свящ. Иоанн Рябухин

Беседа миссионера со старообрядцами

Источник

Беседа Епархиального миссионера, священника Иоанна Рябухина со старообрядцами в посаде Добрянке, 26 сентября 1894 года

26-го сентября, после вечернего богослужения, в теплом единоверческом храме п. Добрянки, ведена была беседа со старообрядцами, возражателями на которой явились местные старообрядцы. Предметом беседы было разъяснение учения о вечности Христовой церкви, о трехчинной иерархии и о том, что старообрядцы, по отделении своем от Грекороссийской церкви, за неимением трехчинной иерархии и полноты церковных таинств, собою церкви Божией не составляли и доселе не составляют. Оправдать свое положение старообрядцы были не в силах, и один из возражателей, последователь белокриницкой секты, Иван Воронин публично заявил, что он, со времени открытия бесед в п. Добрянке, стал сомневаться в своем Белокриницком священстве. При сем Воронин стал объяснять простыми словами то, как старообрядцы белокриничные двоедушничают в своем учении в частных и публичных беседах с правосл. миссионерами и с беспоповцами: первым говорят, что священство может прекратиться в Хр. церкви, а беспоповцам говорят противное. Затем было указано другое противоречие Белокриничных самим себе: когда брали беглых попов и сманивали м. Амвросия, то признавали, что при хиротонии в Грекороссийской церкви сходит Дух Святый на рукополагаемого, а когда обзавелись своим священством, то опять хулят русскую церковь... и говорят, что в Российской церкви Дух Святый не пребывает. Своим добросовестным сознанием и суждениями он поставил других возражателей-старообрядцев в крайнее затруднение: одни из них конфузились, другие удивлялись и готовы были также высказаться откровенно о своих сомнениях. Но вот выступил окружнический Добрянский уставщик Федор Михайлов Маслюков, приблизился к столу с книгами, и заявил во всеуслышанье, что он приглашал на эту беседу лично своего попа Ивана Овечку, и письменно, чрез ряд доводов от писаний, всех трех Добрянских белокриничных попов. «В своих письменных приглашениях», говорил Маслюков; «я убедительно просил их исполнить свой долг стать на защиту своего верованья и оправдать пред миссионерами от писания белокриницкое священство... Просил я письменно и известных в нашей среде Мельниковых и всем им заявил, что если они не явятся на беседы защищать наше священство, то я признаю это за бессилие их к оправданию... Но никто не явился на беседы, чтобы оправдать свое положение и тем самым исполнить свой пастырский долг и вывесть из сомнения меня и других старообрядцев. Теперь я окончательно должен признать их отказ за бессилие оправдать наше ново­явленное священство». После этого Маслюков стал вычитывать из книги раскольнич. заграничной печати «Истинность учения Швецова» (из гл. 3-й, против беспоповцев) о вечности трех­чинной иерархии, а равно из книги: «Оправдание старообрядч. иерархии» и из письма Мельникова к беглопоповцу Гусеву, при чем сопоставлял их невольное сознание, что «в истиной Хр. церкви трехчинная иерархия будет непрерывная-вечная; а у старообрядцев не было 180 лет епископов; следовательно, они не составляли и церкви Христовой»... Такие сопоставления и объяснения. Маслюков продолжал более часа времени и пуб­лично заявил, что он более не признает белокриницкое свя­щенство за правильное; а считает оное за вымышленное старообрядческим самоволием и ложным. Такое решительное публич­ное заявление лучного начетчика из местных старообрядцев окончательно поразило всех слушателей. Последние глядели на разъясняющего неправоту раскола г. Маслюкова с недоумением и удивлением. Один из старообрядцев громко заметил Ма­слюкову: «если ты сознаешь, что наше священство незаконное, а церковь Российская правая, то почему же не присоединяешься к ней, а служишь уставщиком при незаконных попах?» Маслюков на это сказал: «Вам небезъизвестно, что у нас только два-три года тому назад, с приездом миссионеров. начались суждения о вере, а до сего времени мы только знали устав и службу церковную... Вот я и старался за эти три года, как можно больше, читать книги, по которым можно узнать истинную веру и правильное священство. Не решаясь основаться на своем ра­зуме, я обращался к своим пастырям за разъяснением моих сомнений, но, вместо разъяснений, они ругали бездоказательно Грекоросс. правосл. церковь, как полуграмотные фанатики и, наконец, совсем отказались лично со мною беседовать и явиться сюда на защиту своего священства. Теперь для меня очевидно их бессилие, и я более не буду ходить в моленную и уставщинствовать: а с Божию помощью постараюсь присоединиться к Греко­российской церкви». Такой ответ еще более поразил слушате­лей старообрядцев, которые глядели на Маслюкова с недоумением. Тогда о. Рябухин вступил в собеседование с Маслюковым и после многих доводов, в пользу православия церкви Грекороссийской стал ему предлагать, чтобы он не медлил своим присоединением, если уже решил свои сомнения и тем самым дал бы покой своей совести. Маслюков заявил: «я более не сомневаюсь в правоте и святости правосл. Грекороссийской церкви и готов хоть сейчас же к ней присоединиться!» После такого заявления и другой собеседник – Иван Воронин громко заговорил: «о миссионер! нельзя ли нас сейчас при­соединить, и я согласен вместе с Федором Михайловичем присоединиться!» Некоторые из слушателей старообрядцев стали высказывать, что они желали бы видеть, как происходит присоединение к православию. Маслюков и Воронин решительно изъявили свое желание на присоединение. При сем Ф. Маслю­ков сказал: «что бы более не влаяться нам всяким ветром учения и не быть соблазном для меньшей братии нашей, оста­ваясь сознательно при раскольническом заблуждении, мы убеди­тельно просим Вас, о. миссионер, присоединить нас безотлагательно сейчас же во очию всех присутствующих здесь». Беседа была закончена объявлением, что сейчас же начнется чин присоединения над изъявившими свое к тому желание. Поставлен был аналогий, зажжены все свечи и паникадила. О. Рябухин, с местным священником о. А. Румянцевым, облачились в лучшие ризы и стали совершать чин присоеди­нения. Все присутствовавшие и старообрядцы стояли в храме с соблюдением строгой тишины, внимательно следя за чином при­соединения. По присоединении и Миропомазании о. Рябухиным сказана была приветственная речь к новоприсоединенным с назиданием к слушателям-старообрядцам, и затем отслужен был молебен св. апостолу Иоанну Богослову; читал тропари канона новоприсоединенный Ф. Маслюков. После молебна Ф. Ма­слюков убедил свою жену также принять православие кото­рая и была тогда же присоединена с своею малюткою-дочерью. За все сие Слава и благодарение Премилосердному Богу, изволи­вшему сие!

Епархиальный миссионер, священник Иоанн Рябухин


Источник: Рябухин И., свящ. Беседа миссионера со старообрядцами // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. 1895. № 1. С. 13-16.

Комментарии для сайта Cackle