Привычка

***

Привы́чка — 1) врож­ден­ная или при­об­ре­тен­ная склон­ность, став­шая посто­ян­ной; 2) пове­ден­че­ский навык; 3) регу­лярно осу­ществ­ля­е­мое авто­ма­ти­че­ское дей­ствие, обу­слов­лен­ное устой­чи­вой пси­хо­ло­ги­че­ской потреб­но­стью.

“Душа имеет при­вычку, как при­вык­нешь, так и будешь делать потом всю жизнь. У бла­гого чело­века — благие помыш­ле­ния; а у злого — злые; но каждый должен научиться бороться с помыс­лами, и из плохих выра­ба­ты­вать добрые. Это при­знак опыт­ной души”.

преп. Силуан Афон­ский

Явля­ется ли при­вычка второй нату­рой?

Дей­ствие, совер­ша­е­мое авто­ма­ти­че­ски, по при­вычке, отли­ча­ется от осмыс­лен­ного тем, что послед­нее моти­ви­ру­ется волей и разу­мом, тогда как моти­вом пер­вого высту­пает свя­зан­ная с при­выч­кой потреб­ность.

При силь­ной при­вя­зан­но­сти чело­века к опре­де­лён­ному типу поступка, слу­ча­ется, что подоб­ный посту­пок совер­ша­ется им даже тогда, когда его совер­ше­ние не только не пла­ни­ро­ва­лось, но и не отве­чает кри­те­риям умест­но­сти. В такие поступки нередко выли­ва­ется при­вычка гру­бить, пере­би­вать собе­сед­ника, нецен­зурно бра­ниться.

При­ни­мая в сооб­ра­же­ние, что стрем­ле­ние чело­века к дей­ствию по при­вычке может не усту­пать, а в неко­то­рых слу­чаях и пре­вос­хо­дить его есте­ствен­ные стрем­ле­ния, при­вычку име­нуют второй нату­рой (как бы вторым чело­ве­че­ским есте­ством).

Между тем, в стро­гом антро­по­ло­ги­че­ском смысле такое срав­не­ние недо­пу­стимо. И вот почему.

Есте­ство (сущ­ность, при­рода) у всех людей одно, при­вычки же — инди­ви­ду­альны, у каж­дого свои. Есте­ствен­ные свой­ства и обу­слов­лен­ные ими есте­ствен­ные стрем­ле­ния можно мини­ми­зи­ро­вать или раз­вить, можно напра­вить на добро или зло, однако изба­виться от них невоз­можно: изме­не­ние или обну­ле­ние хотя бы одного есте­ствен­ного свой­ства озна­ме­но­вало бы изме­не­ние самого есте­ства (то есть чело­век в этом случае пере­стал бы быть чело­ве­ком).

При­об­ре­тен­ная же при­вычка, какой бы силь­ной она ни была, может быть пол­но­стью иско­ре­нена. Соб­ственно, в этом и состоит одна из задач хри­сти­ан­ского дела­ния: исце­литься от тех рас­по­ло­же­ний и наклон­но­стей, кото­рые отвра­щают от Бога, влекут ко греху.

Иногда на пре­одо­ле­ние въев­шихся гре­хов­ных при­вы­чек уходят месяцы, годы. Но даже и самые силь­ные из них побеж­да­ются воле­вой устрем­лен­но­стью, пока­я­нием и (глав­ное) Божьей бла­го­да­тью (Лк.18:27).

Ева­грий. (Из “Посла­ния к Мела­нии”): “Как я думаю, тебе известно, мой гос­по­дин, что есть люди, гово­ря­щие, что «при­вычка — это вторая при­рода». Но как мне кажется, в этом выра­же­нии не только нет муд­ро­сти, но оно также являет недо­ста­ток обу­че­ния и спо­соб­но­сти к ана­лизу у тех, кто им поль­зу­ется… И вот что я хочу ска­зать. У меня есть при­вычка при­ни­мать пищу один раз в день. И если я хочу посту­пить выше при­вычки, то я могу при­ни­мать [пищу] один раз в два дня. Если же против при­вычки — то два раза в день. И как я гово­рил, эта при­вычка может изгнать ту при­вычку, ибо при­рода может скло­ниться и туда, и туда. Потому что согласно с при­ро­дой — при­ни­мать пищу всегда в опре­де­лен­ное время, выше при­роды — вообще не питаться, и против при­роды — все время быть про­жор­ли­вым”.

Нужны ли хри­сти­а­нам при­вычки?

Несмотря на то, что при­вычка отнюдь не вторая натура (при­рода, есте­ство), спо­соб­ность к при­об­ре­те­нию навы­ков или при­вы­чек при­над­ле­жит именно есте­ству. Бла­го­даря этой при­род­ной спо­соб­но­сти чело­век может при­спо­саб­ли­ваться к измен­чи­вым усло­виям и обсто­я­тель­ствам.

Реа­ли­зуя данную спо­соб­ность в соот­вет­ствии с замыс­лом Божьим, хри­сти­а­нин, при бла­го­дат­ном содей­ствии, может при­об­ре­тать, раз­ви­вать и уси­ли­вать бого­угод­ные навыки, напри­мер: навык к регу­ляр­ной молитве, к повсе­днев­ному чтению душе­спа­си­тель­ной лите­ра­туры, к бдению и устав­ным постам, вообще к совер­ше­нию дел любви и добра.

Вместе с при­умно­же­нием бого­угод­ных навы­ков в чело­веке воз­рас­тает рас­по­ло­же­ние к добру. Со вре­ме­нем дела­ние добра ста­но­вится для него не только «обыч­ным» и обя­за­тель­ным, но и желан­ным, люби­мым.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки