Беседа Епархиального миссионера, священника Иоанна Рябухина со старообрядцами в посаде Добрянке, 26 сентября 1894 года
26-го сентября, после вечернего богослужения, в теплом единоверческом храме п. Добрянки, ведена была беседа со старообрядцами, возражателями на которой явились местные старообрядцы. Предметом беседы было разъяснение учения о вечности Христовой церкви, о трехчинной иерархии и о том, что старообрядцы, по отделении своем от Грекороссийской церкви, за неимением трехчинной иерархии и полноты церковных таинств, собою церкви Божией не составляли и доселе не составляют. Оправдать свое положение старообрядцы были не в силах, и один из возражателей, последователь белокриницкой секты, Иван Воронин публично заявил, что он, со времени открытия бесед в п. Добрянке, стал сомневаться в своем Белокриницком священстве. При сем Воронин стал объяснять простыми словами то, как старообрядцы белокриничные двоедушничают в своем учении в частных и публичных беседах с правосл. миссионерами и с беспоповцами: первым говорят, что священство может прекратиться в Хр. церкви, а беспоповцам говорят противное. Затем было указано другое противоречие Белокриничных самим себе: когда брали беглых попов и сманивали м. Амвросия, то признавали, что при хиротонии в Грекороссийской церкви сходит Дух Святый на рукополагаемого, а когда обзавелись своим священством, то опять хулят русскую церковь... и говорят, что в Российской церкви Дух Святый не пребывает. Своим добросовестным сознанием и суждениями он поставил других возражателей-старообрядцев в крайнее затруднение: одни из них конфузились, другие удивлялись и готовы были также высказаться откровенно о своих сомнениях. Но вот выступил окружнический Добрянский уставщик Федор Михайлов Маслюков, приблизился к столу с книгами, и заявил во всеуслышанье, что он приглашал на эту беседу лично своего попа Ивана Овечку, и письменно, чрез ряд доводов от писаний, всех трех Добрянских белокриничных попов. «В своих письменных приглашениях», говорил Маслюков; «я убедительно просил их исполнить свой долг стать на защиту своего верованья и оправдать пред миссионерами от писания белокриницкое священство... Просил я письменно и известных в нашей среде Мельниковых и всем им заявил, что если они не явятся на беседы защищать наше священство, то я признаю это за бессилие их к оправданию... Но никто не явился на беседы, чтобы оправдать свое положение и тем самым исполнить свой пастырский долг и вывесть из сомнения меня и других старообрядцев. Теперь я окончательно должен признать их отказ за бессилие оправдать наше новоявленное священство». После этого Маслюков стал вычитывать из книги раскольнич. заграничной печати «Истинность учения Швецова» (из гл. 3-й, против беспоповцев) о вечности трехчинной иерархии, а равно из книги: «Оправдание старообрядч. иерархии» и из письма Мельникова к беглопоповцу Гусеву, при чем сопоставлял их невольное сознание, что «в истиной Хр. церкви трехчинная иерархия будет непрерывная-вечная; а у старообрядцев не было 180 лет епископов; следовательно, они не составляли и церкви Христовой»... Такие сопоставления и объяснения. Маслюков продолжал более часа времени и публично заявил, что он более не признает белокриницкое священство за правильное; а считает оное за вымышленное старообрядческим самоволием и ложным. Такое решительное публичное заявление лучного начетчика из местных старообрядцев окончательно поразило всех слушателей. Последние глядели на разъясняющего неправоту раскола г. Маслюкова с недоумением и удивлением. Один из старообрядцев громко заметил Маслюкову: «если ты сознаешь, что наше священство незаконное, а церковь Российская правая, то почему же не присоединяешься к ней, а служишь уставщиком при незаконных попах?» Маслюков на это сказал: «Вам небезъизвестно, что у нас только два-три года тому назад, с приездом миссионеров. начались суждения о вере, а до сего времени мы только знали устав и службу церковную... Вот я и старался за эти три года, как можно больше, читать книги, по которым можно узнать истинную веру и правильное священство. Не решаясь основаться на своем разуме, я обращался к своим пастырям за разъяснением моих сомнений, но, вместо разъяснений, они ругали бездоказательно Грекоросс. правосл. церковь, как полуграмотные фанатики и, наконец, совсем отказались лично со мною беседовать и явиться сюда на защиту своего священства. Теперь для меня очевидно их бессилие, и я более не буду ходить в моленную и уставщинствовать: а с Божию помощью постараюсь присоединиться к Грекороссийской церкви». Такой ответ еще более поразил слушателей старообрядцев, которые глядели на Маслюкова с недоумением. Тогда о. Рябухин вступил в собеседование с Маслюковым и после многих доводов, в пользу православия церкви Грекороссийской стал ему предлагать, чтобы он не медлил своим присоединением, если уже решил свои сомнения и тем самым дал бы покой своей совести. Маслюков заявил: «я более не сомневаюсь в правоте и святости правосл. Грекороссийской церкви и готов хоть сейчас же к ней присоединиться!» После такого заявления и другой собеседник – Иван Воронин громко заговорил: «о миссионер! нельзя ли нас сейчас присоединить, и я согласен вместе с Федором Михайловичем присоединиться!» Некоторые из слушателей старообрядцев стали высказывать, что они желали бы видеть, как происходит присоединение к православию. Маслюков и Воронин решительно изъявили свое желание на присоединение. При сем Ф. Маслюков сказал: «что бы более не влаяться нам всяким ветром учения и не быть соблазном для меньшей братии нашей, оставаясь сознательно при раскольническом заблуждении, мы убедительно просим Вас, о. миссионер, присоединить нас безотлагательно сейчас же во очию всех присутствующих здесь». Беседа была закончена объявлением, что сейчас же начнется чин присоединения над изъявившими свое к тому желание. Поставлен был аналогий, зажжены все свечи и паникадила. О. Рябухин, с местным священником о. А. Румянцевым, облачились в лучшие ризы и стали совершать чин присоединения. Все присутствовавшие и старообрядцы стояли в храме с соблюдением строгой тишины, внимательно следя за чином присоединения. По присоединении и Миропомазании о. Рябухиным сказана была приветственная речь к новоприсоединенным с назиданием к слушателям-старообрядцам, и затем отслужен был молебен св. апостолу Иоанну Богослову; читал тропари канона новоприсоединенный Ф. Маслюков. После молебна Ф. Маслюков убедил свою жену также принять православие которая и была тогда же присоединена с своею малюткою-дочерью. За все сие Слава и благодарение Премилосердному Богу, изволившему сие!
Епархиальный миссионер, священник Иоанн Рябухин
