Библиотеке требуются волонтёры

Пение на подобны

Ирина Сте­па­нова

Про систему осмо­гла­сия (пения на 8 раз­лич­ных цер­ков­ных напе­вов — гласов) знает каждый, даже самый начи­на­ю­щий певчий. Также известно, что каждый из 8‑ми гласов может иметь раз­лич­ные вари­анты напе­вов для испол­не­ния стихир, тро­па­рей и ирмо­сов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гла­со­вых напе­вов, ему обя­за­тельно при­дётся с ними позна­ко­миться — регент, навер­няка, даст такому пев­чему соот­вет­ству­ю­щие посо­бия для изу­че­ния, либо отпра­вит на пев­че­ские курсы. И послед­нее будет даже лучше, потому что на курсах ново­ис­пе­чен­ный цер­ков­ный певчий обя­за­тельно узнает не только про гла­со­вые напевы, но и про подобны, кото­рым и посвя­ща­ется данная статья.

На реаль­ном же кли­росе редкой будет ситу­а­ция, когда регент поста­вит усло­вие пев­чему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, неко­то­рые чита­ю­щие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начи­нала петь на кли­росе и гласы уже знала, то как-то я спро­сила про один из напе­вов, на кото­рый мы часто на литур­гии пели «Достойно есть». Мне отве­тили, что «это на подо­бен 2‑го гласа». Я тогда не поняла, что за подо­бен, какой подо­бен, а мне лишь пока­зали на ноты того самого подобна, на мело­дию кото­рого пели «Достойно есть». А что такое подо­бен и с чем его едят мне было совер­шенно не понятно.

Лишь позже уда­лось в полной мере позна­ко­миться с таин­ствен­ными подоб­нами, и слу­чи­лось это именно на пев­че­ских курсах.

Так что же такое подо­бен?

Подо­бен (греч. προσόμοια — очень сход­ное, весьма похо­жее) — бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, мело­дия и мет­рика кото­рой подобны другой бого­слу­жеб­ной песни. Хочется в это опре­де­ле­ние ещё доба­вить, что рас­пе­ва­ется подо­бен также на опре­де­лен­ный глас. То есть у каж­дого из 8‑ми гласов помимо самих гла­со­вых мело­дий суще­ствуют ещё допол­ни­тель­ные мело­дии (само­по­добны). Другая бого­слу­жеб­ная песня, на кото­рую похож подо­бен, носит назва­ние «само­по­до­бен», потому что она была напи­сана изна­чально, а все осталь­ные тексты, кото­рые поются на её напев, должны быть подобны ей.

Само­по­до­бен (греч. αύτόμελον) — бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, име­ю­щее свою соб­ствен­ную мет­рику и мело­дию и высту­па­ю­щее образ­цом для других. Логи­чен вопрос, в каких же слу­чаях нужно петь сти­хиру на обыч­ный гла­со­вый напев и в каких на особый (подо­бен)? На это нам ука­зы­вают бого­слу­жеб­ные книги (Октоих, Минея, Триодь).

Чтобы не запу­таться, рас­смот­рим на при­мере. Перед вос­крес­ными сти­хи­рами Окто­иха 1‑го гласа на вели­кой вечерни есть ука­за­ние лишь на глас 1: «сти­хиры вос­кресны осмо­глас­ника, глас 1». Посмот­рим службу свя­тому в Минее, напри­мер, цели­телю Пан­те­ле­и­мону (Минея, 27 июля). Перед сти­хи­рами на «Гос­поди воз­звах» есть ука­за­ние на глас 4 и далее «подо­бен: Зван­ный свыше». Тем самым Минея ука­зы­вает, что сти­хиры вели­ко­му­че­нику поются подобно, как состав­лен мело­ди­че­ски и мет­ри­че­ски само­по­до­бен «Зван­ный свыше». Или про­ли­стаем данную службу до стихир «на Хва­ли­тех» — там также есть ука­за­ние на глас 8 и пение стихир подобно мело­дии само­по­добна «О, пре­слав­ного чудесе!».

Либо возь­мем буд­нич­ный Октоих, глас 2 чет­верг. На «Гос­поди воз­звах» видим снова ука­за­ние на глас 2 и подо­бен «Егда от древа Тя». Про­лист­нём первые три сти­хиры и перед сле­ду­ю­щими видим ука­за­ние (в случае отсут­ствия стихир Минеи), что они поются на «глас и подо­бен тот же». То есть не только глас такой же, но и подо­бен. Тем самым сами бого­слу­жеб­ные книги как бы иден­ти­фи­ци­руют в плане зна­чи­мо­сти гла­со­вые напевы и напевы подоб­нов. Они не делают раз­ли­чий, что гласы должны петь обя­за­тельно, а подобны как хотите. Они дают доста­точно импе­ра­тив­ные ука­за­ния, как в отно­ше­нии гласов, так и подоб­нов.

Так почему же на прак­тике мы поз­во­ляем себе отсту­пать от этих ука­за­ний? Почему мы будем счи­тать ошиб­кой спеть глас 5‑й вместо ука­зан­ного 8‑го и не будем счи­тать тако­вой, спеть глас 1‑й вместо гласа 1‑го подобна «Небес­ных чинов»?

Без­условно, в ответе на этот вопрос нужно учесть ещё неко­то­рый момент. Напе­вов подоб­нов гораздо больше, чем гласов. У каж­дого гласа их может быть несчёт­ное коли­че­ство. Изна­чаль­ные мело­дии (само­по­добны) неко­то­рых из них даже найти будет затруд­ни­тельно. Может быть, для этого нужно ездить по дале­ким мона­сты­рям, сохра­нив­шим ещё тра­ди­ции пения на подобны и искать там. И то не факт, что нам на блю­дечке с голу­бой каё­моч­кой при­не­сут ноты нуж­ного напева. Впро­чем, мак­си­мально воз­мож­ную такую работу про­де­лала Абра­мова А.А. и резуль­таты этой работы изло­жены в ее посо­бии «Тол­ко­вое осмо­гла­сие». При­дётся ещё попо­теть и на слух самому запом­нить или запи­сать на ноты.

Кстати, ведь самые извест­ные мело­дии подоб­нов именно так и сохра­ни­лись и дошли до нас. Это был чей-то труд. И что же теперь, мы не ценим этот труд и пре­не­бре­гаем им?

Петь абсо­лютно всегда на все подобны согласно ука­за­ниям бого­слу­жеб­ных книг дей­стви­тельно может стать затруд­ни­тель­ным. Но было бы неплохо выучить и петь на самые рас­про­стра­нен­ные из них.

Тако­выми явля­ются сле­ду­ю­щие:

Глас 1:
«Небес­ных чинов»
«О, дивное чудо!»

Глас 2:
«Егда от древа»
«Доме Евфра­фов»

Глас 4:
«Дал еси зна­ме­ние»
«Зван­ный свыше»
«Яко добля»

Глас 5:
«Радуйся Живо­нос­ный Кресте»

Глас 6:
«Все отло­живше»
«Трид­не­вен вос­кресл еси»

Глас 8:
«О, пре­слав­ного чудесе»

Гласы 3‑й и 7‑й, как одни из самых редких, не имеют особо рас­про­стра­нен­ных напе­вов подоб­нов.

Неко­то­рые из мело­дий подоб­нов имеют слож­ную струк­туру и на них трудно спеть текст без нот. Для их пения при­дётся больше пора­бо­тать, найти необ­хо­ди­мую сти­хиру в нотном вари­анте или набрать самим.

Но мело­дии всех осталь­ных ука­зан­ных выше подоб­нов доста­точно просты и легко поются на тексты стихир, так же как и гласы, не требуя для себя обя­за­тель­ного нот­ного набора. Петь такие мело­дии для сред­ней ква­ли­фи­ка­ции цер­ков­ного пев­чего не должно соста­вить осо­бого труда.

Скажу больше, их петь даже часто легче, чем гласы, поскольку сти­хиры, кото­рые на них испол­ня­ются, уже изна­чально заду­маны для пения на такие мело­дии и состав­лены так, что их удобно петь на эти мело­дии. Напри­мер, само­по­до­бен 8‑го гласа «О пре­слав­ного чудесе» содер­жит в себе 9 строк/мелодий: из них 1‑я и 2‑я повто­ря­ются в начале сти­хиры, затем сле­дуют 3‑я и 4‑я, снова 1‑я, 2‑я и заклю­чи­тель­ная 5‑я.

«О, пре­слав­наго чудесе, / живо­нос­ный сад, / Крест пре­свя­тый / на высоту воз­но­симь явля­ется днесь. / Сла­во­сло­вят вси концы земнии, / устра­ша­ются демон­ския полки. / О, како­вый дар земным даро­вася! / Имже, Христе, спаси души наша, // яко Един Бла­го­у­тро­бен».

Всего 9 строк. По такому прин­ципу должна быть спета каждая сти­хира на данный само­по­до­бен. Вер­нёмся к сти­хи­рам влмч. Пан­те­ли­и­мону на «Хва­ли­тех». К сожа­ле­нию, встре­ча­ется непра­виль­ное раз­де­ле­ние стихир в Минее. В данном случае они поде­лены лишь на 8 строк, так петь будет неудобно. Здесь регенту при­дётся или зара­нее про­ве­рить раз­де­ле­ние и испра­вить либо быстро реа­ги­ро­вать своими лов­кими руч­ками в про­цессе пения.

Непра­виль­ность раз­де­ле­ния стихир явля­ется лишним пока­за­те­лем нашего незна­ния подоб­нов, даже самых рас­про­стра­нен­ных.

Так почему же редко можно услы­шать в храмах пре­крас­ные мело­дии хотя бы самых извест­ных подоб­нов?

Отча­сти ответ на этот вопрос, как мне кажется, заклю­ча­ется в эле­мен­тар­ной чело­ве­че­ской немощи (если мягко), и лено­сти (если грубо). Если восемь гласов певчии выучить ещё в состо­я­нии, то учить допол­ни­тель­ные мело­дии этих гласов тре­бует допол­ни­тель­ной затраты сил и вре­мени. Регенты часто тоже на этом не наста­и­вают и осве­до­мив­шись у певчих, знают ли они подобны, скорее всего, просто при отри­ца­тель­ном ответе не будут застав­лять учить их, и пение огра­ни­чится только пением на обыч­ные гла­со­вые мело­дии. При­чина, правда, может и заклю­чаться в личной неза­ин­те­ре­со­ван­но­сти регента петь на подобны.

Но чем ука­за­ния того же Окто­иха о пении кон­крет­ной сти­хиры на, допу­стим, глас 2 отли­ча­ется от ука­за­ния пения иной сти­хиры на глас 2, подоб­ной «Егда от древа»? Октоих ука­зы­вает, эти сти­хиры пойте на глас 2, а эти нужно выде­лить особым напе­вом того же гласа, чтобы под­черк­нуть музы­кально зна­чи­мость текста, при­влечь особое вни­ма­ние моля­щихся к про­слав­ля­е­мому святому/событию.

Ведь не спеть на подо­бен вопреки ука­за­ниям Окто­иха — это по сути то же самое, что спеть глас 7‑й вместо гласа 3‑го, если указан глас 3‑й.

Я не при­зы­ваю реген­тов быть жёст­кими и застав­лять учить подобны во что бы то ни стало под угро­зой изгна­ния с кли­роса. Я при­зы­ваю лишь пытаться при­вить певчим любовь к подоб­нам, объ­яс­нить, что это необ­хо­димо так же как и гла­со­вые пес­но­пе­ния (ведь с этим певчие спо­рить не будут). А глав­ное, объ­яс­нить почему. Здесь снова встает вопрос о необ­хо­ди­мо­сти воцер­ко­в­ле­ния певчих, они должны душой пони­мать, что они поют.

Ситу­а­ции разные бывают. Есть храмы (сель­ские, напри­мер), где и гласы-то с трудом выучить могут, поскольку певчих как тако­вых нет, и их функ­ции выпол­няют более менее под­хо­дя­щие на эту роль бабушки.

Речь идет больше о хорах, состо­я­щих из про­фес­си­о­наль­ных певчих (не обя­за­тельно с обра­зо­ва­нием) — людей, спо­соб­ных и под­да­ю­щихся обу­че­нию. Ведь навер­няка Вы, ува­жа­е­мые регенты и певчие, посвя­ща­ете много вре­мени на спев­ках, чтобы выучить некое автор­ское пес­но­пе­ние и тем самым внести раз­но­об­ра­зие в службу. Почему же часть этого вре­мени не посвя­тить осно­вам, и не выучить мело­дии подоб­нов. Это спо­собно внести не меньше раз­но­об­ра­зия.

Хочется обра­тить вни­ма­ние, что часто очень много вре­мени уде­ляют музы­каль­но­сти и раз­но­об­раз­но­сти неиз­ме­ня­е­мых пес­но­пе­ний (те, кото­рые повто­ря­ются из службы в службу). Пение на подобны же отно­сится в первую оче­редь к сти­хи­рам, то есть к изме­ня­е­мым пес­но­пе­ниям. Пред­ставьте, Вы поете сти­хиры свя­тому, и сти­хиры эти могут быть еще раз спеты, может быть, только через год. Как же их не выде­лить музы­кально? Почему не сде­лать акцент на тексте, офор­мив его в особую музы­каль­ную обложку? Но не просто в музы­каль­ную обложку по соб­ствен­ному усмот­ре­нию, а как на это ука­зы­вают древ­ней­шие цер­ков­ные тексты. Таким оформ­ле­нием Вы при­вле­чете вни­ма­ние моля­щихся к празд­ну­е­мому собы­тию. «103 псалом», «Блажен муж», «Свете тихий» люди слышат каждую вос­крес­ную все­нощ­ную, а вот текст сти­хиры, в кото­рой про­слав­ля­ется празд­ну­е­мый в данный кон­крет­ный день святой, на сле­ду­ю­щей службе уже не про­зву­чит. Зачем же тогда, вместо того, чтобы музы­кально при­укра­сить сти­хиру, мы наобо­рот словно спешим быст­рее про­петь “сти­хирки”, а весь свой талант вло­жить в сле­ду­ю­щее за ними неиз­ме­ня­е­мое пес­но­пе­ние, выста­вив напо­каз наши испол­ни­тель­ские спо­соб­но­сти, спев, к при­меру, «Вели­кое сла­во­сло­вие» Архан­гель­ского. Какая цель пре­сле­ду­ется в данном случае? Не наша ли гор­дость и тще­сла­вие застав­ляют нас так посту­пать? Мы хотим пока­зать себя, вот слу­шайте и вос­тор­гай­тесь, какие слож­ные пес­но­пе­ние мы можем петь. А при испол­не­нии на подобны, конечно, наши личные спо­соб­но­сти будут скрыты, мело­дия же про­стая, что там петь. Но мы ведь не кон­церт поём, наша цель слиться в едином пении для молитвы и петь «единым серд­цем и еди­ными усты», а не выстав­лять напо­каз испол­ни­тель­ские спо­соб­но­сти каж­дого отдель­ного пев­чего на своей партии.

Только не поду­майте, что я против автор­ских пес­но­пе­ний. Нет и нет. Просто необ­хо­димо нахо­дить нужный баланс и того и дру­гого и не заго­нять неза­мет­ные сти­хирки в даль­ний угол, а наобо­рот выде­лять их тексты, при­ме­няя свой музы­каль­ный талант. Если мело­дии подоб­нов настолько просты, то Вам не соста­вит боль­шого труда их выучить.

Гос­подь бла­го­сло­вит Ваш труд!

https://vk.com/doc-113824747_437259374?hash=f410be45ca52ee49c3&dl=d87f8fea4cfc9d0111

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки