Протодиакон

Протодиа́кон (от греч. πρῶτος (протос) – первый, и διάκονος (диа­ко­нос) – слуга, слу­жи­тель — пер­во­ди­а­кон) – 1) пра­ви­тель­ствен­ная сте­пень диа­кона, при­над­ле­жа­щего к белому духо­вен­ству; 2) лицо, обла­да­ю­щее этой сте­пе­нью.

Сте­пень про­то­ди­а­кона дают за личные заслуги перед Цер­ко­вью или за дол­го­лет­нюю без­уко­риз­нен­ную службу.

Воз­ве­де­ние в это звание совер­ша­ется через цер­ков­ный обряд – хиро­те­сию, основ­ными литур­ги­че­скими эле­мен­тами кото­рого явля­ются бла­го­сло­ве­ние, руко­воз­ло­же­ние, молитва и наре­че­ние.

Знак отли­чия про­то­ди­а­кона – двой­ной орарь. Про­то­ди­а­кона при­нято отде­лять от архи­ди­а­кона как пер­во­ди­а­кона из мона­ше­ству­ю­щих.

***

Схема хиро­те­сии в чин про­то­ди­а­кона

  • Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
  • Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого
  • Молитва
  • Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
  • Молитва посвя­ще­ния
  • Воз­гла­ше­ние: «Аксиос».

С древ­ней­ших времен за выда­ю­щи­еся личные заслуги перед Цер­ко­вью или за мно­го­лет­нюю без­упреч­ную службу неко­то­рые свя­щен­но­слу­жи­тели удо­ста­и­ва­лись особых почет­ных званий, дающих им право пер­вен­ства и пре­иму­ществ среди других. Воз­ве­де­ние в эти звания совер­ша­лось через цер­ков­ный обряд – хиро­те­сию, основ­ными литур­ги­че­скими эле­мен­тами кото­рого были бла­го­сло­ве­ние, руко­воз­ло­же­ние, молитва и наре­че­ние.

Диа­коны воз­во­ди­лись в чин «про­то­ди­а­кона» – «пер­во­ди­а­кона» – либо «архи­ди­а­кона». По пре­да­нию, среди диа­ко­нов, руко­по­ло­жен­ных апо­сто­лами, архи­ди­а­ко­ном был наре­чен пер­во­му­че­ник Стефан. Упо­ми­на­ние о звании пер­во­ди­а­кона встре­ча­ется во многих цер­ков­ных памят­ни­ках. В III веке архи­ди­а­ко­ном был святой Лав­рен­тий. Об архи­ди­а­ко­нах гово­рят бла­жен­ный Иеро­ним, Гри­го­рий Нис­ский, Иоанн Зла­то­уст и другие.

Воз­ве­де­ние в чины про­то­ди­а­ко­нов, по объ­яс­не­нию свя­того Симеона Солун­ского, совер­ша­ется не «просто и как слу­чи­лось», но полу­чая бла­го­дать Духа, дабы чрез бла­го­дать иметь и бла­го­сло­ве­ние иерар­шее, и освя­ще­ние, и даро­ва­ние, и силу для дей­ство­ва­ния, потому что и это – от апо­сто­лов, как напи­сано о Вар­наве и Павле, что «апо­столы, помо­лив­шись, воз­ло­жили на них руки и послали на дело» (Деян. 13:3)

Обряд воз­ве­де­ния в эти цер­ков­ные чины совер­ша­ется вне алтаря, так как это «суть руко­по­ло­же­ния в раз­лич­ные внеш­ние слу­же­ния» (Симеон Солун­ский), во время малого входа с Еван­ге­лием на Литур­гии.

Про­из­во­ди­мый в один из ука­зан­ных чинов при­во­дится с сере­дины храма к пре­столу, где делает три земных поклона. Затем его под­во­дят к архи­ерею, кото­рому он также творит три земных поклона. Архи­ерей, сидя на кафедре, трижды бла­го­слов­ляет его скло­нен­ную голову и, встав, воз­ла­гает на нее руку. Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: «Гос­поду помо­лимся». Архи­ерей читает молитву, в кото­рой при посвя­ще­нии в архи­ди­а­кона и про­то­ди­а­кона просит Бога: «Сам одей бла­го­да­тию сею архи­диа­кон­ства пре­су­щего раба Твоего (имя рек) и украси его чест­но­стию Твоею, в начале стояти диа­ко­нов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем».

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов
Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви

***

См. ПРА­ВИ­ТЕЛЬ­СТВЕН­НЫЕ СТЕ­ПЕНИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки