Приёмы опытных миссионеров при беседах со старообрядцами
Миссионеры, объезжая Россию, в разных её концах вступают в беседы с представителями всевозможных старообрядческих толков и всегда разбивают их хитросплетения. Для людей, поставленных в необходимость вести устное собеседование со старообрядцами, конечно, весьма интересно знать те общие приёмы, которые употребляют означенные миссионеры, когда беседуют со старообрядцами, интересно потому, что эти приёмы играют весьма важную роль в успехе их собеседования.
1) Они не стесняют свободы своего совопросника, позволяют ему читать и говорить, что тот считает нужным прочитать или сказать, все терпеливо выслушивают и лишь иногда не столько для самого совопросника, сколько для слушателей, кратко, не останавливая чтения, указывают, что прочитанное не относится к делу. Если после этого замечания совопросник всё-таки изъявляет желание и намерение читать далее, то они дают ему полную свободу. Так поступая, миссионеры достигают следующих результатов: а) старообрядец, ведущий с ними прения, никогда не может сказать: «мне не дают говорить, мне не дают читать», на что старообрядцы очень любят указывать. б) Слушатели из кратких замечаний ясно видят, что чтение действительно к делу не относится. А вследствие этого г) старообрядец сам себя побивает. Не вступая в беседу, самим чтением, не относящимся к предмету беседы, он ясно обличает себя в бессилии защитить своё мнение.
2) Дождавшись конца речи и чтения совопросника-старообрядца, миссионер начинает свою речь и с полным правом требует, чтобы речь совопросник не перебивал, как не перебивал он речи его – совопросника. В своей речи миссионер по большей части идёт тем же путём, каким шёл его совопросник. Он перечитывает тоже, что читает тот, пополняет, разъясняет то, что намеренно или ненамеренно было опущено его совопросником и таким образом восстанавливает истину, которую тщательно старался скрыть старообрядец. Таким приёмом миссионер ясно показывает слушателям, что все, приводимые старообрядцем, свидетельства, якобы подтверждающие его мнение, на самом деле не содержат подтверждения его мысли.
3) Разбирая свидетельства, на которых хотел основать своё мнение старообрядец, опытный миссионер обыкновенно выясняет те общие начала, на которых зиждется убеждение старообрядца и показывает их несостоятельность. Например, старообрядец не принимает известного свидетельства, так как оно взято из книги, по его выражению, «неотеческой». Миссионер не станет доказывать, что книга, из которой он читал, отеческая, – нет, он объяснит слушателям, почему старообрядец считает эту книгу «неотеческой»; – потому что она напечатана не при патриархах российских (а раньше) и затем покажет, правильно ли мнение старообрядца, что истинное христианство было только при первых пяти российских патриархах. Таким приёмом миссионеры не только обличают ложь мнения старообрядца, но вместе расширяют его взгляд, отводят от тех точек, на которых он остановился своей мыслью; отнимают почву из-под ног старообрядца и заставляют искать новой опоры для себя.
4) Доказывая неосновательность мнения старообрядца, опытный миссионер в то же время раскрывает истину с положительной стороны и в подтверждение своих мыслей приводит свидетельства из старопечатных книг. В последних он без затруднения находит всё, что ему нужно. Они для него свои. Но он не рабски следует книгам, нет, он рассуждает по поводу их, выясняет силу свидетельства соображениями, составленным под руководством истории. Он и старообрядцам внушает, что не просто нужно читать, но нужно вникать в силу и значение прочитанного. Например, старообрядец приводит символ веры из великого Катехизиса и, основываясь на нем, не хочет верить другим свидетельствам, которые содержат несколько иное чтение символа веры, не согласное с великими Катехизисом. В подобном случае опытный миссионер выясняет происхождение символа, способ его составления (его слова взяты из св. Писания) и показывает, что не тот символ должен быть авторитетом, который содержится в Катехизисе, но те первоисточники, из которых заимствовался символ в великом Катехизисе.
5) При разглагольствовани миссионеры всегда стараются строго держаться одного предмета; удерживают и своего собеседника на том же предмете. Говорят они твёрдо, решительно, уверенно; дают прямые ответы на вопросы старообрядца и сами требуют от него таких ответов.
(Друг Истины №1, 1890 г.)