Диакон

***

Диа́кон (греч. διάκονος – слу­жи­тель) – первая сте­пень свя­щен­но­слу­жи­теля в Церкви, сле­ду­ю­щая перед пре­сви­те­ром и епи­ско­пом.

Диакон есть первая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Диакон имеет бла­го­дать непо­сред­ственно участ­во­вать в совер­ше­нии свя­щен­ни­ком или архи­ереем таинств, но не может совер­шать их само­сто­я­тельно (кроме Кре­ще­ния, кото­рое могут при необ­хо­ди­мо­сти совер­шать и миряне).

Во время бого­слу­же­ния диакон при­го­тав­ли­вает свя­щен­ные сосуды, воз­гла­шает екте­нии и т.п. Постав­ле­ние в диа­коны совер­ша­ется архи­ереем через руко­по­ло­же­ние.

***

про­то­и­е­рей В. Г. Певцов (Лекции по цер­ков­ному праву)

«По поста­нов­ле­нию древ­ней все­лен­ской Церкви, обя­зан­но­стью диа­ко­нов при бого­слу­же­нии было наблю­дать за его поряд­ком и бла­го­чин­ством, заве­до­вать цер­ков­ной утва­рью, гото­вить все необ­хо­ди­мое для свя­щен­но­дей­ствий, помо­гать епи­ско­пам и пре­сви­те­рам совер­шать неко­то­рые бого­слу­жеб­ные дей­ствия, глав­ным обра­зом – побуж­де­нием при­сут­ству­ю­щих к молитве (екте­нье) и чте­нием Слова Божия. Вне бого­слу­же­ния диа­коны, по назна­че­нию епи­скопа, раз­да­вали из цер­ков­ных средств вспо­мо­ще­ство­ва­ния бедным, над­зи­рали за низ­шими кли­ри­ками и испол­няли разные другие пору­че­ния епи­скопа, были бли­жай­шими его слу­жи­те­лями (по выра­же­нию неко­то­рых цер­ков­ных учи­те­лей, – были очами, ушами, устами, серд­цем, дес­ни­цей епи­скопа)».

***

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов (Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви)

Чин диа­кона – апо­столь­ского про­ис­хож­де­ния. В него про­из­во­дят через хиро­то­нию (руко­по­ло­же­ние, таин­ство свя­щен­ства). Кано­ни­че­ский воз­раст диа­кон­ской сте­пени – не ниже 25-тилет­него. Неже­на­тый диакон уже не имеет право всту­пить в брак после посвя­ще­ния. Сте­пень диа­кона – пред­ва­ри­тель­ная сте­пень для пре­сви­тер­ского слу­же­ния. Диа­кон­ский чин имеет сле­ду­ю­щие пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени – про­то­ди­а­кон и архи­ди­а­кон (стар­ший иеро­ди­а­кон).

1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

Звание диа­кона в хри­сти­ан­ской Церкви уста­нов­лено апо­сто­лами, кото­рые для слу­же­ния тра­пезе в Иеру­са­лим­ской общине пред­ло­жили избрать семь чело­век «изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти». Избран­ных поста­вили пред апо­сто­лами, и те, «помо­лив­шись, воз­ло­жили на них руки» (Деян. 6:1–6). Таким обра­зом – через избра­ние, постав­ле­ние пред апо­сто­лами, молитву и руко­по­ло­же­ние от святых апо­сто­лов – были хиро­то­ни­су­емы первые диа­коны.

Со времен святых апо­сто­лов свя­щен­но­слу­же­ние диа­кон­ское непре­рывно сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви как низшая сте­пень Свя­щен­ства.

Сооб­разно пер­во­на­чаль­ному избра­нию их «слу­жить тра­пе­зам» в обя­зан­ность диа­ко­нов входит помо­гать пре­сви­теру и епи­скопу при бого­слу­же­нии, при управ­ле­нии паст­вой и нази­да­нии ее. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских гово­рится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, серд­цем и душою анге­лом и про­ро­ком епи­скопа и пре­сви­тера». Посему диа­коны, по пре­да­нию апо­столь­скому, суть как бы «слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние» (Евр. 1:14). В соот­вет­ствии с этим назна­че­нием диа­кона ука­зы­ва­ется, что при бого­слу­же­нии, а равно и вне бого­слу­же­ния, диакон не бла­го­слов­ляет, но при­ем­лет бла­го­сло­ве­ние от епи­скопа и пре­сви­тера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Все­лен­ского собора).

В древ­но­сти круг обя­зан­но­стей диа­кона вклю­чал в себя, кроме пере­чис­лен­ных выше, еще попе­че­ние о бедных; диа­коны должны были раз­но­сить Евха­ри­стию боль­ным и тем хри­сти­а­нам, кото­рые не могли прийти на бого­слу­же­ние, и выпол­нять по пору­че­нию епи­скопа другие слу­жеб­ные функ­ции. Подобно первым диа­ко­нам Сте­фану и Филиппу (Деян. 7, 8 5, 12, 34–40), диа­коны в после­ду­ю­щие века про­по­ве­до­вали слово Божие при бого­слу­же­нии. Так посту­пали, будучи диа­ко­нами, святые Иоанн Зла­то­уст, Ефрем Сирин, Гри­го­рий Вели­кий. Иногда диа­коны были дове­рен­ными лицами пат­ри­арха или мит­ро­по­лита в неко­то­рых делах: напри­мер, святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский в сане диа­кона был на Первом Все­лен­ском соборе и вместо свя­того епи­скопа, от его лица, обли­чил и осудил Ария. Иногда диа­ко­нам пору­ча­лось наблю­дать за сохран­но­стью цер­ков­ного иму­ще­ства, испы­ты­вать пове­де­ние лиц, желав­ших стать слу­жи­те­лями Церкви, а также забо­титься о вдовах и сиро­тах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно обы­чаям древ­ней Церкви руко­по­ло­же­ние во диа­кона совер­ша­ется после пред­ва­ри­тель­ного испы­та­ния хиро­то­ни­су­е­мого, очи­ще­ния грехов молит­вою, постом и пока­я­нием, при усло­вии одно­крат­ного вступ­ле­ния его в хри­сти­ан­ский брак.

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во диа­кона

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Трое­крат­ное шествие вокруг пре­стола
Пение тро­па­рей
Пре­кло­не­ние пра­вого колена пред святым пре­сто­лом
Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого
Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»
«Кирие эле­и­сон»
Две молитвы
Мирная екте­ния
Раз­ре­ше­ние пре­по­я­са­ния
Воз­гласы: «Аксиос»
Воз­ло­же­ние ораря и наде­ва­ние пору­чей
Вру­че­ние рипиды
Цело­ва­ние с диа­ко­нами
При­ча­ще­ние Святых Таин
Екте­ния: «Прости, при­имше…»
Потреб­ле­ние Святых Даров.

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий чина руко­по­ло­же­ния во диа­кона

При­ве­де­ние руко­по­ла­га­е­мого к алтарю выра­жает при­зва­ние Божие и сви­де­тель­ству­ется клиром, наро­дом и свя­ти­те­лем, согла­сие кото­рых вопро­шают диа­коны, воз­гла­шая: «Повели, пове­лите, повели прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко».

Трое­крат­ное обхож­де­ние вокруг пре­стола совер­ша­ется в честь Пре­свя­той Троицы и зна­ме­нует готов­ность став­лен­ника навсе­гда посвя­тить себя слу­же­нию у пре­стола Божия. Цело­ва­ние углов пре­стола озна­чает бла­го­го­ве­ние руко­по­ла­га­е­мого к свя­то­сти и горя­чую любовь его к Богу. Цело­ва­нием омо­фора, палицы и руки архи­ерея он выра­жает сынов­нюю покор­ность, бла­го­дар­ность и почте­ние к архи­ерею, через кото­рого Сам Хри­стос низ­во­дит на него бла­го­дать Божию.

В алтаре у пре­стола совер­ша­ется вен­ча­ние руко­по­ла­га­е­мого с Цер­ко­вью и посвя­ще­ние на осо­бен­ное ей слу­же­ние, поэтому во время трое­крат­ного обхож­де­ния вокруг пре­стола поются те же самые тро­пари, что и при совер­ше­нии Таин­ства Брака. В первом тро­паре: «Святии муче­ницы» при­зы­ва­ются стра­сто­терпцы, утвер­див­шие и рас­про­стра­нив­шие Цер­ковь, кото­рые увен­ча­лись венцом небес­ным. При диа­кон­ской хиро­то­нии этот тро­парь являет ново­по­свя­ща­е­мому образ муче­ни­ков, подобно кото­рым он должен обречь себя на слу­же­ние хри­сти­ан­ским Таин­ствам с само­по­жерт­во­ва­нием, как архи­ди­а­кон и пер­во­му­че­ник Стефан.

Второй тро­парь «Слава Тебе, Христе Боже…» воз­ве­щает руко­по­ла­га­е­мому, что, по при­меру апо­сто­лов и муче­ни­ков, про­по­ве­дью его должна про­слав­ляться Еди­но­сущ­ная Святая Троица.

В тре­тьем тро­паре: «Исаие, ликуй…» воз­ве­ли­чи­ва­ется один из глав­ней­ших дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церкви – вопло­ще­ние Сына Божия, осно­ва­теля ново­за­вет­ного Свя­щен­ства, от Пре­свя­той Девы Марии. Хиро­то­ни­су­е­мому вну­ша­ется посто­янно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей сви­де­тель­ство­вать почи­та­ние Спа­си­теля и Бого­ро­дицы.

Пре­кло­не­ние на одно колено озна­чает, что на диа­кона воз­ла­га­ется не полное свя­щен­но­слу­же­ние, а только часть его: слу­же­ние при Святых Тайнах, но не совер­ше­ние их.

Сло­вами тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитвы испо­ве­ду­ется, что чело­век слабый и немощ­ный сам по себе, с помо­щью бла­го­дати Божией, кото­рая вос­пол­няет оску­де­ва­ю­щее, через свя­ти­тель­ское руко­воз­ло­же­ние дела­ется спо­соб­ным к слу­же­нию Церкви в меру дару­е­мой каждой сте­пени свя­щен­ства бла­го­дати.

При воз­ло­же­нии на его плечо ораря и вру­че­нии рипиды архи­ерей громко воз­гла­шает: «Аксиос» (Достоин), и хор повто­ряет следом за ним: «Аксиос». Этим воз­гла­ше­нием объ­яв­ля­ется, что руко­по­ло­жен­ный достоин быть обла­чен­ным в види­мые знаки своего сана и слу­же­ния (орарь, поручи, рипида) и что он, полу­чив бла­го­дать Свя­того Духа, сде­лался достой­ным совер­шать свя­щен­но­слу­же­ние.

Орарь воз­ла­га­ется на левое плечо, по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, потому что диакон при­над­ле­жит к низ­шему чину. Когда же будет постав­лен в пре­сви­теры, тогда и на правое плечо полу­чит его, как полу­чив­ший бла­го­дать слу­жить и совер­шать Таин­ства. Воз­ло­же­ние ораря на плечо диа­кона озна­чает, кроме того, что он полу­чает спо­соб­ность слу­жить у пре­стола Божия, то есть зани­мать более высо­кую долж­ность, чем ипо­ди­а­кон, кото­рый был только пре­по­я­сан орарем. Подобно херу­ви­мам, кото­рые пред вели­чием Божиим, по словам про­рока, кры­льями своими закры­вают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выра­же­нию Церкви, «не смеют (чини анге­льстии) взи­рати», диакон во время молитв, про­из­но­си­мых им при бого­слу­же­нии, как бы закры­вает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других бла­го­го­веть и молиться пред Гос­по­дом.

Поручи, наде­ва­е­мые на руки посвя­ща­е­мого, служат види­мым знаком осо­бен­ной силы и помощи Божией для пре­ем­лю­щего Свя­щен­ство, потому что они, по тол­ко­ва­нию Симеона Солун­ского, изоб­ра­жают и «все­зи­жди­тель­ную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совер­шил свя­щен­но­дей­ствие соб­ствен­ного Тела и Крови», а равным обра­зом и «те узы, в кото­рых, по пре­да­тель­ству, Спа­си­тель был веден к Пилату».

Рипида, вру­ча­е­мая диа­кону, зна­ме­нует крылья анге­лов, херу­ви­мов и сера­фи­мов, кото­рые на ней изоб­ра­жены, «во образ тех, кото­рые были во вре­мена закона и осе­няли кивот и так назы­ва­е­мое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им сле­дует быть здесь, при откры­той Истине. И дей­стви­тельно, здесь при­сут­ствует мно­же­ство анге­лов, как многие из отцов наших и видели их, напол­ня­ю­щих храм Божий» (Симеон Солун­ский).

Взяв рипиду, руко­по­ло­жен­ный целует руку и плечо архи­ерея в знак бла­го­дар­но­сти за полу­че­ние через архи­ерея бла­го­дати Свя­щен­ства и ста­но­вится около левой сто­роны пре­стола, держа рипиду над дис­ко­сом до воз­гласа «Святая святым», то есть до вре­мени При­ча­ще­ния. Он при­ча­ща­ется первым из диа­ко­нов (вслед за про­то­ди­а­ко­ном), ибо в нем совер­ши­лось обнов­ле­ние и испол­не­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати.

По окон­ча­нии При­ча­ще­ния народа и пере­не­се­ния чаши со Свя­тыми Дарами на жерт­вен­ник ново­по­став­лен­ный диакон про­из­но­сит екте­нию «Прости, при­имше», пока­зы­вая народу, что он постав­лен слу­жи­те­лем Бога и полу­чил от Него бла­го­дать тво­рить про­ше­ния и при­зы­вать собрав­шихся к молит­вам и моле­ниям, воз­нося их к Богу».

***

См. СВЯ­ЩЕН­НО­НА­ЧА­ЛИЕ, СВЯ­ЩЕН­НО­СЛУ­ЖИ­ТЕЛИ, ХИРО­ТО­НИЯ, ПРО­ТО­ДИ­А­КОНАРХИ­ДИ­А­КОН, ИЕРО­ДИ­А­КОН, ДИА­КО­НИСА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки