Характер старообрядческого раскола
Главнейшие формы, в которых выражается современный старообрядческий раскол, составляют беспоповщина и поповщина. Выходя из одного общего убеждения о мнимом отступлении православной церкви от истинной веры, они в дальнейшем своём учении представляют немало особенностей, отчего наблюдается в них и неодинаковый церковно-гражданский характер.
Беспоповщина. Порвавши всякие связи с православной церковью, беспоповщинские секты называют её антихристовой церковью, утверждая, что с 1666 года (времени соборного суда над расколом) она, отпавши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, покланяться и служить антихристу, что все тайны её суть скверны, члены её – дети диавола, самая глава её есть антихрист, царствующий на земле с 1666 года мысленно, духовно, – который, как дух богоотступничества и вечной погибели, господствует ныне в православной церкви1; принадлежащие к церкви горше всех еретиков прежде бывших и приходящие от неё не иначе могут быть принимаемы, как через повторительное крещение, как если бы они совсем не были крещены в христианскую веру.
Ближайшим последствием такого учения является отрицание священной иерархии и совершаемых ею церковных действий. «Нынешние попы и диаконы, – пишет основатель беспоповщины, один из первых вождей раскола, диакон Феодор, несвящени суть по правилом; вси они отступницы и еретицы... И православным христианом не подобает от них ныне благословения приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому; то есть часть антихристова полка и от исполнения церковного самовольно отсекшеся»2. Вообще, по убеждениям беспоповцев, «нынешняя церковь – не церковь, божественные тайны – не тайны, крещение – не крещение, архиереи – не архиереи, писания лестна, учение неправедно и вся скверна и не благочестна»3.
Не имея единоверного с ними священства, беспоповцы по необходимости должны были лишиться и таин церковных. Так, миропомазания, причащения, елеосвящения они, действительно, совсем не имеют, другие таинства – крещение и покаяние, ввиду их безусловной необходимости, удержали и совершение их предоставили мирянам. Что касается брака, то по самому состоянию своему беспоповцы также не должны бы иметь его. Так и было на первых порах: все обязывались проводить безбрачную жизнь. Но это безбрачие было мнимое. Уступая естественным влечениям природы и в то же время связанные обетом девства, они по большей части нарушали его и отдавались тайному или даже нескрываемому греху. Крайние аномалии в нравственной жизни мнимых девственников вызвали наконец (в половине прошлого века) сильный протест, закончившийся тем, что в беспоповщине введён был так называемый «бессвященнословный» брак, заключаемый по обоюдному согласию жениха и невесты при благословении наставника-простолюдина, для чего были составлены даже особые «церковные чины бракосовершения нерукоположенными мужами», состоявшие в пении молебна Спасителю и Богоматери и приличных случаю молитвословиях по церковному требнику, применительно к неосвящённому состоянию совершителя. В таком виде существует беспоповщинский брак и в настоящее время. Конечно, в глазах православной церкви такой брак ничто иное как незаконное и греховное сожитие, но сами раскольники придают ему значение законного церковного брака. Одни сектанты («поморцы») принимают его, другие, как то: строгие «федосеевцы», «филипповцы» и «странники», то есть – половина беспоповщины, упорно остаются противниками брака, повторяя убеждения своих предков, что «за рассыпанием руки людей освященных» (законной иерархии) брака в смысле таинства в настоящее время нет и быть не может и потому все обязаны проводить жизнь девственную; иные, каковы последователи «Спасова» согласия или «нетовцы», считая святотатством заключение браков бессвященнословных, венчаются в православных церквах, не признавая, впрочем, за церковным таинством благодатной силы. Насколько предубеждены против браков «федосеевцы», «филипповцы» и «странники», видно из того, что брачное состояние, по их воззрениям, есть грех постоянный и потому не простительный; по правилам их, все брачные должны быть разлучаемы, родства телесного в браке не считать. Ослеплённые фанатизмом, они как будто не видят нечестия своего дикого учения, и обязательность всеобщего безбрачия стараются оградить авторитетом своих беззаконных сонмищ, именуемых соборами4. Правда, некоторые «федосеевцы» не отказывают в снисхождении своим брачным единоверцам; например, «новожёнов» (то есть заключающих брачный союз с одной избранной женщиной во время пребывания в расколе) принимают на исповедь, а «старожёнов» (так называются повенчанные в православной церкви до уклонения в раскол) оставляют без развода даже в случае деторождения, только это объясняется не смягчёнными воззрениями на брак и брачное состояние, а коварным желанием сделать из «брачных» ширмы для прикрытия своих бракоборных, вредных в гражданском отношении, уставов и в случае нужды сослаться на них5.
Не трудно представить, какими печальными последствиями сопровождаются эти бракоборные учения в жизни. Обеты безбрачия, при невозможности свято их выполнить, делаются источником самых крайних аномалий. «Делайте, что хотите, только не сообщайтесь с никонианами», – говорил известный учитель федосеевства6 тем ученикам своим, которые, посвятивши себя целомудрию, скоро сознавали его трудность: «Не согрешивши, не покаешься; не покаявшись, не спасёшься. В раю будет много грешников, только там не будет ни одного еретика... Тайно содеянное тайно и судится». Следствия подобных внушений понятны. «Нас отцы за грех простят, в райско место поместят», – успокаивали себя девственники, предаваясь греху с разрешения отца и настоятеля. Никто не брал на себя труда сдерживать наклонности другого; напротив, духовники и наставники, даже отцы и матери поощряли грех своих детей. «Федосеевец» оставлял жену, с которой прижил детей, жена шла к другому, – и ни тот, ни другой не считались виновными. Трудно, конечно, при таких взглядах на брак предполагать любовь родителей к детям, – и вот множество подкидышей; бывали детоубийства и большим грехом не считались7. – Не менее мрачно состояние и «брачного федосеевца», принимающего бессвященнословный брак, или живущего с избранной женщиной до взаимному согласию. Семьянин-беспоповец всю жизнь испытывает угрызения совести. Рождается ли в семействе дитя, отец и мать наказываются отлучением, как великие грешники; находится ли новорождённый при смерти, наставники с большим неудовольствием и только после усиленных просьб соглашаются крестить его, иногда же вовсе отказываются, если родители не изъявят согласия разойтись на «чистое житие». Лишённые общения в молитве, пище и питии, «новожёны» не могут даже иметь при себе младенца, не подвергая его опасности отлучения. С юных лет привыкает дитя смотреть на родителей своих, как на явных грешников. На жену беспоповец смотрит как на врага и губительницу его спасения, на детей, как на оковы, держащие его в погибельном (по его мнению) браке; разорвать союз нет силы, продолжать его: значит – пребывать во грехе. Совесть требует чистосердечного покаяния, но покаяние, по учению фанатиков «отцов», возможно лишь по разорвании брака; без исповеди жить – лишиться спасения; дать её лицемерно, лишь бы исповедаться, – как солгать Богу, особенно пред смертью!
Так, отлучившись от святой церкви, они прежде будущего суда несут от Бога страшное наказание, будучи преданы в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28)8. Кратко сказать, учение о всеобщем обязательном безбрачии уничтожает самые главные и первые основы нравственности, на которых зиждется жизнь общественная и государственная.
С другой стороны, учение беспоповцев об антихристе вызвало в них перемену отношений к власти гражданской. Содействие и покровительство, оказываемое гражданской властью православной церкви, в глазах беспоповцев означает пособничество антихристу; отсюда молитву за царя они оставили, а самую власть объявили антихристовой. Относясь ближайшим образом к области раскольнической догматики, как выражение мысли, что нынешние власти не принадлежат к их беспоповщинской секте (как и думали некоторые исследователи раскола), эти убеждения носят в себе и политический характер, содержа в зародыше последствия, касающиеся жизни гражданской. В самом деле, молитва за Царя есть действие не только религиозное, но и гражданское, обязательное для каждого верноподданного, тем паче для христианина, ввиду прямой заповеди апостола Павла – «творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть»9, – за «власти» – в то время языческие; поэтому молитва за Царя введена в православной церкви не только в общественное богослужение, но и в круге домашних молитв. Между тем беспоповцы не молятся за Государя ни в общественных собраниях, ни дома; исключение в этом составляют «новопоморцы», которые со времени комиссии чиновника Самарина (1739 год) приняли молитву за Царя, за что и были названы среди федосеевцев самарянами и лишены церковного общения. Разумеется, молитва за «иноверного» Государя не мирится с их религиозными убеждениями, но вина пренебрежения верноподданническим долгом оттого нисколько не уменьшается, в связи же с другими воззрениями сектантов приобретает новое, очень важное значение.
Учение беспоповцев об антихристе, которому будто бы служат и поклоняются нынешние власти, в конечном результате приводит к отрицанию их. В принципе раскольники признают необходимость правительства и совершенно чужды антимонархических или демократических стремлений, но власть существующую считают незаконной, не от Бога поставленной. По мнению беспоповцев, все нынешние власти духовные и гражданские, начиная верховной, суть чада и слуги антихриста и орудия его царствования; через них он действует как враг Божий к разрушению истинной Христовой церкви на земле и вечной погибели душ человеческих, и потому всем этим властям, злым, богопротивным и антихристовым, должно сопротивляться и противодействовать сколько возможно10. «Ваш господин Император, – заявлял один „странник“ на допросе, – есть представитель власти антихриста; под свод законов не подхожу, потому что государь – раскольник; христианином его не признаю, потому что он отстал от истинной веры». «Власти царя, – заявлял другой, – над собой не почитаю, Бога за него не молю и молить не буду; почитаю цари за богоотступники, сопротивники, антихристы»11. С этой точки зрения ими рассматриваются: введение ревизии и подушная подать, изменение летоисчисления (древнерусского – от сотворения мира на новое – от Рождества Христова), уничтожение патриаршества и другие церковно-гражданские перемены. Единственное спасение от антихриста, по воззрениям «странников», остаётся в бегстве от него.
Этого они и достигают, отдаваясь нескончаемому, бесцельному «странствию» в лесах и пустынях, таясь от властей. Разрыв семейный и общественный, пренебрежение гражданскими законами, уклонение от общественных повинностей, записи в ревизию, уплаты податей, взятия паспорта – составляют основные догматы «странничества». Так, развивая чисто религиозную идею, они дошли до совершенного отрицания существующей власти и государственного закона.
Другие беспоповцы не разделяют крайних политических убеждений «странников» и, проповедуя об антихристе мысленном, знамения антихриста усматривают в предметах религиозных, – в троеперстном сложении и именословном благословении, в имени Иисус, в четвероконечном кресте и так далее, и потому проводниками антихристовой власти считают иерархию. Но и при этом чисто церковном представлении, в силу логического сцепления идей, затрагивается и власть гражданская. Царь и существующие власти являются чтителями и слугами антихриста, так как они держатся учения православной церкви и покровительствуют ей. Отсюда учение об антихристе способно возбуждать фанатическое чувство не только в отношении церкви, но и государства. Поэтому «федосеевцы» иногда фанатически относились даже к верховной власти. Таков, например, характер картины, открытой в 1819 году на Московском Преображенском кладбище. Она изображала императора Александра I во весь рост, в царской порфире, с рогами на голове и числом 666 на челе (число имени антихриста); внизу была подпись: «Семо прииди Христе, се бо на тя брань готовлю»12. Этим же объясняется изменнический поступок тех же «федосеевцев», которые в годину французского нашествия, в виду Москвы, оставленной жителями в жертву за спасение России, решили отложиться от Русского Государя и отдались в подданство Наполеону13. Вообще же правительственные распоряжения и законы, особенно затрагивающие жизнь и правила сектантов, находят в них резких порицателей и мало скрываемую вражду. Настоящие законы и настоящее устройство судов, по их воззрениям, противны учению Христову; вмешательство светской власти в их религиозные дела считают незаконным; военная служба вызывает в них враждебные чувства, и уклонение от неё грехом не считается. «На немже аще месте воя соберут, – говорят они, – не иди тамо: уклонися же от них, и измени»14. Действия полиции называют не иначе, как «наездом никонианского богоборного суда»; обмануть её считают делом позволительным и даже святым15. Отсюда, повиновение законам, исполнение общественных обязанностей, наблюдаемое у сектантов этого рода, совсем не означает искреннего и охотного подчинения требованиям гражданской власти, душевного почтения к Государю и его законам; всё это не больше, как лицемерие и хитрость, уступка необходимости ради своекорыстных целей. «Дань мы даём, – пишут федосеевцы в своей апологии странникам и филипповцам, – не за службу и не за веру их, но за обладание и за имущую им власть попущению святого Бога, дабы никто не имел гнева на нас, во еже до конца обидети. Мы в последнее время живём и потому всякую дань даём просящему, дабы не предал враг на муку или бы не заточил в незнаемое место»16.
Заключая характеристику секты, можно сказать вообще, что беспоповщина, не будучи сектой политической и преследуя одни религиозные цели, содержит, однако, в своём учении такие пункты, в силу которых питает и способна питать явное нерасположение к строю и порядкам гражданской жизни и потому в политическом отношении справедливо относится к разряду сект более вредных. Отчуждение от церкви, соединённое с фанатическим убеждением, что она составляет теперь царство антихриста, и разные аномалии в нравственной жизни сектантов побуждают признать её очень вредной и в религиозно-нравственном отношении. Крайность убеждений и фанатическое устройство, внешняя покорность и затаённая вражда, напускное расположение и хитрое коварство составляют преобладающую черту нравственного облика беспоповцев, отмечающую и внутреннюю жизнь и внешние отношения сектантов.
Поповщина. Столь же древняя, как и беспоповщина (окончательное образование её относится к концу XVII века), но менее фанатичная в своих воззрениях на православную церковь и последовательная, поповщина допускает у себя иерархию, отчего и получила своё название. Лишившись собственного, то есть до-Никоновского рукоположения, священства, вскоре же по отделении от церкви раскольники, составившие эту секту, стали принимать священников, бежавших от церкви, отчего получили другое название – «беглопоповцев». Этими беглыми попами совершались для них церковные таинства и все вообще духовные требы. Одно уже признание правоспособности на совершение таинств и церковного богослужения за бежавшими от еретической якобы церкви священниками доказывает сравнительную мягкость поповщинских воззрений на церковь; способы принятия беглых священников убеждают в том ещё более. Большинство поповцев допускало их к отправлению службы, присоединивши к «церкви» (то есть к своему обществу) не по первому чину (через крещение), как принимают всех приходящих беспоповцы, но по второму – через миропомазание (как присоединяются к православной церкви лютеране и все вообще протестанты), отчего и носят название «перемазанцев» или последователей «ветковского» согласия, по имени местности, где утвердился указанный способ чиноприятия17; другие, составившие так называемое «диаконово согласие», развивая примирительное направление ветковцев, принимали беглых священников через одно отрицание мнимых ересей. – В таком виде существовала поповщина до половины настоящего столетия, когда (в 1846 году) возникло так называемое «австрийское» священство. Оно ведёт своё начало от бежавшего из православной церкви в раскол Босно-Сараевского митрополита Амвросия и своей колыбелью имеет местечко Белую Криницу (в Буковине). Здесь были поставлены первые старообрядческие архиереи, отсюда направился поток нового священства и в Россию. Явившись в России, белокриницкое священство значительно стеснило прочие поповщинские секты, привлёкши к себе большую половину их последователей. Но в 1862 году по поводу издания так называемого «Окружного послания» (церковный акт, в котором обличаются беспоповщинские воззрения и выясняется чистое, без примеси беспоповщинских мнений, учение поповцев) среди самих последователей белокриницкого священства произошло разделение на «окружников» и «противоокружников», продолжающееся до настоящего времени.
Само собой понятно, что существование иерархии, хотя и незаконной, обеспечивает раскольникам-поповцам более правильные формы и более нормальное течение жизни церковной, чем какие наблюдаются у беспоповцев.
По своим воззрениям на православную церковь и гражданскую власть они чужды беспоповщинского фанатизма и обнаруживают некоторую умеренность, хотя неодинаковую в различных толках. Так, беспоповщинское учение о последнем антихристе, совершившем будто бы всемирное отступление, они вообще отрицают, потому что антихрист, учат они, ещё не приходил. В частности, учение диаконовцев ещё миролюбивее. По их убеждениям, российская церковь, призывая имя Иисус, верует не в иного бога, а в того же Спасителя мира, Христа; четвероконечный крест не есть кумир антихриста, как думают беспоповцы, но образ Христова креста; признают они и спасительность церковной молитвы Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. К ним примыкают и «окружники», по взгляду которых церковь не погрешила в учении веры и разнится от них только обрядами18. Сближение с православной церковью, заметное в «диаконовщине», нашло среди «окружников» полное выражение, и это позволяет надеяться, что последователи «Окружного послания» ранее других будут искать воссоединения с православной церковью. – Не все, однако, поповцы держатся указанных воззрений. «Лужковцы», составляющие, правда, незначительную ветвь беглопоповщины, и «противоокружники» во многом напоминают беспоповцев. Так, они удерживают первоначальное раскольническое учение о пришествии в мир антихриста и, развивая его в духе беспоповщины, проповедуют, что Иисус есть ин бог, антихрист, и что российская церковь верует в антихриста; повторяют они и прежние хулы на четвероконечный крест, троеперстие в крестном знамении и проч. – Соответственно этому в них замечается и наибольшее несочувствие к гражданскому порядку. Учение о царствующем антихристе всегда способно возбуждать противообщественные стремления и антипатии к порядку гражданской жизни, хотя убедительных фактов на то не имеется.
Что касается практических отношений к православной церкви, то, при всей смягчённости догматических верований поповщины, миролюбие и благорасположение даже для таких сект, каковы «диаконовцы» и «окружники», остаются в области желаний. В большинстве случаев наблюдается несочувствие, предубеждение, иногда переходящее в открытую вражду. Домашнее знакомство с православными, общение в пище и питии наказываются эпитимией; наказываются даже те, которые позволяют себе общение с «замирщёнными» старообрядцами; нарушение этих правил считается признаком либерального духа и слабости в вере. Должно, впрочем, заметить, что степень нерасположения к церкви много зависит от местных условий и личного характера. Поповцы, живущие в городах и вообще бойких населённых местах, а также по делам торговли и промышленности вынужденные поддерживать постоянные сношения с православными, отличаются большей терпимостью и уживчивым характером. Но когда эти сношения принимают религиозный характер и грозят расколу потерей членов, вообще религиозно-нравственным ущербом, неприязнь переходит в открытую вражду и часто сопровождается большими бедствиями для тех, на кого она обрушится. «Мы сами были свидетелями, – пишет профессор Н.И.Ивановский, – как члены одного семейства города Казани, обратившегося к единоверию, встречали злые насмешки и ругательства, когда шли по улице к богослужению». Известный миссионер, о.архимандрит Павел передаёт, как в одном месте за одно здравое рассуждение о церкви первейшие прихожане раскольнической часовни были изгнаны из неё с побоями; как в другом – отец избил сына до того, что из головы его текла кровь, а в третьем – мать двух взрослых сыновей избила по голове кочергой за то, что они хотели присоединиться к православию... И это в наше гуманное время! «То же было и раньше. Стремления благонамеренных старообрядцев, направленные к „слиянию с церковью“, встречали грубые противодействия, и самые лица, обнаружившие эти стремления, едва не платились жизнью. Припомним, что против Никодима Стародубского и его единомышленников был составлен заговор с целью лишить их жизни; Сергий Иргизский едва не погиб в Москве от раскольнического фанатизма, и только случай да вмешательство князя Прозоровского спасли его, может быть, от голодной смерти. В недавнее время в самой Москве летели камни в окна известного Сапёлкина», когда он задумал ввести единоверие на Рогожском кладбище19. Немало и теперь передаётся рассказов о том, какие гонения приходится выносить присоединяющимся к православию. Так, один бывший старообрядец рассказывает, что он, убедившись в православии церкви, медлил, однако, немалое время признаться в том родителям, закоренелым раскольникам, справедливо полагая, что его будут гнать из дома, бить и бесчестить. Когда же они заметили его тяготение к церкви, стали всячески поносить его и грозили пустить по миру; последовавшее затем присоединение к церкви вызвало на него сильнейшее гонение. Мало того: из-за отца кляли ни в чём не повинных детей его, молили смерти на них и беспощадно били20. Другой обратившийся в церковь рассказывает, что озлобленная мать его, по научению наставников, продала дом со всеми принадлежностями и не уделила сыну ничего из вырученного, оставив его таким образом с женой и дочерью совершенными нищими21. Вообще, жизнь присоединяющихся от раскола, если не всех, то очень многих, по тем бедствиям и испытаниям, какие приходится выносить им от родных и бывших единоверцев, без всякого преувеличения можно назвать подвигом исповедников, живо напоминающим первые времена христианства. Так, при первых же слухах о вероисповедных колебаниях старообрядца начинаются разные притеснения и угрозы. Когда же он действительно оставит раскол, то, если состоит на частной службе, ему отказывают в месте, – если живёт дома, изгоняется родными или сам добровольно оставляет его, чтобы только не видеть ненависти, не слышать проклятий, не принять побоев. На помощь прежних единоверцев он уже не смеет надеяться: лишённый части в имуществе, отверженный семьёй, бывший раскольник оставляется на произвол судьбы. Встречи с прежними знакомыми не принесут ему ничего, кроме новых обид и оскорблений. Не раз придётся ему услышать возмутительные хулы на церковь и обряды, на православных и духовенство особенно. В подобных обстоятельствах между раскольниками нет большого различия. И поповец, и беспоповец одинаково враждебно встречает церковные приобретения и жестоко мстит за них.
Другую особенность в отношениях раскола к православной церкви составляют не прекращающиеся доныне посягательства на целость её или пропаганда. В самом деле, ни одна русская секта не отличается такой наклонностью к пропаганде, как старообрядческий раскол. Совращение православных составляет заветную мысль и рядового последователя раскола и заправителей его в виде незаконных австрийских или русских попов в поповщине, наставников и «благословенных отцов» в беспоповщине. Подобные стремления к пропаганде заметны ещё только у южно-русских штундистов. Для пропаганды раскола и борьбы с православной церковью существуют специальные миссионеры, разъезжающие по областям и весям, где обосновался раскол22; пропагандируют его и местный уставщик и раскольнический поп; не опускают из вида своих убеждений и рядовые раскольники в житейских сношениях с православными. Немалое значение в деле пропаганды имеет денежный капитал и влияние в сельском быту. Сельский богач и городской фабрикант из раскольников никогда не упустит случая сделать внушение православным в духе раскола. «Ни для кого не секрет, – пишет тот же профессор Ивановский, – как раскольнические богачи притесняют православных, так или иначе находящихся от них в зависимости. Находясь в довольно близких отношениях к расколу и народу, мы слышали жалобы православных, живших в услужении у раскольников, что они должны выносить постоянные насмешки над верой. В тех сёлах, где преобладает население раскольническое, православные жалуются на обиды и притеснения со стороны раскольников; один православный священник, живший почти начисто в раскольническом приходе, с горечью передавал нам, что в случае нужды сосед раскольник не даст ему взаймы чёрного хлеба»23. Немало опасности, наконец, для православной церкви представляет и замещение сельских начальственных должностей лицами, принадлежащими к расколу. Отправление общественных обязанностей легко может соединяться с начальственным давлением в ущерб православию, так как усердие и ревность раскольников нередко переходит за пределы словесных убеждений и выражается разного рода внешними притеснениями. Особенным вредом для церкви способны сопровождаться назначения на эти должности лиц, занимающих незаконные иерархические степени у поповцев, наставников и «благословенных отцов» у беспоповцев, вообще по самому положению своему наиболее ревностных раскольнических пропагандистов24.
С. Добромыслов
* * *
Примечания
«История русского раскола» преосвященного Макария. М., 1855, с.241.
«Послание в Москву из Пустозёрска». Материалы по истории раскола, издаваемые профессором Субботиным, т.VI, с.64.
«Русский раскол в его отношении к церкви и правительству» И.Добротворского. Православное обозрение, 1862, VII, с.381–382.
Таковы были, например, федосеевский польский собор 1752 года и федосеевский же московский «вселенский» собор 1883 года.
Архимандрит Павел. «Краткие известия о существующих в расколе сектах». М, 1885, с.55.
Илья Ковылин, основатель Московского федосеевского Преображенского кладбища.
Ливанов. «Раскольники и острожники», т.III, с.57–58, 70, 109–110, 198, 231–234.
Архимандрит Павел, там же, с.56–57.
«Мнение Макария, митрополита Московского, о разделении раскольнических сект на более и менее вредные». Православное обозрение, 1891, III, с.760.
«Сборник правительственных сведений о раскольниках», издан В.Кельсиевым. Лондон, 1862. Выпуск IV, с.285–287. См. у профессора Н.И.Ивановского в книге «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола». Казань, 1886, ч.1, с.117.
«Из истории Преображенского кладбища». 5. М., 1862, с.38.
«Мнение Макария, митрополита Московского, о разделении раскольнических сект на более и менее вредные». Православное обозрение, 1891, III, с.761. «Из истории Преображенского кладбища», с.32.
«Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней». Христианское чтение, 1863, т.1.
«Официальная записка о даровании раскольникам прав и свободы в отравлении богослужения» профессора Нильского. Странник, 1888, с.526–527.
Небольшой остров Ветка, при впадении Сожи в Днепр, в пределах Могилёвской губернии.
Окружное послание. Издание профессора Субботина. Москва, 1885, с.24–25, 32–42.
«Официальная записка о даровании раскольникам прав и свободы в отравлении богослужения». Странник, 1887, III, с.466–467.
Братское слово, 1884, I, с.185–194.
Братское слово, 1890, I, с.131. – Немало и других подобных рассказов помещено на страницах «Братского слова». Каждый автобиографический очерк бывших старообрядцев полон глубокого драматизма, но особенного внимания по своей полноте и изобразительности заслуживает среди них повествование о жизни в расколе и присоединении к святой церкви бывшего старообрядца Московской губернии С.Воробьёва (Братское слово, 1890, с.449–472).
«Официальная записка» профессора Ивановского. Странник, 1887, III, с.469.
Там же, с.466.
Н.И.Ивановский. «По поводу новых законов относительно раскольников». Православный собеседник, 1883, III, с.30.
