Привычки

cхи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко)

Бойся плохих при­вы­чек больше, чем врагов.

«При­вычка есть вторая натура» — это глу­бо­кая истина. При­вычка создает святых, но при­вычка же создает и осуж­ден­ных на вечную муку. Закон при­вычки — это закон духов­ной инер­ции. Проч­ная при­вычка — это боль­шая сила, кото­рая легко пре­одо­ле­вает пре­пят­ствия. При нали­чии проч­ных при­вы­чек дей­ствия чело­ве­ком совер­ша­ются очень легко, авто­ма­ти­че­ски, без затраты воле­вых усилий. Поэтому хоро­шая при­вычка есть скоп­лен­ный духов­ный капи­тал, про­цен­тами с кото­рого можно жить всю жизнь. И наобо­рот, сквер­ная при­вычка — это яд в крови, кото­рый посте­пенно отрав­ляет чело­ве­че­скую жизнь. Если при­вык­нешь ко греху, то так и будет посто­янно тянуть ко греху, и бесы в том помо­гают, а если при­вык­нешь к добру, то Бог в том содей­ствует Своею бла­го­да­тью.

Если при­вык­нешь посто­янно молиться, любить ближ­него и пла­кать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. Если при­вык­нешь давать мило­стыню, быть послуш­ным, откро­вен­ным на испо­веди духов­ному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом най­дешь ты покой в Боге.

Древ­ние греки гово­рили: «Самая боль­шая победа — это победа над самим собой». Для хри­сти­а­нина она вполне воз­можна. Но начи­нать надо с уси­лен­ной о том молитвы. Глав­ное усло­вие успеха: «Если Гос­подь не сози­ждет дома, напрасно тру­дятся стро­я­щие его». Залог успеха в Божией помощи дости­га­ется уси­лен­ной молит­вой.

Душе хри­сти­а­нина не полезно богат­ство. Уси­лен­ный труд разо­вьет отвра­ще­ние к без­де­лью. Ску­дость в пище раз­ви­вает воз­дер­жа­ние, низкое поло­же­ние в обще­стве спо­соб­ствует скром­но­сти.

Испы­та­нием ску­до­стью Гос­подь Сам помо­гает нам в раз­ви­тии в нас добрых при­вы­чек. Пост служит закалке нашего духа. Рост духов­ного орга­низма про­ис­хо­дит посте­пенно и мед­ленно, как рост орга­низма живот­ного мира.

Исаак Сири­я­нин: «Если при­вычка потре­бует чего одна­жды и тре­бо­ва­ние не будет испол­нено, то в другой раз най­дешь ее слабой».

Итак, в раз­ви­тии своих добрых при­вы­чек нельзя рас­счи­ты­вать на вне­зап­ность пере­мены, но при посто­ян­ных уси­лиях в пре­одо­ле­нии труд­но­сти постав­лен­ных задач при­вычки раз­ви­ва­ются посте­пенно. Цепь добрых при­вы­чек — это ограда нашего духа, стены кре­по­сти. Прорыв в одном месте уже пере­дает город непри­я­телю. Так одна при­вычка, напри­мер невоз­дер­жан­ность в осуж­де­нии, лишает хри­сти­а­нина духов­ной устро­ен­но­сти — спо­соб­ство­ва­ния в нем Духа Свя­таго.

Какие при­вычки раз­вить прежде всего?

  1. При­вык­нуть выпол­нять молитву тща­тельно, нето­роп­ливо, с наи­выс­шим вни­ма­нием.
  2. При­учить себя к посто­ян­ной — в тече­ние всего дня — молитве.

В отно­ше­нии к ближ­ним при­учить себя:

  1. к тща­тель­ному сбе­ре­же­нию своего мир­ного состо­я­ния духа, имея отвра­ще­ние к спорам, раз­дра­же­нию, ссорам, упре­кам, укорам и т.п.;
  2. к пред­по­чте­нию воли ближ­него, а не своей;
  3. по воз­мож­но­сти, к испол­не­нию всех просьб ближ­него, не про­ти­во­ре­ча­щих сове­сти или инте­ре­сам других, ставя целью успо­ко­е­ние духа ближ­них;
  4. посе­ти­те­лей при­ни­мать как послан­ных от Бога, ока­зы­вая им госте­при­им­ство, раду­шие и помощь.

В отно­ше­нии слова при­учить себя:

  1. к ску­до­сти слов, то есть не гово­рить ничего лиш­него и ненуж­ного, не празд­но­сло­вить.
  2. иметь отвра­ще­ние ко лжи и осуж­де­нию других;
  3. в основе всех слов иметь любовь к под­дер­жа­нию в других бод­ро­сти духа;
  4. к частому про­из­но­ше­нию слов: «прости», «бла­го­дарю», «пожа­луй­ста».

В делах при­учить себя:

  1. про­ве­рять себя перед всяким делом: можно ли полу­чить на него бла­го­сло­ве­ние Гос­подне;
  2. к нето­роп­ли­вому, тща­тель­ному и свое­вре­мен­ному выпол­не­нию всех дел;
  3. не быть ни одной минуты в празд­но­сти;
  4. при­учить себя к воз­можно более ран­нему подъ­ему с постели, сразу вста­вая с нее.

В отно­ше­нии пищи при­учить себя:

  1. при­ни­мать пищу только в опре­де­лен­ное время;
  2. есть и пить мерою, без пре­сы­ще­ния;
  3. при­ни­мать пищу с молит­вою и бла­го­да­ре­нием, как дар Божий.

В обла­сти мыш­ле­ния при­учить себя не доз­во­лять мыслей мало­ве­рия, непри­язни, осуж­де­ния.

15 мая 2010 г.

из книги «Близок к нам Гос­подь: Жиз­не­опи­са­ние, вос­по­ми­на­ния духов­ных чад и труды схи­и­гу­мена Саввы (Оста­пенко)», выпу­щен­ной Сре­тен­ским мона­сты­рем. 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки