Храм Воскресения Христова в парке «Патриот»

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил России, «посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах». Храм расположен в парке «Патриот» в Одинцовском районе Московской области.

На его территории разместилась выставочная экспозиция, посвященная истории становления Российского государства и его вооруженных сил.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Решение о строительстве главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 г.. 19 сентября того же г. Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу освятил закладной камень в основание собора в честь Воскресения Христова. Строительство завершено 9 мая 2020 г. Освящение прошло 14 июня 2020 г. в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Открытие храма заявлено на 22 июня 2020 г.

Храм строился за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц (к началу февраля 2020 г. был собрано более 3 млрд рублей пожертвований; а госконткрактов было заключено на 6 млрд рублей) и бюджетные средства Москвы (2 млрд рублей) и Московской области (950 млн рублей). Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Расположение храма было выбрано неслучайно. Парк «Патриот» Одинцовского района Московской области — это, прежде всего, место ожесточенные боев за Москву в ноябре 1941 года. Он объединил на своей территории несколько военных музеев, спортивные сооружения и полигон для подготовки воинов, образцы вооружений и техники. Парк стал излюбленным местом отдыха молодежи. Это военно-патриотический парк культуры и отдыха не только для военнослужащих и их семей, но и для всех желающих.

Размеры храма.

Высота храма вместе с крестом по проекту составляет 95 метров. Третий по высоте православный собор в мире после храма Христа Спасителя в Москве (103 метра) и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (102 метра).

Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров. 1945 год — окончание Великой отечественной войны.

Высота звонницы составляет 75 метров. В 2020 г. исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.

Высота малого купола составляет 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне.

Площадь храмового комплекса — 11 тыс. м². Вместимость внутреннего помещения храма — до 6 тысяч человек.

Боковые приделы.

Каждый из приделов посвящен святому — покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных сил России:

придел Святого Илии Пророка — покровителя Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск; придел Святой Варвары Великомученицы — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения; придел Святого Апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота; придел Святого Александра Невского — покровителя Сухопутных войск.

Купол.

15 ноября 2019 г. на храм водрузили 80-тонный центральный купол, высота и диаметр которого составляют по 12 метров.

Всего храм имеет шесть куполов, из которых четыре одинаковых, каждый из которых весом в 34 тонны, центральный самый большой и один — на звоннице. Конструкция имеет каркас из высоколегированной стали с коэффициентом прочности от 300 до 1500 лет.

Колокола.

Колокола изготовлены на Воронежском литейном заводе. Убранство колоколов разработано на основе орнаментов, которые украсят храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства. Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полуг.. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск. С одной стороны на колокол нанесена эмблема, с другой — изображение святого покровителя.

23 августа 2019 г. колокола установлены на звонницу храма.

Внешнее и внутреннее убранство.

Храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле, включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмоздательства приемы. Фасады здания отделаны металлом, своды — остеклены. Стены храма украшены росписями с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания.

Отделка нижнего (малого) храма выполнена из керамики и украшена гжельской росписью, а при изготовлении мозаичных панно использовались кусочки стеклянной смальты. Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, выполнена в виде металлического рельефа. Отделка храма, икона и иконостас созданы из меди с эмалями, как это делалось на походных воинских иконах. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории России. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма — самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике.

Однако известность храму принесли не только его впечатляющие размеры или красота внутреннего убранства, но и мозаики с изображением политических деятелей СССР и РФ, военнослужащих Вооруженных сил РФ, символов атеистического советского государства.

Так, в апреле 2020 г. стало известно о создании в храме мозаики с изображением Владимира Путина, Сергея Шойгу и Валентины Матвиенко. Настоятель храма епископ Клинский Стефан объяснил такое решение традицией изображения исторических событий. «Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены», — сказал он. По словам пресс-секретаря президента Пескова, Путин, получив доклад о мозаике, сказал: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано». В течение нескольких дней после этого мозаика была демонтирована. По словам председателя художественного совета по строительству храма протоиерея Леонида Калинина, «мозаика сохранена, и она будет находиться в музее или в каком-то еще месте как некий исторический артефакт».

Тогда же стало известно о создании в храме мозаики, изображающей Парад Победы, на которой есть портрет Иосифа Сталина. Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда высказал мнение, что изображения Сталина в храме быть не должно. Открытое письмо патриарху Кириллу с просьбой убрать изображение Сталина написали также православные деятели, известные консервативными и монархическими взглядами.

Заместитель министра обороны России, начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов прокомментировал появление мозаики с изображением Сталина так: «Сталин — наш верховный главнокомандующий и председатель совета народных комиссаров», который «вынес на себе всю тяжесть войны и принимал самые ответственные решения». По словам Картополова, «Сталин вернул религию», а потому мозаика уместна. Стыдиться же ее, по его мнению, «велят какие-то господа из-за бугра».

Тем не менее, в Церкви и обществе развернулись дискуссии вокруг изображений, представленных в Главном храме Вооруженных сил РФ.

По мнению председателя Отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии, настоятеля собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Шлиссельбурге, протоиерея Евгения Горячева, наличие таких изображений в храме свидетельствует о церковном архитектурно-мировоззренческом упадке и является кощунственным надругательством над самой сутью христианского храмового пространства. Речь идет «о превращении его в неоязыческий символ сакрализованного государства, его армии и руководителей»: «Канонический принцип воздействия церковных интерьеров на человека сводится ... всего лишь к нескольким концептуальным вещам. Во-первых, изображения обучают, они выполняют функцию книги для неграмотных. Во-вторых, изображения создают у молящихся ощущение единства между земным и Небесным миром. И я стою в храме не в одиночестве, но в окружении многих, взирающих на меня с Небес, праведников. И, наконец, любое священное изображение — это, как говорил отец Павел Флоренский, окно в другое измерение, и я смотрю через него в мир Бога и Его святых, и оттуда, в свою очередь, смотрят на меня. Все эти принципы нельзя без ущерба перенести на людей и события, весьма далекие от христианской святости. То, что вполне закономерно может быть экспонировано в светском музее, да и то с определенными оговорками, совершенно неуместно в православном храме. Общественно значимые события или исторические деятели государства, которые могут быть весьма выдающимися, но которые не являются, тем не менее, носителями живой, очевидной христианской морали, а уж тем более святости, не могут и не должны быть предметами иконического творчества. Святейший Патриарх Кирилл не раз говорил о Церкви как об институте, который принципиально возвышается над всеми политическими, партийными предпочтениями. Об этом уместно вспомнить и в данном случае. Любые личности и события, вызывающие широкий противоречивый общественный резонанс, не смогут умиротворить и солидаризировать присутствующих на богослужении людей своими псевдоиконными изображениями. А вот обратный эффект практически гарантирован. В этом случае как никогда уместно вспомнить, что Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Однако, какими бы неуместными ни казались мне в этом месте мозаики, запечатлевающие фигуры современного политического руководства нашей страны, гораздо больше меня ужасает наличие в новом храме изображения Иосифа Сталина. Это не просто абсурд, это полная этическая и богословская дезориентация. Абсолютная неспособность художников и их заказчиков различать добро и зло, опираясь на новозаветные, евангельские критерии. Увы, но эти горе-мастера пытаются художественными средствами воцерковить невоцерковимое. Портрет Сталина в храме, внутри ритуального богослужебного пространства — как же такое возможно? Для людей, тысячами гнивших в лагерях, для всех этих обездоленных, обесчещенных, прошедших через коллективизацию и ГУЛАГи, для детей расстрелянных отцов и сосланных матерей, для всех, кто остался при большевиках без семей, без призвания, без родины, без всего в настоящем, кроме израненной жизни, с одной лишь памятью о прошлом, о той стране, где когда-то все было иначе… Так вот, для всех этих, либо уже перешедших в другой мир, либо для все еще живущих среди нас людей — красные флаги, серп и молот, портреты коммунистических вождей в храме — это страшное, ужасающее кощунство. Это то же самое, что поместить у себя в квартире рядом с семейным портретом фотографию палача, убившего большую часть членов твоей семьи. Интересно, как бы отнеслись евреи к предложению разместить в помещениях их синагог нацистскую символику? Или даже изображения руководителей Третьего Рейха. Говорят, в том числе и некоторые духовные лица, что такова православная традиция. Не знаю. Не уверен. Но даже если такие примеры действительно встречаются в нашей и византийской истории, ни в коем случае нельзя возводить их в канонический и мировоззренческий идеал. В конце концов, любая традиция без истины — это всего лишь ошибочный застарелый обычай (сщмч. Киприан Карфагенский)».

По словам кандидата искусствоведения, проректора Библейско-богословского института святого апостола Андрея в Москве, Ирины Константиновны Языковой, «ни стиль, ни сами изображения совершенно неуместны для храма»: «Да, императоров изображали, но, как вы правильно сказали, что их изображали всегда преклоненными или, по крайней мере, смиренно стоящими перед Престолом Божиим или перед Божией Матерью. А здесь — Христос отодвинут, в лучшем случае — Он где-то там в алтаре. А здесь — сплошной человеческий триумф. Это немножко люди перепутали, это не для храма — такие изображения. И, конечно, в храме неуместно прославлять такие земные победы, здесь все-таки прославляется единственная победа — победа Христа над смертью, Его жертва, Его воскресение. Поэтому, что тут говорить о традиции. Конечно, традиции были разные, мы видели и императоров, и полководцев, и так далее, но все-таки они более или менее были но хоть как-то причастны к духовной жизни, кто-то из них святой, кто-то благоверный… А здесь такие мелкие политические деятели и вдруг они в один ряд стоят. Это просто люди не понимают, что они строят. Потому что храм — это не мемориал. Да, может быть храм-памятник, как там Храм Христа Спасителя или там другие храмы, когда строили в память о победах, но чтобы молиться там о людях, положивших свои жизни за эту победу. Но не так, чтобы делать из этого советский плакат».

Настоятель храма Троицы в Хохлах в Москве, протоиерей Алексей Уминский, считает «безобразным, безумным, отвратительным событием ... этот псевдохрам — псевдохристианский и псевдопобедный, который пытаются нам сейчас преподнести на тарелочке с голубой каемочкой, как нечто такое удивительно прекрасное событие в жизни нашей страны. Это позор всему тому, что с нами случилось в последнее время. Я думаю, что нам всем стоит сильно почесать затылок в связи с этим всем и подумать, до чего же мы, собственно, дошли. У нас есть прекрасный памятник победы — это храм Христа Спасителя, который воздвигнут в честь победы над Наполеоном. И мы можем обратиться к этому образцу храма победы, и увидеть, что там нет ни одной батальной сцены, ни одного исторического персонажа, Кутузова, например. Но — имена павших воинов, которые свидетельствуют о поминовении тех, чьими силами, чьим подвигом та победа нам досталась. Вот это — два храма антипода. Два храма, которые друг другу противоречат. Два храма, которые не могут быть вместе на одном пространстве иеротопическом, понимаете. Потому что есть вот храм — действительно храм победы — храм Христа Спасителя, совершенно очевидный и подлинный, и есть такой псевдо-, ложный. Есть о чем подумать, конечно».

«В храме будет до 6 тысяч мест для прихожан, хотя какие могут быть прихожане в парке «Патриот»? Разве что приведенные строем военнослужащие. Но, с другой стороны, в вооруженных силах нашей страны процент практикующих христиан, наверняка, и полпроцента не составляет, ибо это в основном мужчины и мужчины молодые. А у нас по всей стране и 3 процентов практикующих христиан не наберется. Перед нами была какая-то заведомая химера. Ну, а теперь на этой химере появились еще несколько дополнительных мозаик, которые очень органично укладываются не только ... в этот замысел этого так называемого храма, они укладываются в традицию храмового зодчества и русскую, и православную, только в этой традиции не все было по христиански приемлемо. И все эти ведомственные храмы, военные или гражданские, уже в самом определении своем профанировали понятие храма. Храм Божий может принадлежать только одному «ведомству» — Церкви Христовой. И люди, пребывающие в храме, должны ощущать себя прежде всего членами этого «ведомства», служащими этого «ведомства», а не какого-то другого», — считает заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла, протоиерей Георгий Митрофанов.

Не обошлись и без последствий для одного из противников появления храма в том виде, в каком он сейчас существует, доцента кафедры богословия Новосибирской семинарии, иеремонаха Иоанна Курмоярова, который за свои высказывания был запрещен в служении сроком на два месяца.

В конце концов, 16 мая глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин сообщил, что мозаика с изображением Сталина будет размещена в музее рядом с храмом, а не в самом храме.

Современное состояние[править | править код]

Парк «Патриот» сегодня – это многогранный, впечатляющий своими масштабами и разнообразием комплекс, который включил в себя технику всех видов и родов войск, в том числе экспериментальные, редкие и единичные экземпляры, множество уникальных тематических экспозиций, тактические игры, веревочный городок, полосу препятствий, катание на мини-танках, стрельбу из боевого, охолощенного и пневматического оружия, военные тренажеры-симуляторы, катание верхом на лошадях и многое другое.

Ежедневно Парк посещают не только жители близлежащих регионов, но и гости из самых разнообразных уголков нашей страны и за ее пределами. В дни проведения массовых мероприятий число посетителей может достигать сотни тысяч.

На данный момент на территории общей площадью 5500 гектаров работают:

  • Музейная площадка № 1
  • Технический центр
  • Партизанская деревня
  • Многофункциональный огневой центр
  • Центр военно-тактических игр
  • Конно-спортивный комплекс
  • Платформа «Арми»
  • Выставочный павильон
  • Студия военных художников имени М.Б. Грекова
  • Экспозиция, посвященная конфликту в Сирии
  • Тренировочный скоростной спуск
  • Музей славы АрМИ
  • Храм Георгия Победоносца
  • Пункт технического обслуживания и ремонта техники
  • Зона реконструкции исторических событий
  • Лагерь настоящих героев
  • Конгрессно-выставочный центр «Патриот»
  • Главный храм ВС РФ и музей Великой Отечественной войны "Дорога памяти"
  • Лагерь «Авангард»
  • Отель ПСБ Патриот Cosmos Hotels

Богослужения в храме совершаются совершаются ежедневно утром и вечером.

Совершить виртуальную экскурсию внутри храма

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Взаимодействие с Вооруженными Слами России
  • Организация памятных мероприятий посвященных Воинскому служению

Святыни[править | править код]

  • Главной иконой главного храма Вооруженных сил РФ является «Спас Нерукотворный». Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя. Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
  • Икона «Господь Вседержитель». Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время. Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
  • ИКОНА «ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ». Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года. Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
  • ИКОНА «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА».Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним. Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
  • ИКОНА «ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ». Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию. Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
  • ИКОНА «ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КАЛОЯНЕ». Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом. Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
  • ИКОНА «АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ, ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА». Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями. Атрибуты архангела — радуга, книга в левой руке и копье, увенчанное крестом, в правой. Это оружие направлено на воду, в которой от удара вспыхивает огонь, испепеляющий города. Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, 55 км Минского шоссе (парк "Патриот").

Телефон: +7 (800) 511-14-18

Электронная почта: INFO@1418MUSEUM.RU

Сайт: https://ghvs.ru

Паломнику[править | править код]

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «ДОРОГА ПАМЯТИ», ГЛАВНОГО ХРАМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТКРЫТЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ

Богослужения[править | править код]

Богослужения в соборе совершаются совершаться дважды в день – в 9:00 и 17:00 часов.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Храм ежедневно открыт для посещения с 8:00 до 21:00. Вход свободный.

Музеи[править | править код]

На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войны.

«Поле победы» — такое символичное название получил музей под открытым небом, явившийся собирательным образом сражения под Москвой в 1941 г. и вошедший в комплекс Главного храма Вооруженных сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице. Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времен Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.

Информация о возможных экскурсиях в парке "Патриот". Запись осуществляется по Электронной почте: INFO@1418MUSEUM.RU и телефону: +7 (800) 511-14-18

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • с Белорусского вокзала г. Москва на электричке или экспрессе в направлении станции "Кубинка-1", далее маршрутным такси с логотипом «Танковый музей»
  • от станции "Кубинка-Сосновка" на маршрутном такси №59

Расписание общественного транспорта

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]