айк навлек на себя обвинения репортеров в том, что он якобы провозгласил себя новым Иисусом. Мать Айка попыталась было выступить в защиту сына, после чего появилась новая статья под заглавием: «Мама заявляет: «Айк – мой сын, а не сын Господа Бога».
Хотя пресса сняла с мистера Айка богатый урожай, он не был в обиде на журналистов – возможно, потому что знал кое-что, им неизвестное. Действительно, если три четверти заинтересовавшихся публикациями «Сан» читателей согласились, что Дэвид Айк «слетел с катушек», то четверть-то так не считала. Иными словами, множество англичан либо разделяли убеждения Дэвида Айка, либо расценивали их как совершенно нормальные. Недавние опросы показали, что около 20 % британской общественности привержено неортодоксальным духовным учениям (что, кстати, значительно больше, чем количество людей, регулярно посещающих христианские богослужения) и что многие из них являются членами независимых религиозных обществ.
Среди американцев, одновременно и более набожных, и более склонных к авантюрам в духовной области, чем европейцы, этот процент еще выше. Америка давно получила титул страны духовной свободы, что едва ли удивительно: ведь сама американская нация создавалась, в частности, на основе протеста против религиозной ортодоксии. Семена этого протеста пышно цветут и по сей день, особенно на Западном побережье, где Дэвида Айка едва ли заметили бы среди бесчисленных контактеров, астрологов и проповедников реинкарнации.
В самом деле, трудно спорить с тем, что в наше время противостояние любым формам религиозной ортодоксии стало сильнее, чем когда-либо. Ведь продолжающийся по сей день спад влияния христианских церквей, начавшийся еще в XVIII веке и ускорившийся в XIX, сейчас подхлестывается новыми мощными культурными и социальными движениями, которые поощряют возникновение альтернативных религий и появление новых духовных учителей.
Наиболее значительными из новых движений, вызвавших духовную революцию XX века, являются экологизм и феминизм. Взгляд на нашу планету как на единый живой организм и попытка рассматривать Землю в широком космическом контексте побудили многих мыслителей пойти еще дальше и приравнять экологию к духовности. В пользу этой тенденции действует растущий интерес к буддизму и индуизму среди последователей учения Новой эры.
Большинство из них – женщины. И что еще более знаменательно, именно женщины стали лидерами многих подобных движений. По-видимому, в XIX столетии это было неизбежно: ведь духовная сфера (в том числе и литература) была тогда едва ли не единственной областью деятельности, в которой западная женщина имела возможность самореализации. Любопытно, однако, что эта тенденция сохранилась и в наше время. В обход официальных учреждений и организаций учение Новой эры обеспечило «зеленую улицу» феминизму; не исключено, что это – одна из причин растущей популярности этого учения даже среди респектабельной буржуазии. Например, совсем недавно Арианна Стассинопулос, супруга миллионера, конгрессмена и потенциального сенатора Майкла Хаффингтона, рассказала в своей книге «Четвертый Инстинкт»3, что мир испытывает потребность в очищении, как духовном, так и физическом, и что эти два процесса тесно связаны между собой. Далее она высказала идею, что у человечества не возникло бы необходимости в создании государства всеобщего благоденствия, если бы все люди развивали и воспитывали свои души (вероятно, при помощи основанного Арианной Движения за Внутреннее Духовное Сознание).
Как и «Вибрации истины», книга Арианны Стассинопулос проповедует синтез экологии и духовности с акцентом на тех качествах, которые традиционно приписывали женской сущности: сочувствии, воображении, инстинкте, плодородии и т. д., – в противоположность всему рациональному, патриархальному, материалистическому, упорядоченному, связанному с Богом Отцом, ортодоксальным христианством и ценностями среднего класса. Эти идеи не новы, но где же почерпнули их миссис Стассинопулос и мистер Айк и почему они так популярны? На какой почве выросли «Вибрации истины» и «Четвертый инстинкт»? И почему все больше и больше людей обращаются к подобным учителям и проповедникам, отворачиваясь от традиционных церквей?
Это лишь немногие из вопросов, ответить на которые мы попытаемся, излагая удивительную историю о том, как одна русская эмигрантка, питавшая слабость к сочинениям популярного британского романиста, принесла в Америку мудрость Востока. Читатель найдет в моей книге также рассказ о том, как бывшая супруга англиканского священника и Епископ, склонный к извращениям, изобрели «западного гуру». Мы расскажем и о том, какое поразительное влияние оказали их идеи на культурную, социальную и даже политическую жизнь трех континентов; а также о трансформации, которую претерпели эти идеи в сочинениях некоего армянина, умевшего ловко торговать коврами, и многотомных трудах одного немецкого философа. В этой книге мы попытаемся проследить до наших дней цепь захватывающих событий, которые начались в скромной нью-йоркской квартире 7 сентября 1875 года. Именно тогда началось головокружительное восхождение Тибетских Учителей Мудрости на Западе.
* * *
1. D. Icke. The Truth Vibrations. Aquarian Press, 1991.
2. «Sun», 29 марта 1991 г.
3. Arianna Huffington. The Fourth Instinct. Simon Schuster, 1994.