С.В. Калашников

Сборник законов

Источник

Содержание

От составителя Отдел официальный I. Распоряжение высшего правительства Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников I. О метрической записи браков II. О метрической записи рождения и смерти III. О порядке ведения метрических книг и о выдаче из оных выписей IV. О судопроизводстве по брачным делам раскольников  

 

От составителя

Настоящий Сборник составляет свод статей из законов о порядке ведения метрических книг о браках, рождении и смерти раскольников и выдаче из оных выписей, а также о судопроизводстве по брачным делам раскольников (П.С.З. Собрание второе, Т. XLIX, Отд. перв., 1874 г., в ст. 53391, Апр. 19): 1) Т. IX, Зак. о сост., изд. 1899г.; 2) Т. X, ч. 1, Зак. Гр., изд. 1900г.; 3) Т. XVI, ч. 1, Уст. Гр. Суд., изд. 1892г.; 4) Т. II, Общ. Губ. Учр., изд. 1892 г., со включением относящихся к сему же предмету выписок из решений Кассационных Департаментов Правительствующего Сената и указов Святейшего Правительствующего Синода и помещением разъяснений, извлеченных из журнала «Церковные Ведомости», издаваемого при Св. Синоде.

Предлагаемый Сборник, не претендуя на руководственное значение, имеет ввиду лишь сгруппировать в порядке, насколько это оказалось возможным, существующий по данному предмету материал и тем устранить, по возможности, затруднения в пользовании сими законоположениями для лиц, могущих иметь нужду в них.

Составитель С.В. Калашников

Отдел официальный

I. Распоряжение высшего правительства

1. По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению. О преобразовании управления народных училищ.

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина синодального обер-прокурора, от 27 минувшего июня за № 2359, с приложением Высочайше утвержденного 25 мая/ 6 июня 1874 года мнения Государственного Совета по проекту нового Положения о начальных народных училищах и экземпляр сего Положения. Приказали: Святейшему Синоду предложено Высочайше утвержденное 25 мая/ 6 июня сего года положение о начальных народных училищах; при этом Господин синодальный обер-прокурор, согласно журналу общего собрания Государственного Совета, заявил, сколь желательно и необходимо для успеха дела, чтобы при новом, предпринимаемом ныне устройстве училищной части, духовенство с неослабным усердием продолжало нести и усугубляло труды по исполнению обязанностей учителей и наставников народа, распространяя в населениях, вместе с грамотностью, ясное разумение божественных истин учения Христова, с живым и деятельным чувством нравственного и гражданского долга. Признавая вполне справедливость заявления Господина обер-прокурора, Святейший Синод считает необходимым пояснить как значение нового Положения о народных училищах для деятельности православного духовенства, так и те обязанности, к коим оно этим Положением призывается. Стоя близко к народу, духовенство наше искони, в силу пастырских обязанностей, служило делу народного образования и бескорыстия, в течение многих веков, деятельность его на этом поприще сколько оценена по достоинству правительством, столько же и несомненна: многочисленные начальные училища, заведенные духовенством и содержимые на его счет, служат осязательным тому доказательством. Новое Положение упрочивает влияние духовенства не только на эти, ими устраиваемые, но и на все начальные народные училища; оно вверяет высшее наблюдение как за преподаванием Закона Божия, так и вообще за религиозно-нравственным направлением обучения местному епархиальному архиерею, предоставляя или ему лично обозревать училища, или поручать это особо назначаемым духовным лицам; далее Положение, приглашая к преподаванию Закона Божия приходских священников или особых законоучителей с утверждения епархиального начальства, предоставляет духовным лицам обучать в училищах и прочим предметам; наконец, новое Положение сохраняет за духовенством и право участия в управлении народными училищами в лице своих представителей, назначаемых членами училищных советов. Таким образом, настоящее Положение о начальных училищах дает духовенству почетное место в деле народного образования, к поддержанию и упрочению которого в истинно благом направлении Государю Императору благоугодно было призвать всех просвещеннейших людей страны. Проникаясь мыслию, как важно в этом деле единодушное усилие всех ведомств, призванных монаршею волею стать на страже религиозно-нравственного воспитания русского народа, Святейший Синод не сомневается, что православное духовенство потщится оправдать и в сем отношении возлагаемые на оные Его Императорским Величеством надежды и, усугубив всегда отличавшие священнослужителей усилия и ревность к исполнению своего пастырского долга, не престанет содействовать словом, делом и примером к размножению народных училищ и к упрочению в них религиозно-нравственного направления. А как такое направление главным образом обуславливается должным выяснением учащимся евангельских истин, то Синод не может не желать, чтобы преподавание Закона Божия в народных училищах было ведено основательно и так, чтобы божественные истины укоренились в сердцах учащихся. Благословляя православное российское духовенство на дальнейшее служение, в указанном смысле, великому и священному делу народного образования, Святейший Синод приглашает и епархиальных архиереев содействовать успеху этого дела зависящими от них способами, поощряя отличающихся на этом поприще деятелей и вразумляя не радеющих к оному. О чем, для исполнения, дать знать епархиальным преосвященным печатным указом с приложением печатных же копий с Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета по проекту нового Положения о начальных народных училищах – и с самого нового Положения1. Октября 10 дня 1874 года, №58.

2. Об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников.

Государственный Совет, в соединенных департаментах законов и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел о гражданских правах раскольников и, соглашаясь в существе с заключением министра, мнением положил:

I. Проект правил о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников представить к Высочайшему Его Императорского Величества утверждению.

II. В отношении к бракам, существовавшим между раскольниками до настоящего времени, постановить:

1) Раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женою, признаются состоявшими в законном браке супругами, а показанные по ревизии дети их почитаются законными детьми, доколе правильность означенных показаний не будет опровергнута по суду, согласно статье 5-й сего заключения.

2) Дети, прижитые от упомянутых в статье 1-й браков после 10-й народной переписи и потому в ревизские сказки не включенные, могут быть записаны в метрическую книгу по ходатайству их самих, или по просьбе родителей, или опекунов, с тем, чтобы происхождение их от брака, записанного в ревизской сказке, и время их рождения были удостоверены показанием не менее двух свидетелей. От сих свидетелей, равно как от просивших о записи родителей или опекунов, отбирается подписка в том, что записываемые дети состоят в расколе от рождения.

3) Брачные союзы, заключенные раскольниками после 10-й народной переписи, равно как рожденные в таких браках дети, при жизни обоих супругов, записываются в метрические книги на точном основании общих, издаваемых ныне правил.

4) Когда в живых находится только один из супругов, или оба они уже умерли, то бывший между ними брак не подлежит записи в метрическую книгу. Но если между супругами существовал заключенный по обрядам их верования постоянный супружеский союз, не противный правилам, изображенных в законах гражданских (ст. 4, 5,12, 20, 21 и 23)2 , то рожденные от такого союза дети могут быть записаны в метрическую книгу по собственному их ходатайству, или по просьбе родителей, или опекунов, причем наблюдается следующее: а) предварительно записи сих детей, просящими о том должно быть заявлено об имени, прозвании и состоянии как самих детей, так и родителей их, подлежащему полицейскому или волостному управлению; сими управлениями соблюдается порядок, предписанный в ст. 4–6 и 10 издаваемых ныне правил (см. §§ 4–6 и 10 сего Сборника); б) при записи должно быть не менее двух свидетелей, которые вместе с просившими о записи родителями или опекунами, должны удостоверить как время рождения записываемых детей, так и то: 1) что сии дети произошли от супружеского союза, соответствующего указанным в настоящей статье условиям; 2) что состоящих в браке супругов или одного из них нет в живых, и 3) что записываемые состоят в расколе от рождения.

5) Каждому предоставляется, в ограждение своих прав, оспаривать действительность брака, признанного на основании ревизской сказки (ст. 1), равно как законное происхождение детей, показанных по ревизии (ст. 1), или же занесенных в метрическую книгу, согласно правилам, изложенным выше в ст. 2–4. При сем наблюдается следующее: а) оспаривающий действительность брака должен доказать, что между записанными мужем и женою не существовало заключенного по обрядам их верования постоянного супружеского союза, или что их союз был заключен с нарушением правил, постановленных в ст. 4, 5, 12, 20. 21 и 23 (Зак. Гражд. Т. Х, ч. I); б) споры против действительности брака или против законности рождения показанных прижитыми в нем детей должны быть предъявлены подлежащему судебному установлению не позднее двух лет со дня обнародования настоящего закона, если оспаривается действительность брака или законность рождения детей, значащихся в ревизской сказке (ст. 1), а в прочих случаях со дня записи детей в метрическую книгу; из чего исключаются споры самих лиц, записанных по ст. 1–4, чьими-либо законными детьми: споры их против правильности такого показания могут быть предъявлены во всякое время.

6) Постановления настоящего закона (ст. 1–4) о признании действительности браков и законности рождения детей раскольников за прошедшее время не имеют по делам об имуществе обратной силы и не могут служить основанием для какого бы то ни было иска по имуществу за время, предшествовавшее изданию сего закона. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников Высочайше 19 апреля 1874 г. утвердить соизволил и повелел исполнить (Полн. С. З. Втор. Т. XLIX, отд. 1, 1874 г., в ст. 53391, апреля 19).

Примеч. Высочайше утвержденным 3 мая 1883 г. мнением Государственного Совета раскольникам дарованы некоторые права гражданские и по отправлению духовных треб (Т. XIV, Уст. пред. и прес. прест. изд. 1890 г. ст. 45–64).

Правила3 о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников

I. О метрической записи браков

1. Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака. (Ст. 78, Т. Х, ч. 1, изд. 1900г.)4.

Примечание 1. В решении Сената 11 октября 1894 г. по делу о мещанине Парфенове высказано, что Государственный Совет при обсуждении проекта 19 апр. 1874 г. (о браках раскольников) полагал, устраняя вполне вмешательство власти в богослужение и обряды раскольников, выразить в новом законе ту общую мысль, что гражданский акт (запись браков в метрические полицейские книги) усваивает юридическую силу лишь такому союзу мужа с женою, которому они положили нравственную основу – молитвою и испрашиванием у Бога благословения по правилам своего верования (Суд. Газ. 1894 г .№ 43, стр. 12).

2. Воспрещаются и не подлежат записи в метрические книги такие браки раскольников, кои возбранены законами гражданскими. (Т. Х, ч. 1, ст. 3, 4. 5. 12 по прод. 1863 г. 20. 21 и 23)

3. Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить о том письменно или словесно полицейское или волостное управление постоянного своего места пребывания, с означением имени, прозвания и состояния обоих супругов.

4. По такому уведомлению (ст. 3) полицейское или волостное управление составляет особое каждый раз объявление и выставляет оное в течение семи дней на видном месте, при дверях управления.

5. Все имеющие сведение о препятствиях к записи объявленного брака в метрическую книгу обязаны дать знать о том полицейскому или волостному начальству на письме или на словах.

6. По истечении семи дней с того дня, когда объявление было выставлено, волостное или полицейское управление выдает лицу, заявившему желание записать свой брак в метрическую книгу, свидетельство о том, что установленное статьею 4-ю объявление было сделано, а равно о том, не было ли с чьей-либо стороны заявлено о каком-либо законном препятствии к означенной записи, и если такое заявление было сделано, то в чем именно оно состоит.

7. Для записи брака в метрическую книгу оба супруга должны очно явиться в указанное ниже (ст. 21) полицейское управление и представить выданное им свидетельство о сделанном объявлении (ст. 6). Независимо от сего, каждый из супругов должен представить двух поручителей, для удостоверения ими, что брак, о котором заявляется полиции, не принадлежит к числу воспрещенных законом (ст. 2). Данное поручителями показание излагается на письме и подписывается ими, а в случае неграмотности их, теми, кому они доверяют.

8. Лица, желающие записать свой брак, обязаны представить разрешения, установленные статьями 6-ю и 9-ю законов гражданских (т. Х, ч. 1).

9. Предварительно записи брака в метрическую книгу от обоих супругов отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам православной Церкви или по обрядам другого, признаваемого в государстве исповедания. Предшествовавшее записи брака исполнение соблюдаемых между раскольниками брачных обрядов ведению полицейских чинов при сем не подлежит.

10. Если к записи брака в метрическую книгу представится законное препятствие, то полицейское Управление, остановив сию запись, составляет о том определение, которое может быть обжаловано в порядке, ниже указанном (см. § 30 сего Сборника). Ст. 948, Т. IX, св. Зак.о Сост., изд. 1899 г.)

11. Существование брака раскольников считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если по обжаловании в установленном порядке определения полицейского управления о препятствиях к записи (§ 10 сего Сборника) определение сие признано будет неправильным, то брак, по просьбе о том одного или обоих супругов считается имеющим законную силу не со дня действительного внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления (§7 сего Сборника). О сем делается особая отметка в метрической книге. (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, изд. 1900г.).

12. Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду, в случаях5, определенных в ст. 45 Зак. Гражд. Т. Х., ч. 1 (Ст. 78, Т. Х., ч. 1, изд. 1900г.)

13. Браки, воспрещенные законом (§ 2) или же заключенные между лицами, которые не принадлежат к расколу от рождения6, или состоят в браке, совершенном по правилам Православной Церкви, или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге7 (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гражд., изд. 1900 г.).

14. Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу правил, установленных выше (§§ 3–6 и 8), подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гражд., изд. 1900 г.). Полицейские чины подлежат ответственности также и в случае неотобрания ими от вступающих в брак подписки, упомянутой в §9 (Ст. 14 Выс. утв. 19 апр. 1874 г. прав. о ведении метр. книг о раск.).

II. О метрической записи рождения и смерти

15. Дети раскольников подлежат записи в метрическую книгу в таком только случае, если брак их родителей записан в такой книге8. (Ст. 949, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

Примечание. Дети, рожденные от раскольнических браков до 19 апреля 1876 г., могут быть записываемы в метрическую книгу и в том случае, когда родились прежде записи брака их родителей, если происхождение их от брачного союза, впоследствии записанного, равно как время их рождения, будут удостоверены означенными в §18 свидетелями. (Примеч. к 1949 ст. Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899г.).

16. Записанные в метрические книги дети раскольников признаются законными. (Ст. 950, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899г.).

Примечание 1. Государь Император, по представлению г. министра государственных имуществ, в 24 день декабря 1843 г., Высочайше повелеть изволил, чтобы со стороны духовного и гражданского начальств исполнялось следующее: 1) сообразно с правилами Церкви и христианской благости, приходским священникам следует совершать Св. Крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости по совершении оного соблюдать правила, Церковью установленные, и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православные дети были причащены Св. Христовых Таин и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние священников училища, на основании изданных от Св. Синода в 1836 году правил, и 2) о всяком из раскольнических детей, крещаемом по уставу Православной Церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую по принадлежности), как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено Св. Крещение, впоследствии исполняли христианские обязанности по правилам Православной Церкви. (По Высоч. пов ук. Св. Син. 18 февр. 1844 г. №45).

Примечание 2. Внесть запись в приходские метрические книги о крещении в православии детей раскольников, священники могут только в том случае, если брак родителей-раскольников крещенного ребенка записан в установленные для сего полицейские книги или если они значатся мужем и женою по сказкам 10-й народной ревизии. (Св. Зак. Гр. Т.Х, ч.1, ст. 78 и Примеч., изд. 1900 г.).

17. Заявления о рождении для записи в метрической книге, принимаются полициею от самих родителей или одного из них лично; или по поручению их, от кого-либо другого, с тем однако, чтобы действительность такого поручения была удостоверена двумя свидетелями. В случае смерти обоих родителей, заявления принимаются от опекунов малолетних и вообще от лиц, принявших их на воспитание. (Ст. 951, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

Примечание. Подаваемые в полицейские управления объявления раскольников о желании их записать в полицейскую метрическую книгу о рождении детей, родители коих, один или оба, умерли – не подлежат гербовому сбору. (П. 3, ст. Ш, Мнение Гос. Совета 17 апреля 1874 г., М 14; Алф. Реймера, стр. 142–148, изд. 1885 г.).

18. Действительность происхождения детей от брака, записанного в метрическую книгу, равно как и правильность заявления о времени рождения, должны быть подтверждены показаниями не менее двух свидетелей, которыми могут быть и упомянутые в § 17 лица. Самое же обстоятельство, что брак родителей записан был в метрической книге, удостоверяется предоставлением выписи из оной или справкою в самой этой книге, буде книга находится там же, где заявлено о рождении.

19. По прошествии одного года со дня рождения, оно уже не записывается в метрической книге, и законность оного может быть доказываема лишь по суду, на основании ст. 35 настоящих правил. Сие не распространяется на случаи, указанные в примечании к ст. 15-й.

20. Запись о смерти вносится в метрическую книгу по заявлению родственников умершего или посторонних, подтвержденному показаниями не менее двух свидетелей.

III. О порядке ведения метрических книг и о выдаче из оных выписей

21. Метрические книги о рождении, браке и смерти раскольников ведутся9: в столицах – участковыми приставами, в городах и уездах – помощниками исправников, под наблюдением исправников, а в городских, неподведомых уездной полиции, полициймейстерами или помощниками полициймейстеров, где таковые назначены, под наблюдением полициймейстеров, по формам, утвержденным министром внутренних дел. (Ст. 931, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

Ведение метрических книг, означенных в статье 931 (см. §21 сего Сборника), о рождении, браке и смерти раскольников возлагается: в г. Нарве на обязанность участковых приставов, а в губерниях Прибалтийских: в уездах – на помощников уездных начальников, а в городах – на полицейских и участковых приставов, а где их нет – на полицейских надзирателей. (Примеч. к ст. 981 Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

22. В метрической записи о рождении означаются имя рожденного, имена, отчества, фамилия и звание родителей его, время рождения его, время заявления полиции о рождении, лица, заявившие об оном, и бывшие при этом свидетели. (Ст. 9 32, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

23. Всякая запись в метрических книгах подписывается чинами полиции, перед которыми сделано заявление о рождении, браке или смерти, а также лицами, сделавшими заявление и бывшими при этом свидетелями, если они грамотны. Подписи сделавших заявление свидетелей в самой метрической книге не требуется, когда о рождении или смерти заявлено на основании следующей 934 статьи (см. § 24 сего Сборника). (Ст. 933, Т. IX. Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

24. Раскольникам, живущим в селениях, предоставляется делать заявление о рождении и смерти в Волостном Правлении, которое заносить оное в особую книгу, наблюдая при том правила, изложенные в ст. 932 и 933 (см. § 22 и 23 сего Сборника). О сделанных заявлениях Волостное Правление обязано ежемесячно сообщать в подлежащее Полицейское Управление для записи таких заявлений в метрические книги. (Ст. 934, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

25. В конце каждого года метрические книги представляются уездными полицейскими управлениями в губернское правление (в городе С.-Петербурге и прочих градоначальствах в Управление Градоначальника, а в г. Москве в канцелярию обер-полициймейстера (для надлежащего обревизования и хранения оных. Ст. 935, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

Примечание. Ревизия и хранение означенных в сей 935 статье в книге в Прибалтийских губерниях принадлежат к кругу обязанностей уездных начальников и полициймейстеров, а в городе Нарве – к кругу обязанностей городского полицейского управления (Примеч. к 935 ст., Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

26. Выписи из метрических книг составляются по формам, утвержденным министром внутренних дел, и выдаются частным лицам, по просьбам их, из полицейских управлений или губернских правлений (в городе С.-Петербурге и прочих градоначальствах – из управления градоначальника, а в гop. Москве из канцелярии обер-полициймейстера), смотря по тому, в каком из сих установлений находится в то время метрическая книга, из которой делается выпись. (Ст. 936, Т IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

Примечание. На губернское правление возлагается обревизование и хранение метрических книг полицейских управлений о рождении, браке и смерти раскольников, составление, по утвержденным министром внутренних дел формам, выписей из сих книг и выдача их частным лицам и по требованиям присутственных и должностных лиц, на основе правил, изложенных в Законах о Состоянии и особой Высочайше утвержденной инструкции. (Ст. 438, § 1, п. 8, Т. П, Св. Губ. Учр., изд. 1892 г.).

27. Метрические выписи о рождении выдаются или самому лицу, рождение коего записано в метрической книге, или родителям его, опекунам и попечителям; посторонние, для получения метрической выписи о чьем-либо рождении, должны быть уполномочены законною от такого лица доверенностью. (Ст. 937, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

28. Выписи из метрических книг выдаются и по требованиям присутственных мест и должностных лиц10. (Ст. 938, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

29. Вторичная выпись из метрических книг о рождении выдается только в случае утраты или истребления первой. (Ст. 939, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

30. Жалобы на неправильные действия должностных лиц как по ведению метрических книг, так и по выдаче из них выписей, приносятся: на исправников и их помощников, на полициймейстеров или их помощников – губернскому правлению, на участковых приставов в г. С.-Петербурге и на полициймейстеров или их помощников в прочих градоначальствах – градоначальнику, на участковых приставов в г. Москве – Московскому обер-полициймейстеру, на московского обер-полициймейстера – московскому генерал-губернатору, а на губернские правления и градоначальников – Первому Департаменту Правительствующего Сената, с соблюдением при том общеустановленного для жалоб на полицейские места порядка. (Ст. 940, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.).

IV. О судопроизводстве по брачным делам раскольников

31. Дела о правах, истекающих из браков, заключенных между раскольниками, а также дела о расторжении сих браков11 и о признании их недействительными12 подлежат суду гражданскому. (Ст. 1356 – Уст. Гражд. Судопр., Т. XVI, ч. 1, изд. 1892 г.).

<…>13 о назначении опекуна для защиты его прав и охранения его имущества

1454. Опека приводит имущество в известность и делает розыскание о безвестно-отсутствующем, обращаясь с сею целью, прежде всего, к публикации в «Губернских Ведомостях» и «Сенатских Объявлениях», каковую и повторяет потом каждые полгода.

1455. С истечением пяти лет после первой публикации (ст. 1453) окружный суд, по просьбе лиц, возбудивших производство о признании безвестного отсутствия или явившихся по вызову наследников, приступает к рассмотрению дела, о чем в то же время публикует в ведомостях, установленным в статье 295 порядком. См. выноску к 1453 ст.

1456. Окружный Суд производит, прежде всего, исследование о безвестно-отсутствующем, чрез одного из своих членов, который действует в сем случай по применению к ст. 58 Законов Гражданских и к статьям 454–466 Устава Уголовного Судопроизводства14.

1457. Дела о безвестном отсутствии разрешаются не иначе, как по выслушании заключения прокурора.

1458. Постановление окр. Суда о безвестном отсутствии объявляется в открытом его заседании и публикуется в ведомостях.

1459. Постановление окружного суда о признании безвестного отсутствия не лишает признанного таковым права просить этот суд, в срок, указанный в статье 1244 Законов Гражданских15, о возвращении ему его имения, согласно правилу, в означенной статье изложенному.

1460. Установленный в предшедшей (1459) статье срок исчисляется со дня первой публикации окружного суда о безвестно-отсутствующем (ст. 1453).

<…>16

1572. За несправедливое показание или о возрасте вступающих в брак, или о дозволении на оный их начальства, или родителей, или опекунов, виновные подвергаются: аресту на время от трех недель до трех месяцев; но буде для сего были составлены или заведомо употреблены ими подложные какого-либо рода письменные акты, или иные бумаги, то за сие они приговариваются: к наказаниям в ст. 1690 и 1692 Улож., за подлоги определенным, на том же основании, как сие постановлено в ст. 157117.

Конец

* * *

1

Отпечат. в 19 и 20 № № Епарх. Ведом.

2

В сих статьях изложено: 4: запрещается вступать в брак лицу, имеющему более восьмидесяти лет от роду; 5: запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими; 12: брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать ко вступлению в брак против их желания; 20: запрещается вступать в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого; 21: запрещается вступать в четвертый брак; 23: запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными канонами возбраненных.

3

В ст. 681, Т. II, Общ. Губ. Упр. (изд. 1892 г) сказано, что к предметам ведомства полиции относится и ведение метрических книг о рождении, браке и смерти раскольников (п. 31). – Высочайше утв. 18 сент. 1874 г. Инструкция чинам полицейских управлений по предмету ведения тех книг разослана министром внутренних дел, губернаторам при циркуляре 20 окт. 1874 г. №575, а самые формы 12 книг с 6 приложениями разосланы при циркуляре от 2 ноября 1874 г. за № 622.

4

Брак правоверных с раскольниками допускается не иначе, как по принятии сими последними Церкви святой соединения с присягою. Если же раскольники, вступая между собою в брак, пожелают венчаться в Православной Церкви, то пред венчанием надлежит обязывать брачующихся, присягою же, быть в православии твердыми и с раскольниками согласия не иметь (Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гр., ст. 33, изд. 1900 г.). Детей раскольников с православными можно венчать и без согласия родителей первых. (Высочайше утв. определение Св. Синода 28 окт. 1842 г.). Браки, повенчанные вне Православной Церкви старообрядческими попами, не признаются за браки законные в церковном отношении. (П. С. 3. 1827 г. июл. 19, № 1257. Ук. Св. Син. 14 авг. 1808 г.; прав. 33 свв. Апост.; 6 пр. Гангр. Соб.; 32 пр. Лаод. Соб., 50 гл. о тайне супр.; опр. Св. Син.. 28 февр. 1729 г. и 18 авг. 1769 г.).

5

Случаи сии: 1) доказанное прелюбодеяние другого супруга, или неспособность его к брачному сожитию; 2) когда другой супруг приговорен к. наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния; 3) в случае, безвестного отсутствия другого супруга; и 4) присуждение одного из супругов к ссылке на житье в Сибирь, с лишением всех особенных прав и преимуществ. (срв. Т. XIV, Уст. Ссыльн., по Прод. 1895 г., ст. 501. Доп. п. 1; cм. подробно Примечание 1-е к ст. 33 сего Сборника).

6

По закону (ст. 44–46 Т. I, ч. 1 Осн. Госуд. Зак., Т. XI, ч. 1, Уст. Духовн. Дел Иностр. испов., ст. 1, 2, 4–6; Т. XIV» Уст. пред. прес. прест. ст. 36, 65, 70, 77, изд. 1890 г.). отпадение от православия, будучи действием преступным, никогда не может создать законной принадлежности совратившегося к другому вероучению; почему лица, восприявшие св. Крещение по обрядам Правосл. Церкви, ни в каком случае не могут считаться состоящими в расколе от рожденья, хотя бы они после того, только наружно принадлежа к православию, состояли в расколе и считались как бы отпавшими от православия.

7

Присоединение одного из раскольничьих супругов к православию, брак коих записан в полицейскую метрическую книгу, не дает права на вступление в новый брак, хотя бы с лицом и православного исповедания. (Реш. Угол. Кас. Департ. 11 окт. 1894 г. Суд. Газ. № 43, – 1894 г.).

8

Брак православной девицы или вдовы с раскольником, венчанный по раскольническому обряду, не признается действительным, и рожденные от сего брака дети должны писаться при матери. (Церк. Вед. №8, 1896 г. в Приб., стр. 313).

9

Записи браков, рождения и смерти раскольников имеют юридическое значение, а книги и выписки из оных служат судебным местам основанием для составления приговоров по возникающим делам; а потому ведение книг должно отличаться особенною тщательностью и аккуратностью, без подчисток или помарок; если же случится какая-либо описка, то об исправлении оной должно быть оговорено до рукоприкладства или подписи. (Выс. утв. 18 сент. 1874 г. Инструкция чин. пол. управлений) .

10

Гражданские начальства сообщают ежегодно епархиальному начальству экземпляр ведомостей о родившихся и умерших раскольниках. (Ук. Св. Син. 29 фев. 1856 г. № 102; Цирк. мин. вн. дел губернаторам 5 янв. 1862 г., №26, по Высочайшему повелению 30 декабря 1861 г.).

11

Раскольнический брак, записанный в метрические полицейские книги, не может быть расторгнуть по случаю принятия православия одним из супругов раскольничьего брака. (Реш. Угол. Кас. Департ. Прав. Сената 11 октября 1894 г. Подробнее см. § 1 сего Сборника, Примеч. 2).

12

Сожительство между раскольниками признается браком в том случае, если об этом записано в метрическую полицейскую книгу; поэтому вступление в брак обратившегося в православие раскольника, после прежнего сожительства с лицом, принадлежащим к расколу, если об этом не записано в означенную книгу, не признается вступлением в новый брак при существовании прежнего (Реш. Кас. Департ. 1882 г. № 2, Шашкова). По <…> В отсканированном варианте книги, текст отсутствует – примечание электронной редакции.

13

В отсканированном варианте книги, текст отсутствует – примечание электронной редакции.

14

Статья 58 законов гражданских Т. Х, ч. I, изд. в 1887 г.., по коей производился спрос родственников отсутствующего и жителей, как местных, так и окольных: не знает ли кто из них о местопребывании его, не проходило ли о нем каких-либо слухов, когда он отлучился, как вел себя, и не подал ли сам проситель повода к оставлению его – заменена правилами Высоч. утв. 14-го янв 1895 г. П.С.З. № 11257, о расторжении браков по безвестному отсутствию одного из супругов (См. Т. Х, ч. I, Зак Гр., изд. 1900г., ст. 54 и примеч. к ней. В нижеслед. статьях Уст. Угол. Судопр. изложено: 454. Если окажется необходимым для разъяснения дела собрать сведения о занятиях, связях и образе жизни обвиняемого, или если сей последний в показаниях своих по этим предметам сошлется на местных жителей, то судебный следователь производит особое на месте дознание чрез окольных людей. 455. О назначенном для дознания времени и о месте его производства судебный следователь доводит до сведения прокурора или его товарища и объявляет участвующим в деле лицам. 457. Прибыв на место дознания до срока, судебный следователь составляет список домохозяев и старших в семействах лиц, живших в одном околотке с обвиняемым. 458. В список сей не помещаются: 1) состоящие с обвиняемым и с потерпевшим от преступления в первых четырех степенях родства или в первых двух степенях свойства, и 2) находящиеся в отлучке, а также те, коих по тяжкой болезни или по другим непреодолимым препятствиям невозможно призвать к свидетельству. 459. Составленный список предъявляется находящимся на лицо сторонам, которым- предоставляется. указать на неправильности, допущенные в его составлении, и на способы его исправления. 460. Следователь, разрешая заявленные ему замечания, отмечает о том на самом списке и объявляет сторонам. 461. Из утвержденного, на сих основаниях, списка избираются по жребию двенадцать человек; если же в список. состоит всего не более двенадцати, то избираются из него по жребию шесть человек. 462. Избранных по жребию людей стороны имеют право отводить по причинам, указанным в статьях 704–709. 463. Сверх того, как обвиняемому, так и противной стороне, предоставляется отвесть не более двух окольных людей, без объяснения причин подозрения. 464. Отведенные лица заменяются другими, порядком, указанным в статье 461, причем в окончательном списке не должно оставаться менее шести лиц. 465. После избрания по жребию и после отводов, если таковые были, окончательно избранные окольные люди записываются в протокол, с означением о всем происходившем. 466. Окольные люди допрашиваются под присягою, с соблюдением общих правил, установленных для допроса свидетелей.

15

В ст. 1244 Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гр., изд. 1900 г., изображено: если безвестно-отсутствующий явится прежде истечения десятилетнего срока со дня объявления в ведомостях, и надлежащим образом докажет, что имение по наследству принадлежит ему, тогда оно возвращается ему со всеми доходами со времени взятия в казенный присмотр, за вычетом только издержек, употребленных на сохранение его; издержки сии однако же ни в каком случай не должны превышать одного процента со ста.

16

В отсканированном варианте книги, текст отсутствует – примечание электронной редакции.

17

В 1690, 1692 и 1571 ст. Ул., изображено: 1690. За подложное составление актов, которые должны быть совершаемы или являемы у крепостных дел, или у нотариусов и маклеров, а равно и за подложное означение учиненной будто бы явки таких актов, и за умышленную переправку или. подчистку и другие изменения в актах настоящих, виновные подвергаются: или лишению всех правь состояния и ссылке в Сибирь на поселение; или же лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, правь и преимуществ и ссылке на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения по четвертой степени статьи 31 Уложения. 1692. За подделку других, домашним порядком составленных какого-либо рода актов и бумаг, которые в делах исковых иль тяжебных или же в делах торговых могут быть по закону принимаемы в доказательство права на имущество, или принятых кем-либо обязанностей виновные подвергаются: лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, правь и преимуществ и ссылке. на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения по пятой степени статьи 31 Уложения. 1571. Кто, для сокрытия бывших к заключению брачного союза препятствий, предъявит заведомо поддельные или с умыслом измененные акты или документы, или же употребит какой-либо иной подлог, тот за cиe подвергается: наказаниям, в статьях 1690 и 1692 Уложения за подлоги определенным. Строгость оных возвышается или уменьшается сообразно с родом предъявленных заведомо поддельных или с умыслом измененных документов или иных бумаг, или по другим обстоятельствам дела.


Источник: Сборник законов: I. О порядке ведения метрических книг о браках, рождении и смерти раскольников и выдаче из оных выписей; II. О судопроизводстве по брачным делам раскольников / Сост. к. ас. С.В. Калашников, столонач. Харьк. духов. консистории. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1902. - 48 с., из них 8 с. объявл.

Комментарии для сайта Cackle