Храм Успения Пресвятой Богородицы (Трахонеево)
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Трахонеево). Деревянный храм типа восьмерик на четверике был выстроен в 1764-1766 гг. на средства Траханионтовых. В 1878-1892 гг. к нему с запада была пристроена кирпичная теплая пятиглавая церковь с колокольней.
История[править | править код]
К северу от Химок, на правом берегу реки Клязьмы, находится село Трахонеево, которое в прежние времена имело еще два названия: Козодавлево и Успенское (по названию церкви Успения Пресвятой Богородицы).
Первое известное упоминание о Трахонеево найдено в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419–1499), двоюродного брата Иоанна III, составленной между 1495 и 1499 годами: «А сел своих даю сыну своему Василию… Да ему ж даю у Москвы, на Клязьме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною». Следует заметить, что Козодавлево уже тогда было селом, то есть в нем стояла церковь. Это означает, что храму Успения Пресвятой Богородицы уже более 500 лет.
Мрачное название – Козодавлево – объясняется фамилией первого известного владельца села — Якова Константиновича Козодавля из Дмитрова, который упоминается в документе 1498 года. Свое нынешнее название село получило по фамилии боярина Василия Юрьевича Траханиота (Траханиотова). Его отец, Юрий Мануилович Траханиот, грек по происхождению, приехал в Россию в 1472 году вместе с Софьей Палеолог, второй женой Иоанна III. Неоднократно он выполнял важные дипломатические поручения московского князя. Его сын Василий Юрьевич был боярином царя Иоанна III. Во время отлучек царя из Москвы он дважды приезжал к нему с известием о рождении у него сыновей, выполнял различные поручения царя. После смерти Василия Юрьевича вотчиной нераздельно владели его сыновья, царские казначеи Иван и Никифор Васильевичи Траханиотовы.
В последней четверти XVI века это была типичная подмосковная вотчина зажиточных бояр. В Писцовых книгах XVI века указывается: «За Иваном да за Никифором Васильевичами Траханиотовыми отца их вотчина: село Козодавлево на реке на Клязьме, а в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, клетски, да два двора вотчинных, Иванов да Никифоров, два двора челядинных, да четыре двора людских, да у села мельница на реке Клязьме». В Писцовых книгах 1623–1624 годов это село значилось «за Иваном Никифоровичем, сыном Траханиотова, как вотчина отца его». В селе по-прежнему существовала деревянная церковь, «а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольне колокола... да в селе вотчинников, живут в нем деловые люди (то есть холопы, несущие военную службу)».
В Переписной книге 1646 года отмечалось, что в селе при Успенской церкви «находились поп Григорий... вдовий поп Петр». Спустя 32 года при Успенской церкви «находились поп Семен Яковлев, дьякон Архип Меркульев, дьячок Карпушка Нестеров, просвирница Анница Титова». С этого времени село стали называть Трахонеево. Спустя еще три десятилетия, в 1706 году, при церкви были дворы священника и причетников (церковнослужителей). Все это время село состояло из 8–11 крестьянских дворов.
Храм был построен на месте разобранных колокольни и трапезной старой церкви. Односветный четверик бесстолпного храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставлены пять покрытых серым железом луковичных глав: большая в центре и четыре изящные маленькие на барабанах по углам четверика. Все они заканчиваются золотыми кружевными крестами. Расчлененные полуколонками стены разделены лопатками на три прясла, увенчаны закомарами и кокошниками, украшены спаренными окнами в наличниках с килевидным завершением. Под карнизами церкви проходит пояс небольших аркатур. С востока к основному объему храма примыкает двухапсидный алтарь, с запада — небольшой притвор. К притвору пристроена трехъярусная четырехгранная колокольня. Углы двух верхних ярусов колокольни срезаны. Завершает колокольню низкий шатер с главкой. Колокольня повторяет элементы украшения церкви, но окна-проемы в ярусах заканчиваются арками.
Сравнительно небольшое сельское кладбище за церковью, заросшее высокими деревьями, воспринимается как составляющая храма. Здесь похоронены зажиточные жители села Богомоловы и Любочкины, на средства которых была построена каменная церковь в конце XIX века. С храмом, что находится в подмосковном селе Трахонеево, тесно связана судьба русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873–1950). Его мать, Евлампия Гавриловна (1847–1934), приобрела в этом селе на Клязьме имение с огромным фруктовым садом, аллеями, беседкой, прекрасными надворными постройками и домом. Лето там проводила вся семья. 14 июля 1895 года в Успенской церкви было совершено бракосочетание студента юридического факультета Ивана Шмелева с Ольгой Александровной Охтерлони. В этом же году под впечатлением пребывания в Успенском Иван Шмелев написал свой первый рассказ «У мельницы». Мельница эта находилась в излучине реки Клязьмы, чуть выше по течению от Трахонеево. Удивительно, но именно в 1895 году, в год первой публикации Шмелева, эту мельницу запечатлел на картине другой трахонеевский дачник — потомственный художник Павел Павлович Кузнецов.
После революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной.
В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина.
К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина.
28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас.
Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».
Также немалую лепту в восстановление храма внес В.С. Скворцов, усилиями которого были проведены каменные работы как внутри, так и снаружи церкви.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время на прихрамовой территории расположены церковная лавка, библиотека, котельная. Строится деревянное здание воскресной школы с трапезной. Территория обнесена чугунной оградой на кирпичных столбах.
Храм Успения Пресвятой Богородицы является духовным православным центром, в который приходят жители новостройки ЖК «Город Набережных», заселяющегося «Загородного квартала» и прилегающих деревень — Клязьмы, Яковлево, Ивакино, Терехово, Свистухи, а также дачники и жители ЖК «Ивакино-Покровское».
Постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 года храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
Храмы[править | править код]
- Часовня равноапостольного великого князя Владимира (Химки). Одноглавая входная часовня, построена в парке "Яковлево", приписана к Успенской Трахонеевской церкви. Имеет одноименное посвящение.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность прихода[править | править код]
- Приходская библиотека
- Воскресная школа
- Духовно-просветительская деятельность
Святыни[править | править код]
- Особо чтимая икона Иверской иконы Божией Матери
- Икона святителя Николая
- Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей.
Престольные праздники[править | править код]
- Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия, Московская обл, г. Химки, квартал Трахонеево, д. 20.
Телефон: +7 (985) 729-69-76
Сайт: https://himki-blag.ru/o-blagochinii/khramy/36-khram-uspeniya-presvyatoj-bogoroditsy-v-trakhoneevo
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.
Храм открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 15:00; по субботам с 8:00 до 18:00.
Как добраться[править | править код]
Проезд:
- от станции «Химки»: автобус 29, маршрутка 62 до остановки «Свистуха».
Фото[править | править код]
-
Фотография храма 1950-е годы
-
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Химкинского благочиния Московской митрополии Русской Православной Церкви.
- Официальный сайт Московской митрополии. Химкинский благочиннический округ.
- ХИМКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ.
- Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Химки.
- Успенский храм в Трахонеево: три проекта двух архитекторов.