Каргополь: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (→Святые) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 28 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
'''[https://www.karmuseum.ru/museum-online/virtualnye-proekty/180/ См. виртуальный тур по Соборной площади в Каргополе]''' | '''[https://www.karmuseum.ru/museum-online/virtualnye-proekty/180/ См. виртуальный тур по Соборной площади в Каргополе]''' | ||
== История == | |||
[[Файл:Каргополь 01.jpg|350px|мини|справа|Вид на город. XIX в.|alt=Каргополь]] | |||
Название города представляет собой полукальку — характерное для топонимики Русского Севера явление, когда субстратное прибалтийско-финское название переводится на русский язык наполовину. Вторая часть слова Каргополь является переведённым приб.-ф. pelda «поле». Относительно первой части названия существует несколько версий: Карго — в северных диалектах «ворона», следовательно, карго поле — «воронье поле»; от карельского Karhupeldo «медвежья сторона». | |||
По данным археологов древнейшие поселения человека в этом районе относятся к четвёртому тысячелетию до нашей эры, к периоду неолита. Археологи насчитывают в Каргопольщине более 50 древних стоянок. Все стоянки расположены вблизи озёр или на холмах вдоль рек. Население их было малочисленным, не более 25—30 человек. Все принадлежали к одному и тому же роду. Основным занятием было рыболовство и охота на водоплавающую птицу. | |||
К приходу новгородцев — первых русских поселенцев за Ладогой и озером Онего Каргопольский край был заселён угро-финскими племенами. Память об угро-финских племенах сохранилась в наименованиях рек, озёр, урочищ: Тихманга, Ухта, Ловзанга, Пилегма, Лекшма и др. | |||
'''От первого упоминания до XVII века''' | |||
[[Файл:Каргополь 02.jpg|350px|мини|справа|Соборная площадь. 1900-е|alt=Каргополь]] | |||
Первым постарался выяснить время появление города Г. Р. Державин, он писал следующее: "Начало построения города сего древность от нас скрыла, что же оный из числа старинных городов доказывает сие найденная в монастырских бумагах рукопись, в коей показуется, что жители сих мест... нападали на белозерские селения... все на ходу пожигали и опустошали, и сие дотоле продолжалось, доколе князь Вячеслав, собрав войска, отразил нападение чуди и, победя, гнал оную до берегов Белого моря. На обратном пути... нашед поле, удобное для отдохновения... назвал князь оное каргиным полем и учредил на оном свой стол... россияне сделали на поле том острог, знаки коего и доныне видны". Первое упоминание относится к 1378 году, и находится в Устюжском летописце. Следующие упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамёна великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве: "И приидоша князи белозерстии, крепцы суще и мужествени на брань, съ воинствы своими: князь Федоръ Семеновичь, князь Семенъ Михайловичь, князь Андрей Кемский, князь Глебъ Каргопольский и Цыдонский; приидоша же и Андомскиа князи...". | |||
Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри. По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгородской республики. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане острог. Это место жители города называли «Городок», «Вал», «Валушки». Сейчас это городской квартал, обнесённый поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов. | |||
В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведён новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление. Через Каргополь шла торговля с Поморьем. | |||
В 1588 году посол английской королевы Елизаветы I Джильс Флетчер, описывая ей русское государство, перечислил самые крупные и значимые города, назвав среди них Каргополь. Это было время расцвета города. | |||
'''Город в XVIII веке''' | |||
[[Файл:Каргополь 08.jpg|350px|мини|справа|Иконостас собора Рождества Христова|alt=Каргополь]] | |||
В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии. В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния. | |||
В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший бо́льшую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены. Из-за этого пожара Каргополь стал одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану. | |||
В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества. В 1784 году в ходе административных реформ из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский. | |||
В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии. С 1801 года Каргополь числился уездным городом Олонецкой губернии. | |||
'''Город на рубеже XIX—XX веков''' | |||
[[Файл:Каргополь 03.jpg|350px|мини|справа|Поклонение кийскому Кресту (ХVII–ХVIII вв.). Каргополь|alt=Каргополь]] | |||
К концу XIX века Каргополь больше не имел прежнего торгового значения, но оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города. | |||
За городом располагались два монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и мужской Спасский. Последний из них с учреждением Каргопольского викариатства Олонецкой епархии в 1911 году стал резиденцией епископов Каргопольских. | |||
Каргополь считался традиционным иконописным центром: иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом. | |||
[[Файл:Каргополь 04.jpg|350px|мини|справа|Богоматерь (ХVII в). Златоустовская церковь (Саунино)|alt=Каргополь]] | |||
'''Советская Россия''' | |||
В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б), была установлена советская власть. Межвоенный период ознаменовался разрушением и сносом ряда памятников традиционной для региона архитектуры. Среди них церковь Спаса на Валушках (XVII—XX вв.), собор Спасо-Преображенского монастыря (1717), Владимирская церковь (середина XVII в.), Входоиерусалимская церковь (1732). | |||
В бывшем женском Успенском монастыре, в южной части г. Каргополя, находилось Управление Каргопольлага. | |||
После закрытия монастырей в 1917-18 гг. часть иеромонахов стали священниками пока еще не закрытых приходских храмов, а оставшиеся жить в окрестностях монашествующие образовывали центры религиозной жизни, где верующие получали поддержку, куда они собирались на богослужение. В сельской части Каргополья такие центры сформировали монахи бывших Александро-Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей. | |||
В начале 1930-х гг. закрытие церквей и снятие колоколов вызвало новые волнения и, соответственно, аресты, «Препятствовал снятию колоколов», «убеждал не работать в церковные праздники», «принимал участие в сборе средств, чтобы не закрыли приходскую церковь», «контрреволюционная агитация» — таковы формулировки обвинительных приговоров тех лет. Особенно массовые и жестокие расправы были, как известно, в 1937-38 гг., когда стояние за веру Христову дало целый сонм святых и пока не прославленных подвижников из священнического сословия, крестьян, горожан. | |||
Яркой личностью был схиархимандрит Кирилл (Пилюга Кирилл Георгиевич), родившийся в 1876 г. в Минской губернии. С молодых лет он был насельником и монашествующим северных монастырей: Сяндемской Успенской пустыни, Алекеандро-Свирского, Каргопольского Спасо-Преображенского, Кирилло-Челмогорского монастырей. Приняв сан иеродиакона, а потом иеромонаха, он стал настоятелем Челмогорского монастыря. После закрытия монастыря он проживал с оставшейся братией на территории монастыря или поблизости; пока было можно, служил в храме, потом тайно, в домах прихожан. Схиархимандрит Кирилл арестовывался дважды: впервые в сентябре 1932 г., когда было арестовано сразу 8 человек (в т.ч. епископ Варсонофий Вихвелин); в этот раз схиархим. Кирилл был заключен в концлагерь на 8 лет (пребывал в Ухтпечлаге). Вторично — в сентябре 1937 г., когда было арестовано 5 человек (приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей — ИТЛ). Пережив лагеря, схиархимандрит Кирилл после освобождения служил в церкви г. Сыктывкар. | |||
Среди каргопольцев-мучеников за веру было немало выдающихся личностей; вместе с епископом Варсонофием был арестован игумен Александро-Ошевенского монастыря Василий Алексеевич Лебедев (уроженец Владимирской губернии, из купцов): в 1922 г. он ушел в затвор, где прожил 10 лет, до своего ареста. Еще один из арестованных в 1932 г. — крестьянин д. Масельга иеромонах Варсонофий (Солодягин Иосиф Алексеевич 1885 г.р.); до 1917 г. он проживал в г. Кронштадте, подвизался в Челмогорской пустыни, в 1924 г. принял постриг, в 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. В его доме был устроен домовый храм, где совершались тайные богослужения. Иеромонах Варсонофий арестовывался дважды — в 1932 и 36 гг., во второй раз наказание отбывал в Ухтпечлаге. Он вернулся в родное село, и под именем о. Иосафа его помнили жители дд. Масельги и Гужово в 1980-е гг. Он умер в 1946 г. и похоронен на кладбище на Хижгоре; его могилу и намять берег местный житель Василий Макарович Солодягин, по просьбе и под руководством которого на могиле иером. Варсонофия в конце 1980-х гг. московские туристы поставили деревянный крест. | |||
Суровые испытания выпали па долю приходского духовенства и актива. Родом из каргопольских крестьян был священник Речно-Георгиевского прихода Лобанов Петр Евдокимович (1875 г.р.), служивший с 1924 г. О. Петр арестовывался 2 раза, в 1930 г. заключен в концлагерь на 3 года) и в 1937 г. В 1936 г. о.Петр потиводействовал снятию колоколов с церкви; после ее закрытия совершал тайные богослужения в домах прихожан; после ареста он был расстрелян. Вместе с о. Петром были арестованы крестьяне Александр Николаевич Попов (1873 г.р., церковный староста, расстрелян), Александр Дмитриевич Попов (1884 г.р., церковный староста). Николай Михайлович Попов (1890 г.р,, прихожанин, оба заключены в ИТЛ на 10 лет). | |||
В том же 1937 г. из Лекшмозера среди ночи арестовали и увезли, как рассказывали в 1990-е гг., «на черной машине» весь причт: «попа Ивана», дьякона, сторожа Григория Пономарева, псаломщика, церковного старосту Ефима Федоровича Пономарева, богатых и особо верующих прихожан Вавулинских Алексея и Ивана, всего семь человек. Сегодня удается выяснить, что «поп Иван» — это Мостовой Иван Федорович (1878 г.р., родом из крестьян Екатеринославской губернии), иеромонах, с 1925 г. проживавший в Каргополье и служивший в церкви апп. Петра и Павла. Его арестовывали в 1931, 32, 37 гг., в последний раз расстреляли. Псаломщиком церкви был крестьянин Зверев Василий Тимофеевич (1907 г.р.); в 1934 г. он тайно принял монашеский постриг (его совершил схиархим.Кирилл Пилюга). Монах Василий, осужденный на 10 лет ИТЛ, умер в местах лишения свободы в 1942 г. Пономарев Ефим Федорович был церковным старостой лекшмозерской церкви в течение 12 лет. В 1925 г. он построил часовню в память Богородицы Целительницы (празднование 1 октября), это поныне помнят лекшмозеры. Важность часовни обуславливалась тем, что у всех лекшмозерских деревень был свой праздник, а на Погосте — только общеприходской престольный праздник апп.Петра и Павла. И сегодня погостский праздник в Лекшмозере часто называют «Ефимовым днем». В 1937 г. Ефим Федорович был расстрелян. Та же участь постигла Алексея Дмитриевича Попова (по-деревенски Вавулинеского). | |||
Сохранению духовных традиций северян способствовали сосланные па Север священники, В 1930-е гг. В г.Каргополе на службу в действующий храм Рождества Богородицы приходили множество священников, а еще были сосланные диаконы, псаломщики, регенты к певчие. «Приход у нас был необычный: одних ссыльных священнослужителей двести человек, да два архиерея. Можете себе представить: когда вдруг запоют, не знаешь, на земле ты или на небе. Только в церкви и забывались мы от всех ужасов тех лет», вспоминала дочь тоже ссыльного священника Марта: Васильевна Хвалышская. Среди отбывавших наказание в Каргополе в 30-е гг. священники Жемчужин Василий Владимирович из Псковской обл., Гривский Никандр Семенович из Ленинградской обл., Бычков Иван Тимофеевич из Днепропетровской обл., Монаенко Дмитрий Николаевич из Воронежской обл., Мышкин Валериан Михайлович из Кировской обл., Нецветаев Семен Григорьевич из Орловской обл.. Чудаков Григорий Степанович из Московской обл., Шарицкий Иван Алексеевич из Новгородской обл. Сохранились и опубликованы письма жены и детей сосланному в г.Каргополь псаломщику из Воронежской области Петру Михайловичу Обыденному (имевшему 4-х малолетних детей),а также некоторые его собственные записки. Накануне Прощеного Воскресенья 1937 г. Петр Михайлович писал: «Даруй мне, Боже, не ходить но гостям, по обедам, а работать, изготовлять сладкие кушанья для души, для слуха и сердца и ума верующих. Помоги мне, Боже, быть истинно духовным человеком, регентом, достойным этого звания, и исполнять святое дело свято, чисто и непорочно и с успехом. Благослови, благослови, Дивный Боже, труд мой высокий и прекрасный!» в этом году И.М.Обыденный был осужден на 10 лет ИТЛ и домой не вернулся. | |||
Память о подвижниках сохранялась, хотя сегодня осталось уже мало людей, знавших их, и число их уменьшается. Но имена пострадавших восстанавливают члены приходских общин, они начинают молиться за мучеников — так они становятся участниками современного возрождения православной жизни. Интересно наблюдение автора электронной базы новомучеников Свято-Тихоновского института Н.Е. Емельянова о том, что число действующих храмов растет вслед за числом ставших известными нам новомучеников. В таком случае Русскому Северу предстоит большое будущее: в сборнике Архангельской епархии «За веру Христову» собрано около 3000 статей о пострадавших. Несомненно, что несмотря на насильственное закрытие храмов и репрессии духовенства и активных мирян, террор против Церкви, монастырей и верующих, геноцид против своего народа советской власти не удалось искоренить православие: стояние за веру Христову на Русском Севере дало целый сонм святых и подвижников из духовенства, крестьян, горожан, засвидетельствовавших верность православию своими жизнями. Новомученики — цвет нации, они спасли народ от вырождения и веру от поругания. | |||
''Новомученики и сохранение веры в XX веке (по материалам Каргопольского района Архангельской области). Г.Н. Мелехова'' | |||
== Святые == | == Святые == | ||
Строка 22: | Строка 75: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
'''[[Христорождественский собор (Каргополь)|Христорождественский собор]]:''' | '''[[Христорождественский собор (Каргополь)|Христорождественский собор]]:''' | ||
* Икона | * Икона «[https://azbyka.ru/days/prazdnik-polozhenie-chestnoj-rizy-presvjatoj-bogorodicy-vo-vlaherne Положение Ризы Богородицы]». Середина XVI века. | ||
== Храмы == | == Храмы == | ||
Строка 84: | Строка 137: | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' | '''Адрес:''' Россия, Архангельская область, г. Каргополь | ||
'''Проезд:''' из Москвы: с Ярославского вокзала на поезде до станции Няндома (одна ночь), далее от Няндомы до Каргополя 80 км рейсовым автобусом или на такси. Из Архангельска можно добраться с автовокзала автобусом (маршрут 520). На автомобиле можно приехать из Архангельска (трасса Р-1), Москвы (трасса М-8, затем свернуть на трассу Р-2) и из Санкт-Петербурга (трасса через Вытегру). | '''Проезд:''' из Москвы: с Ярославского вокзала на поезде до станции Няндома (одна ночь), далее от Няндомы до Каргополя 80 км рейсовым автобусом или на такси. Из Архангельска можно добраться с автовокзала автобусом (маршрут 520). На автомобиле можно приехать из Архангельска (трасса Р-1), Москвы (трасса М-8, затем свернуть на трассу Р-2) и из Санкт-Петербурга (трасса через Вытегру). | ||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
[[Файл:Каргополь 06.jpg|350px|мини|справа|Деревянные церкви Каргопольского района|alt=Каргополь]] | |||
В Каргополе действуют: | В Каргополе действуют: | ||
* '''Каргопольский музей''' (г. Каргополь, пр. Октябрьский, д. 50) | * '''Каргопольский музей''' (г. Каргополь, пр. Октябрьский, д. 50) | ||
Строка 101: | Строка 156: | ||
Ежегодно проходит Праздник народных мастеров России и Краеведческие Челмогорские чтения. | Ежегодно проходит Праздник народных мастеров России и Краеведческие Челмогорские чтения. | ||
''' | '''[https://www.karmuseum.ru/upload/medialibrary/055/xkbni5hdpe8xgri1mj529tcoupkp084p.jpg См. карту-схему расположения объектов Каргопольского музея]''' | ||
* Церковь Иоанна Златоуста с колокольней (1665 г.) в селе Саунино, в 5 км от г. Каргополя; | |||
* | [[Файл:Каргополь 07.jpg|350px|мини|справа|Церковь Иоанна Златоуста в Саунино|alt=Каргополь]] | ||
* Богоявленская двенадцатиглавая церковь в селе Лядины в 40 км от Каргополя; | |||
* | [[Файл:Каргополь 05.jpg|350px|мини|справа|«Небо» Богоявленской церкви на Ошевенском погосте|alt=Каргополь]] | ||
Уникальные памятники Каргополья – '''деревянные храмы''' – расположены в окрестностях города. Самые известные из них: | |||
* [[Церковь Иоанна Златоуста в Саунино (Кипрово)|Церковь Иоанна Златоуста с колокольней]] (1665 г.) в селе Саунино, в 5 км от г. Каргополя; | |||
* [[Церковь Рождества Христова (Большая Шалга)|Храм Рождества Христова в Большой Шалге]] (1745 г.) в селе Казаково, в 10 км; | |||
* [[Богоявленская церковь (Лядины)|Богоявленская двенадцатиглавая церковь в селе Лядины]] в 40 км от Каргополя; | |||
* [[Сретенско-Михайловская церковь (Красная Ляга)|Сретенско-Михайловская церковь в селе Красная Ляга]]; | |||
* [[Церковь Михаила Архангела в Архангело (Шелоховская)|Церковь Михаила Архангела в Архангело]]. | |||
Весь список храмов Каргопольского района смотрите '''[[Каргопольский район (Архангельская область)|ЗДЕСЬ]]'''. | |||
'''[https://www.karmuseum.ru/upload/medialibrary/018/ib55e3ai84g725qhhwe8bv3sttonfw57.jpg См. карту-схему архитектурных и природных памятников Каргополья]''' | |||
=== | === Экскурсионное бюро «Лаче» === | ||
* '''Адрес:''' 164110, Архангельская обл., г. Каргополь, ул. Акулова, 23 | * '''Адрес:''' 164110, Архангельская обл., г. Каргополь, ул. Акулова, 23 | ||
* '''Телефон:''' [tel:+78184122056 +7 (81841) 220-56], [tel:+79210883575 +7 921 088 35 75] | * '''Телефон:''' [tel:+78184122056 +7 (81841) 220-56], [tel:+79210883575 +7 921 088 35 75] | ||
Строка 228: | Строка 294: | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=jOtQuYWXvb4|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=jOtQuYWXvb4|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=3zOwjTQ1mYA|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=3zOwjTQ1mYA|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Hrl_4zI98jE|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=8DhqbPovZCE|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=1fDZqqmlpbQ|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 234: | Строка 303: | ||
* [https://vk.com/club2156621?ysclid=lbz0j22xdd360898914 Духовно-просветительский центр, г. Каргополь] | * [https://vk.com/club2156621?ysclid=lbz0j22xdd360898914 Духовно-просветительский центр, г. Каргополь] | ||
* [https://vk.com/topic-81465919_31193558?ysclid=lbz2mkkaca375886019 Туризм в Каргополе. Где остановиться на Каргополье] | * [https://vk.com/topic-81465919_31193558?ysclid=lbz2mkkaca375886019 Туризм в Каргополе. Где остановиться на Каргополье] | ||
* [https://vk.com/album-12288779_211776701 Старый Архангельск (группа Вконтакте). г. Каргополь. Фото] | |||
* [https://pravoslavie.ru/117471.html Православие.ру. Иконы Каргополья. Возрождение] | |||
* [https://azbyka.ru/palomnik/images/1/1f/Kargopol%27skij_istoriko-arhitekturnyj_i_hudozhestvennyj_muzej-zapovednik._Nauchnaya_konferenciya_Hristianstvo_i_Sever.pdf Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Научная конференция Христианство и Север] | * [https://azbyka.ru/palomnik/images/1/1f/Kargopol%27skij_istoriko-arhitekturnyj_i_hudozhestvennyj_muzej-zapovednik._Nauchnaya_konferenciya_Hristianstvo_i_Sever.pdf Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Научная конференция Христианство и Север] | ||
{{SEO|в Каргополь|Архангельской области}} | {{SEO|в Каргополь|Архангельской области}} |
Текущая версия от 23:06, 29 декабря 2022
Ка́ргополь — исторический город на левом берегу реки Онеги в Архангельской области Российской Федерации. Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения. Население — 9951 человек (2020).
См. виртуальный тур по Соборной площади в Каргополе
История[править | править код]
Название города представляет собой полукальку — характерное для топонимики Русского Севера явление, когда субстратное прибалтийско-финское название переводится на русский язык наполовину. Вторая часть слова Каргополь является переведённым приб.-ф. pelda «поле». Относительно первой части названия существует несколько версий: Карго — в северных диалектах «ворона», следовательно, карго поле — «воронье поле»; от карельского Karhupeldo «медвежья сторона».
По данным археологов древнейшие поселения человека в этом районе относятся к четвёртому тысячелетию до нашей эры, к периоду неолита. Археологи насчитывают в Каргопольщине более 50 древних стоянок. Все стоянки расположены вблизи озёр или на холмах вдоль рек. Население их было малочисленным, не более 25—30 человек. Все принадлежали к одному и тому же роду. Основным занятием было рыболовство и охота на водоплавающую птицу.
К приходу новгородцев — первых русских поселенцев за Ладогой и озером Онего Каргопольский край был заселён угро-финскими племенами. Память об угро-финских племенах сохранилась в наименованиях рек, озёр, урочищ: Тихманга, Ухта, Ловзанга, Пилегма, Лекшма и др.
От первого упоминания до XVII века
Первым постарался выяснить время появление города Г. Р. Державин, он писал следующее: "Начало построения города сего древность от нас скрыла, что же оный из числа старинных городов доказывает сие найденная в монастырских бумагах рукопись, в коей показуется, что жители сих мест... нападали на белозерские селения... все на ходу пожигали и опустошали, и сие дотоле продолжалось, доколе князь Вячеслав, собрав войска, отразил нападение чуди и, победя, гнал оную до берегов Белого моря. На обратном пути... нашед поле, удобное для отдохновения... назвал князь оное каргиным полем и учредил на оном свой стол... россияне сделали на поле том острог, знаки коего и доныне видны". Первое упоминание относится к 1378 году, и находится в Устюжском летописце. Следующие упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамёна великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве: "И приидоша князи белозерстии, крепцы суще и мужествени на брань, съ воинствы своими: князь Федоръ Семеновичь, князь Семенъ Михайловичь, князь Андрей Кемский, князь Глебъ Каргопольский и Цыдонский; приидоша же и Андомскиа князи...".
Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри. По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгородской республики. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане острог. Это место жители города называли «Городок», «Вал», «Валушки». Сейчас это городской квартал, обнесённый поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.
В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведён новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление. Через Каргополь шла торговля с Поморьем.
В 1588 году посол английской королевы Елизаветы I Джильс Флетчер, описывая ей русское государство, перечислил самые крупные и значимые города, назвав среди них Каргополь. Это было время расцвета города.
Город в XVIII веке
В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии. В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния.
В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший бо́льшую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены. Из-за этого пожара Каргополь стал одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану.
В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества. В 1784 году в ходе административных реформ из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский.
В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии. С 1801 года Каргополь числился уездным городом Олонецкой губернии.
Город на рубеже XIX—XX веков
К концу XIX века Каргополь больше не имел прежнего торгового значения, но оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города.
За городом располагались два монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и мужской Спасский. Последний из них с учреждением Каргопольского викариатства Олонецкой епархии в 1911 году стал резиденцией епископов Каргопольских.
Каргополь считался традиционным иконописным центром: иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом.
Советская Россия В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б), была установлена советская власть. Межвоенный период ознаменовался разрушением и сносом ряда памятников традиционной для региона архитектуры. Среди них церковь Спаса на Валушках (XVII—XX вв.), собор Спасо-Преображенского монастыря (1717), Владимирская церковь (середина XVII в.), Входоиерусалимская церковь (1732).
В бывшем женском Успенском монастыре, в южной части г. Каргополя, находилось Управление Каргопольлага.
После закрытия монастырей в 1917-18 гг. часть иеромонахов стали священниками пока еще не закрытых приходских храмов, а оставшиеся жить в окрестностях монашествующие образовывали центры религиозной жизни, где верующие получали поддержку, куда они собирались на богослужение. В сельской части Каргополья такие центры сформировали монахи бывших Александро-Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей. В начале 1930-х гг. закрытие церквей и снятие колоколов вызвало новые волнения и, соответственно, аресты, «Препятствовал снятию колоколов», «убеждал не работать в церковные праздники», «принимал участие в сборе средств, чтобы не закрыли приходскую церковь», «контрреволюционная агитация» — таковы формулировки обвинительных приговоров тех лет. Особенно массовые и жестокие расправы были, как известно, в 1937-38 гг., когда стояние за веру Христову дало целый сонм святых и пока не прославленных подвижников из священнического сословия, крестьян, горожан. Яркой личностью был схиархимандрит Кирилл (Пилюга Кирилл Георгиевич), родившийся в 1876 г. в Минской губернии. С молодых лет он был насельником и монашествующим северных монастырей: Сяндемской Успенской пустыни, Алекеандро-Свирского, Каргопольского Спасо-Преображенского, Кирилло-Челмогорского монастырей. Приняв сан иеродиакона, а потом иеромонаха, он стал настоятелем Челмогорского монастыря. После закрытия монастыря он проживал с оставшейся братией на территории монастыря или поблизости; пока было можно, служил в храме, потом тайно, в домах прихожан. Схиархимандрит Кирилл арестовывался дважды: впервые в сентябре 1932 г., когда было арестовано сразу 8 человек (в т.ч. епископ Варсонофий Вихвелин); в этот раз схиархим. Кирилл был заключен в концлагерь на 8 лет (пребывал в Ухтпечлаге). Вторично — в сентябре 1937 г., когда было арестовано 5 человек (приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей — ИТЛ). Пережив лагеря, схиархимандрит Кирилл после освобождения служил в церкви г. Сыктывкар. Среди каргопольцев-мучеников за веру было немало выдающихся личностей; вместе с епископом Варсонофием был арестован игумен Александро-Ошевенского монастыря Василий Алексеевич Лебедев (уроженец Владимирской губернии, из купцов): в 1922 г. он ушел в затвор, где прожил 10 лет, до своего ареста. Еще один из арестованных в 1932 г. — крестьянин д. Масельга иеромонах Варсонофий (Солодягин Иосиф Алексеевич 1885 г.р.); до 1917 г. он проживал в г. Кронштадте, подвизался в Челмогорской пустыни, в 1924 г. принял постриг, в 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. В его доме был устроен домовый храм, где совершались тайные богослужения. Иеромонах Варсонофий арестовывался дважды — в 1932 и 36 гг., во второй раз наказание отбывал в Ухтпечлаге. Он вернулся в родное село, и под именем о. Иосафа его помнили жители дд. Масельги и Гужово в 1980-е гг. Он умер в 1946 г. и похоронен на кладбище на Хижгоре; его могилу и намять берег местный житель Василий Макарович Солодягин, по просьбе и под руководством которого на могиле иером. Варсонофия в конце 1980-х гг. московские туристы поставили деревянный крест. Суровые испытания выпали па долю приходского духовенства и актива. Родом из каргопольских крестьян был священник Речно-Георгиевского прихода Лобанов Петр Евдокимович (1875 г.р.), служивший с 1924 г. О. Петр арестовывался 2 раза, в 1930 г. заключен в концлагерь на 3 года) и в 1937 г. В 1936 г. о.Петр потиводействовал снятию колоколов с церкви; после ее закрытия совершал тайные богослужения в домах прихожан; после ареста он был расстрелян. Вместе с о. Петром были арестованы крестьяне Александр Николаевич Попов (1873 г.р., церковный староста, расстрелян), Александр Дмитриевич Попов (1884 г.р., церковный староста). Николай Михайлович Попов (1890 г.р,, прихожанин, оба заключены в ИТЛ на 10 лет). В том же 1937 г. из Лекшмозера среди ночи арестовали и увезли, как рассказывали в 1990-е гг., «на черной машине» весь причт: «попа Ивана», дьякона, сторожа Григория Пономарева, псаломщика, церковного старосту Ефима Федоровича Пономарева, богатых и особо верующих прихожан Вавулинских Алексея и Ивана, всего семь человек. Сегодня удается выяснить, что «поп Иван» — это Мостовой Иван Федорович (1878 г.р., родом из крестьян Екатеринославской губернии), иеромонах, с 1925 г. проживавший в Каргополье и служивший в церкви апп. Петра и Павла. Его арестовывали в 1931, 32, 37 гг., в последний раз расстреляли. Псаломщиком церкви был крестьянин Зверев Василий Тимофеевич (1907 г.р.); в 1934 г. он тайно принял монашеский постриг (его совершил схиархим.Кирилл Пилюга). Монах Василий, осужденный на 10 лет ИТЛ, умер в местах лишения свободы в 1942 г. Пономарев Ефим Федорович был церковным старостой лекшмозерской церкви в течение 12 лет. В 1925 г. он построил часовню в память Богородицы Целительницы (празднование 1 октября), это поныне помнят лекшмозеры. Важность часовни обуславливалась тем, что у всех лекшмозерских деревень был свой праздник, а на Погосте — только общеприходской престольный праздник апп.Петра и Павла. И сегодня погостский праздник в Лекшмозере часто называют «Ефимовым днем». В 1937 г. Ефим Федорович был расстрелян. Та же участь постигла Алексея Дмитриевича Попова (по-деревенски Вавулинеского). Сохранению духовных традиций северян способствовали сосланные па Север священники, В 1930-е гг. В г.Каргополе на службу в действующий храм Рождества Богородицы приходили множество священников, а еще были сосланные диаконы, псаломщики, регенты к певчие. «Приход у нас был необычный: одних ссыльных священнослужителей двести человек, да два архиерея. Можете себе представить: когда вдруг запоют, не знаешь, на земле ты или на небе. Только в церкви и забывались мы от всех ужасов тех лет», вспоминала дочь тоже ссыльного священника Марта: Васильевна Хвалышская. Среди отбывавших наказание в Каргополе в 30-е гг. священники Жемчужин Василий Владимирович из Псковской обл., Гривский Никандр Семенович из Ленинградской обл., Бычков Иван Тимофеевич из Днепропетровской обл., Монаенко Дмитрий Николаевич из Воронежской обл., Мышкин Валериан Михайлович из Кировской обл., Нецветаев Семен Григорьевич из Орловской обл.. Чудаков Григорий Степанович из Московской обл., Шарицкий Иван Алексеевич из Новгородской обл. Сохранились и опубликованы письма жены и детей сосланному в г.Каргополь псаломщику из Воронежской области Петру Михайловичу Обыденному (имевшему 4-х малолетних детей),а также некоторые его собственные записки. Накануне Прощеного Воскресенья 1937 г. Петр Михайлович писал: «Даруй мне, Боже, не ходить но гостям, по обедам, а работать, изготовлять сладкие кушанья для души, для слуха и сердца и ума верующих. Помоги мне, Боже, быть истинно духовным человеком, регентом, достойным этого звания, и исполнять святое дело свято, чисто и непорочно и с успехом. Благослови, благослови, Дивный Боже, труд мой высокий и прекрасный!» в этом году И.М.Обыденный был осужден на 10 лет ИТЛ и домой не вернулся. Память о подвижниках сохранялась, хотя сегодня осталось уже мало людей, знавших их, и число их уменьшается. Но имена пострадавших восстанавливают члены приходских общин, они начинают молиться за мучеников — так они становятся участниками современного возрождения православной жизни. Интересно наблюдение автора электронной базы новомучеников Свято-Тихоновского института Н.Е. Емельянова о том, что число действующих храмов растет вслед за числом ставших известными нам новомучеников. В таком случае Русскому Северу предстоит большое будущее: в сборнике Архангельской епархии «За веру Христову» собрано около 3000 статей о пострадавших. Несомненно, что несмотря на насильственное закрытие храмов и репрессии духовенства и активных мирян, террор против Церкви, монастырей и верующих, геноцид против своего народа советской власти не удалось искоренить православие: стояние за веру Христову на Русском Севере дало целый сонм святых и подвижников из духовенства, крестьян, горожан, засвидетельствовавших верность православию своими жизнями. Новомученики — цвет нации, они спасли народ от вырождения и веру от поругания. Новомученики и сохранение веры в XX веке (по материалам Каргопольского района Архангельской области). Г.Н. Мелехова
Святые[править | править код]
- Преподобный Кирилл Челмогорский
- Преподобный Александр Ошевенский
- Вассиан Строкинский, Каргопольский
- Преподобный Пафнутий Кенский
- Преподобный Пахомий Кенский
- Преподобный Кирилл Сырьинский (Кириак Каргопольский)
- Преподобные Нифонт и Серапион Кожеезерские
- Преподобный Иоанн Власатый, Каргопольский
- Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский
- Преподобные Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий, Авраамий (Антоний) Кожеезерские
- Преподобный Никодим Кожеезерский, Хозьюгский чудотворец
- Преподобный Прохор Юрьегорский
- Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский
Святыни[править | править код]
- Икона «Положение Ризы Богородицы». Середина XVI века.
Храмы[править | править код]
Полный список храмов Каргополя смотрите ЗДЕСЬ.
Троицкая церковь (Каргополь)[править | править код]
Тро́ицкая це́рковь — православная двухэтажная церковь в северной части города Каргополь Архангельской области. В настоящее время входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Выстроена в стиле раннего провинциального классицизма, с элементами барокко. Основное помещение храма представляет собой массивный куб (четверик) с тремя ярусами окон, верхние из которых — восьмигранные (как и в церкви Иоанна Предтечи). При реконструкции храма после пожара 1878 года четверик был перекрыт огромным куполом в византийском стиле, барабан которого прорезан 16 окнами.
В настоящее время храм является объектом Каргопольского музея.
Адрес: Каргополь, Архангельская обл., Россия, 164110
Телефон музея: +7 (81841) 2-14-96, +7 (81841) 2-25-39 (заказ экскурсий)
Электронная почта: museump@yandex.ru
Христорождественский собор (Каргополь)[править | править код]
Христо́рожде́ственский собо́р — православный пятиглавый белокаменный собор, был построен в 1562 году. В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Является объектом культурного наследия федерального значения.
Сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трёхапсидный храм на подклете.
Первый ярус собора — представлена уникальная коллекция «небес» из церквей и часовен Каргопольского района. Во втором ярусе сохранился резной пятиярусный иконостас второй половины XVIII в., фрагмент средневековой фрески.
Сегодня стены покрашены в белый цвет, виден лишь небольшой фрагмент средневековых фресок с западной стороны. От икон осталось лишь то, что было установлено после 1765 года. Необычным элементом внешней конструкции является железная балка в виде руки, торчащая из центрального каменного барабана. К её концу прикреплена цепь, державшая центральное паникадило (само паникадило исчезло при закрытии собора).
В настоящее время храм является объектом Каргопольского музея.
Адрес: наб. имени Баранова, 32, Каргополь, Архангельская обл., Россия, 164110
Телефон музея: +7 (81841) 2-14-96, +7 (81841) 2-25-39 (заказ экскурсий)
Электронная почта: museump@yandex.ru
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Каргополь)[править | править код]
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1740—1752 годах на месте деревянной приходской церкви известной с середины ХVI столетия. Церковь располагается на Соборной площади города.
Эта церковь является самой большой и высокой в городе (35 метров), подчеркнуто строгая по форме, эта церковь с куполами в стиле барокко высится над окружающей местностью с тремя ярусами окон.
В 1930-е годы церковь была закрыта. Долгое время помещение пустовало.
В 1990-е годы была произведена реставрация церкви. С 1994 года храм находился в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 году был передан Архангельской и Холмогорской епархии.
Сейчас храм Рождества Иоанна Предтечи является действующим, проводятся богослужения.
Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, Каргополь, Октябрьский проспект, 54
Телефон: +7 (81841) 2-11-90
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Архангельская область, г. Каргополь
Проезд: из Москвы: с Ярославского вокзала на поезде до станции Няндома (одна ночь), далее от Няндомы до Каргополя 80 км рейсовым автобусом или на такси. Из Архангельска можно добраться с автовокзала автобусом (маршрут 520). На автомобиле можно приехать из Архангельска (трасса Р-1), Москвы (трасса М-8, затем свернуть на трассу Р-2) и из Санкт-Петербурга (трасса через Вытегру).
Паломнику[править | править код]
В Каргополе действуют:
- Каргопольский музей (г. Каргополь, пр. Октябрьский, д. 50)
В составе музея 13 зданий, из которых 8 – памятники истории и культуры федерального значения, 3 – регионального. Основные экспозиции и выставки расположены:
- в соборе Рождества Христова, набережная им. Баранова, 29
- во Введенской церкви, пр. Октябрьский, 54
- в церкви Зосимы и Савватия, пр. Октябрьский, 18
- в музейно-выставочном центре, ул. Ленина, 40.
- Духовно-просветительский центр имени священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (бывш. Базовая школа: г. Каргополь, Октябрьский просп., 41)
Ежегодно проходит Праздник народных мастеров России и Краеведческие Челмогорские чтения.
См. карту-схему расположения объектов Каргопольского музея
Уникальные памятники Каргополья – деревянные храмы – расположены в окрестностях города. Самые известные из них:
- Церковь Иоанна Златоуста с колокольней (1665 г.) в селе Саунино, в 5 км от г. Каргополя;
- Храм Рождества Христова в Большой Шалге (1745 г.) в селе Казаково, в 10 км;
- Богоявленская двенадцатиглавая церковь в селе Лядины в 40 км от Каргополя;
- Сретенско-Михайловская церковь в селе Красная Ляга;
- Церковь Михаила Архангела в Архангело.
Весь список храмов Каргопольского района смотрите ЗДЕСЬ.
См. карту-схему архитектурных и природных памятников Каргополья
Экскурсионное бюро «Лаче»[править | править код]
- Адрес: 164110, Архангельская обл., г. Каргополь, ул. Акулова, 23
- Телефон: +7 (81841) 220-56, +7 921 088 35 75
- Электронная почта: lachetur@mail.ru
- Сайт
Экскурсионное бюро предлагает размещение в гостиницах:
- в Каргополе:
- Гостинница «Каргополь»
- Гостинница «Каргополочка»
- Гостевой дом «Поонежье»
- Гостевой дом «Чонлима»
- Гостевой комплекс Песьякова
- Частный сектор
- в Кенозерье:
- «Рыбацкая изба»
- Гостиница «Визит-центр»
- Туристические стоянки
- в Плесецком секторе.
Гостиницы[править | править код]
Гостинница «Каргополь»
Комфортабельная гостиница расположена в самом центре города Каргополь и рассчитана на 34 основных места. К услугам посетителей: сауна, экскурсионное бюро, бесплатный Wi-Fi. На цокольном этаже гостиницы расположено кафе «У Егеря» на 40 мест.
- Адрес: г. Каргополь, ул. Акулова, 23
- Телефон: +7 (8182) 65-50-08, +7 (911) 569-9757
- Электронная почта: info@solovkibp.ru
- Сайт
Гостинница «Каргополочка»
Гостиница находится в центральной части города в 10 минутах ходьбы от автовокзала. Гостиница эконом класса. На первом этаже гостиницы работает кафе «Каргополочка».
- Адрес: г. Каргополь, ул. Ленина, 83
- Телефон: +7 (81841) 2‑12-64, +7 (81841) 2‑26-96
Гостевой дом «Поонежье»
Гостевой дом находится на берегу реки Онеги. Дом рассчитан на шесть двухместных номеров и готов к приему 12 гостей. В каждой номере санузел с душевой кабинкой, телевизором и мини холодильником. Есть кухня, бесплатный wi-fi. Во дворе имеется большая беседка с печкой. Во дворе имеется автостоянка для транспорта, вся территория оснащена видеокамерами. Гостевой дом является частью сети гостевых домов «Каргопольская жемчужина».
- Адрес: г. Каргополь, в районе Красной горки, улица Полевая 2Б
- Телефон: +7 (921) 070-97-01
- Электронная почта: domkolokol@mail.ru
- Сайт
Гостевой дом «Чонлима»
Деревянный дом на 2 половины. Размещение на 18-20 человек. На одной половине по 3 комнаты: 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами (душ, кухня, туалет). 2 комнаты в каждой секции находятся на первом этаже и 1 комната на мансарде. В доме есть холл, гостиная с камином, телевизор. На каждой половине дома имеется кухня. Возможно размещение транспорта во внутреннем дворе.
- Адрес: г. Каргополь, ул. Красноармейская, 48
- Телефон: +7 (911) 655-67-80
Гостевой комплекс Песьяковых
Два гостевых дома на берегу реки Онеги, в самом центре города Каргополя в центре города, напротив Старой торговой площади. Рядом берег реки Онеги. Первый гостевой дом расположен рядом с рекой Онегой, в 5 минутах ходьбы от центра города. Одноэтажный гостевой дом на 4-5 мест. Кухня-гостиная (микроволновка, холодильник, плита электрическая, печь). 1 комната с двухъярусными и одноярусной кроватью. Территория огорожена, возможно размещение транспорта во внутреннем дворе. Второй гостевой дом двухэтажный деревянный, 3 комнаты: 1 комната на первом этаже на 7 мест, и две комнаты на 2 этаже на 5 мест. Кухня. Каждый этаж оснащен санузлом с душевой кабинкой.
- Адрес: г. Каргополь, ул. Сергеева, 3
- Сайт
Гостевой дом «Морошка»
Первый этаж: общая кухня для проживающих, зал для мероприятий, проведения конференций, праздников. Второй этаж гостевого дома: стандартные номера (в каждом номере две односпальные кровати, мебель, телевизор, санузел с душевой), стандартные семейные номера (в каждом номере одна двуспальная кровать, раскладное кресло, мебель, телевизор, санузел с душевой). Дополнительное место. Скидки для групп. Рядом с гостевым домом имеется место для парковки машин с видеонаблюдением.
- Адрес: г. Каргополь, ул. Ленинградская, д. 63
- Телефон: +7 (964) 291-46-77, +7 (921) 474-03-13
- Сайт
Гостевая квартира «Горенка»
Гостевая квартира в Каргополе в 10-15 минут от центра города. Максимальное размещение - 5 человек (2+2+1). Предпочтение в заселении отдается семьям с детьми и путешествующим парам.
- Адрес: г. Каргополь, ул. Чапаева, д. 17
- Телефон: +7 (921) 489-18-48 (Наталья)
- Сайт
Гостевой дом «Нокола»
Двухэтажный деревянный дом в 36 км от города Каргополь на берегу озера Лача. Рассчитан на приём шести гостей. Кухня-столовая, гостиная со спутниковым ТВ, три спальные комнаты, санузел с душевой кабиной. Возможно размещение на дополнительных спальных местах.
- Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, по Нокольской дороге 36 км
- Телефон: +7 (8182) 65-50-08, +7 (911) 569-9757
- Электронная почта: info@solovkibp.ru
- Сайт
Гостевой комплекс «Колокол»
Гостевой комплекс «Колокол» расположен на берегу озера Лача, в 29 км от города Каргополя. На территории комплекса находятся: большой коттедж на десять двуместных номеров; малый коттедж на 4-х человек с видом на озеро. Имеется закрытая стоянка для легковых автомобилей с видеонаблюдением. Организуются выезды в сопровождении гида по окрестностям Каргопольского района. Маршруты выбираются в соответствии с интересами посетителей.
- Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, 29 км автодороги Каргополь - Нокола
- Телефон: +7 (921)-070-9701
- Электронная почта: domkolokol@mail.ru
- Сайт
Гостевой дом в селе Лядины (Гавриловская)
Первый жилой дом расположен в старинном селе Лядины (Гавриловская). Дом одноэтажный, деревянный. В центре размещена русская печь, которая делит дом на 3 комнаты. В комнатах можно разместить 6-8 человек. Туалет расположен в холодном помещении. У хозяйки дома собрана большая коллекция предметов старинного быта. В доме можно приготовить пищу в русской печке, попить чай из самовара. Рядом находится кафе и два магазина. Второй домик двухэтажный. На первом этаже одна мебелированная комната, в которой можно разместить 4 - 6 человек.
- Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, с. Гавриловское (Лядины)
- Телефон: +7 (921) 479-18-41 (Надежда Федоровна Ворощук)
- Сайт
Гостевой дом в Ошевенске (Ширяиха)
Гостевой дом в Ошевенске (Ширяиха) - старинный купеческий дом, постройки конец XIX начало XX вв. на берегу реки Чурьега, в центре деревни Ширяиха. В доме 2 комнаты, одна трехместная, одна четырехместная. Автономное отопление, туалет теплый, ванная комната с водонагревателем, русская печь, микроволновка. Дом обставлен традиционной русской мебелью. При приеме больших групп предлагается установка дополнительных мест.
- Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, д. Ширяиха (Ошевенск), ул. Центральная, д. 20
- Телефон: +7 (911) 056-11-55
- Сайт
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сайт Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь. Святые земли Каргопольской
- Духовно-просветительский центр, г. Каргополь
- Туризм в Каргополе. Где остановиться на Каргополье
- Старый Архангельск (группа Вконтакте). г. Каргополь. Фото
- Православие.ру. Иконы Каргополья. Возрождение
- Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Научная конференция Христианство и Север