Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Доку­мент принят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые посто­вые службы, посвя­щен­ные почи­та­нию Стра­да­ний Гос­пода Иисуса Христа и назы­ва­е­мые пас­си­ями, полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Вместе с тем, после­до­ва­ние пассии не опи­сано в совре­мен­ном Типи­коне, в связи с чем встре­ча­ются мно­го­чис­лен­ные раз­ли­ча­ю­щи­еся прак­тики ее совер­ше­ния. В насто­я­щем доку­менте сфор­му­ли­ро­ваны реко­мен­да­ции, каса­ю­щи­еся прак­тики совер­ше­ния пассии, и даны ука­за­ния, направ­лен­ные на при­ве­де­ние к еди­но­об­ра­зию после­до­ва­ния этого бого­слу­же­ния.

Совер­ше­ние пассий было впер­вые одоб­рено Собо­ром Киев­ской мит­ро­по­лии, состо­яв­шимся в 1629 году под пред­се­да­тель­ством мит­ро­по­лита Киев­ского и Галиц­кого Иова (Борец­кого), защит­ника Пра­во­сла­вия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впер­вые был напе­ча­тан в Киево-Печер­ской лавре. Согласно этому чино­по­сле­до­ва­нию, пассия совер­ша­лась в составе пове­че­рия. В этом пер­во­на­чаль­ном вари­анте пассия состо­яла из Еван­гель­ского чтения о Стра­да­ниях Спа­си­теля, пения стихир Страст­ного пятка и Страст­ной суб­боты, а также про­по­веди. Прак­тика совер­ше­ния пассий на пове­че­рии до сих пор сохра­ня­ется в пре­де­лах Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В сере­дине XIX века свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский соста­вил службу с ака­фи­стом Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым. Она пред­на­зна­ча­лась как для част­ного молит­вен­ного упо­треб­ле­ния, так и для совер­ше­ния в храмах по образцу чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ния с ака­фи­стом, при­ня­того в Киево-Печер­ской лавре. Ака­фист в редак­ции свя­ти­теля Инно­кен­тия неод­но­кратно в тече­ние XIX–XX веков изда­вался Сино­даль­ными типо­гра­фи­ями. С начала XX века ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым стал вклю­чаться и в чино­по­сле­до­ва­ние пассии.

В годы гоне­ний пассии полу­чили более широ­кое рас­про­стра­не­ние, при этом сохра­ня­лось раз­но­об­ра­зие обы­чаев их совер­ше­ния. В част­но­сти, в прак­тике мос­ков­ских и петер­бурж­ских при­хо­дов уста­но­вился обычай совер­шать пассию на вечер­нем бого­слу­же­нии в вос­крес­ные дни Вели­кого Поста, сего­дня наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Этот обычай дает воз­мож­ность при­хо­жа­нам, нахо­дя­щимся в будние дни на работе, духовно участ­во­вать в собы­тиях Стра­стей, напи­ты­ваться Еван­гель­скими сло­вами. Многие выда­ю­щи­еся про­по­вед­ники исполь­зо­вали Еван­гель­ские чтения пассий как повод обра­титься к при­шед­шим в храм со словом нази­да­ния.

Хотя тема Стра­стей звучит в еже­днев­ном посто­вом бого­слу­же­нии — в уми­ли­тель­ных пока­ян­ных сти­хи­рах, в тро­па­рях вели­ко­пост­ных часов, в вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ствах, совер­ше­ние пассии на при­хо­дах в вос­крес­ные дни поз­во­ляет погру­зиться в пере­жи­ва­ние Стра­да­ний Хри­сто­вых и тем веру­ю­щим, кото­рые не имеют воз­мож­но­сти посе­щать все­днев­ные службы.

По числу Еван­ге­ли­стов обычно в при­ход­ской и мона­стыр­ской прак­тике совер­ша­ются четыре пассии, что дает воз­мож­ность моля­щимся пол­но­стью услы­шать на пас­сиях биб­лей­ское повест­во­ва­ние о нашем Искуп­ле­нии. Вели­кую пользу для себя полу­чает чело­век, если со вни­ма­нием слу­шает Еван­гель­ское слово. И бла­го­ве­стие нашего спа­се­ния спо­собно пере­вер­нуть чело­ве­че­скую душу, обра­тив чело­века к пока­я­нию.

Поэтому пас­ты­рям над­ле­жит сопро­вож­дать слу­же­ние пассий про­по­ве­дью, рас­кры­ва­ю­щей смысл свя­щен­ней­ших стра­ниц Еван­ге­лия и акту­а­ли­зи­ру­ю­щей мис­си­о­нер­ский потен­циал этих бого­слу­же­ний.

Епар­хи­аль­ным Прео­свя­щен­ным над­ле­жит иметь попе­че­ние об уста­нов­ле­нии еди­но­об­ра­зия в порядке слу­же­нии пассии в тех при­хо­дах и мона­сты­рях, где сло­жился обычай их слу­же­ния, руко­вод­ству­ясь одной из ниже­сле­ду­ющх схем, однако совер­ше­ние пассий не сле­дует счи­тать обя­за­тель­ным.

При­ло­же­ние (воз­мож­ные схемы совер­ше­ния пассии)

I. Совер­ше­ние пассии с ака­фи­стом

В вос­кре­се­нье вече­ром на сере­дине храма постав­ля­ются Рас­пя­тие и аналой под Еван­ге­лие.

На вечерне, при пении сти­хиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце сти­хов­ных стихир, духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель несет Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния поется или чита­ется ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым.

По окон­ча­нии ака­фи­ста воз­гла­ша­ется про­ки­мен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после кото­рого чита­ется Еван­ге­лие, пред­ва­ря­е­мое воз­гла­ше­нием «И о сподо́битися нам…». Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и анти­фон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения анти­фона про­из­но­сится сугу­бая екте­ния и молитва ко Гос­поду Иисусу рас­пя­тому из ака­фи­ста.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Затем чита­ется «Ны́не отпуща́еши…» и совер­ша­ется обыч­ное окон­ча­ние посто­вой вечерни вос­крес­ного вечера.

После пения анти­фона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпу­сте вечерни про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

II. Совер­ше­ние пассии без ака­фи­ста

В пят­ницу вече­ром на вели­ком пове­че­рии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет сти­хиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения сти­хиры духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель выно­сит Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния воз­гла­ша­ется «И о сподо́битися нам…», после чего чита­ется Еван­ге­лие. Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Далее сле­дуют Три­свя­тое, «Го́споди сил…» и обыч­ное окон­ча­ние пове­че­рия.

Офи­ци­аль­ный сайт Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки