Справочник по ересям, сектам и расколам
Содержание
III раздел. Западные христианские вероисповедания
I раздел. Расколы, ереси, секты и пр. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и пр.
А
• Аароново согласие, или Онуфриевщина • Абиссинцы • Аввакумовщина • Авелиты • Автортодокеты • Агноэты, или Фемистиане • Адамантовых секта • Адамиты • Адвентисты • Адопциане • Акефалиты • Актиститы • Акулиновщина • Анабаптисты • Аномеи • Антиномисты • Антитанты • Антитринитарии • Антропоморфиты • Анфинганы • Аполлинария • Апостолики • Апотактиты • Арианство • Аристовцы • Арминиане • Армия спасения • Армяне • Ассидеи • Афиногеновщина
Б
• Бабушкины • Баптисты • Башкина ересь • Беглопоповцы • Белоризцы • Беседники • Бесоперевоплощенцы • Беспоповцы • Бессмертники или Воскресники • Богемские братья • Богомилы • Богомилы новоявленные • Боносияне, или Воносияне • Братья и сестры свободного духа, или Вольномыслящие • Брачники
В
• Валезиане • Валентиане • Вальденсы • Вардесанисты • Варламиты • Василидиане • Вейгелиане • Ветковцы • Водяники • Воздыханцы • Воскресники
Г
• Гайниты • Гермогениане • Гернгутеры • Геры • Гностики • Годескалькионы • Голубцы • Гусситы
Д
• Даниловщина • Демониаки • Десного братства секта • Диаконовщина • Диссиденты (dissidentes – несогласные, разномыслящие) • Докеты • Донатисты • Дульсинисты • Духоборцы • Духовный союз Татариновой • Душители • Дырники • Дэбристы, или Плимутские братья
Е
• Евиониты • Евхиты, или Мессалиане • Еноховцы, или нововеры • Епифаново согласие (или Епифановщина) • Ессеи, или Иессеи
Ж
И
• Иаковиты • Иеговисты • Иконоборчество • Ирвингиане • Иудаиты • Иудействующие
К
• Каиниты • Калиновцы • Караимиты • Кафары, или Альбигойцы • Квакеры, или Друзья • Квиетисты • Керинфиане • Копты • Кугу-сорта
Л
• Лубковцы • Лужковцы • Лучинковцы • Любушкино согласие
М
• Македонианство, или Духоборчество • Малеванщина • Манихейство • Маркелла ересь • Маркиониты • Марониты • Марьяновская секта • Мельхиседеки • Менадриане • Меннониты • Методисты • Молокане • Монофелитство • Монофизитство, или Евтихианство • Монтанизм • Монтаны • Мормоны • Мормоны самарские
Н
• Назареи • Немоляки • Неплательщики • Несторианство • Нетовцы. Нетовщина глухая, или Спасово согласие • Николаиты • Новациане • Нововеры • Новожены • Новоменнониты • Новоспасово согласие • Новохлысты • Новый Израиль, или Лубковцы
О
• Общих секта • Онисимовщина • Онуфриевщина • Осиповщина • Офиты
П
• Павликиане • Панеты • Паниашковцы • Пасхальники • Пашковцы • Пелагианство • Перевертанцы • Перекрещенцы и неперекрещенцы • Перемазовщина • Петрубосиане • Пиетизм • Подгорновцы • Поморский толк, или Даниловщина • Поповцы и Беспоповцы • Поповцы, управляемые уставщиками, или Часовенные • Пресники • Прискиллиане • Противоокружники и Окружники • Прыгуны • Пустынники
Р
С
• Саддукеи • Самаряне • Самокрещенцы • Святодуховцы • Серафимовцы • Серые голуби • Симониане • Сионская весть, иначе Иеговисты (Еговисты), или Десное братство • Сиро-халдеи, или халдеи • Скакуны • Скопцы • Социниане, или унитарии • Спасово согласие • Средники • Старообрядчество • Стефановщина • Странники, или бегуны, иначе подпольники • Странники-иерархиты, или статейники • Стригольники • Субботники и воскресники • Субботники, или жидовствующие • Суслово согласие • Сциентисты • Сютаевцы
Т
• Телеши • Титловщина • Толстовцы • Трибожники • Тропарщики
У
Ф
• Фарисеи • Федосеевщина • Федосеевцы польские • Федосеевцы рижские • Ферапевты • Филипповцы • Филипповцы орловские • Филипповцы нечадородные и чадородные • Филипповцы, не молящиеся с приглашенными • Фомиты • Фотина ересь • Фталтолатры
Х
• Хехулиты • Хилиазм • Хлысты • Хлысты-киселевцы • Христовщина
Ч
• Часовенные • Чернобольцы • Читающие
Ш
• Шалопуты • Шведенборгиане • Штундизм • Штундомолокане • Штундохлысты • Шэкеры
Я
II раздел. Преимущественно философские и некоторые религиозные и другие противные христианству и православию учения, направления и мнения
• Антиномизм • Атеизм, или безбожие • Вегетарианство • Дарвинизм • Деизм • Детерминизм • Евдемонизм • Иезуитизм • Иллюминатство • Индифферентизм, или безразличие в вере • Коммунизм • Космополитизм • Масонство • Материализм • Мистицизм • Натурализм • Нигилизм • Оптимизм • Пантеизм • Пессимизм • Позитивизм • Рационализм • Скептицизм • Социализм • Спиритизм • Теософы (современные) • Толстовство • Традиционализм • Утилитаризм • Фатализм (от fatum – судьба, рок, предопределение) • Филантропия и гуманность • Эволюционизм
III раздел. Западные христианские вероисповедания
• Католичество • Протестантство • Лютеранство • Реформатство • Англиканство
IV раздел
Предисловие
Книга С.В.Булгакова состоит из двух частей: первая часть – «Православие», и вторая часть – «Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной церкви». В данном справочном издании представлена вторая часть книги, посвященная расколам, ересям, сектам, а также характеризующая антихристианские учения и западные вероисповедания.
В первых двух разделах этой части рассматривается сущность, обряды, обычаи 209 расколов, ересей и сект, дано определение 32 философским, «противным христианству» направлениям.
Разграничение терминов «секта», «ересь», «вероисповедание» довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации). Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению. В слове «ересь» обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения. Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства. В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития.
Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание». История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров, когда секты добивались признания за ними права называться церквами, или вероисповеданиями. Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе, одна и та же община могла именоваться и сектой, и церковью, в зависимости от отношения к ней правительства.
Во втором разделе представлены «учения, противные христианству и православию». Думается, особый интерес у читателя вызовут очерки, посвященные материализму, социализму, коммунизму. Будучи возведенными в СССР в ранг официальной и единственно допустимой системы взглядов, они во многом определили сознание людей, способствовали созданию нового социокультурного типа – советского человека. Подробно останавливаясь на характеристике этих течений, Булгаков показывает порочность их исходных посылок и принципов, несовместимость с христианским пониманием мира.
Третий раздел заключает в себе характеристику западных вероисповеданий – католицизма, протестантизма, лютеранства и др. Сохравая в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Приведенные Булгаковым данные позволяют наглядно представить то общее, что лежит в основе этих христианских направлений, а также те различия, которые они имеют.
Завершает вторую часть книги раздел «Соборы Западной церкви». В Католической церкви соборы представляют собой собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него. Католики считают источником своего вероучения как Священное Писание, так и Предание, церковную традицию. В нее они, в отличие от православных, включают не только решения первых вселенских, но и последующих (то есть тех, о которых идет речь в данном разделе) соборов, а также суждения пап.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что настоящее издание вызовет интерес читателя, расширит его представления о православии и других религиозных течениях.
Александр Буганов