И. Балычев

Беседы со старообрядцами в посаде Добрянке, Городнянского уезда, Черниговской губернии

Источник

По просьбе частного противораскольнического миссионера, купца Иакова Балычева, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, был послан в марте месяце сего года в посад Добрянку миссионер о. Василий Родионцев, который имел там три беседы со старообрядцами – 19, 20 и 21 марта. На первой своей беседе, бывшей 19 марта, о. Василий Родионцев, после пения молитвы „Царю Небесный"', объяснил, что церковь Христова ни на один день не может лишиться епископов, Апостольских преемников. Если Епископы церковные, говорил он, разнились между собою нравами так, что один был добрее, другой строже, то это обстоятельство нисколько не умалило их нравственных достоинств, так как они все были люди строго благочестивые и не отделялись от св. церкви из-за каких-нибудь недостатков или погрешностей других, равных им архиереев. Что же касается Патриарха Никона, то и он, как человек, хотя имел некоторые недостатки (раздражение, вспыльчивость и суровость), но в своей жизни поступал благочестиво, право проповедывал св. веру и был искусен в святом писании. За его грехи Бог попустил ему быть в 13-ти-летнем заточении, где он под тяжелыми веригами нес тяжелый крест с истинною покорностью воле Божией, в великих постнических подвигах, трудах и молитвах и благочестиво скончался. При этом прочитаны были исторические доказательства из 1 2 тома Митрополита Макария и из других книг. Из сказанного ясно было видно, что глаголемые старообрядцы напрасно отделяются от православной церкви, осуждая мнимые пороки Патриарха Никона и что они лишились истинной Христовой церкви, которая имеет преемственную иерархию и содержит в чистоте семь церковных таинств. 0. Родионцев на основании свидетельств Свящ. Писания доказал далее, что церковь не может лишиться епископов и семи церковных таинств, а потому митрополит Амвросий пришел не к церкви Христовой, а к собранию людей, лишенных благодатных даров Св. Духа и не имевших благодатной преемственной хиротонии. Незаконно было и его отделение от восточного греческого Патриарха, так как ни он и никто из старообрядцев не мог уличить греческого Патриарха в какой-либо ереси. Далее о. миссионер сослался на многие канонические правила, нарушенные Амвросием и вполне обстоятельно доказал незаконность Австрийской иерархии, которая уже распалась на четыре враждебных партии. В доказательство этого, о. миссионер показал подлинную бумагу соборного постановления за собственноручными подписями и печатями раскольничьих лжеархиереев и лжепопов, числом до 20-ти человек, где проклинаются другие епископы Австрийского согласия. Таким доказательством раскольники были сильно поражены и недоумевали, как могла в руки православного миссионера попасть подлинная соборная грамота! Старообрядцы просили о. Родионцева показать им соборную грамоту и отдать им на руки с тем, чтобы они показали ее своему попу Григорию, при чем многие ручались за ее целость, на что о. миссионер согласился. В заключение беседы просили о. Родионцева помолиться за них Богу, чтобы Он просветил их ум и сердце и помог вступить на истинный путь спасения. Беседа закончилась пением „Достойно есть.»

На второй беседе, 20 марта, согласно просьбе беспоповцев, о. миссионер занялся выяснением вопроса, поставленного ими: будет ли какая польза им, беспоповцам, если они причастятся от белокриничного священника? В ответ на это о. Родионцев и помощник его Алексей Сырников привели много мест из св. Писания, которыми доказали, что без св. церкви и причащения св. Тайн невозможно наследовать царствие небесное никакими молитвами, ни благотворениями, ни постом, ни милостынею. В заключение беседы, длившейся 5 часов, о. миссионер спросил слушателей; согласны ли они с тем, что Австрийская иерархия незаконная и, пребывая в единении с нею невозможно получить спасение? На это молодые старообрядцы ответили, что им трудно оставить свое стадо, вследствие разных неприятностей от родственников, не только укоряющих присоединенных к единоверию словами, но и притесняющих их материально. Далее они сказали, что их лжепоп Григорий признал на показанной ему грамоте некоторые подписи и печати своих лжеепископов и даже некоторые просили вернуть им эту грамоту. На беседе возражал о. миссионеру Иван Петров Гупиенков. Закончилась беседа обычно молитвою Богоматери „Достойно есть.»

На третьей беседе, после пения молитвы „Царю Небесный» о. Родионцев выяснил, что св. соборная и апостольская церковь имеет право изменять церковные обряды, при этом указал много примеров обрядовых прибавлений и убавлений, которые допускала св. церковь, но из-за этого благочестивые люди не оставляли ее, а старообрядцы за присвоение Российскою церковью греческих православных обрядов оставили вселенскую церковь и разошлись по разным путям, ведущим в безотрадный путь погибели. При этом о. Родионцев привел много мест из старопечатных книг, в которых говорится о нраве церкви изменять обряды.

Старообрядцы обвиняли православных за небрежное крестное знамение и другие упущения, но о. Родионцев указал, что и в древней церкви были обрядовые недостатки, но это не служило причиной отделения от нее. Все три беседы были продолжительные; старообрядцы остались довольны о. Василием Родионцевым, а некоторые заявили, что они оставляют раскол и присоединяются к православной церкви. 0. Василий некоторым из присутствовавших роздал полемические книги, а старообрядцы кричали ему: „спаси тебя Христос, – батюшка! Очень благодарны за ваши беседы!“ После бесед во всем посаде идет сильное движение среди раскола в пользу православия.

И. Балычев


Источник: Балычев И. Беседы со старообрядцами в посаде Добрянке, Городнянского уезда, Черниговской губернии // Прибавление к Черниговским епархиалным известиям. 1897. № 20. С. 729-732.

Комментарии для сайта Cackle