<span class=bg_bpub_book_author>Горюнов И., иерей</span> <br>Мистицизм «Диагностики кармы» С.Н. Лазарева

Горюнов И., иерей
Мистицизм «Диагностики кармы» С.Н. Лазарева

(4 голоса4.5 из 5)

Публикуется с разрешения автора.

С. Н. Лазарев — известный российский парапсихолог, представитель движения нью-эйдж, автор концепции «Диагностика кармы», которая известна миллионам жителей России и зарубежья. В статье представлен краткий аналитический обзор биографии Лазарева и его деятельности, которая сформировалась под влиянием методов народных целителей (колдовства и магии). Методике Лазарева дается характеристика с позиций православной традиции и показывается ее несостоятельность.

В современном нецерковном обществе понятия «мистика» и «мистицизм» нередко отождествляются. В данной статье в качестве рабочего будет взято определение мистицизма, данное Николаем Александровичем Бердяевым. По его словам, мистицизм есть рефлексия ума, «рационализированное сознание, возомнившее себя полнотою всего» [1, с. 381]. В то же время религиозная мистика имеет в качестве своего основания душу, которую необходимо очищать от греховных помыслов и порождаемых ими страстей с целью достижения Высшего Блага.

Мистицизм представлен множеством современных оккультных течений, среди которых особое место занимает доктрина С. Н. Лазарева «Диагностика кармы». На первый взгляд может показаться, что в концепции кармы нет почти ничего мистического и преобладает рафинированный рационализм, оккультный гносис, ведущий к магии. Однако упоминаемый Лазаревым опыт общения с некими духовными существами, описание видения им «ауры» дает основание говорить о наличии элементов мистицизма в его мировоззрении и практике. Чтобы лучше понять это мироощущение, необходимо привести несколько слов из его биографии.

Автор концепции «Диагностика кармы» родился в городе Ейск 4 сентября 1952 г. В юности у него было достаточно много увлечений, главное из которых — «[индийская] философия и желание понять мир» [6, с. 61]. С 1980 г. под влиянием методов народных целителей, колдовства и приемов магии [5, c. 9], знакомство с которыми произошло в процессе его путешествия по России, Лазарев начал активно интересоваться исследованием «информационно-энергетических полей человека». Его интерес к данной области вызван стремлением «найти первопричину, понять, что является источником семейных несчастий, почему могут существовать вымирающие роды, наследственные болезни…» [5, c. 9].

В процессе оккультных исканий в области медицинской психологии Лазарев разработал методику диагностики и лечения заболеваний, основанную на его учении о духовной природе человека и разработанных им нормах поведения, а именно на соблюдении позаимствованных из христианства Заповедей Божиих и любви к некоему «божеству», которое в его понимании является «безличным абсолютом», именуемым творцом Вселенной. В большинстве случаев Лазарев отождествляет понятия «божество» и «любовь», низводя бога до некоего абстрактного понятия. В его представлении, появление Вселенной обусловлено эманацией «абсолюта», как результата природного истечения, и предполагает ее возвращение в эту исходную точку в конце времен [11, с. 58]. Отметим, такое представление Бога далеко не ново и встречается, например, в теории теософов и Мулдашева, согласно которому «из Абсолюта возникли два мира физический и тонкий» [13, с. 379].

Со слов Лазарева, человек является частью Вселенной, с которой тесно взаимодействует посредством информационно-энергетического поля, расположенного вокруг его физического тела. Поле состоит из нескольких слоев, в которых содержится различная информация: «слой самой плотной энергетики содержит информацию о состоянии физического тела, его органов и используется для медицинской диагностики» [11, c. 62] экстрасенсом, в то время как в более тонких слоях (имеется в виду подсознание человека) сосредоточена личная карма — информация о прошлой и будущей жизнях.

Кроме человека во Вселенной присутствует множество духов, существование которых подтверждает автор «Диагностики кармы», однако подробно о них не говорит. Тем не менее, эти «существа» сыграли ключевую роль в его практической деятельности на этапе становления.

Интерес к биоэнергетике привел Лазарева в далеких 1980-х гг. в лабораторию В. Б. Полякова при Ленинградском политехническом институте, где под руководством «учителя» он стал обучаться диагностике заболеваний. Важно отметить, школа Полякова активно применяла на практике оккультный метод пондеромоторного (автоматического) письма, которое напоминает форму «пишущего» спиритизма. Его особенностью являлась диагностика «биополевых структур» живых или неживых объектов посредством работы эзотерика с подсознанием пациента, находящегося в состоянии гипноза. Результаты исследований «бессознательного разума» фиксировались на листе бумаги в виде графики, текста или рисунка. Рисунок, как утверждал Лазарев, представлял собой фантом живого или умершего и заключал в себе зашифрованную информацию — его духовную и душевную энергетику. Затем этот рисунок диагност сканировал рукой и определял физическое состояние индивидуума. Метод автоматического письма дал основание автору концепции утверждать о существовании некоего энергетического поля вокруг человека и возможности соприкосновения с ним.

Итак, приобщаясь оккультной практике, Лазарев смог впервые «нащупать» «ауру» человека и воздействовать не её слои. Свое открытие он описывал следующим образом: «Рыхлое «ватное» поле больного, которое я всегда воспринимал как пустоту, неожиданно стало упругим, я почувствовал, что оно реагирует на мое вторжение. Я чувствовал руками мощные структуры, проходившие через место разрыва поля. Мгновенно полностью изменилось мое восприятие: то, что ранее воспринималось как разрыв, стало для меня устойчивой структурой, вызывающей деформацию поля, через которую происходила потеря энергии. Я понял, что нашел в поле то, что мы называем болезнью, то, что определяет физическое состояние человека. Это было качественное изменение моих знаний, потому что давало возможность диагностировать болезни до их воплощения на физическом уровне, позволяло не только лечить, но и работать профилактически» [5, c. 10].

Лазарев отмечал, что в процессе диагностики большую часть информации ему текстуально сообщали некие сущности, живущие в «тонких планах». О всей серьезности говорят его особые отношения с «божеством», с которым ему удалось пообщаться при помощи автоматического письма: «Пошло автоматическое письмо… Скоро получишь большие деньги. Успей отдать на создание школы изучения полевых структур. Если опять будешь вторгаться в наш мир… потеряешь свою силу с женщинами. Скоро это будет. Жди. Отец» [5, c. 22]. Благодаря своевременной «коррекции собственной кармы», великому «магу» удалось избежать страшнейших последствий. Впрочем, подобного рода «фантастика» сплошь и рядом присутствует в творчестве оккультиста. Здесь нельзя не упомянуть его роль в судьбах мироздания: «Как-то при очередной попытке нащупать пространственные структуры и найти способы воздействия на них, — пишет он, — неожиданно пошла информация текстом: «Если выйдешь за пределы шагового пространства, Вселенная погибнет»» [6, c. 9]. Исходя из того, что Вселенная не прекратила своего существования, можно заключить, что «карма» Лазарева её спасла.

Позднее, такие контакты с потусторонним миром разочаровали Сергея Николаевича и не оправдали его надежды: «Удивительно, — вспоминал он, — что если нахожусь в контакте с какими-то сущностями, то они должны меня постоянно подстраховывать и вести чуть ли не под руки. Ничего подобного. Прямое включение происходит чрезвычайно редко, а так, в основном, идут косвенные подсказки» [5, c. 20]. Итак, он отказался от «дистанционного метода», осознав его несовершенство и неэффективность [5, c. 14]. К тому же, «коррекция ауры» при помощи рук пробудила в нем вампиризм [5, c. 17], а сама причина заболевания пациента не устранялась.

В ходе дальнейших исследований в области биоэнергетики Лазарев заметил совпадение «информационно-энергетических полей» ребенка и матери. Наблюдая за ходом беременности, автор доктрины заключил, что эмоциональные переживания, агрессия, ненависть матери до или во время беременности порождают различные заболевания у самого ребенка. В случае если мать волевыми усилиями изменяла свое мышление, характер, мировоззрение, то и у ребенка наблюдалась положительная динамика в судьбе и состоянии здоровья. Такое заключение послужило основанием для нового метода диагностики, который можно озаглавить, как «метод позитивного мышления». Благодаря новому методу Лазареву якобы удалось выявить причинно-следственную связь между заболеванием и нарушением высших законов Вселенной не только самим человеком в прошлых жизнях, но и его родственниками, и в первую очередь родителями [5, с. 84].

«Допустим, — пишет он, — я презираю тех, кто плохо работает… Значит, и у моих детей усилится эта программа… они будут постоянно терять работу…» [6, с. 108]. Чтобы остановить этот процесс, Лазарев советует своим последователям отказаться от отрицательных эмоций и изменить свое мировоззрение — направить все силы души на накопление любви к богу, буквально раствориться в ней [9, с. 116]. «И чем сильнее устремление к Богу и к любви, — пишет он, — тем меньше человек зависит от энергетики окружающего мира, от негативного опыта своих предков и своего по прошлым жизням» [8, с. 5]. Утверждение в любви, по мнению автора диагностики, должно достигаться через соблюдение высших этических законов, которые в его концепции выражаются религиозными заповедями [2] и нередко превосходят самого творца [5, с. 41-50].

Поскольку многие болезни и несчастья человека, по Лазареву, обусловлены «семейной кармой», то не только любовь, но и молитва за свой род является необходимым условием достижения счастья и благополучия. «Молитвой и пересмотром жизни Вы будете себя очищать» [7, с. 106], — слышится призыв Лазарева, обращенный к пациентам. Причем в молитве клиент должен просить именно прощения у некоего безличного бога за грехи, совершенные его предками против высших кармических законов: «Надо молиться… за своих потомков и просить, чтобы из их душ ушло неприятие очищения в виде ревности, ненависти и осуждения» [7, с. 76].

Лазарев использует мистицизм и его средства не только для внешнего воздействия на «карму» и её коррекцию, но и создает условия для погружения клиента в такое же состояние ложной мистики. Так, он советует прибегать к церковному таинству Исповеди как средству, которое позволяет кающемуся не только испытать душевное облегчение, но и «перебросить» свою негативную информацию на потомков [12]. Таким образом, исповедь рассматривается оккультистом как средство мистического манипулирования виной и ответственностью за совершенные грехи. Более того, по его мнению, прихожанин того или иного храма может зависеть от кармы священника, с которым общается [6, c. 83]. Эта зависимость духовная и предполагает контакт на уровне информационного поля, вследствие чего верующий становится более зависим от чужого мнения и подвергается в некотором роде манипуляциям. И остановить этот процесс может только сам человек через изменение образа мыслей и устремление к любви. «Главное не механическое очищение в прошлом и будущем (даже через покаяние), а изменение характера и мировоззрения человека» [6, c. 10], — свидетельствует Лазарев.

Итак, на основании своих пантеистических воззрений о всеобщем единстве автор доктрины «Диагностика кармы» заключил: каждый человек должен жить в любви и гармонии друг с другом, природой и богом, благодаря чему возможно излечиться от чувства несовершенства, ограниченности и освободиться от уз закона кармы. Именно правильное мировоззрение и жизнь в соответствии с высшими вселенскими законами, которые Лазарев заимствовал из Декалога, — вот секрет успеха, который сегодня активно продвигает автор доктрины в интернет-пространстве. Причем сам он неоднократно замечал, как понимание этих законов корректировало энергетические структуры его пациентов [10, c. 29], благодаря чему улучшалась их судьба и здоровье на тонком уровне [2].

Один из существенных признаков мистицизма Лазарева — это активная пропаганда самости и самовнушения: человек должен самостоятельно достичь успеха и счастья в посюстороннем мире без чьей-либо помощи; он — бог и творец своей судьбы. Несмотря на то, что Лазарев много говорит о боге, призывает последователей, прежде всего, максимально любить его, тем не менее бог в его концепции — это некая абстракция, или исходная точка, в которой должен раствориться человек после бесконечного количества перевоплощений. «В конце концов, — пишет автор, — все души теряют свое личное, индивидуальное и возвращаются к Богу и становятся Богом…» [10, c. 165].

Помимо всего прочего, мистицизм Лазарева ориентирован на соблюдение человеком религиозно-нравственных законов и перемену мировоззрения, исключая при этом какую-либо аскетическую практику. Однако для Евагрия Понтийского следование Заповедям Божиим еще не означает достижение совершенства души — требуется достичь «соответствующих созерцаний» посредством духовного делания, целью которого является «очищение ума и приведение его в состояние бесстрастия» [14, c. 74]. Это «делание», по его словам, предполагает «…внутреннюю, духовную работу по наблюдению за своими помыслами, определению их происхождения, анализу их особенностей… борьбе с дурными помыслами, исходящими от демонов, и по приобретению добрых помыслов, исходящих от ангелов…» [14, с. 76-77]. Верную помощь в борьбе с греховными помыслами может оказать таинство Исповеди, совершаемое в Церкви Христовой. Но если для Лазарева исповедь есть средство «переброса» негативной информации на ни в чем не повинных людей, за счет чего кающийся получает душевное облегчение [12], то для христианина это помощь в борьбе с грехом, подкрепляемая благодатью Духа Святого.

«Кармическая диагностика» Лазарева побуждает человека «копаться в грехах своих ближних» [3, с. 478], не давая четкую гарантию того, что именно за эти чужие грехи он страдает. При этом Лазарев, отталкиваясь от своего ложного духовного опыта, заявляет о наличии прямой связи между страданием человека и чужими грехами. С христианской точки зрения, такое положение дел равносильно клевете и лжесвидетельству, что даже согласно логике Лазарева, может способствовать усугублению кармы: человек лишает себя возможности работать над собой, самостоятельно решать проблемы, а это — серьезная провинность. К тому же, когда человек винит в своих проблемах родителей или предков, он не просто согрешает против пятой заповеди Божией, но, консервируясь в грехе, становится не способным принести достойные плоды покаяния.

Таким образом, мистицизм «Диагностики кармы» наиболее ярко выражен в практической деятельности Лазарева, которая формировалась поэтапно и явилась результатом его оккультных исканий. В своей диагностике Лазарев обращает внимание на нравственную составляющую человека, его «дружбу» с высшими вселенскими законами.

Свою деятельность он начал с изучения и коррекции «биополя», которое в его представлении вечно и является важной составляющей человека. Метод «дистанционной» диагностики предполагал вмешательство (на расстоянии) в энергетику пациента: при помощи рук псевдоцелитель устранял «деформации» в «энергетическом поле», за счет чего добивался временного улучшения состояния пациента. Однако от данного метода он вскоре отказался, поскольку стал источником «вампиризма».

Дальнейшие искания в области биоэнергетики привели его к методу «Позитивное мышление», который оказался более безопасным и предполагал ориентацию пациента на самого себя, на собственное мироощущение. Такие понятия, как «любовь» и «красота», в новом методе Лазарева приобрели физические характеристики и стали эффективным средством для исцеления больных. Так, автор концепции призывает пациентов сосредоточиться на накоплении любви в душе через соблюдение этических норм, а также научиться контролировать свои мысли и направлять их в сторону позитива. При этом законы кармы («личной» и «семейной»), формирующие судьбу и здоровье человека, остаются краеугольными камнями в его диагностике: очистить карму (устранить «деформации» в биополе) и, как результат, добиться исцеления от недугов он предлагает через обращение пациентов к Богу (абсолюту), прощение и любовь обидчиков, «вымаливание» грехов прошлых жизней (личных и предков).

Применяемые Лазаревым методы диагностики далеко не уникальны и ненаучны. По мнению старшего научного сотрудника Института философии РАН Фесенковой Л. В., для Лазарева не существует научных авторитетов, взгляды которых легли в основу современного представления о мире, а какие-либо открытия в области медицины им вовсе отвергаются [15, c. 225]. «Вместе с Лазаревым, — пишет она, — мы возвращаемся в глубокую древность, где не слышали ничего ни о естественном отборе, ни о теории относительности, ни о современных космогонических теориях. Вместо этого он предлагает нам архаические представления магии и оккультизма, которые в соответствии с требованием момента облекаются в «научные» одежды» [15, c. 225]. У Лазарева нет никаких научных публикаций, нет учеников, которые могли бы продолжить его дело, нет описания методики «обнаружения» и «чистки» кармы. Единственным критерием истинности для него остаются собственные противоречивые рассуждения. Со слов протодиакона Андрея Кураева, если «Лазарев не описывает технологию, как он получает знания, то эти знания не могут считаться знаниями, потому что не могут быть проверяемы. Это просто некие декларации» [4].

Диагностика Лазарева — это смесь оккультизма с восточными практиками, для которых личность — сгусток энергии. Такие лженаучные представления чужды традиционной медицине и христианству.

Список источников

  1. Бердяев Н. А. О расширении опыта // Вопросы философии и психологии. M., 1910. № 3 (103).
  2. Интервью С. Н. Лазарева чешскому журналу «Регенерация» // Сергей Николаевич Лазарев: Сайт. URL: https://lazarev.ru/news/17-news/432—lr-.html (дата обращения: 28.06.18).
  3. Кураев А., диак. «Диагностика кармы» и диагностика совести // Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии в двух томах. Религия без. M., 2006. Т. 1. С. 477-492.
  4. Кураев А., протодиак. Отец Андрей Кураев о «Диагностике кармы» С. Н. Лазарева // Видеохостинг Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eKE3STwJWIw (дата обращения: 04.04.22).
  5. Лазарев С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 1: Система полевой саморегуляции. СПб., 2016. 224 с.
  6. Лазарев С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 2: Чистая карма. СПб., 2016. 224 с.
  7. Лазарев, С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 3: Любовь. СПб., 2000. 156 с.
  8. Лазарев С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 4: Прикосновение к будущему. СПб., 2015. 240 с.
  9. Лазарев С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 7: Преодоление чувственного счастья. СПб., 2013. 224 с.
  10. Лазарев С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 9: Пособие по выживанию. СПб., 2015. 224 с.
  11. Лазарев, С. Н. Диагностика кармы: в 11 т. Т. 11: Завершение диалога. СПб., 2012. 240 с.
  12. Лазарев С. Н. Христос дал механизм спасения. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wClYfKDy-_o (дата обращения: 04.01.18).
  13. Мулдашев Э. Р. От кого мы произошли? СПб. : Нева, 2004.
  14. Фокин А. Р. Евагрий Понтийский — теоретик восточно-христианской мистикоаскетической традиции // Мистицизм: теория и история. M., 2008. С. 72-97.
  15. Фесенкова Л. В. Проблема общей теории здоровья: традиционные и нетрадиционные концепции // Философия науки и техники. Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук, 2008. Вып. 13 (1).

Комментировать