Богоявленский мужской монастырь (Москва)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Богоявленский мужской монастырь (Москва)

Богоявленский мужской монастырь основан князем Даниилом Московским в конце XIII века, в 1296 году.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

В центре Москвы, неподалеку от Красной площади, в Богоявленском переулке возвышается столпообразный соборный храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. Господствуя над китайгородской застройкой, он привлекает внимание прохожих своими нарядными украшениями, карнизами, балясинами и колонками, крупными иконами в центральной апсиде и восьмерике. Однако под богатством узорочья скрывается некая тайна. Разгадка ее заключается в истории Богоявленского монастыря, перенесшего многочисленные пожары, разорение татарами в 1382 году, поляками в 1612 году, французами в 1812 году и советскими властями на протяжении 1919—1929 годов, закрытие и разрушение монастырских зданий и новое возрождение в лице приходского храма Богоявления Господня. Имя этой тайне — Божие присутствие и Божия милость к этому святому месту.

Еще в XIX веке управляющий монастырем, позже епископ Дмитровский Никодим (Белокуров) писал: «Да будет слава и благодарение Господу, сохранившему обитель сию в течение столь многого времени! Ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126:1)». Его современник, духовник обители иеромонах Пантелеимон повторил эту мысль: «В течение почти шестивекового существования сей обители ей суждено было, как легкой ладье среди бушующего моря, то опускаться в волны, то опять подниматься среди них, и Промысл Божий доселе хранил эту обитель не только от окончательного разрушения, но даже и от временного упразднения, превознесши ее паче многих других обителей первопрестольного града сего. Благословен Бог, благоволивый тако!»

XIII—XVI века

Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века и строился деревянным. По преданию, одним из игуменов обители являлся Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского. Будущий митрополит Алексий принял здесь постриг в 1313 году.

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря.

Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском.

XVII—XVIII века

В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения.

В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре. На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.

В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинский барокко. После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства князей Голицыных и Долгоруковых. В него перенесли чудотворную Казанскую икону, которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского. Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия. В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана: «Коронование Богоматери», «Рождество Христово» и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси.

В 1739 году в здании колокольни, пострадавшей от Троицкого пожара и восстановленной, устроили придел во имя святых страстотерпецев Бориса и Глеба, который позже был обновлён и освящён в честь Спаса Нерукотворного. В нём летом совершались ранние заупокойные обедни.

В середине XVIII века на средства князей Долгоруковых в соборе устроили два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца, воздвигнутый в 1747 году, и во имя святого апостола Иакова Алфеева, созданный в 1754-м. Последний позже упразднили и использовали как ризницу, а около 1900 года освятили во имя Феодосия Черниговского. В 1764-м монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году надвратную церковь отремонтировали, расписали и украсили лепниной.

XIX—XX века

Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Гедеон вывез из монастыря ризницу, а остальные ценности спрятали в стене церкви. Перед отступлением армии по приказу Наполеона была совершена попытка подорвать Кремль. При взрыве в Богоявленском соборе осколки пробили кирпичную кровлю, были выбиты окна, на колокольне погнулся крест. Храм отремонтировали и заново освятили в 1813 году.

В 1867 году в соборе выставили для поклонения святыни из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне: икону Божией Матери «Скоропослушницу», мощи великомученика Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. В 1873-м в храме устроили придел во имя святого Пантелеимона и выстроили Афонскую часовню. В 1880 году её перестроили по проекту архитектора Александра Каминского.

Несмотря на протесты Московского археологического общества, в 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом, а в храме устроили одноимённый придел.

После Февральской революции 1917 года в обители находилась резиденция епископа Иоасафа (Каллистова), назначенного управляющим Московской епархией. Монастырь закрыли в 1919-м, однако приходская община продолжала жить на его территории. В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. В 1929-м из монастыря выселили его обитателей, позднее разобрали колокольню, башню монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. В помещениях монастыря в разное время находились мучной склад, общежитие студентов Горной академии, производственное предприятие и другие организации.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году рядом с монастырём упал сбитый бомбардировщик. Стоявшие на том месте здания были полностью разрушены, а взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После завершения войны на территории монастыря построили административное здание Народного комиссариата внутренних дел. После 1980-х

В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова. По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои, относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия.

Современное состояние[править | править код]

В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви и были возобновлены богослужения. В том же году освятили придел в честь святителя Московского Алексия. В 1992-м был освящён приставной престол во имя священномученика Владимира Киевского. Со временем в верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры, Царские врата. В 1993 году к Богоявленскому собору были приписаны ещё два храма — в честь святителя Николая «Красный звон» и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, а в 1994-м — часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы у Воскресенских ворот. В 1995 году при монастыре открыли учительскую семинарию, готовившую социальных педагогов. Позже она была преобразована в Регентско-певческую семинарию, просуществовавшую до 2012 года.

Из монастырских построек на 2018 год сохранились собор Богоявления с колокольней, нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, братские кельи и настоятельские палаты. Собор украшают три белокаменных портала высотой пять метров. Фасады декорированы резьбой, наличниками на окнах. Трапезная и четверик соединены широкой галереей. В интерьерах встречается живопись, мозаика, керамика, скульптурные композиции на мифологические сюжеты. Царские врата сделаны в виде креста, а в его центре находится образ Благовещения. У ограды собора расположен памятник братьям Лихудам, установленный в мае 2007 года. В 2011-м был освящён главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Приписные храмы[править | править код]

  • Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот
  • Храм святителя Николая Мирликийского «Красный Звон»
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамиана – в Старых Панех

Некрополь[править | править код]

В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Ромодановских, Репниных. Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына, генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова, сенатора Алексея Голицына. Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына, сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря. Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам. В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь.

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная школа для взрослых
  • Воскресная школа для детей
  • Курсы катехизаторов во имя сщмч. Фаддея архиеп. Тверского (отделение катехизации Факультета церковного служения РПУ)
  • Работа с молодежью
  • Иконописная студия
  • Социальное служение
    • Тюремное служение прихода

Святыни[править | править код]

  • Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня
  • Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей святых: апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской
  • Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.
  • Иконы с частицами святых мощей:
    • Апостола Андрея Первозванного
    • Апостола Варнавы
    • Вмц. Екатерины
    • Вмч. Димитрия Солунского
    • Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
    • Прав. воина Феодора Ушакова
    • Прав. Марфы
    • Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары
    • Прп. Алексия Зосимовского
    • Прп. Аристоклия старца Московского
    • Прп. Варлаама Суздальского
    • Прп. Гавриила исп., Мелекесского
    • Прп. Германа Зосимовского
    • Прп. Германа Зосимовского
    • Прп. Иоанна Лествичника
    • Прп. Иова Почаевского
    • Прп. Лаврентия Черниговского
    • Прп. Максима Грека
    • Прп. Пимена Великого
    • Прп. Романа Киржачского
    • Прп. Софии Суздальской
    • Прп. Стефана Махрищского
    • Прп. Феодора Санаксарского
    • Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского
    • Св. блг. кн. Олега Брянского
    • Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского
    • Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского
    • Св. блгв. кн. Александра Невского
    • Св. блгв. кн. Даниила Московского
    • Св. блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского
    • Св. блж. Андрея Симбирского
    • Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского
    • Св. вмц. Варвары
    • Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского
    • Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских
    • Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев
    • Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских
    • Свт. Иннокентия, еп. Иркутского
    • Свт. Иннокентия, епископа Пензенского
    • Свт. Иннокентия, митр. Московского
    • Свт. Иоанна, епископа Суздальского
    • Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского
    • Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
    • Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских
    • Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси
    • Свт. Феодора, еп. Суздальского
    • Свт. Феодосия Черниговского
    • Свт. Феофана, Затворника Вышенского
    • Свт. Филарета, митр. Московского
    • Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого
    • Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского
    • Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского
  • Иконы с частицами покровов со святых мощей:
    • Прп. Илии Муромца, Печерского
    • Свт. Спиридона Тримифунтского
  • Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских
  • Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: г. Москва, Богоявленский пер., 2, стр. 4

Проезд: Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

  • От станции метро «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» (Арбатско-Покровская линия): Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
  • От станции метро «КИТАЙ-ГОРОД» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии): На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.
  • От станции метро «ЛУБЯНКА» (Сокольническая линия): Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Телефон: +7 495 698 38 25

Паломнику[править | править код]

Храм открыт для посещения с 08:00 до 20:00.

Расписание богослужений:

  • Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря:

Ежедневно (кроме понедельника и вторника) – Литургия в 8.30, по праздникам и воскресным дням – Литургия в 6.45 и 9.30, накануне – всенощное бдение в 18:00 (зимой в 17:00). По средам в 18 часов акафист Казанской иконе Божией Матери.

  • Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот:

Ежедневно с 8.00 до 20.00 раз в два часа совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы «Иверская». Служит поочередно все московское духовенство. Первый молебен (в 8.00) — водосвятный.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]