Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск

Россия Санкт-Петербург

Идёт загрузка карты…
Казанский собор.jpg

Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы.

История

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько

предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой

В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил.

К 1737 году новый «ковчег» для чудотворной иконы вырос приблизительно на том месте, где стоит сейчас Казанский собор. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (хотя уже и тогда называли его «Казанским»), принадлежал к придворному ведомству, однако не отличался ни выдающимися размерами, ни особенной роскошью убранства.

Строительство Казанского собора

Римский собор святого Петра и площадь перед ним на картине XVIII столетия]
Римский собор святого Петра и площадь перед ним на картине XVIII столетия

В 1799 году Павел I, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового Казанского собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен собору святого Петра в Риме. Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора.

Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта. Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора.

Уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; нача¬лись, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.

Казанский собор в начале XIX века
Казанский собор в начале XIX века

Торжественное освящение Казанского собора митрополитом Амвросием состоялось 15 (27) сентября 1811 года. В том же году была разобрана старая церковь. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов и другие, причем не обходилось без конфликтов между Советом Академии художеств и Святейшим Синодом. Синод настаивал на том, чтобы иконы для собора исполнялись на золотом фоне, тогда как Совет Академии заявлял, что «искусство живописи при оном совершенно теряется». В итоге победила точка зрения академиков, и собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведе-ния мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.

Казанский собор и русская военная слава

Казанский собор в середине XIX века. Рисунок Луиджи Премацци
Казанский собор в середине XIX века. Рисунок Луиджи Премацци

Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны. Война нарушила планы мастеров, стремившихся скорее окончить отделку собора, но впоследствии, промышлением Божиим, послужила к вящей его славе. 8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пре-бывавшей в Казанском соборе.

Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попадавшие в руки русских, немедленно отсылались им в Петербург — дабы быть повергнутыми перед чудотворным образом Царицы Небесной. Знамена и штандарты — французские, итальянские, польские, немецкие, — воинские значки и ключи от взятых городов поступали в Казанский собор, превратившийся, таким образом, в своеобразный мемориал русской воинской славы, неотделимой в понимании современников, еще имевших привычку мыслить трезво и смиренно, от славы и силы Божией. На медали «В память Отечественной войны 1812 года», учрежденной указом Александра I в 1813 году, были выбиты слова из 113 псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему» (в псалме — «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»), И это же «не нам...» выразилось в символическом акте приношения трофеев — включая и жезл «железного маршала» Даву, захваченный русскими 5 ноября 1812 года, — в дом Пресвятой Богородицы.

Литография середины XIX века

Трофеи прибывали в Казанский собор не только с «западных» фронтов, но и из Закавказья, где Россия вела «как бы» незаметную на фоне борьбы с наполеоновской армией, но кровопролитную войну с Персией.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, где предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Но музей так и не был организован. Сначала эту идею затмили торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, а потом началась Первая мировая война.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

Советский период

Подписание акта передачи мощей прп. Серафима Саровского Русской Православной Церкви. I99I год.
Подписание акта передачи мощей прп. Серафима Саровского Русской Православной Церкви. I99I год. Слева — директор музея С. А. Кучинекий, справа — Святейший Патриарх Алексий II

В 1918 году, когда большевистская власть начала беспрецедентные гонения на Церковь, о. Философ Орнатский устроил в подклете Казанского собора храм во имя священномученика Патриарха Ермогена. Образ этого Первосвятителя, до последнего издыхания призывавшего народ к борьбе против интервентов, был особенно близок верующим в ту пору. Именно здесь, в этом «пещерном» храме, проходили богослужения в страшную военно-коммунистическую зиму 1918—1919 годов, так как в промерзшем соборе служить было невозможно.

Но настали и худшие времена. Расстрел о. Философа, варварское изъятие ценностей из Казанского собора (в ходе которого погиб и его неповторимый серебряный иконостас), передача храма обновленцам и, наконец, его закрытие и «переоборудование» для нужд антирелигиозной пропаганды. Крест с собора сняли, заменив его «идеологически-нейтральным» шпилем.

В 1932 году в Казанском соборе разместился Музей истории рели¬гии и атеизма, первым директором которого стал этнограф и исследователь быта и верований коренных народов Сибири В. Г. Богораз (Тан).

Война нанесла собору тяжелые раны: его крыша имела более полутора тысяч пробоин от осколков снарядов, их следами были испещрены стены и колонны. От сырости разрушались настенные росписи, в некоторых помещениях обрушились перекрытия. Реставрационные работы, проводившиеся с 1951 по 1956 год, позволили привести в порядок интерьеры собора, а его фасады реставрировались уже в 1960-е годы.

В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Свою идеологическую функцию музей, расположившийся под кровом Казанского собора, исправно выполнял вплоть до конца 1980-х годов, когда на фоне определенных перемен в отношении государства к своим верующим гражданам атеистическая пропаганда начала давать сбои. Летом 1989 года в здании музея (сиречь собора) состоялось возвращение Церкви мощей благоверного князя Александра Невского, а вслед за тем — мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1994 году над собором вновь засиял крест.

Современное состояние

Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был небыстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд (правда, в названии музея уже не звучало слово «атеизм»; речь шла лишь об «истории религии»), 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы

Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.

В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.

Архитектура и внутреннее убранство собора

Архитектура и убранство собора

Ближайшим стилистическим предшественником Казанского собора явился собор святого Петра в Риме. Об этом родстве напоминает прежде всего колоннада, «развернутая» к Невскому проспекту.

В остальном архитектурное решение храма представляет собой синтез базиликальных (характерных для римской храмовой архитектуры) и крестово-купольных (традиционных для православной храмоздательной традиции) форм. Собор вытянут вдоль Невского проспекта с запада на восток и имеет в плане форму латинского (удлиненного) креста. Этого, однако, сторонний наблюдатель, созерцая лишь парадный фасад собора, увидеть не может, поскольку основной его объем «отгорожен» от Невского колоннадой.

За двести лет существования Казанского собора его внешность почти не претерпела изменений. В 1903 году усердные прихожане хотели было возвести рядом с собором массивную колокольню, но этот благочестивый проект не реализовался благодаря противодействию Академии художеств. К столетию собора, отмечавшемуся в 1911 году, его отреставрировали, однако сделано было далеко не все из задуманного. Так, из-за недостатка средств не удалось отлить в бронзе статуи Архангелов Гавриила и Михаила. Некогда, к освящению собора, скульптор Мартос выполнил их в гипсе и затонировал под бронзу. Впоследствии предполагалось заменить «муляжи» настоящими бронзовыми статуями. В итоге гипсовые Архангелы простояли у проездов колоннад тридцать лет, пока совершенно не разрушились.

Снаружи

Барельефы Скульптурное убранство Казанского собора должно было быть, по замыслу зодчего, гораздо более богатым. Но вмешались финансовые расчеты, началась война, и декоративное оформление храма осталось во многом «недовыполненным». Тем не менее и то, что есть, представляет большой интерес. Снаружи собор украшают 14 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненных из пудостьского камня. В центре всех ветхозаветных композиций — пророк Моисей. На фото представлен расположенный на аттике западного проезда барельеф «Дарование Моисею скрижалей».

Двери

Парадные бронзовые двери, расположенные в центральной части северного фасада Казанского собора, являются копией знаменитых дверей флорентийского баптистерия, созданных в XV веке Лоренцо Гиберти. Правда, мастер Василий Екимов, производивший отливку дверей, перепутал последовательность сюжетов и расположил их в несколько ином, чем у Гиберти, порядке. Мраморное обрамление северных врат выполнено по проекту Воронихина.

Купол

Купол петербургского Казанского собора в большей степени напоминает купол парижской церкви Сент-Женевьев или Дома инвалидов, чем массивный купол римского собора святого Петра. Несмотря на свою величину (более V метров в диаметре), он кажется весьма изящным. Любопытно, что при его возведении Воронихин впервые в мире применил металлическую конструкцию, значительно увеличивавшую прочность всего сооружения.

Коллонада

Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, 20 колонн имеет южный портик, 12 — западный. Все колонны — коринфского ордера, для которого характерны пышно украшенные стилизованными листьями капители. Облицовка колонн выполнена из пудостьского камня и покрыта каннелюрами (вертикальными желобками). Благодаря им создается впечатление легкости и стройности колонн, хотя на самом деле каждая из них весит около 28 тонн и имеет в высоту 14 метров.

Внутри

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО собора организовано достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрытполуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия. Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отправился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд. Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.

Дивную «выставку» отечественных недр представляют собой и другие элементы внутреннего убранства: пол выложен розовым и серым карельским мрамором с вставками черных шунгитовых сланцев, а в алтаре и на амвоне — малиновым шокшинским кварцитом, высоко ценимым во всем мире. Важную роль в оформлении собора играет живопись, выполненная лучшими тогдашними мастерами. Более всего Казанский собор был знаменит своим серебряным иконостасом — ныне, увы, безвозвратно утраченным.

В декабре 1812 года М. И. Кутузов отправил митрополиту Санкт-Петербургскому Амвросию (Подобедову) несколько слитков серебра, сопроводив посылку письмом следующего содержания: «Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы. Храбрые Донские казаки возвращают Богу из храмов Его похищенное сокровище. На меня возложили обязанность доставить Вашему

Свт. Василий Великий» (1811—1812)
Свт. Василий Великий» (1811—1812). Образ, написанный В. К. Шебуееым для юговосточного пилона Казанского собора

Высокопреосвященству сие серебро, бывшее некогда украшением Святых Ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хищников и, наконец, храбрыми донцами из их когтей исторгнутое. Предводитель Войска Донских казаков граф М. И. Платонов и вместе с ним все его воины и я желаем, чтобы слитки сии, составляющие весу сорок пудов серебра, были обращены в изображения четырех Евангелистов и служили убранством церкви Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге...» Идея отлить в серебре евангелистов понравилась и владыке, и государю, однако потом дело застопорилось. Модели статуй изготовил Мартос, но они показались Синоду «слишком обнаженными», и вопрос о трофейном серебре отложили в долгий ящик.

Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.

В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку.

Структура храма

Казанский собор. Структура храма

ОБОЗНАЧЕНИЯ

  1. Купол
  2. Световой барабан
  3. Колоннада
  4. Западный фасад
  5. Северный фасад
  6. Восточный фасад
  7. Южный фасад
  8. Центральный неф
  9. Иконостас

Святые

Святыни

Петербургский список чудотворной иконы Богородицы "Казанская"

Петербургский список чудотворной иконы Богородицы "Казанская"

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в нашем Отечестве. И хотя ее первообраз, некогда обретенный в Казани, исчез, но сохраняется множество списков, прославленных чудотворениями. Один из таковых пребывает в Казанском соборе Петербурга.

Казанская икона Божией Матери, для которой, собственно, и сооружался великолепный Казанский собор,являлась одной из наиболее почитаемых святынь Петербурга с самого момента его основания. Однако сведения о ней, имеющиеся в дореволюционных описаниях Казанского собора, весьма противоречивы. В некоторых изданиях прямо утверждается, что это та самая икона, что была в 1579 году явлена в Казани, в других о происхождении иконы не говорится ровным счетом ничего, в третьих — петербургский чудотворный образ Пресвятой Богородицы именуется одним из списков с первообраза, обретенного в Казани.

Последняя точка зрения представляется современным исследователям наиболее достоверной. Предполагается, что петербургский список был создан для царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В 1710 году овдовевшая царица перебралась по настоятельному приглашению Петра I (с которым имела весьма добрые отношения) на жительство в Петербург и привезла с собой список с Казанской иконы.

Неизвестно, когда этот список явил свои чудотворные свойства, но, видимо, вскоре после смерти Прасковьи Федоровны (а она была погребена, кстати, именно в праздник Казанской иконы, 22 октября 1723 года) он уже пользовался широким почитанием, которое впоследствии лишь укреплялось.

В Казанском соборе чудотворный образ Божией Матери, одетый великолепной ризой, находился вплоть до его закрытия, после чего был перенесен в Успенский собор на Сенной площади, принадлежавший тогда обновленцам, а затем — в церковь на Смоленском кладбище, известную тем, что строить ее помогала, по преданию, блаженная Ксения Петербургская. В 1940 году этот храм закрыли, и икону переместили в Князь-Владимирский собор, остававшийся действующим на протяжении всей советской эпохи (не считая краткого периода в 1926—1927 годах). Здесь образ Царицы Небесной пребывал вплоть до 2001 года, когда он вновь занял свое историческое место в Казанском соборе.

Храм-памятник

Казанский собор — храм русской воинской славы.

8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пребывавшей в Казанском соборе.

Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попадавшие в руки русских, немедленно отсылались им в Петербург — дабы быть повергнутыми перед чудотворным образом Царицы Небесной. Знамена и штандарты — французские, итальянские, польские, немецкие, — воинские значки и ключи от взятых городов поступали в Казанский собор, превратившийся, таким образом, в своеобразный мемориал русской воинской славы, неотделимой в понимании современников, еще имевших привычку мыслить трезво и смиренно, от славы и силы Божией. На медали «В память Отечественной войны 1812 года», учрежденной указом Александра I в 1813 году, были выбиты слова из 113 псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему» (в псалме — «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»), И это же «не нам...» выразилось в символическом акте приношения трофеев — включая и жезл «железного маршала» Даву, захваченный русскими 5 ноября 1812 года, — в дом Пресвятой Богородицы.

Трофеи прибывали в Казанский собор не только с «западных» фронтов, но и из Закавказья, где Россия вела «как бы» незаметную на фоне борьбы с наполеоновской армией, но кровопролитную войну с Персией. В ночь на 1 января 1813 года русский отряд под командованием генерала П. С. Котляревского захватил крепость Ленкорань. В ходе ожесточен¬ных боев с персидским гарнизоном наш отряд потерял более половины солдат убитыми и ранеными. Сам Котляревский после полученных ранений выжил лишь чудом (его нашли погребенным под телами погибших, с раздробленной ногой и вытекшим глазом). Четыре персидских знамени, захваченных при Ленкорани, пополнили воинский мемориал в Казанском соборе.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, где предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Но музей так и не был организован. Сначала эту идею затмили торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, а потом началась Первая мировая война. И сейчас большинство трофеев находится в Государственном Историческом музее. Еще более печальная судьба постигла серебряный — тоже в некотором роде «трофейный» — иконостас Казанского собора.

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Антоний и Феодосий Печерские, преподобные - 23 июля, 16 мая и др.

Видео

Как добраться

Проезд: пешком от ст. м. «Канал Грибоедова« (Невский проспект)

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2

Телефоны: +7 (812) 314-46-63 (секретарь); +7 (812) 314-58-56 (вахта, с 8:оо до 21:00)

E-mail: sobor.go@mail.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в буднии дни в 7:00, в воскресные и праздничные дни в 6:30. Закрывается после окончания вечернего богослужения.

В будние дни:

ранняя Божественная литургия — 7:30, начало исповеди в 7:30.

Поздняя Божественная Литургия — 10:00, начало исповеди в 9:30.

Вечернее богослужение — 18:00.

В воскресные и праздничные дни:

Ранняя Божественная Литургия — 7:00, начало исповеди в 7:00.

Поздняя Божественная Литургия — 10:00, начало исповеди в 9:30.

Вечернее богослужение — 18:00.

В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник.

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Ссылки