Глава XIV. Теоретическое многоженство. История его
Поэзия религиозного наложничества. – Фанатизм и чувственность. – Две крайности. – Происхождение многоженства. – Великое откровение. – Его противоречия и нелепости. – Довод мормонский. – Действительное происхождение. – Начало многоженства. – Проституция ради религии. – Неудача и скандалы. – Война в церкви. – Похищение жены брата. – Действие в заключении. – Истолкователь. – Разрушение его. – Смерть братьев Смит. – Многоженство вводится в употребление тайно и отрицается открыто. – Женитьба Брайама. – Девять лет скрытности. – Наконец, последовало признание. – Доводы в пользу его. – Развращение нравов в англиканской церкви. – Постепенный прогресс неестественной непристойности. – „Реформация“. – Временное усиление в многоженстве. – Неприязнь урожденных мормонских девушек. – Внешнее влияние. – Различие мнений. – Оно сильно утихает. – Духовные жены. – Мистерии и отвращение.
Предыдущие случайные указания на предсуществование души «половое воскресенье», «успех в вечности» и перерождение богов отчасти подготовили читателя на особенное рассмотрение многоженства; но необходимо заглянуть в его прежнюю историю и узнать причины, способствовавшие к возбуждению и продолжению его. Мы с удивлением увидим, как подобное учреждение естественной распущенности было удачно скрыто под покрывалом религиозной идеи. Грубые формы религиозного заблуждения, кажется, неминуемо ведут к чувственности, к особенному развращению брачных отношений или внутреннего полового побуждения; вероятно, потому что то же самое сложение воображения и темперамента, возбуждающее одно, весьма действительно предрасполагает и к другому. Фанатик, весьма логично, делается или аскетом, или сластолюбцем; простая умеренность чужда как его умозрительной вере, так и социальному кругу его понятий. Он или дает полную свободу своим низким наклонностям под благовидным предлогом «христианской свободы», или с некоторою совестливостью вдается в противоположную крайность и запрещает даже невинные удовлетворения, предписанные природой и дозволенные Богом. К первому классу принадлежат мормоны, последователи Ноиза из Онейды, антиномиане и последователи Иоанна Лейденского; к последнему принадлежат шакеры, гармонисты, монахи и монахини, и целый ряд безбрачных священников.
Мормоны уверяют, что никогда не ввели бы в употребление многоженство, если бы не удостоились откровения Бога, которым это вменялось им в обязанность; и, хотя они иногда защищают его на основаниях физиологических и библейских, они постоянно ссылаются снова на это особенное приказание. Они удостоились этого небесного откровения, как говорят, в Нову, в Иллинойсе, 12 июля 1843 года. Оно было объявлено сначала в экстренном приложении к известиям Дезерет 14 сентября 1852 года и затем в апрельском номере 1853 года в «Millennial Star» в Ливерпуле, в Англии; оно помещено также во всем объеме в книге Бертона; «Город Святых», и во многих других сочинениях. Оно слишком длинно и исключительно, чтобы поместить его вполне, и потому я упомяну только более подходящие ссылки.
Откровение начинается обращением Бога к своему рабу.
1. «Раб мой Иосиф, ты испрашиваешь меня, на каком основании я оправдал слуг моих Авраама, Исаака и Иакова, так же, как и Моисея, Давида и Соломона за то, что они имели много жен и наложниц; поэтому я, твой единый Бог, отвечу тебе относительно этого предмета», и т. д.
Должно заметить, как тут ясно видно, что Иосиф испросил у Бога объяснения по этому предмету. Неизвестно, удостоились ли бы они вообще откровения без этого предварительного вопроса. Некоторые мормоны полагают, что нет; и мормонские дамы часто весьма благочестиво выражают сожаление о том, что пророк вообще затронул этот предмет!.. Часть эта кончается произнесением проклятия на всех тех, кто станет отвергать это новое евангелие.
2. Во второй части объявляется, что «все договоры, контракты, обязательства, присяга, обеты выполнения, сношения и товарищества, которые не заключены и запечатлены во имя святого духа, не действительны в вечности, а только годны для сего мира.
Оно также провозглашается с громадным изобилием слов, о том, что «дом Божий славится строгими порядками».
3. Тот же принцип применяется и к брачным договорам: все женившиеся, а не укрепившие брак согласно новому и вечному договору, женаты только для этого мира и не имеют права на своих сожительниц в вечности, но будут только ангелами, а не богами, и должны быть служителями тех людей, которые достойны вечной славы и почестей.
4. Описание будущей славы тех людей, которые исполнят новое условие: «Они должны быть богами и слава, и честь их будут простираться от вечности до вечности, они должны стоять выше всех, и все должно преклониться перед ними. Они будут богами, так как будут пользоваться властью, ангелы должны будут подчиняться им.
5. Таким людям прощаются все роды преступлений, за исключением убийств, «в которых они пролили кровь невинных», и богохульство против Святого Духа. Верооступничество, должно заметить, считалось наихудшим из последних грехов.
6. Эта часть объясняет со всеми подробностями положение Авраама и других древних многоженцев, и в конце ссылается на Давида, приводя его в пример того, как люди лишаются своего «возвышения» тем, что употребляют во зло свои исключительные права: «Ни в чем он не согрешил, исключая только в деле Урии и его жены, и потому он лишился своего возвышения и получил свое положение; и он не должен наследовать их в мире, так как я передал их другому, говорит Господь Бог.
7. Иосифу Смиту была дарована власть распоряжаться всеми подобными божественными браками, наказывать за прелюбодейство, и отбирать жен у виновных, и отдавать их хорошим людям.
8. Эта часть дает полные и ясные постановления Эмме Смит, жене Иосифа, как ей вести себя под этим новым законом, приказывая ей «принимать всех тех, которые были подчинены моему слуге Иосифу, людей добродетельных и чистых», в противном случае угрожая ей уничтожением.
9. Тут следует сказанный переход: откровение дает Иосифу Смиту полные наставления, как ему владеть своим имуществом; в особенности приказывается моему слуге Иосифу не выпускать из рук своего имущества, «чтобы не явился враг и не погубил его», и угрожается строгим наказанием всем тем, кто оскорбит его.
Читатель, знакомый с старыми ревизионными статутами Иллинойса, вероятно, немало удивится, что Бог многоречив, как старый мировой судья.
10. Наконец, откровение принимает другой оборот и дарует многоженство в следующих словах:
«Обращаюсь опять к закону, касающемуся духовенства: если кто-нибудь женится на девушке и затем пожелает жениться на другой и получит от первой согласие, и женится затем на второй, и обе девушки не давали обещания никому другому, он совершенно оправдан; он не может совершить прелюбодейства, так как они подчинены ему; и он не может совершить прелюбодейства с теми, которые принадлежат только ему и никому другому; если бы даже он имел десять жен и то не оказался бы виновным в прелюбодействе, так как они все принадлежат ему; в этом случае он безвинен. Они даны ему для того, чтобы увеличить число людей на земле согласно моему приказанию, и для того, чтобы исполнить обещание, данное моим отцом перед сотворением мира; они должны поддержать души людей для возведения себя этим в вечный мир, и продолжать дела отца моего, которому да будет вечная слава».
11. Строгими наказаниями угрожают тем женщинам, которые без уважительных причин не дозволяют своим мужьям жениться на другой жене; часть эта заключается следующими словами: поистине, говорю вам, я открою вам по этому предмету больше впоследствии; поэтому удовольствуйтесь на настоящее время этими немногими словами. Смотрите, я Альфа и Омега. Аминь!»
Таково было откровение. Надо слишком много места, чтобы поместить все его противоречия и нелепости. Одно из них, однако, заслуживает быть упомянутым. В восьмой части Эмме Смит приказывается принимать с любовью всех тех, которые были подчинены моему слуге Иосифу. Тут употреблено прошедшее время. Таким образом, первое откровение, предписывавшее многоженство, подразумевает, что Иосиф уже ввел его в употребление раньше. Но страннее всего то, что многоженство буквально запрещается «книгой мормонов».
В третьей книге и второй главе ниспосланный вестником ангел обращается к неофитам с следующими словами: «Господь Бог послал меня по причине ваших преступлений. Беззаконие этого народа начинает возрастать; они не понимают священных писаний и доказывают это тем, что предаются разврату, ссылаясь на то, что говорится там о Давиде и Соломоне, его сыне. Действительно, они имели много жен и наложниц и это крайне не нравилось мне, говорит Господь Бог, и поэтому слушайтесь повелений Бога, никто между вами не должен иметь больше одной жены, и ни одной наложницы, так как я, Господь Бог ваш, люблю непорочность и чистоту в женщине».
Мормонские писатели истощили весь запас дарования своего для того, чтобы согласовать эту статью с новым откровением, но успели только достаточно удовлетворить свою совесть. История мормонов повествует, что, когда ощутилась вся сила нового условия (завета), пророк исполнился удивления и страха. Все предания его раннего воспитания были разбиты, и он, однако, чувствовал, что это было действие Бога. Напрасно он старался быть освобожденным от тягостной обязанности сообщить свету новое учение, и, наконец, он получил позволение держать его в тайне от всех, кроме двенадцати апостолов и других немногих руководителей. Когда настал час, в который ему надо было предстать перед ими в совете, на него напал такой страх, что он быстро сел на лошадь и бежал из города. Но могущественный ангел встретил его на дороге и с поднятым мечом, с выражением гнева на лице, торжественно приказал ему возвратиться.
Эти мнимые предзнаменования были вполне оправданы происшествием, так как, несмотря на сохранение тайны, это дело было разглашено всюду и возбудило страшное волнение в «Сионе». Старые мормоны рассказывали мне, что не могли прийти в себя, когда услышали об этом в первый раз, и несколько лет спустя не могли поверить этому известию.
Когда дело это в первый раз было объявлено в тайном совете, Уильям Ло, первый советник Иосифа Смита, встал со своего места и громко произнес: «Я лишу жизни того человека, который будет проповедовать это учение в моем семействе». Ло имел молодую и прекрасную жену, которая чрезвычайно нравилась Иосифу, и окончательный успех его в деле развода ее с мужем побудил последнего отступить, и содействовал немало в возбуждении неприязни против Иосифа, которая повлекла за собой его смерть.
Как и следовало ожидать, первыми обращенными были мужчины. Иосиф и немногие другие скоро начали действовать по своим новым исключительным правам. Иосиф, казалось, пользовался значительным успехом и вскоре имел уже шестерых духовных жен, хотя все дело было сохранено в тайне. Но, домогаясь тех женщин, которыми Иосиф желал овладеть, он несколько раз делал неудачные попытки, которые и послужили поводом злословию против него. В особенности его действия были разглашены мисс Мартой Г. Бретертон, которая немедленно отступила от церкви; мисс Элизой Ригдон, дочерью Сиднея Ригдон, миссис Фостер и миссис Сарой Прэтт, первой женой Орсона Прэтта.
Велико было неистовство святых при этих откровениях, и всевозможные эпитеты, какие только могло придумать низкое воображение, были присоединены к этим барыням, поступок которых был назван «клятвопреступной ложью с целью оскорбить Пророка». Одну из них заставили дать письменное отречение; другая, вследствие донесения на нее ее мормонских родителей, была исключена из общества и умерла с горя. Мисс Бретертон удалилась и возвратилась в Бостон, между тем, как Фостер, Гигби и немногие другие, семейства которых были оскорблены, отступили. На несколько времени разрушение церкви казалось угрожающим, но пророк, по своей отважности и своему лицемерию, восстановил опять порядок и многоженство, при ропоте, было объявлено и введено.
После того, как мы сообщили в этом месте нашего рассказа мормонское повествование, следовало бы сказать несколько слов и о действительном происхождении многоженства. В мормонских архивах хранится собрание френологических карт различных руководителей мормонов в Нову, сделанных отличным профессором. В изображении головы Иосифа Смита, в ряду, начиная с одного до двенадцати, «влюбчивость», или половая страсть, занимает место у одиннадцати; между тем, как у Беннетта, «его правой руки», означается у десяти. Склонность этих последних, вероятно, служила действительным происхождением многоженства. Один мормон говорил мне, что Иосиф Смит уже в начале 1832 года имел предварительные откровения по этому предмету; известно, что чуть ли не с первого откровения Пророк употребил свою власть обольщения, с целью восторжествовать над добродетелью своих последовательниц и предварил многоженство, согласно откровению, по негласному соглашению. Его интриги с разными женщинами вовлекали образовавшуюся секту в постоянные беспокойства в Киртланде и Миссури; и по клятвенному свидетельству лучших мужей, отступивших от мормонов в Миссури, оказывается, что Пророк уже тогда ввел нечто вроде многоженства.
Вскоре после поселения Нову, Сидней Ригдон утвердил свое учение о «духовных женах», что считается порядочными мормонами за величайшее омерзение, «посланное чертом с целью опозорить правильный порядок небесного брака». Теория Ригдона относительно «духовного брака» по словам старых мормонов была следующая:
В «предсуществовании» сочетаются души мужские и женские, так как божественным порядком определено, что они должны исполнить брачные отношения в этом мире, или, в более поэтической фразе, «брак заключается в небесах». Но в общей смеси противоречащих систем и прекословий, которые встречаются человеку в этом положении, много произошло ошибок по этому предмету, А овладевал женщиною, назначенною сперва для Б, последний брал сожительницу В, и так далее, совершенно разрушая таким образом намерение богов относительно предварительного брака душ. Но настало время, когда все должно быть приведено в порядок, и, хотя они не могут отказаться от своих настоящих жен, что неприятно подействовало бы на общество, все-таки Смит может доказать исключительные права мужа над женой Брауна и vice versa. Это, казалось, было простым мормонским истолкованием новейшей «свободы любви», и по недавнему свидетельству оказывается, что оно было распространено до некоторого объема в Нову; таким образом, в многоженстве предоставлялась одинаковая свобода как мужчине, так и женщине; но это, по крайней мере в теории, совершенно не то, что нынешний «духовный брак мормонов», как покажется впоследствии. ·
Но учения Ригдона были еретические и опасные; он не обладал способностью тайны, и вскоре он, и учения его, были осуждены.
Так как первые открытые внушения нового учения, осенью 1843 года, возбудили так много споров, и так как опасались справедливого негодования народа Иллинойса, всем путешествовавшим старшинам было дано приказание настоятельно отрицать это учение. Первого февраля 1844 года в Times and Sеasons, церковной газете в Нову, было помещено следующее:
Извещение.
Так как мы недавно были достоверно извещены о том, что старшина церкви Иисуса Христа святых последних дней, по имени Гирум Браун, проповедовал многоженство и другие неверные и испорченные учения в графстве Ланир и в штате Мичиган, «мы объявляем ему и церкви вообще, что он отлучается из церкви за свою неправедность и поэтому приглашается на чрезвычайный совет, имеющий быть 6 апреля, для ответа на взведенные на него обвинения.
Иосиф Смит, Гирум Смит, Президенты церкви.
Язычники, казалось, ставили этот предмет не так высоко, чтобы обратить особенное внимание на это «извещение», но оно возбудило немалое волнение между мормонами, которые слышали, или получили сведения, об этом учении от других; и в назначенный день собралось громадное число недоброжелателей, в том числе и живших там язычников. Гирум Смит встал с своего места и объявил, что «разнеслись слухи о расколе в Сионе и, без сомнения, многие собрались в надежде быть свидетелями раздора; но все подобные надежды были напрасны: Господь исцелил всех отступников, не будет взведено обвинений и день будет проведен в молитве и других упражнениях»; он действительно так и был проведен. Шесть недель спустя, Гирум счел нужным написать следующее:
Нову. 15 марта 1844 года.
Братьям церкви Иисуса Христа святых последних дней, живущим близ китайской бухты, в графстве Гэнкок. «Так как брат Ричард Гюэт обратился сегодня ко мне с целью узнать мои взгляды на некоторые учения, проповедуемые у вас, и объявил мне, при этом, что некоторые из ваших старшин проповедуют, что человек, имеющий известное духовное звание, может иметь столько жен, сколько пожелает, и что это учение принято у нас, я объявляю сам, что человек этот проповедует ересь, так как оно у нас не принято и ничего подобного не введено в употребление; и каждый, частным образом или открыто проповедующий это учение, оказывается виновным, должен подвергнуться высшему суду, лишиться свободы и быть исключенным из общества; поэтому я советую каждому дорожить тем, что он имеет».
Письмо это помещено также в пятом томе Times and Seasons, на стр. 474. Но дела зашли слишком далеко; могущественный раскол возник в самой церкви, и Уильям До, д-р Фостер, Чаунсей Л. Гигби, Фрэнсис Μ. Гигби и большое число других вероотступников начали открыто проповедовать против пророка и учредили в Нову газету, названную Истолкователем, назначенную противодействовать существовавшей системе. Но они издали только один номер, содержавший шестнадцать клятвенных показаний, большею частью со стороны женщин, разглашавших своевольные поступки Иосифа Смита и Брайама Юнга. Иосиф был в то время не только пророком, священником и человеком, удостаивающимся откровений, но и мэром города, и генерал-майором легиона Нову. Этот смелый протест против человека с такой неограниченной властью не мог быть терпим. Поэтому он поспешно созвал совет города, который, по его внушениям, объявил Истолкователя «общественным вредом» и приказал «немедленно уничтожить его». Городской начальник, с помощью вооруженной силы, немедленно напал на контору и разрушил ее в полном смысле слова, так, как понимали его мормоны, т. е. уничтожил и разбил все книгопечатные машины и аппараты. Издатели бежали, опасаясь лишиться жизни, отправились в Карфаген, местную резиденцию графства Гэнкок, достали свидетельства против многих мормонов, под законом штата Иллинойса, и решились испытать законность такого судопроизводства со стороны городского совета. Оба Смита были впоследствии арестованы и убиты в тюрьме, как уже было нами подробно рассказано. После смерти их продолжалась политика скрытности. В июле 1845 года в «Millennial Star», мормонском органе в Ливерпуле, в Англии, Парлей П. Прэтт объявил «духовный брак» за «учение диавола и духов обольстителей, или, другими словами, за разврат, нечестивые и противозаконные сношения и всякого рода безнравственность, достойную осуждения». В следующем году, общий совет Европы объявил доктрину и ее применения в самых строгих выражениях. В мае 1848 года Millennial Star вознес к небу молитвы об отмщении тем лжецам, которые взвели на церковь обвинение «в таком гнусном учреждении, как духовный брак и многоженство», и кончая следующими словами: «Во все времена церкви, истина была обращена в ложь, а угождение Богу – в похотливость, – людьми, старавшимися «прибрести благочестие» и насытить свои страстные желания, пользуясь легковерием правдивых и доверчивых.
Рядом с распространяющимся нашептыванием о многоженстве, существует еще другое нечестие, показывающее иногда свое змеиное жало, которое мы назовем половым воскресением.
Учения испорчены, нравы постоянно находятся в тесном сходстве друг с другом; они состоят или в духовном браке, половом воскресении и грубой похотливости, или безусловном разлучении мужей и жен, или в общности имущества».
В июле 1850 года Джон Тэлор имел диспут в Булони, во Франции, с тремя священниками – англичанами. Они ссылались на сочинения антимормонов, только что изданных Дж. С. Беннеттом и Дж. Б. Боуесом, которые обвиняли церковь в введении многоженства; на что Тэлор возразил следующим образом: «Нас обвиняют тут в многоженстве и в таких грубых, непристойных и омерзительных действиях, какие может только придумать испорченное воображение. Эти вещи слишком постыдны для того, чтобы кто-нибудь мог признать их справедливость. И потому, не желая оспаривать ничьего мнения по этому предмету, я удовольствуюсь только прочтением наших взглядов на чистоту нравов и брак, изложенных в сочинении, изданном нами, и содержащем некоторые пункты нашей веры». Затем, взяв книгу «Учения и условия», сочинение, принятое советом после смерти Смита, он прочел следующее:
«Несмотря на то, что церковь Христову укоряли в преступлении любодеяния и многоженства, мы открыто объявляем, и веруем, что один мужчина должен иметь одну жену, и одна женщина только одного мужа, исключая смерть, когда одна из сторон делается свободной и способна жениться снова.
Курсивы помещены с умыслом. Тут следует прибавить, как образец мормонского суждения, что они настаивают теперь на том, что в вышеупомянутой оговорке «одна женщина» весьма естественно подразумевается «одна, или более», что противоречивое «только» было прибавлено на тот случай, когда женщина желала бы получить свободу действий; и что вся эта статья имела целью, «главным образом, обмануть язычников и все-таки высказать правду». Они далее прибавляют, что «при известных обстоятельствах, Господь Бог дозволяет своему духовенству прибегать ко лжи, с целью спасти Его народ; было бы вредно давать маленьким детям мяса, они должны быть сначала вскормлены молоком, а когда подрастут, тогда могут получать в пищу мясо; также истину не должно сообщить разом, а осторожно, мало-помалу».
Чужеземные мормоны, таким образом, оставались в полнейшем неведении относительно этого предмета, и потому с крайним негодованием встретили взведенное на них обвинение; но слухи о догмате многоженства не умолкали, и в справедливость их верили во всех Соединенных Штатах.
Брайам Юнг вскоре сделался главою церкви и женился на второй жене, Люси Декер Сили, которая предварительно была разведена с мужем, доктором Сили. Недолгое время спустя, он женился на Гариетте Кук, сын которой, Оскар Юнг, был первым ребенком в многоженстве. Он теперь уже молодой человек лет двадцати двух или трех, умный, деятельный, горячо любим своими друзьями-язычниками, хотя его немного боятся за сердитый прав его в момент вспышки.
Затем он женился последовательно на Кларе Декер, Кларе Чэз, Люси Биджелоу, Гариетте Боукер и Гариетте Барней. Мэри Aннa Энджел Юнг, первая жена Брайама, живет еще в своем доме, позади Львиного Дома. Она имела пятерых детей: Брайама, Иосифа, Джона, Алису и Люси; все замужем, женаты и живут в городе Соленого Озера. Брайам был сначала вдовцом, и обе дочери его первой жены теперь уж барыни средних лет, вышли замуж и живут в Ута. Спустя несколько лет по отъезде из Нову, Брайам женился на Эмелине Фри, которая несколько лет сряду была его любимой женой и называлась между язычниками «светилом гарема». Наконец, она была удалена и должна была уступить место Амэли Фольсом, его младшей жене и теперешней любовнице. Невозможно с точностью определить число его жен, но уверяют, что он имел двадцать три действительных жен, пятьдесят одну духовную. Мисс Элиза Рокси Сноу, поэт мормонов, одна из его духовных, или «выборных», жен, и вышла за него замуж посредством выбора со стороны Иосифа Смита; она себя называет его первой духовной женой.
Между тем, святые вполне укрепились в Ута, где, казалось, язычники, их законы и чернь не будут более беспокоить их; и поэтому не существовало более надобности в скрытности. Об учении этом толковали все более и более открыто, и, наконец, 29 августа 1852 года оно было открыто объявлено Брайамом Юнгом на митинге в городе Соленого Озера, где откровение в первый раз было публично прочтено и объявлено действительным. Проповеди Орсона Прэтта и Брайама Юнга в пользу этого учения были в первый раз объявлены вместе с откровением в особом приложении к «Известиям Дезерет», 14 сентября 1852 года. Из декрета Брайама я упомяну следующее:
«Вы слышали, как брат Прэтт объявил утром, что сегодня будет прочтено откровение, которого удостоился Иосиф перед смертью. Оно содержит учение, которому противится небольшая часть мира; но я могу передать в нем пророчество. Хотя учение это не проповедовалось старшинами, однако, этот народ верил в справедливость его уже в продолжение нескольких лет.
Первая копия с откровения была сожжена. Уильям Клейтон написал ее со слов пророка. В это время оно находилось во владении епископа Уитнея. Он испросил привилегию составить с него копию, что и было даровано ему Иосифом. Сестра Эмма (жена Иосифа Смита) сожгла оригинал. Я упоминаю об этом по той причине, что народ, знавший об откровении, предполагал, что оно теперь уже не существует.
Откровение будет вам прочтено. Мы верим в принцип, высказанный сегодня братом Прэттом. Многие другие того же мнения. Им известно все то, что мы делаем в нашем социальном положении. Они вопияли о том, чтобы провозгласить его; но несколько лет тому назад это было бы слишком рано; так как все должно иметь свое время, то я готов теперь объявить его.
Откровение это было в моем владении уже несколько лет; и кто знал об этом? Никто, кроме тех, которым необходимо было знать. Бюро мое запиралось на крепкий замок, и никто не допускался к нему».
Народ Ута был приготовлен на это объявление, но многоженство было слишком «строгим учением» для Европы, и когда оно было объявлено там в первый раз, в апреле 1853 года, казалось, оно даже тогда было в состоянии разрушить чужеземную церковь. В особенности в Англии, развращение нравов было ужасно; народ отступал сотнями, разрушились целые церкви и общества; искусные плуты, не желавшие отказаться от денег, добытых ими, воспользовались этим переполохом для того, чтобы удобнее ускользнуть. Во многих частях Европы и даже в Америке совершенно исчезли миссии, тысячи новообращенных, которые не отправлялись в Сион, отступали и присоединялись к Иосифитам, Гладденитам, Странджитам и другим сектам отступивших мормонов.
Спустя несколько недель после объявления откровения, Millennial Star не упоминал ни слова об этом предмете, пока наконец из-под пера Дж. Джэкса, известного мормонского полемиста, не появилась слабая защита этой системы. Дело было в том, что народ не понимал этой новой идеи, он не видел в ней духовной необходимости, воображал до сих пор, что мормонизм был просто движением вперед в христианстве и не мог чувствовать, что в этом-то восстановляется полнота времени и ветхий завет со всеми его исключительными правами. Но в Ута заметно было сильное стремление добыть новых женщин; старые мужчины промышляли молодых девушек, и новый порядок был приветствован верователями, как величайшая радость на успех и исключительное право. Многоженство продолжало распространяться до периода, известного под названием «реформации» в 1855–56 годах, когда вся церковь была перекрещена и замечался новый пункт регресса. Тогда введение это, казалось, на некоторое время достигло неистового, постепенного экстаза, неестественной и унизительной непристойности. Обязанность и важность многоженства представлялись каждое воскресенье; сотни девушек, от двенадцати и тринадцати лет, были убеждаемы в этом введении и принуждаемы повиноваться; в некоторых же случаях девушка, еще моложе вышеупомянутых, отдавалась старым негодяям, с уговором, однако, со стороны последних дожидаться того времени, когда девочки достигнут большей зрелости и будут способны исполнять обязанности жен. Тогда происходило бесчисленное множество таких случаев, которые совершенно невероятны в наше время, но которые доказываются достоверными свидетельствами. На улицах отцы открыто промышляли дочерьми, и все девушки из целого семейства отдавались замуж за одного мужчину. В этот период многоженство достигло наихудшего своего проявления, и как бы дурно оно ни было теперь, как бы ни были грубы многие его черты в наше время, все же оно было вдесятеро хуже тогда. Некоторые знакомые дамы в городе Соленого Озера, бывшие еще детьми в то время, рассказывали мне о таких происшествиях в продолжение того памятного периода, которые дают полное право назвать его почти невероятным царством распутства и фанатизма.
Развод сделался такой обыкновенной вещью, что едва ли эти браки составляли нечто более общего сношения. Я встретил одну женщину, которая шесть раз разводилась и снова выходила замуж, и старый мормон как-то указал мне одну женщину, которая когда-то была его женой и с тех пор девять раз разводилась и снова выходила замуж. Во многих случаях молодая девушка выдавалась замуж за какого-нибудь старика, с которым проживала несколько месяцев, затем разводилась и выдавалась за другого, третьего, переходя, таким образом по очереди к полудюжине священников.
Повальное развращение нравов, казалось, овладевало всем обществом; грубость и низость выражений в разговорах, частных и общественных, сделались до того обыкновенными, что тысячи мормонов сами почувствовали к тому отвращение и решились на противодействие такому пресыщению. Казалось, и Брайам встревожился при этом направлении; и так как его сильно обременяли просьбами о разводе, он начал требовать громадную плату за подобную услугу. Период сравнительного изнеможения, наступивший затем, и продолжавшийся в 1856–1857 году, казалось, имел некоторое влияние на господствовавшее направление; известно только то, что с тех пор не было подобной общей распущенности.
Вступление армии Джонстона косвенно произвело благотворное действие; были учреждены почтовые линии; Ута вступил в более тесные сношения с остальным миром, начало проявляться значительное влияние язычников, стали увеличиваться источники учености, и многоженство стало не любимо молодыми женщинами Ута. Поэтому история мормонов может быть разделена на три периода:
I. Единобрачный период, начиная с происхождения до 1843 года, в продолжение которого все объявления и проповеди их выражались против многоженства.
II. Переходный период с 1843 до 1852 года, когда многоженство тайно было введено в употребление и распространено, но открыто отрицалось и похуждалось.
III. Период многоженства, начиная с 1852 года до настоящего времени, в продолжение которого многоженство признавалось и отстаивалось как существенная часть мормонской религии. Третий период, собственно говоря, может быть опять разделен на эпоху апогея и эпоху упадка; так как очевидно, что многоженство процветало во всех своих наилучших чертах до 1856 года, после которого оно начало медленно упадать, и даже без вступления правительства едва ли удержалось бы много долее другого поколения. Я знаю, что последние перечни мои несогласны со свидетельствами людей, имеющих некоторый вес, в особенности с сообщениями судей Дрэка, Титуса и других чиновников Соединенных Штатов, засвидетельствовавших их недавно в конгресском комитете территории.
Несмотря на то, я остаюсь верен своему заключению, основанному мною на громадном числе свидетельств, данных лицами, принадлежавшими и не принадлежавшими к мормонской церкви, и на тщательном исследовании летописей. Теперь стало вполне известно, что многоженство в продолжении последних пяти лет значительно уменьшилось вследствие внутренних и внешних причин; теперь почти невозможно побудить молодую девушку, воспитанную в городе Соленого Озера, или в северных поселениях, войти в те условия, и многоженство поддерживается почти исключительно женщинами, привезенными из Европы.
Остается весьма мало прибавить к тому, как богословие их относится к многоженству. Оно так совершенно привито и соткано со всей их системой, что нельзя затронуть ни одного пункта, не затрагивая остальных. Многоженство не есть просто прибавление со стороны Брайама Юнга к первоначальной их вере, как утверждают отступившие мормоны; оно необходимое и логичное следствие системы. Если бы мормонизм был верен, многоженство было бы справедливо; так как «предсуществование души», «преуспеяние богов» и все другие особенности системы основываются тысячью комбинаций на этой системе.
Слава мужчины или женщины в вечности должна зависеть от величины семейства: если женщина остается бездетной, это считается грехом и несчастием, и она не может упрочить за собой «возвышения», будучи женою язычника или вероотступника; положение ее мужа в вечности главным образом зависит от числа его жен, и она вполне разделит его славу. Все эти пункты неминуемо относятся к многоженству. Отсюда вытекает, таким образом, последняя черта этого сложного, или неестественного родства, известного под названием «духовных жен», которую должно понимать следующим образом: если женщина сомневается в окончательном возведении своего земного мужа, она может быть «присоединена на вечность» какому-нибудь выдающемуся мормону, который в состоянии возвысить ее и сделать ее соучастницей своего будущего царства. По теории, это не дает духовному мужу никаких супружеских прав, но, по словам Джона Гайда, известного вероотступника, «подлежит сомнению, не довольно ли низко пала как на деле, так и в помыслах, относительно своего земного мужа, та женщина, которая была в состоянии предпочесть ему лжевечного мужа».
В браке с живыми «живущие женщины могут принадлежать умершим мужьям и обратно». Таким образом, вдова, вдовец могут предпочесть своих первых сожителей «для вечности», но достаточно любить друг друга «для времени»; в таком случае, они должны быть сначала соединены друг с другом «для времени», затем каждый отдельно с усопшим «для вечности», при этом требуются три отдельные церемонии для установления временных и вечных отношений всех партий, которые, однако, могут быть разведены или Брайамом Юнгом, или поверочными судами. Таким образом, мужчина может иметь «для времени» жену, которая принадлежит «для вечности» другому умершему, и в таком случае все дети принадлежат «для вечности» последнему, живущий же муж только воспитывает поколение для своего умершего брата». И такие-то суетные образы может возбудить искусный обманщик в уме легковерных людей.