Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск

Россия

Храм Преображения Господня в г. Сургут

Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг — Югра́ — субъект Российской Федерации. Согласно уставу Тюменской области, Югра входит в состав Тюменской области, но при этом является равноправным субъектом Российской Федерации. Находится в Уральском федеральном округе. Образован 10 декабря 1930 года. Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.

Православие в Ханты-Мансийском автономном округе

Историческим местом зарождения православной веры в Нижнем Приобье можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Югра славилась богатствами. В XI-XII веках Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорачья». Вскоре с новгородскими воеводами засоперничали в данепоборничестве владимиро-суздальские князья, а потом и московитяне.

Было у югричей и золото. С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году. Десятилетия продолжалась война «в отместку» с переменным успехом.

1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.

В конце XVI века «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.

Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.

«Большой» князь Кодский (Кондинский) Алач (Алача) сам явился к казацкому атаману Богдану Брязге, когда была покорена большая часть Югорской земли, и заключил дружественный союз. В ответ Брязга «постави князя большого Алачея, яко богата суша», от устья Иртыша до устья Казыма. То есть, вместо себя назначил властелином на всю территорию, которую мы теперь называем Нижним Приобьем.

По преданиям, верховное божество находилось в Белогорском княжестве, столицу которого – Большой Обский город – захватили казаки, а идола разбили из пушки. Вероятно, идол был не в одном экземпляре, а может быть, шаманы изготовили другого, но есть предположение, что «шайтана» переправили в Коду. Сюда же потянулись божества и из других остяцких языческих племён.

Чтобы обеспечить их охранность, князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.

Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».

Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.

Не в отца пошёл его наследник князь Дмитрий. Подданные жаловались царю, что и сам князь, его мать и их люди «новокрещённые живут в православной христианской вере некрепко, к проклятым шайтанам мольбу прилагают и в скверное их требище бесовское шайтану в дар платье и лошадей дают, и люди ж его из пищалей на церквах по крестам стреляют». Более того, якобы князь Дмитрий шаману для принесения в жертву отдал «жёнку».

Дмитрию Алачёву вместе с семьёй было велено ехать в Москву. «Пограбя во церквах Божиих… церковное строение, сосуды серебряные и книги, он «учал продавать» их по дороге. Так «Триодь постная» продал он, князь Дмитрий, едучи из вотчины своей, из Коды, на дороге Самаровской ямщикам». Пресёк торговлю тобольский архиепископ Герасим. Он приказал Дмитрию продаваемое церковное имущество «принести к себе посмотреть, будто для купли». И конфисковал у незадачливого торгаша серебряные сосуды и печатные книги: комплект из 12 служебных Миней и два Октоиха. О случившемся владыка сообщил в Москву, оттуда распорядились всё отобранное вернуть в Троицкую церковь.

Надо сказать, князю Дмитрию вменялось в вину, кроме богохульства, воровства и спекуляции церковным имуществом, ещё и то, что он злоупотреблял служебным положением и довёл остяков до того, что они обратились к царю с просьбой освободить их из-под власти Алачевых, и принять под «государеву руку»…

Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».

Кодский монастырь. Группа монахинь и их учениц.

Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».

Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.

Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола.

К 90-ым годам вновь, в третий уже раз, встал вопрос о закрытии мужского Кодского монастыря. Но решили запущенные дела передать в женские руки. В 1891 году он был преобразован в женский Свято-Троицкий монастырь, с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольско-Тюменской Епархии.

Но наступил ХХ век, в котором Тобольско-Тюменская епархия дала миру десятки святых новомучеников ..

30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа была образована Ханты-Мансийская епархия. Это произошло путем выделения ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) из состава епархии выделена Югорская епархия. Ханты-Мансийская епархия включена в состав Ханты-Мансийской митрополии.

Населённые пункты

  • Ханты-Мансийск
  • Югорск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нягань
  • Покачи
  • Пыть-Ях
  • Радужный
  • Сургут

Святые

  • святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский

1 апреля 2015 г. под председательством протоиерея Николая Матвийчука в Ханты-Мансийске состоялось заседание комиссии по канонизации святых . Комиссия по канонизации святых создана согласно решению Управляющего епархией в соответствии с определением Священного Синода от 6 октября 2011 года об утверждении «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви. А так же согласно решения Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 31 марта – 4 апреля 1992 года в котором сказано: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии»

Святыни

  • Кафедральный Воскресенский Собор, г.Ханты-Мансийск. Ковчег с частицей честной главы и икона святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского; сапожек с мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
  • Преображенский Собор и Никольский храм, г. Сургут. Тапочки с мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Православные монастыри

Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге принял решение об образовании в Ханты-Мансийской епархии женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Умиление» (журнал № 55).

Первый епархиальный женский монастырь Югры расположен в городе Сургуте в 41 мкр. на территории храма «Умиление». Сегодня в монастыре проживает восемь сестер, которые несут молитвенное и трудовое послушание по становлению и развитию обители.

Игуменией нового монастыря назначена старшая сестра монашеской общины монахиня Георгия (Алгинина). Возведение в сан игумении будет совершено в ближайшее время митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом.

Монастырь Димитрия Ростовского (Ханты-Мансийск)

Открыт 10.11.2016 г.

Храмы Ханты-Мансийского автономного округа

Все храмы

Храм Преображения Господня (Сургут)

Храм Преображения Господня (Сургут)

Храм Преображения Господня – главный храм города Сургута и один из красивейших храмов Ханты-Мансийского округа.

Для строительства Храма было отведено живописное место возле реки. Рядом со святой обителью посадили кедры, специально привезённые с Алтая. Первая свая была забита в мае 1992 года. Деньги на строительство сургутяне собирали всем миром: помогали нефтяники, коммерсанты, часть средств была перечислена из городской казны. Подрядчиком выступил трест «Сургутгазстрой».

Строительство храма закончилось в 2002 году. В воскресенье, 29 декабря 2002 года, состоялась торжественная церемония передачи нового храма Преображения Господня православной общине.

Сургутский Храм Преображения Господня построен по проекту московских архитекторов в виде креста, его площадь - 3800 квадратных метров. Священнослужители считают его архитектурным шедевром, не имеющим равных в округе по красоте и величию. На храме установлен самый большой колокол в Ханты-Мансийском округе – он весит 6 тонн. Самый маленький колокол весит 8 килограммов. Колокола для сургутской святыни отливали в Москве. Большинство из колоколов – именные, установлены на пожертвования прихожан.

Стены храма Преображения Господня украшают 16 мозаичных икон с ликами Святых Сибирской земли, изготовленных опытными мастерами творческой мастерской Анатолия Ключерова (Москва). Мозаики с изображением святых выполнены по древнейшей технологии из материала, привезённого с Мальты. Стоимость некоторых мозаик достигает 10 тыс.долларов. Ценные подарки – инициатива руководителей крупных предприятий Сургута. Мозаика располагается над главным входом в колокольню: это иконы Иоана Предтечи, Богородицы, Спас Нерукотворный, Преображение. Освещение первой и главной иконы Преображения Господня произошло 20 сентября 2002 года.

Иконы для храма изготовлялись и в иконописных школах Тобольской духовной семинарии по всем правилам древней иконописи – с соблюдением постов и с обязательной молитвой во время работы над иконой. Кроме новых икон, в храме имеется несколько старинных отреставрированных. Это несколько икон Божьей Матери, икона Ильи Пророка, Святителя Николая Чудотворца и другие.

23 сентября 2003 года в Сургуте состоялась церемония освящения храма Преображения Господня. Храм освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий Водосвятный. В празднике приняли участие хор Тобольской духовной семинарии и муниципальный хор «Светилен» города Сургута.

Недавно в Сургуте при Храме Преображения Господня открылся новый корпус православной гимназии – трехэтажное здание площадью более 1,5 тысячи кв.метров. Православная гимназия существует уже около 8 лет. Здесь обучается более ста подростков. Помимо классов, в новом корпусе имеются актовый и спортивный залы, просторная столовая.

Адрес: 628400, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Мелик-Карамова

Телефон:(3462) 26-85-86 - приемная/факс, 26-70-31 - книжная лавка

Храм Всех святых в земле Сибирской просиявших (Сургут)

Храм Во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших, г. Сургут

Храм Во имя всех Святых на земле Сибирской Просиявших в Сургуте построен суздальскими мастерами в 2002 году по всем канонам православного зодчества. А собирали его уже в Сургуте на том самом месте, где основавшие город казаки возвели когда-то первую церковь.

Храм Во имя Всех святых, в Земле Сибирской Просиявших, был открыт в Сургуте в феврале 2005 года на Сретение Господне. Сегодня памятник архитектуры является действующей церковью. Храм высотой около 23 метров построен из крепкой осины, а сваи и закладные венцы — из лиственницы. Венцы – горизонтально уложенные друг на друга бревна диаметром 30-40 см, рублены «в лапу» и «в замок».

Главной достопримечательностью Храма Во имя всех Святых на земле Сибирской стала выставочная экспозиция, которую можно с полным правом назвать народной. Первый дар в экспозицию церковных реквизитов преподнес атаман казачьей общины Борис Аванесов – старинную Библию. В экспозиции, расположенной в притворе храма, представлены также карта «Места почивания нетленных мощей сибирских святых», информация о строительстве храмов в Сибири и Сургуте, редкие фотографии, сведения о жизни и чудотворениях сибирских святых (Василий Мангазейский, Мисаил Абалакский, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский).

Адрес: 628400 Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Энергетиков 2, МУ ГКДО «Сургут» (музейный комплекс)

Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск)

Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск)

Огромный пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Выстроен в 2001-2005.

19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Были освящены три престола: центральный — в честь Светлого Христова Воскресения; северный — в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших; южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17

Телефон: +7 (3467) 35-02-75

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Видео


Ссылки

Официальный сайт Ханты-Мансийской митрополии