Азбука верыПравославная библиотека Секты и расколы Что вы должны знать о Свидетелях Иеговы


Что вы должны знать о Свидетелях Иеговы

В ваш домофон позвонили Свидетели Иеговы? Или в их ряды вступил близкий вам человек?

Тогда самое время разобраться в том, о чём члены культа никогда не расскажут. В этой брошюре доступно подняты самые острые вопросы, касающиеся организации «Свидетели Иеговы».

Надеемся, что брошюра окажется полезной и своевременной.

Содержание

Урок 1. Организация «Свидетели Иеговы» Урок 2. Почему такое название Урок 3. Вербовка Урок 4. Вхождение в культ Урок 5. Руководство собраниями Урок 6. Обязанности членов культа Урок 7. Выход из культа Урок 8. Отношение к браку и семье Урок 9. Отношение к Библии Урок 10. Финансирование культа Урок 11. Места поклонения Урок 12. Переливание крови Урок 13. Запрет на независимое мышление Урок 14. Ложные пророчества и доктрины Урок 15. Деструктивный культ Урок 16. Как помочь выйти из культа Рекомендуемая литература  

 

Урок 1. Организация «Свидетели Иеговы»

Общество Сторожевой Башни (ОСБ) было образовано в США в 1881 году из библейского кружка, который организовал обеспеченный американский галантерейщик Чарльз Рассел. Он не имел специального или религиозного образования, и большинство культовых идей перенёс из богословия Адвентистов.

Официальным органом печати последователей Рассела стал журнал «Сионская Сторожевая Башня», издание которого началось в 1879 году. Вновь образованный культ пропагандировал и без того широко распространённую в те годы в американском обществе идею скорого пришествия Христа и связанные с этим популистские обещания рая и блаженства. Как и Адвентисты, Рассел учил, что Христос уже пришёл и с 1874 года правит незримо для человеческих глаз. Сначала он утверждал, что вмешательство Христа в дела Земли произойдёт в 1881 году, затем многократно откладывал дату конца света. В своих расчётах он пользовался архитектурным планом египетской пирамиды Хеопса и, используя Библию, облекал всё это в форму библейского пророчества, привлекая в свои ряды всё новых легковерных.

В 1906 году жена Рассела Мария добилась официального развода, так как муж являлся противником сексуальных отношений в браке и унижал её. В 1909 году из-за резких разногласий с политикой Рассела по укреплению своей власти, культ покинули около 200 сторонников. В 1911 году разразился новый скандал, когда Рассел через журнал «Сторожевая Башня» продал крупную партию неплодоносной пшеницы, выдав товар за «зерно пятикратной производительности». В 1913 году Рассел проиграл крупный процесс против Пастора баптистской церкви Росса, при этом ему пришлось лгать под присягой. В частности, Росс доказал, что Рассел – человек крайне невежественный в библейской лингвистике и теологии. Росс также указал на незаконное присвоение Расселом духовного звания Пастор.

В 1916 году Рассел умер и его место путём внутренних интриг занял неофициальный юрисконсульт ОСБ Джозеф Рутерфорд. Он сразу же изгнал из культа четырёх из семи нелояльных ему Директоров Общества, а в 1925 году лишил должностей всех сотрудников Редакционного Комитета, курирующего содержание печатной продукции. На их места были назначены лояльные адепты, среди которых – Фредерик Френц, впоследствии ставший четвёртым Президентом ОСБ. В 1932 году Рутерфорд ликвидировал независимые советы старейшин, а в 1935 году – разделил культ на два класса: будущие члены Царства Небесного («верный и благоразумный раб») и те, кто должен жить на земле («другие овцы»), и кому запрещено принимать от символов причастия (хлеба и вина). Таким образом, была создана закрытая авторитарная система, где руководство пользовалось безграничной властью.

В 1933 году перед конгрессом в Берлине Рутерфорд написал письмо Гитлеру, в котором клялся в благонадёжности и в том, что финансирование ОСБ осуществляется без участия евреев. На самом конгрессе была исполнена песня под музыку нацистского гимна.

Также Рутерфорд был известен алкоголизмом. По этой причине с культом порвало немало высокопоставленных лиц, и в их числе руководитель канадского филиала ОСБ Сэлтер, которому для нужд Президента приходилось бесперебойно организовывать контрабандные поставки алкоголя в США при действующем «сухом законе». Рутерфорд был известен и тягой к роскоши. За счет пожертвований адептов он приобрёл в личную собственность шикарную 20-комнатную виллу в Калифорнии. Во времена экономической Депрессии, когда обычным адептам часто не на что было купить еду, в его распоряжении были и другие объекты недвижимости, а так же личные автомобили. При этом он не помогал жене-инвалиду и не интересовался семьей, которой приходилось жить отдельно. В 1942 году его жена Мэри и сын Малком отказались присутствовать на похоронах мужа и отца.

В 1972 году с приходом третьего Президента Нейтана Норра был образован Руководящий совет как высший духовный орган ОСБ, в составе которого примерно 10 человек. Все остальные члены культа, по сути, являются «низшей кастой», поскольку их праведность в глазах Бога и будущее спасение зависят от того, послушны ли они Руководящему совету («Сторожевая Башня» за 15 августа 2009 года, стр. 9).

Сегодня в ОСБ состоит более 7 миллионов членов. Центральные офисы расположены в Бруклине и Паттерсоне (Нью-Йорк, США). В России культ получил распространение после 1940-х годов и насчитывает около 160 тысяч приверженцев, причём около 4 тысяч ежегодно покидают его.

Урок 2. Почему такое название

В 1931 году второй Президент Сторожевой Башни Джозеф Рутерфорд переименовал организацию «Международные исследователи Библии» в «Свидетели Иеговы». Такой шаг был предпринят на волне активной борьбы с инакомыслием в среде членов культа. Многие из них не желали мириться с агрессивной политикой нового руководителя по укреплению своей и без того безграничной власти. Например, старожилы организации в подражание первому Президенту Чарльзу Расселу носили бороды. Рутерфорд запретил эту практику. И по сей день Свидетели Иеговы не могут носить бород, если желают достигнуть какой-либо должности в иерархии.

После переименования движения все, кто остался в культе, должны были принять новое название и новые правила руководства. Предполагалось, что Президент – это глашатай Иеговы. Все сказанное им становилось директивой от Иеговы. Рутерфорд отказался от первостепенной значимости Христа, сместив весь акцент на слово «Иегова», причём в качестве аргумента использовал заведомо ложные трактовки библейских стихов. К примеру, стихи из Ис.43:10–12, в котором евреи, жившие в середине VIII века до н.э., названы «божьими свидетелями». Конечно же, никакого отношения к последователям Христа эти слова не имеют. К тому же имя ветхозаветного Бога нам неизвестно. Тетраграмму из Ветхого Завета, состоящую из четырех древнееврейских букв, прочитать невозможно, поэтому в научной литературе используют слово «Яхве» как наиболее приближённое. Слово «Иегова» образовано искусственно путём слияния нечитаемой Тетраграммы и еврейского слова «Адонай» («Господь»). Но в Новом Завете Тетраграмма не встречается ни разу.

Иисус Христос сказал, что христиане будут Его – а не Иеговы – свидетелями (Деян.1:8). Единственным важным именем для ранней Церкви было имя Христа (Деян.4:12; Флп.2:9–10). С этим именем верующие первого века собирались вместе, крестили, учили и совершали знамения. В практике ранних христиан не было слова «Иегова», и никто из них не ходил по домам, чтобы говорить об Иегове. Само слово «христианин» означает того, кто «призывает имя Христа» (1Кор.1:2) или «принадлежит Христу» (Мк.9:41).

Урок 3. Вербовка

Начиная с 1943 года, каждый адепт культа был обязан обучаться психологическим методам вербовки. Для этого была введена «Школа теократического служения» и начали издаваться специальные «книги для изучения».

Самый идеальный вариант вербовки – на квартире, поскольку при разговоре на улице, даже если удаётся предложить культовую литературу, крайне редко человек готов оставить свой номер телефона или домашний адрес.

Система вербовки включает в себя пять основных принципов:

1) КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. Под благовидным предлогом и доброжелательным тоном, используя нейтральные преподнесения для вступления в контакт, начать «бесплатное изучение Библии». Если человек отзывается, планируется обязательное еженедельное посещение его квартиры. Отмечаются и записываются все нюансы о жильце. Например, если в квартире замечена икона, человека похвалят за то, что он верит в Бога. Если замечена коляска – перейдут на тему детей. В «Нашем Царственном служении» за апрель 2010 года (стр. 2) адептам напоминается «старательно делать подробные записи о тех, кто проявил интерес» и, пока они не передумали, «как можно быстрее посетить их повторно».

Часто Свидетели Иеговы ведут себя напористо. После нескольких посещений они настраиваются на то, что хозяин квартиры – хорошо знакомый человек, которого можно обрабатывать более прямолинейно.

2) УНИЧТОЖЬ ПРОТИВНИКА. При первых же посещениях обращается внимание на недопустимость вмешательства в «изучение» близких родственников и друзей. В брошюре для изучения «Что требует Бог» (стр. 3) в первом же уроке говорится: «Не все будут рады тому, что ты изучаешь Библию, но не позволяй никому помешать тебе. Познание Бога и исполнение его воли, вопреки сопротивлению,– залог твоего вечного будущего». О том же самом предупреждается в первом уроке книги для изучения «Чему на самом деле учит Библия» (стр. 17). В дальнейшем, если родственники или друзья начнут отговаривать человека от «изучения», они будут выглядеть пособниками сатаны, поскольку их действия соответствуют тому, о чем предупреждали Свидетели Иеговы.

3) Укажи место. Сразу же – поначалу в мягкой форме – внушить человеку, что вербовщики – «счастливые» представители единственной истинной религии, «библейские» советы которой идеальны и непререкаемы. Человеку предлагают заранее прочитывать определенный объём информации, просматривать идеологически выверенные фильмы культа и как можно раньше посещать их собрания. Вскоре тон «изучений» становится деловым, и «изучающий» постепенно смиряется с позицией кроткого ученика. Чтобы помочь в этом, книги и брошюры Свидетелей Иеговы обращаются к читателю на «ты», словно родитель обучает несмышлёное дитя.

4) Окутай коконом. Ставится цель постепенно добиться от человека максимальной изоляции от окружающего социума. Если на первых порах, обращая внимание на иконы, человека хвалят за выражение веры, то со временем его вынудят уничтожить все религиозные издания и предметы. Сначала это делается путём дачи «ненавязчивых» «библейских» советов, а позднее – более откровенно. Все религии, особенно традиционные, будут дискредитированы как «сатанинские». Например, в книге для изучения «Чему на самом деле учит Библия» религии сравниваются с «поддельными деньгами», а религиозные праздники – с «конфетой в сточной канаве». Будущего адепта предупреждают, что «ложная религия несёт с собой опасность» и из неё нужно бежать (стр. 145,159).

Привычное окружение постепенно станет «мирским» и опасным для близкого общения, а люди начнут делиться на своих – в культе, – и всех остальных в «мире сатаны». Будущий адепт должен научиться искать удовлетворение только в замкнутой среде единоверцев. Остальной социум таит смертельные угрозы. Например, в книге «Откровение – его грандиозный апогей близок!» (стр. 234) адепту внушают, что «сатанинское мышление пропитывает все стороны жизни вне организации Иеговы».

5) Доведи до кондиции. Конечная стадия обработки заключается в том, чтобы привить человеку страх за своё будущее. В итоге жизнь нового адепта будет состоять из эгоистичной и беспрерывной борьбы за своё спасение через исполнение предписаний религии. Его духовность будет определяться степенью активности. Например, если новичок станет неохотно участвовать в вербовке новых адептов (проповеди), то не сможет завоевать уважения и будет чувствовать себя неполноценным.

Если на первых порах проработки человека поощряют сомневаться во многих церковных учениях, чтобы через призму критического анализа пробудить в нём духовные искания, то теперь любые сомнения недопустимы. Поскольку в глазах адепта иной структуры, с которой связано спасение, не существует, источником любых сомнений может быть только дьявол. По сути, человеку запрещают анализировать и действовать в соответствии с личными выводами («Сторожевая Башня» за 1 февраля 1996 года, стр. 23).

Вопреки кажущейся начитанности, Свидетели Иеговы плохо подкованы в знании Библии, и в процессе вербовки используют озвученный в их изданиях набор ссылок. Элементарные логичные вопросы вполне могут вывести их из колеи. В таких случаях, чтобы не упасть в грязь лицом, они обычно говорят: «Давайте поговорим об этом в следующий раз».

Чтобы вербовка проходила как можно более гладко, члены культа ходят парами. Таким образом, становится невозможным откровенный разговор с культистом. Он будет постоянно чувствовать плечо «брата» и не позволит диалогу уйти в опасное русло критики руководства, учений или истории. Если в такой момент кто-то из «проповедников» поведёт себя «неправильно», его напарник сообщит об этом старейшинам собрания.

На первых порах в отношении новичка Свидетели Иеговы практикуют характерную для харизматических сект «бомбардировку любовью». Например, приглашают на летний трёхдневный конгресс, где все стараются улыбаться и быть нарядными. В журналах ОСБ напоминается создавать на таких мероприятиях максимально оптимистичную атмосферу для новичков. Затем, по мере вовлечения, ажиотаж постепенно угасает, и человек погружается в культовые будни.

Урок 4. Вхождение в культ

Когда человека обрабатывают на стадии вербовки, ему сразу же предлагают изучать Библию по специально подготовленным изданиям. Этим отсекается обсуждение любых острых, нежелательных вопросов. Его не предупреждают, что конечной целью встреч является его вхождение в культ и вовлечение в процесс дальнейшей вербовки. В какой-то момент его начнут агитировать стать «некрещёным возвещателем». Затем в обработку на предмет крещения подключаются другие члены культа.

Перед крещением проводится проверка на лояльность путём обсуждения с ним более сотни вопросов из специальной книги «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы». Если новичок покажет непонимание в чём-либо, с ним будут работать дальше.

В момент крещения человек должен громко сказать «Да» на каждый из двух вопросов. Вопросы поставлены так, что по своей сути человека крестят в собственную секту. Он публично признаёт свою зависимость от «руководимой духом организации».

В дальнейшем ему будет запрещено знакомиться с любыми неподцензурными религиозной власти критическими материалами. Он будет обязан ограничить контакты с окружающими (особенно если они не реагируют на периодическую вербовку) и наработать их внутри культа.

Два вопроса крестящимся:

– Раскаялся ли ты в своих грехах на основании жертвы Иисуса Христа и посвятил ли себя Иегове, чтобы творить его волю?

– Своим посвящением и крещением ты показываешь, что присоединяешься к Свидетелям Иеговы – руководимой духом организации Бога, – понимаешь ли ты это?

Урок 5. Руководство собраниями

Собрания Свидетелей Иеговы полностью подчинены американской штаб-квартире в Нью-Йорке. Директивы поступают разными способами и обязательны для исполнения. Общие требования публикуются в открытых изданиях ОСБ. Более откровенные директивы раздаются членам собрания в виде бюллетеня «Наше Царственное служение» (НЦС), который не должен попадать в руки посторонних лиц или бывших членов культа («НЦС» за март 1999 г., стр. 3).

Еще более откровенные инструкции находятся в специальной книге для старейшин «Внимайте себе и всему стаду», которую не имеют права читать другие члены собрания, а также в регулярных письмах из филиала ОСБ. В них даются указания по всем вопросам быта и управления. Практически все такие письма держатся втайне от рядовых адептов и хранятся в специальных папках. К примеру, в одном из секретных писем «Всем советам старейшин» от 12 декабря 2008 года давались директивы относительно того, как не допускать утечки информации за пределы культа. Там говорилось: «Некоторые наши встречи носят конфиденциальный характер… В таком случае, пользоваться беспроводными микрофонами нельзя… Иногда старейшинам необходимо обсуждать конфиденциальные вопросы по телефону. [При этом] нельзя пользоваться беспроводными аналоговыми телефонами, потому что они не обеспечивают необходимой конфиденциальности… Об особо важных вопросах лучше беседовать лично, а не по телефону… Мы молимся о том, чтобы Иегова обильно благословил ваше верное и самоотверженное служение».

Урок 6. Обязанности членов культа

Хотя Свидетели Иеговы утверждают, что будущая вечная жизнь для них – это дар Бога, и её нельзя заслужить, на практике всё обстоит наоборот. И Свидетели Иеговы это знают. Для них будущие блага – заработок за годы послушания руководителям культа. По аналогии с карточной игрой, адепту нельзя остаться в «дураках», – то есть потерять «вечную жизнь», – поэтому ему вновь и вновь приходится отыгрываться.

«Отыграться» можно, выполняя главную миссию культа – вербовать новых членов. Свидетели Иеговы верят, что в Армагеддоне Бог уничтожит «неправедных» (то есть не членов культа), но кровь жертв может оказаться на адепте, который упускал возможность проповедовать («НЦС» за декабрь 2009 г., стр. 1). Он должен ощущать непреходящее чувство вины, если мало участвует в хождении в поисках «заинтересованных». Высочайшей честью считается стать «общим пионером», то есть тратить на вербовку не менее 840 часов ежегодно. Для этого надо «упростить свою жизнь, сократить свой рабочий день» («НЦС» за май 2008 г., стр. 8).

Дети не должны отставать от взрослых и также полностью отдавать себя культу. Например, в «НЦС» за январь 2008 года (стр. 4) прозвучало обращение к школьникам: «У тебя есть возможность стать подсобным пионером [заниматься вербовкой 50 часов в месяц]. Как и те, кто работает полный рабочий день, ты можешь запланировать больше служить в выходные дни. Возможно, в некоторые дни ты будешь проповедовать около часа после школы. Также ты можешь послужить на каникулах».

Адепты обязаны ежемесячно отчитываться перед старейшинами о затраченных на вербовку часах, количестве отданной литературы, числе потенциальных адептов («изучений Библии»). Если отчёты незначительные, с человеком проводится работа. Если на протяжении месяцев человек отказывается сдавать отчёт, отношение культистов к нему меняется на негативное. Такое лицо считается опасным для тесного общения.

Урок 7. Выход из культа

Безболезненный выход из культа невозможен. Если вы туда попали, то становитесь его собственностью. Всем, покидающим культ, чинятся препятствия с целью вынудить вернуться обратно. Месть варьируется от полного презрения до шантажа.

Если человек допустил какой-либо религиозный проступок или отвергает доктрины, с ним проводится т.н. «правовой комитет», на котором старейшины решают его дальнейшую судьбу. Часто такие разбирательства – результат доносительства адептов друг на друга.

Если человеку выносится отрицательный вердикт, то его изгоняют из общины («лишают общения»), и контакты с ним категорически запрещаются. Любой из адептов, кто заговорит или просто поздоровается с изгнанным, сам становится осужденным. Правовые комитеты проводятся тайно. Никакой информации о том, в чём состоит вина провинившегося и действительно ли он достоин санкций, рядовым членам не предоставляется.

Адептам внушают, что бесчеловечное отношение к бывшим «братьям», которых всячески игнорируют и презирают, основано на Библии. Приводится стих из 1Кор.5:11, где сказано: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». В этом тексте апостол Павел говорит о людях, которые известны своим вопиющим поведением. В контексте этих слов речь шла о человеке, имеющем половые контакты с собственной мачехой при живом отце. Общины ранних христиан собирались в домах, и Павел считал, что приглашать туда людей со стойкой безнравственной репутацией неуместно. Но если человек совершал грех или был в чём–то не согласен, ему оказывалась всяческая помощь, и никаких тайных судилищ не проводилось.

Но в ОСБ этим стихом оправдывается буквально всё. Используя его в собственных интересах, можно предать анафеме любого мало-мальски несогласного с политикой культа или не проявившего ожидаемой лояльности, а затем заставить других участвовать в акции вечного презрения.

После изгнания человека начинается месть с целью вынудить его вернуться. Если он этого не делает, его пожизненно клеймят как грешника, достойного смерти. В отношении его будут говорить только оскорбительно. Если всё-таки кто-то решит вернуться в культ, ему предстоит пройти через череду унижений. От него ожидается приход на все собрания, при этом никто не имеет права с ним даже заговорить. Но почему кто-то решается на пытку восстановления? Вот один пример из «Сторожевой Башни» за 15 апреля 2012 года (стр. 12): «Если члены семьи верно следуют указаниям Иеговы не общаться с исключёнными родственниками, это приносит хорошие плоды. Один молодой человек был исключённым из собрания более десяти лет, в течение которых его отец, мать и четверо братьев «больше не общались» с ним. Иногда он искал возможности проводить время с семьёй, но все члены семьи проявляли твёрдость, избегая с ним любых контактов. После того как его восстановили в собрании, он сказал, что ему очень не хватало общения с родными, особенно по вечерам, когда он оставался один. Он говорил, что ему было бы достаточно даже небольшого общения с ними. Но так как никто из членов семьи не поддерживал с ним никаких отношений, горячее желание снова стать частью семьи было одной из причин, по которой он решил восстановить отношения с Иеговой».

Из-за запрета секты на общение с изгнанными из неё детьми, отцами и матерями, решившими жить по-своему, некоторые, вопреки желанию, идут на унижения, лишь бы вернуться в семью. Религия, гордящаяся возвращением адепта после того, как на протяжении десяти лет шантажировала его собственной семьёй, заслуживает лишь одного определения – экстремистской, деструктивной и крайне опасной секты. Не удивительно, что у головного офиса Свидетелей Иеговы в Бруклине (США) проходят пикеты бывших членов ОСБ, которые несут плакаты со словами «Сторожевая Башня – убийца!». Эти люди, имевшие смелость порвать с культом, долгими годами не видели своих детей и внуков, и уже не смогут увидеться с ними впредь.

На фото: многие журналисты поднимают тему опасности влияния сект на личность, семью и общество. Не редко в качестве экспертов и участников приглашаются бывшие члены ОСБ, которых в нашей стране становится всё больше. Их опыт – часто очень трагичный – содействует объективному освещению фактов.

Урок 8. Отношение к браку и семье

В изданиях Сторожевой Башни изображаются радостные семьи, которые без колебаний отдают всю честь за семейное счастье любимой организации. Однако реальность такова, что в семьях Свидетелей Иеговы проблем не меньше, чем у остальных. К тому же сам культ провоцирует проблемы, ведущие к неминуемому краху семьи.

1) Детей сызмальства ориентируют на вхождение в культ. В журнале «Сторожевая Башня» за 15 июня 2011 года (стр. 5) подросткам советуется не тянуть с крещением. Впоследствии, когда молодой человек подрастёт и осознанно выберет свой жизненный путь вне культа Сторожевой Башни, его будет ждать страшный пожизненный вердикт – отвержение правоверных матери и отца, оставшихся в ОСБ. Они не имеют права даже послать своему ребёнку сообщение по электронной почте («Сторожевая Башня» за 15 января 2013 г.).

2) Как отмечалось ранее, с уходом из культа членов семьи (детей или родителей), контакты с ними прерываются. Если ушёл один из супругов – отношения в браке резко меняются. Оставшийся в культе супруг обязан ограничить общение с мужем или женой. Часто это приводит к охлаждению отношений и разводу.

3) Запрещаются браки вне культа. Это приводит к тому, что юноши и девушки, полюбившие кого-то не из «кельи», испытывают сильнейшее давление с целью вынудить их порвать отношения. Строптивые адепты изгоняются с теми же трагическими последствиями – самые близкие люди лишают их родственных чувств до тех пор, пока они не вернуться в культ.

4) Установка культа на регулярную вербовку и – в случае необходимости – игнорирование брачного спутника, который никогда не был Свидетелем Иеговы. В «НЦС» за декабрь 2000 года (стр. 8) говорилось: «Бывает, что глава семьи, который не является Свидетелем, против того, чтобы его жена и дети ходили по домам и проповедовали. Так это было в одной семье… Но жена и дети твердо стояли на своем», то есть продолжали заниматься вербовкой. В реальности подобное пренебрежение мнением мужа, озабоченного, в том числе, и безопасностью жены, а также периодическое внушение культовых идей и незримое присутствие в доме духа ОСБ нередко приводят к разрыву отношений. Супруг и без того находится в стрессовом состоянии вследствие кардинального изменения уклада жизни (например, из-за отказа мужа или жены праздновать какие-либо торжества).

5) Ненависть к бывшим членам ОСБ. Даже если человек всю свою жизнь будет замечательным семьянином, лучшим отцом или матерью, всё равно он останется «злым отступником», недостойным жизни. В журнале «Сторожевая Башня» за 15 июля 2011 года (стр. 15,16) покинувших культ людей сравнили с контрабандистами и назвали «заражёнными болезнью» (буквально в английском издании этого журнала: «умственно (или душевно) больными»). Но ведь эти люди – чьи-то сыновья и дочери, матери и отцы, бабушки и дедушки! Вот как на очередное оскорбление отреагировала бывший член ОСБ Барбара Андерсон:

«Теперь я еще и «душевнобольная», поскольку утверждается, что все отступники психически больны. Телесные раны от побоев заживают, но оскорбления и поношения, как говорят специалисты, могут причинить эмоциональную боль на всю жизнь. Вот почему говорят, что «перо сильнее меча». Вы знаете, что слова могут резать не хуже ножа, и, похоже, именно поэтому используете в литературе Сторожевой Башни слова, способные причинить боль тем, кто не согласен с религией Свидетелей Иеговы…

Наш двенадцатилетний внук Люк знает, что его бабушка и дедушка оставили религию Свидетелей в 2002 году, и что теперь общения с нами избегают, и в его мозгу появилась пугающая мысль, что мы душевно больные. Если угодно, вообразите себе, как ребёнок, прочитавший, что покинувшие эту религию душевно больны, будет относиться к своему отцу или своей матери, бывшему Свидетелю Иеговы. Вам должно быть стыдно за эти сказанные с ненавистью слова, поносящие и унижающие людей, которых вы считаете грешниками…».

На фото: Барбара Андерсон – одна из тех, кто осмелился поднять проблему педофилии в организации Сторожевой Башни. Вместо того, чтобы бороться с ней, лидеры ОСБ замалчивают факты, не сотрудничают с правоохранительными органами, запугивают жертв педофилии, а на пожертвования своих адептов защищают педофилов, выступая в судах против жертв (www.silentlambs.org)

Урок 9. Отношение к Библии

Свидетели Иеговы не устают говорить, что единственным авторитетом для них служит Библия. Однако всё обстоит с точностью до наоборот. За год адепт прочитывает около трёх тысяч страниц своей печатной продукции. Между ней и Библией он не видит абсолютно никакой разницы. Всё сказанное в его изданиях – непререкаемая истина.

Взгляд Библии не играет никакой роли. Если человек начнёт понимать Писание в отрыве от написанного ОСБ, его обвинят в отступничестве и изгонят из общины. Запрещается собираться вместе для независимого исследования библейских вопросов.

Например, в Библии Христос призывал первых христиан решать спорные моменты

всем миром, а не группкой руководителей в закрытом режиме, как это делается у современных культистов. В «Сторожевой Башне» за 15 июня 2009 года (стр. 24) по этому поводу писалось: «В Библии иногда говорится, что «собрание» решает определённые правовые вопросы (Мф.18:17). Однако в действительности эти вопросы решают только старейшины – как представители собрания. Принимая решение, старейшины не советуются со всеми членами собрания, чтобы узнать мнение каждого». Так что, если в Библии от имени Христа что-то «иногда говорится», «в действительности» «Сторожевая Башня» может это отменить.

Еще в 1910 году, в «Сторожевой Башне» за 15 сентября основатель культа Чарльз Рассел писал, что «люди не могут распознать Божьего плана, изучая Библию саму по себе» и «если человек отложит [его] книгу и попытается читать одну только Библию, то через два года окажется во тьме… Шесть томов моей книги – это не просто комментарии к Библии, но сама Библия».

Расселу вторят все последующие руководители культа. Например, 30 апреля 1980 года член Руководящего совета Карл Клейн, озабоченный вопросом инакомыслия в рядах адептов, заявил: «Избегайте глубокого Исследования Библии с целью определить смысл Писания». В мае того же года вице-президент ОСБ Ллойд Берри сказал: «Когда мы говорим о законе, мы говорим об организации… Мы не должны собираться в клику, чтобы обсуждать взгляды, противоречащие верному рабу [то есть элите]».

Чтобы Библия не доставляла лишних хлопот, в 1961 году от неё окончательно отказались и выпустили самиздатовский перевод с вопиющими искажениями текста и намеренными вставками. Например, в тех местах, где речь шла о Христе, вставлялось слово «Иегова», хотя ни в одном древнем манускрипте Нового Завета такого слова нет (Деян.7:59–60; Рим.10:9–13; Кол.3:23–24 и т.д.). В новой версии «Священного Писания» Иисус оказался распятым на столбе одним гвоздём в обе руки, поскольку в культе крест считают символом ложной религии. И это несмотря на то, что, согласно как минимум двум библейским цитатам, на Голгофе использовался явно не столб (Мф.27:37; Ин.20:25).

Поначалу в процессе вербовки Свидетели Иеговы могут предложить вам пользоваться своей Библией. Но в итоге вы будете обязаны отказаться от Библии вообще и читать только их доморощенный «Перевод нового мира». Вот лишь некоторые высказывания о нём ведущих специалистов: «Я не встречал ни одного так называемого перевода, который был бы более далёк от того, чему на самом деле учит Писание… Это шокирующая пародия на перевод!» (д-р Джулиус Мэнти). «С начала и до конца [их Новый Завет] представляет собой яркий пример того, как не следует переводить Библию» (д-р Гарольд Г. Роули).

Урок 10. Финансирование культа

Общество Сторожевой Башни – одна из богатейших религий. Все Свидетели Иеговы, за исключением рядовых «возвещателей» и «общих пионеров», являются оплачиваемым духовенством. На содержание разъездных надзирателей, осуществляющих идеологический контроль над собраниями, а также тех, кто занимается активным привлечением новых адептов (специальные пионеры, миссионеры; без учёта сотрудников филиалов), в пересчете на рубли ежегодно тратится более четырёх с половиной миллиардов.

Руководители культа занимают свои должности пожизненно. Они полностью обеспечены бесплатным жильём, бытовыми, социальными и медицинскими услугами. В отличие от них, рядовые служащие центров Свидетелей Иеговы по всему миру имеют ограничения на проживание и мизерные зарплаты. Например, работники российского филиала ОСБ под Санкт-Петербургом не имеют никаких социальных гарантий и получают на т.н. «карманные расходы» всего около трёх тысяч рублей в месяц, что на треть ниже установленной в стране минимальной оплаты труда.

Руководители культа не практикуют благотворительность и не отчитываются перед рядовыми членами о финансовом положении. В разных странах мира культ владеет многомиллиардным имуществом. В огромный участок земли в Паттерсоне (Нью-Йорк) только на начальном этапе строительства к 1990 году было вложено более 100 миллионов долларов. В России центр Свидетелей Иеговы занимает площадь более 10 гектаров земли.

Огромные средства, вложенные в постройку российского центра ОСБ в курортном

посёлке Солнечное (Санкт-Петербург), должны были окупиться не только материально. Центр стал визитной карточкой культа. Вот как описывает увиденное корреспондент издания «Фонтанка.ру» Ирина Тумакова: «Внешне это похоже на курорт. Фонтаны. Аккуратные, как игрушки, домики. Комнаты со всеми удобствами ». Далее приводятся слова очевидца: «За всей этой красотой – военная муштра. Люди работают за копейки, но боятся уходить оттуда, потому что это означает заново начинать жить. Идёт откровенная грызня, жестокая борьба за место под солнцем ».

Конгрессы Свидетелей Иеговы полностью окупаются и приносят прибыль. В каждом буклете с программой мероприятия обязательно фигурирует раздел «Пожертвования», в котором говорится: «Ящики для пожертвований удобно размещены и четко обозначены. Все пожертвования очень ценятся. Руководящий совет заранее благодарит вас за щедрую поддержку».

До марта 1990 года вся литература Свидетелей Иеговы была платной, и рядовые члены выкупали её. Но, в связи с судебными преследованиями и высокими налогами на продажу, с целью сокращения расходов, литературу стали выдавать бесплатно. Теперь в публикациях ОСБ регулярно напоминается не скупиться на пожертвования. В журнале «Сторожевая Башня» и «НЦС» ежегодно публикуется информация о способах внесения средств. Можно расплачиваться деньгами, или передавать культу ценные вещи и недвижимость. В «НЦС» за ноябрь 1996 года (стр. 3) адептам рекомендовалось возвращать культу стоимость продукции по коммерческим ценам (Библия – около 20 $, справочник – не менее 40$, календарь – минимум 5$, компакт- диски – до 100$), хотя на самом деле их себестоимость мизерна в связи с использованием в производстве дешёвой рабочей силы. Регулярные напоминания «давать Иегове» содействуют бесперебойному пополнению кассы культа и уходу от высоких налогов, которые бы пришлось платить в случае действия прежней схемы финансирования.

В журнале «Сторожевая Башня» за 15 ноября 2012 года (стр. 9) приводилась рамка с указаниями как можно распорядиться своей недвижимостью. Именно так поступил предприниматель из города Сланцы (Ленинградская обл.). 8 августа 2012 года он трагически погиб, и его дочь Виктория Сергеева неожиданно узнала, что незадолго до трагедии отец отписал секте всю недвижимость на сумму 200 миллионов рублей. Известно, что его отношения с местными членами культа в последнее время охладели, и он стал принимать сильнодействующие препараты, влияющие на психическое состояние. Виктория с трудом нашла деньги на похороны отца. Когда же она обратилась в российский центр ОСБ, руководители культа отказались возвращать ей как единственной наследнице имущество семьи и выразили крайнее недовольство интересом прессы к делу («Фонтанка.ру», 12.10.2012).

Урок 11. Места поклонения

Свидетели Иеговы собираются дважды в неделю в Залах Царства. Считается, что эти помещения являют собой представительства Царства Небесного, отсюда и такое название. Обычно в программу собраний входит речь оратора и обсуждение статей по заранее подготовленным вопросам.

Более крупные строения называются Залами конгрессов, вмещающих несколько тысяч человек. И хотя вход на мероприятия свободный, если кто-то из незнакомых людей пожелает записать происходящее на диктофон или видеокамеру, ему не дадут этого сделать. Многое из того, что звучит на собраниях и конгрессах, выражается слишком откровенно и не предназначено для опубликования. Например, в ноябре 2011 года на конгрессе в Москве миллиарды людей, которых – как верят Свидетели Иеговы – Бог уничтожит в Армагеддоне, были уподоблены тараканам, от которых необходимо зачистить квартиру. На том же конгрессе высшее образование было приписано деянию дьявола. Дьявол был назван также «патриархом» тех, кто имел смелость освободиться от влияния культа.

Во время строительства Залов Царства Свидетели Иеговы работают бесплатно. В России многие из таких зданий возводились нелегально. Схема обмана выглядит следующим образом: частное лицо оформляет на себя участок земли для строительства дома, при этом деньги на покупку инкогнито поступают из российского центра. В тот же момент частное лицо передаёт права на землю и возводимую недвижимость культу, однако никто из властей об этом не извещается. На всех этапах строительства её участники обязаны обманывать представителей власти и организаций, ни в коем случае не выдавая истинные цели постройки. Им даже запрещается называть друг друга «братьями» и «сёстрами», чтобы посторонние люди считали, будто на стройке трудятся обычные наёмные рабочие. Так строились Залы Царства во многих регионах России. В итоге вместе с невиданной экономией, культ получал в собственность наделы российской земли с находящейся на ней недвижимостью, чего не произошло бы, если бы строительство велось без обмана, то есть официально от лица организации.

Урок 12. Переливание крови

Начиная со второго Президента ОСБ Джозефа Рутерфорда, культовые требования коснулись вопросов медицины.

В год переименования культа в «Свидетели Иеговы» был введён запрет на вакцинацию. В феврале 1931 года в журнале «Золотой век» (сегодня «Пробудитесь!») говорилось: «Прививки – есть прямое нарушение вечного завета, который Бог заключил с Ноем». Иегова «передумал» только в 1951 году. Из-за следования запрету люди намеренно рисковали жизнью и здоровьем, в том числе собственных детей.

В 1967 году адептам запретили ложиться на операции по пересадке донорских органов. В журнале «Сторожевая Башня» за 15 ноября такая процедура называлась «людоедством». Иегова «передумал» в 1980 году. За эти годы ушли из жизни те, кому требовалась трансплантация.

С 1945 года руководители культа ввели запрет на переливание крови, что также привело к большому числу жертв, в том числе маленьких детей. Как и в предыдущих случаях, паству убеждают, что это – библейское требование. Однако нигде в Библии нет такого запрета. В древности израильтяне, прежде чем съесть мясо животного, выливали из него кровь. Никаких других предписаний не давалось. В Новом Завете вообще отсутствуют запреты в отношении крови.

Свидетели Иеговы приводят стих из библейской книги Деян.15:19–20, где апостол Иаков рекомендует христианам из не-евреев не вкушать пищи с кровью, чтобы не вызывать лишних ссор с евреями, которые считали подобный рацион грехом. Такие же споры возникали и по вопросу обрезания. Приходившие из Иерусалима евреи утверждали, что христиане обязаны обрезываться. Апостол Павел отправился в Иерусалим, откуда и возникла проблема, чтобы разобраться на месте, что делать, чтобы прекратить ненужные стычки из-за религиозных обычаев. Тогда местные руководители общин вынесли решение, рекомендуя христианам из не-евреев не провоцировать евреев и не употреблять пищи с кровью. Ни о каком приказе, да еще касательно переливания крови, в Библии нет ни слова. В другом месте апостол Павел писал, что христиане могут поступать по-разному, и иногда это приводит к непониманию. Поэтому, вкушая, к примеру, пищу, посвященную другим богам (или с кровью), христианин не должен был делать свой поступок публичным, чтобы не накалять обстановку и уважать совесть других людей (1Кор.8:1–13).

Чтобы оправдать очередной небиблейский догмат, в литературе Сторожевой Башни часто используются фотографии улыбающихся детей. Таким образом, прививается мысль, что запреты культа несут не трагедии и смерть, а пользу. Например, на обложке журнала «Пробудитесь!» за 22 мая 1994 года были помещены фотографии сразу 26 детей, умерших из-за внушённого родителями и культом отказа от процедуры переливания. В другом журнале за август 2006 года (стр. 10) статья про кровь также была оформлена с изображением детей. Даже в тематической брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь?» (стр. 26) под фотографией ребёнка сказано, что необходимо повиноваться и «не злоупотреблять кровью даже в медицинских целях».

Как уже замечалось, среди «требований Иеговы» были запреты на вакцинацию и пересадку органов. Конечно, они не имели никакого отношения к Библии, а за «Иеговой» стояли циничные и равнодушные к человеческой жизни люди, которые не принесли извинений ни одной из жертв. Сегодня история трагедий продолжается. Родители, которые в чрезвычайных ситуациях лишают своих детей необходимого в таких случаях переливания крови, отказывают им в праве на жизнь.

Урок 13. Запрет на независимое мышление

Общество Сторожевой Башни всячески борется с инакомыслием. Проявление независимого от культовой идеологии мышления пресекается старейшинами. Например, некоторые Свидетели Иеговы образовывают группы по независимому исследованию библейских вопросов. Если об этом становится известно, участникам групп либо грозят правовые санкции, либо их изгоняют из собраний («НЦС» за сентябрь 2007 г., стр. 3).

В журнале «Сторожевая Башня» за 15 ноября 2009 года (стр. 14) адептам напоминалось об их святой обязанности «быть послушными и покорными» своим пастырям. Они не имеют права «думать, что не нуждаются в руководстве организации». Им категорически запрещено знакомиться с любыми критическими материалами, а их авторы дискредитируются. В «Сторожевой Башне» за 15 июля 2011 года (стр. 15,16) говорится: «Как мы сторонимся лжеучителей? Мы… отказываемся читать их литературу, смотреть телепередачи с их участием, просматривать их веб-сайты и оставлять свои комментарии в их блогах. Почему мы занимаем такую твёрдую позицию?... Мы любим организацию Иеговы».

В ОСБ введён запрет на получение высшего образования, поскольку немало молодёжи после окончания институтов не возвращаются в культ. Кроме того, образованная паства опасна для поддержания власти Руководящего совета, члены которого не имеют высшего образования. В «НЦС» за июль 2011 года (стр. 2) получение высшего образования приравнено к употреблению алкоголя и наркотиков. В «Сторожевой Башне» за 15 февраля 1990 года (стр. 21) говорилось, что хорошее образование «улучшает кадры талантов» и такими людьми становится «почти невозможно руководить», поэтому «в организации Бога не царит независимое мышление».

Многие адепты занимаются низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом с тем, чтобы больше времени посвящать делу вербовки.

Урок 14. Ложные пророчества и доктрины

Как и большинство американских религиозных движений второй половины XIX века, культ Сторожевой Башни создавался с целью привлечь верующих обещаниями скорого пришествия Христа. Рассел утверждал, что уже в 1881 году Иисус придёт невидимо и возьмёт своих приверженцев на небеса. Впоследствии Рассел неоднократно отодвигал даты пришествия. Используя хронологию Адвентистов, он стал рекламировать 1914 год как год «кончины мира». В книге «Да придет царствие твое» (1891) он писал: «К концу 1914 года полностью исчезнет то, что Бог называет Вавилоном, а люди называют христианским миром». В «Сторожевой Башне» за июль 1894 года Рассел пояснял: «Это Божьи сроки, а не наши. Имейте в виду, что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий».

После смерти Рассела вся его хронология была аннулирована. Сегодня руководители ОСБ делают всё, чтобы оправдать лжепророчества своих предшественников. Для этого не брезгуют даже откровенной ложью. Например, в брошюре «Свидетели Иеговы объединено творят волю Бога по всей земле» (стр. 8) об учении Рассела говорится: «Времена язычников… должны были закончиться в 1914 году. Тогда на небе было установлено Царство Бога». С точки зрения современной догматики ОСБ, 1914 год – это «время окончания времён язычников и начала бедствий», которые длятся уже 100 лет. Но Рассел учил совершенно иному: «1914 год означает не начало, а конец времени бедствий», то есть конец существующего мира и воскрешения на небо христиан. Ни о каком Царстве Бога, установленном в 1914 году, Рассел никогда не говорил.

Несмотря на то, что ОСБ приходится переписывать или замалчивать позорные факты прошлого, спекуляция на датах Армагеддона всегда оставалась его визитной карточкой. За счёт обещаний скорого рая и блаженства, которыми Бог одарит послушных адептов, пополнялись не только ряды культа, но и кошелёк.

Бывший высокопоставленный член культа Уильям Шнелль писал: «С 1917-го по 1928 год журнал „Сторожевая Башня» изменял учения не менее 148 раз». А за все годы существования ОСБ точные даты Армагеддона назначались не менее 13 раз

Второй Президент ОСБ Рутерфорд заменил сроки Армагеддона на новые. В книге «Завершенная тайна» (1917) он писал: «В 1918 году Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов… С 1917 по 1920 все царства земли погибнут». На 1925 год он обещал земное воскрешение патриархов Ветхого Завета («Миллионы теперь живущих никогда не умрут», 1920). Практически каждый год своей жизни Рутерфорд объявлял последним. Для встречи «задерживающихся» патриархов, в 1926 году он распорядился выстроить на своё имя шикарную резиденцию в Калифорнии.

Следующий Президент Нейтан Норр объявил новую дату Армагеддона – 1975 год. В журнале «Сторожевая Башня» за 1 мая 1968 года говорилось: «Через несколько лет завершающие части библейского пророчества, относящиеся к этим «последним дням», будут исполнены». В марте 1968 года бюллетень «НЦС» утверждал, что до конца мира «остаётся всего девяносто месяцев». В мае 1974 года то же издание восхваляло тех, кто «продаёт дома и имущество и планирует провести остаток дней в этой старой системе, занимаясь пионерским служением [активной вербовкой]». Ажиотаж был настолько велик, что люди помимо вопросов планирования семьи, работы и образования, с лёгкостью отказывались от жизненно важных операций, обналичивали страховки и не оплачивали текущие счета.

До 1995 года каждому, приходящему в культ, было дано «обещание Создателя», что люди, жившие в 1914 году, далеко не все умрут, как наступит конец.

«[Иисус] сказал: «Не прейдёт род сей, как всё сие будет» (Мф.24:14, Мф.24:34). Какой род подразумевал Иисус? Он подразумевал поколение людей, которые жили в 1914 году. Люди из этого поколения, оставшиеся ещё в живых, теперь уже очень стары. Но некоторые из них будут ещё в живых, когда эта злая система придёт к концу. Поэтому ясно одно: в недалёком будущем для всего зла и для всех злых людей придёт в Армагеддоне внезапный конец» («Ты можешь жить вечно в раю на земле», 1989, стр. 154)

После 1995 года, когда «поколение 1914 года» слишком постарело, ОСБ пришлось переиздавать или выводить из оборота всю литературу, в которой фигурировало лжепророчество. Как и всегда, паству призвали не роптать и принять всё как есть. В журнале «Сторожевая Башня» за 1 августа 1997 года (стр. 12,13) адептам напомнили об «отступниках, которым понравилось, если бы многие Свидетели Иеговы жёстко придерживалисьпрежнего понимания и отказывались прогрессировать». Таким образом, лжепророк в лице ОСБ вместо того, чтобы извиниться, заставляет адептов смотреть на очередное религиозное мошенничество как на признак прогресса, а любого несогласного приравнивает к отступнику. Но именно бывшие члены культа, кому навесили ярлык «отступник», желали прогресса и не могли мириться с обманом. В итоге, все они были изгнаны из общин.

Сегодня Свидетели Иеговы продолжают нести апокалипсическую весть, ежегодно ожидая Армагеддона. Любого, кто осмелится поставить под сомнение хронологию культа, ждёт участь изгнанного. Ради того, чтобы паства продолжала верить в 1914 год, который Рассел провозгласил концом мира, а его последователи «началом бедствий», ОСБ идёт на подлог. Например, в журналах «Сторожевая Башня» за 1 октября и 1 ноября 2011 года была опубликована антинаучная теория Рольфа Фурули без указания авторства, поскольку он, будучи высокопоставленным адептом культа, подогнал светскую летопись под хронологию ОСБ. Согласно Фурули все учёные мира допустили хронологическую ошибку в 20 лет. Несмотря на предупреждения учёных не публиковать явно заказанную теорию, Фурули продолжает сотрудничать с ОСБ.

Но почему лидерам культа так важна эта дата – 1914 год? Дело в том, что согласно их догматике, в 1914 году Иисус пришёл невидимо, а в 1918 году он избрал ОСБ в качестве единственной правдивой религии. Но если отказаться от ложной даты «1914», то значит, в 1918 году Иисус никого не избирал. В таком случае власть элиты нелегитимна. Поэтому Свидетелям Иеговы придётся и дальше нести это лжепророчество в массы. А остальным пора отметить столетие обещанного с той поры Армагеддона!

На фото: люди, покинувшие культ, ощущают себя свободными от спекулятивных и пагубных человеческих догм Сторожевой Башни

Урок 15. Деструктивный культ

Организация «Свидетели Иеговы» – авторитарный, деструктивный культ. Признаки этого:

– не подлежащая сомнению власть элиты;

– ставка на вовлечение в культ новых членов;

– запрет на независимое мышление;

– запрет на ознакомление с любой критикой;

– демонизация окружающего социума;

– запрет на брак с человеком не из культа;

-запрет на переливание крови младенцам и детям даже в чрезвычайных ситуациях;

– поддержание строгой дисциплины вплоть до изгнания колеблющихся и несогласных;

– невозможность безболезненно покинуть культ, разжигание ненависти и шантаж в отношении уходящих (запрет общения с ними близких);

– вероятность разрушения семьи по причине входа в секту одного из членов или выхода из неё.

Вследствие авторитарной политики нахождение в культе может оказаться опасным для здоровья и жизни личности. Было проведено множество исследований в разных странах мира. Установлено, что душевные расстройства в среде Свидетелей Иеговы встречаются чаще, чем в обществе в целом. Известный американский специалист в области психологии Джерри Бергмен заявил: «За время работы лечащим врачом в ряде психиатрических клиник я сталкивался со многими Свидетелями Иеговы и обнаружил, что большинство из них страдают тяжёлыми эмоциональными расстройствами: шизофренией, глубокой депрессией, алкоголизмом и другими заболеваниями. Кроме того, я изучил научную литературу и обнаружил явные подтверждения тому, что уровень заболеваний психики среди Свидетелей Иеговы превышает среднестатистический».

Не удивительно, что среди членов культа много тех, кто принимают антидепрессанты или находят эмоциональную разрядку в алкоголе. Число самоубийств также не ниже среднестатистического. Известны случаи самоубийств в филиалах ОСБ и в штаб-квартире в Бруклине.

Урок 16. Как помочь выйти из культа

В отношении организации «Свидетели Иеговы» применимы те же принципы, какие используются в работе с представителями других культов. Лучшее время действовать – самый начальный период вовлечения, когда человек ещё не запрограммирован на слепое подчинение руководству. Если вы узнали, что Свидетели Иеговы приходят к вашим близким – действуйте незамедлительно. Помните, что первый шаг члены культа уже сделали! Вашему близкому с самого начала внушают мысль, что любая негативная реакция родственников – это проявление козней дьявола, который хочет лишить его вечных благ. Необходимо как можно быстрей дезавуировать вмешательство сектантов в дела семьи. На этом этапе вы можете говорить откровенно и прямо. Например, так: «Я знаю, что эти люди многое не договаривают. Они скрывают от тебя нечто важное». Далее можно выбрать подходящую тему, например, из этой брошюры. Если ваш близкий говорит, что он не может (то есть ему запретили) читать подобную литературу, то можно сказать: «Очень странно, что эти люди боятся, как бы ты не узнал всю информацию? Ведь если им нечего скрывать, разве может что-то навредить правде? Может быть лучше получить больше информации сейчас, чем узнать это, потеряв много лет жизни?».

Учитывая, что уже на первых порах Свидетели Иеговы внушают человеку идею сатанинской сущности окружающего социума и святости своего культа, в котором только и можно обрести счастье и спасение, потеря драгоценного времени крайне нежелательна. Чем дольше допускается общение с культистами, тем сложнее помочь своему близкому. Здесь может потребоваться более детальное знание вопроса, учитывая психологическое давление, оказываемое сектой. Помощью послужит специальная литература, приглашение для диалога специалистов из числа бывших Свидетелей Иеговы или практикующих апологетов, а также обращение в специализированные центры.

Если человек проявляет стеснение или нерешительность, чтобы запретить культистам приходить в свой дом, они могут вести себя напористо, завладев положением.

В журнале «Сторожевая Башня» за 15 августа 1997 года публиковалась серия статей «Что значит спастись?». В них говорилось, что «ввиду близости грядущего Божьего суда» необходимо предпринять срочные шаги для личного спасения, которое является результатом вхождения в культ («крещения») и вербовки новых адептов.

Период, когда адепт становится окончательно невменяем в отношении любой, даже самой доброжелательной помощи, называется «медовым месяцем». Однако этот «месяц» может длиться долгие годы. Считается, что «инкубационный» период нахождения в деструктивных культах длится примерно 5 лет. Чтобы подавить волю адепта, в культах применяется тактика кнута и пряника. У Свидетелей Иеговы это выглядит следующим образом. Человеку внушается мысль, что благодаря его усилиям и верности, он не только может достигнуть личных благ, но и содействовать спасению родственников и друзей. Главное оставаться послушным и заниматься активной вербовкой. В литературе ОСБ на этом делается сильнейший акцент. Приводятся сотни случаев, когда отвергнутые родственники вдруг сами становятся сектантами. Или супруг, которому не нравилось вмешательство культа в семейную жизнь, вдруг по мановению волшебной палочки становится старейшиной собрания. Негативные и трагические случаи, – а их абсолютное большинство, – всячески замалчиваются. Такая пропаганда, играющая на самых глубоких человеческих чувствах, первое время может иметь колоссальную силу. Адепт смотрит на членов семьи с позиции знатока и спасителя душ. Он прозревает лишь тогда, когда начинает оценивать происходящие в культе реалии с индивидуальных аналитических позиций.

Также сильнейшим стимулом закрепить адепта в секте является спекуляция на чувстве страха. Через исполнение предписаний культа адепт эгоистично борется за своё будущее. Он должен распоряжаться собственной жизнью таким образом, чтобы получить одобрение системы. Если в секте его родные, то их желание выйти оттуда вызывает паническую реакцию. Мать, у которой сын покидает секту, по сути, хоронит его заживо, поскольку, если он не вернётся, его ожидает духовная и физическая смерть. Ради возвращения она готова разорвать с ним все отношения и перестать заботиться о нём. Такая «аквариумная» психология закрытого социума заставляет адептов мыслить категориями «спасусь или погибну» («Сторожевая Башня» за 1 сентября 2006 года, стр. 20). Здесь мало просто говорить с человеком об опасностях. На этой стадии закоснелого сектантства необходимо действовать более рационально и продуманно.

Во-первых, важно замечать признаки сомнений. Это может выражаться на эмоциональном и психологическом уровне. Как правило, близким людям нетрудно заметить изменения в поведении. Лидеры культа учат адептов бояться сомнений как чумы. Они знают, что в этот момент человек неустойчив и доминирующее влияние культа может ослабеть. В журнале «Сторожевая Башня» за 1 февраля 1996 года (стр. 23,24) сомнения названы «хитрой тактикой Дьявола». Далее говорится, что, если у адепта «закралась хоть капля сомнения» в организации, необходимо «быстро устранить её, прежде чем она вырастет». Источником сомнений авторы статьи называют не естественное стремление человека к анализу фактов, а «гордость или неправильное мышление». Адепту внушают, что для него альтернативы не существует, ему больше некуда идти, следовательно, любые сомнения пагубны.

Во-вторых, в разговоре с близким человеком всячески избегайте богословских тем. Полемика о правильности или лживости каких-либо доктрин – это бросание камней в бездну. Гораздо лучше обратить внимание на причину, а не следствие. Является ли организация «Свидетели Иеговы» истинной? Нужно разрушить фундамент, наглядно показав беспочвенность подобного утверждения. Руководство ОСБ многократно меняло свои учения или отказывалось от них. В ряде случаев это приводило к буквальной гибели людей (вакцинация, трансплантация). История ОСБ – это история двойных стандартов и обмана, когда анонсами очередного Армагеддона элита пополняла свои ряды и кошелёк. В культе процветает разрушение семей из-за введённого запрета на общение с покинувшими его родственниками. Продолжаются бесконечные оскорбления в адрес сотен тысяч людей, кто расстался с культом. И так далее. Разве может Бог иметь хоть какое-то отношение к этой религии?

На первых порах не стоит предлагать книги тех авторов, которых адепт сразу же отнесёт к разряду «отступнических». Достаточно использовать журналы или книги самих же культистов. Например, в этой брошюре мы использовали цитаты и ссылки на печатные издания ОСБ, где говорится о ложных пророчествах, пагубном влиянии на семью и т.д. От своей литературы культист отвернуться не сможет (в конце брошюры даётся список рекомендуемой литературы по данной тематике).

Важно говорить искренне, чувствуя заботу о близком человеке. Когда кого-то настигает болезнь, мы не ожидаем, что она пройдёт за один день. Может потребоваться определённый курс лечения. В данном случае также не стоит торопить события. Ваше участие, готовность всегда быть открытым для диалога, заверения в любви и поддержке рано или поздно могут пробить лёд отчуждения и глухоты.

Здесь применимы те же принципы, которые используют в вербовке сами Свидетели Иеговы, только с противоположным результатом. Например, в «НЦС» за ноябрь 2010 года (стр. 6) говорилось, как «окучивать» родственников членов культа, которых культисты обычно называют «неверующими»: «Старейшинам нужно стараться привлекать на сторону истины неверующих супругов и стараться не упускать возможность заговорить об истине. Человек может более охотно согласиться поговорить о духовном, когда серьёзно заболеет, поэтому старейшины могли бы навестить его в больнице или дома. Или, если в семье случилась беда…»

Таким образом, близкие родственники культистов становятся первой мишенью «непрестанных усилий» идеологической обработки. К ним приходят не из сострадания, а ради корыстной цели – ввести в культ. В отличие от них, нам несложно проявить настоящее сострадание к тем, кого мы искренне любим. Терпеливо используя благоприятное время, мы можем помочь им вернуться к полноценной жизни и не потерять близких и родных.

Рекомендуемая литература:

Александр Пермяков «Вефильский гамбит»

Дэвид Рид «Как спасти вашего близкого из Сторожевой Башни»

Реймонд Френц «В поисках христианской свободы»

Станислав Ковтун «Свидетели Иеговы. Некуда Идти»

Использованы иллюстрации из изданий ОСБ:

Урок 1: «Божий план веков» (1886)

Урок 4: «Сторожевая Башня» за 1 апреля 2006 года, стр. 22

Урок 6: «Сторожевая Башня» за 1 января 1982 года, стр. 16,19

Урок 8: «Сторожевая Башня» за 15 июня 2011 года, стр. 5

Урок 9: «Моя книга библейских рассказов» (2008, рассказ 101)Урок 15: «Ты можешь жить вечно в раю на земле» (1989, стр. 154)

Комментарии для сайта Cackle