Ветхозаветное священство

Вет­хо­за­вет­ная иерар­хия была уста­нов­лена Богом. Она имела три сту­пени. Первое место среди изра­иль­ского свя­щен­ства при­над­ле­жало пер­во­свя­щен­нику. Это назва­ние мы впер­вые встре­чаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев.21:10). В бук­валь­ном пере­воде оно значит вели­кий свя­щен­ник. Слово коген про­ис­хо­дит от гла­гола коган — совер­шать свя­щен­но­дей­ствие. Видимо, пер­во­на­чально слово коган озна­чало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жерт­вах (см.: Лев.4:3), пер­во­свя­щен­ник назван свя­щен­ник пома­зан­ный (коген-машиах). Свя­щен­ни­ков Писа­ние назы­вает просто коген — без при­ла­га­тель­ного вели­кий. Третью сту­пень вет­хо­за­вет­ной иерар­хии зани­мали левиты.

Все три сту­пени в вет­хо­за­вет­ной иерар­хии по Синай­скому зако­но­да­тель­ству при­над­ле­жат только колену Левия. Причем свя­щен­ни­ками и пер­во­свя­щен­ни­ками могли быть прямые потомки Аарона, кото­рого Гос­подь поста­вил на это слу­же­ние первым. За пре­де­лами семей­ства Аарона члены колена Левия могли быть только леви­тами.

Пер­во­свя­щен­нику при­над­ле­жало общее руко­вод­ство культа и право один раз в год вхо­дить в святая святых. Пер­во­свя­щен­ник пред­се­да­тель­ство­вал во время празд­нич­ных тор­жеств.


Гос­подь Сам уста­но­вил свя­щен­ные одежды. Наде­вали их только при свя­щен­но­дей­ствиях. Пер­во­свя­щен­ни­че­ские одежды опи­саны в книге Исход (см.: Исх.28:4–39).

Ефод (от еврей­ского гла­гола афад — обле­гать, опо­я­сы­вать). Это два куска мате­рии: один закры­вал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был раз­но­цвет­ный: сделан из голу­бых, пур­пур­ных и черв­ле­ных нитей (пряж), вис­сона и золота (в виде нитей). Ефод сим­во­ли­зи­ро­вал ответ­ствен­ность, кото­рая ложи­лась на плечи пер­во­свя­щен­ника. Омофор епи­скопа вос­хо­дит к ефоду пер­во­свя­щен­ника, ибо с гре­че­ского пере­во­дится как наплеч­ник. В ново­за­вет­ной Церкви этот вид архи­ерей­ской одежды при­об­рел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-сим­во­ли­че­ский смысл. Он изоб­ра­жает заблуд­шую овцу, кото­рую, согласно еван­гель­ской притче, Пас­тырь добрый нашел и воз­ло­жил на плечи.

Скреп­ляли два куска ефода застежки на плечах. Они были укра­шены кам­нями — оник­сом в золо­той оправе. На них были выре­заны имена колен Изра­и­ле­вых для посто­ян­ной памяти пред Гос­по­дом (Исх.28:29). Вместе с пер­во­свя­щен­ни­ком все колена Изра­и­левы как бы явля­лись перед лицом Гос­пода. Внизу, при поясе, ефод скреп­лялся завяз­ками.

Наперс­ник. Наперс­ник назы­вался судным. Слово судный тол­ко­ва­тели Писа­ния свя­зы­вают с зага­доч­ными сло­вами урим и туммимНа наперс­ник судный воз­ложи урим и туммими они будут у сердца Ааро­нова, когда будет он вхо­дить [во свя­ти­лище] пред лице Гос­подне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Изра­и­ле­вых у сердца своего пред лицем Гос­под­ним (Исх.28:30). Есть пред­по­ло­же­ние, что посред­ством урима откры­ва­лась воля Божия, полу­ча­лось откро­ве­ние, отсюда слово судный.

В наперс­ник спе­реди были встав­лены две­на­дцать дра­го­цен­ных камней в золо­той оправе, по четыре в ряду. В верх­них углах наперс­ника было два золо­тых кольца. Они соеди­ня­лись с помо­щью двух золо­тых цепо­чек нарам­ни­ками. Внизу по углам наперс­ника тоже было два золо­тых кольца, но они были с испод­ней, внут­рен­ней, сто­роны. Ноше­ние на груди (у сердца) камней с име­нами две­на­дцати сыно­вей Иакова ука­зы­вало на духов­ное отно­ше­ние пер­во­свя­щен­ника к своему народу.

К ефоду пола­га­лась верх­няя риза голу­бого цвета, соткан­ная из доро­гой нити. Риза была цель­ная, до колен, с отвер­стием для головы. По подолу шли трех­цвет­ные изоб­ра­же­ния гра­на­то­вых яблок. Плоды гра­на­то­вых яблок отли­ча­лись сла­до­стью и сим­во­ли­зи­ро­вали сла­дость воз­ве­ща­е­мого пер­во­свя­щен­ни­ком закона. По подолу были также золо­тые коло­коль­чики. Звук коло­коль­чи­ков раз­да­вался, когда Аарон входил в свя­ти­лище пред лицем Гос­пода: дабы слышен был от него звук, когда он будет вхо­дить во свя­ти­лище пред лице Гос­подне и когда будет выхо­дить, чтобы ему не уме­реть (Исх.28:35). Входя в место осо­бого при­сут­ствия Божия, Аарон, обле­чен­ный в свя­щен­ные одежды, входил как пред­ста­ви­тель народа и хода­тай за него.

Хитон — бахромча­тая риза, выткан­ная из вис­сона в шашечку, мел­кими квад­ра­ти­ками.

На голове был кидар — повязка из вис­сона. К нему кре­пился золо­той полу­об­руч — диа­дема свя­то­сти — с над­пи­сью: свя­тыня Гос­подня. Над­пись ука­зы­вала на то, что он носил грехи сынов Изра­и­ле­вых. Голов­ной убор пер­во­свя­щен­ника не описан в Свя­щен­ном Писа­нии. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обыч­ной свя­щен­ни­че­ской повязки из льня­ной ткани, поверх кото­рой была другая, из узор­ча­той фио­ле­то­вой ткани с кова­ным золо­тым венком.

Пояс пер­во­свя­щен­ника был очень длин­ным. У жите­лей Востока пояс — необ­хо­ди­мая при­над­леж­ность, чтобы стя­ги­вать широ­кие, раз­ве­ва­ю­щи­еся одежды. В Библии мы нахо­дим ука­за­ние на сим­во­ли­че­ское зна­че­ние пояса: опояшь чресла твои (4Цар.4:29). Это озна­чало быть гото­вым к трудам.

Сам Гос­подь не только уста­но­вил опи­сан­ные виды одежд свя­щен­ни­ков и пер­во­свя­щен­ника, но и пред­пи­сал обряд посвя­ще­ния для каждой сту­пени иерар­хии.

Посвя­ще­ние в пер­во­свя­щен­ника и свя­щен­ника состо­яло из четы­рех глав­ных актов. Рас­ска­жем о каждом:

  1. Омо­ве­ние водою. Иссле­до­ва­тели пола­гают, что очи­ща­лось все тело, а не только руки и ноги. Такое омо­ве­ние при­ни­мал пер­во­свя­щен­ник в празд­ник — день Очи­ще­ния. Это было не только физи­че­ское дей­ствие, но и нрав­ственно-сим­во­ли­че­ское. Оно явля­лось про­об­ра­зом высо­чай­шей свя­то­сти и без­уко­риз­нен­ной чистоты пер­во­свя­щен­ника Нового Завета — Иисуса Христа.
  2. Обла­че­ние в свя­щен­ные одежды — символ того слу­же­ния, в кото­рое всту­пал пер­во­свя­щен­ник или свя­щен­ник.
  3. Пома­за­ние свя­щен­ным елеем (о при­го­тов­ле­нии его гово­рится в 30‑й главе книги Исход). Елей, пред­на­зна­чен­ный для пома­за­ния Аарона и четы­рех его сыно­вей, был при­го­тов­лен особым спо­со­бом. В его состав вхо­дили: само­точ­ная смирна (смола мир­ро­вого кустар­ника), кора корич­ного дерева, бла­го­вон­ный трост­ник, имев­ший паху­чие корни, кассия (аро­мат­ная кора).

Пома­за­ние слу­жило види­мым знаком подачи Богом особой бла­го­дат­ной силы. В пома­за­нии чело­век полу­чал дар Свя­того Духа. Святой пророк Исаия гово­рит: Дух Гос­пода Бога на Мне, ибо Гос­подь пома­зал Меня бла­го­вест­во­вать нищим, послал Меня исце­лять сокру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­ды­вать плен­ным осво­бож­де­ние и узни­кам откры­тие тем­ницы, про­по­ве­ды­вать лето Гос­подне бла­го­при­ят­ное (Ис.61:1–2; выде­лено нами. — Авт.).

В Изра­иле пома­зы­ва­лись свя­щен­ным елеем не только свя­щен­ники, но и про­роки и цари. Пома­за­нье Аарона как пер­во­свя­щен­ника отли­ча­лось от пома­за­ния его сыно­вей-свя­щен­ни­ков. На голову Аарона Моисей излил в боль­шом коли­че­стве елей и затем пома­зал, веро­ятно, лицо и одежды. Свя­щен­ни­кам пома­зы­ва­лись только лицо и одежда.

  1. Жерт­во­при­но­ше­ние. Посвя­ща­е­мые при­но­сили три жертвы: за грех, все­со­жже­ние и спе­ци­аль­ную жертву посвя­ще­ния.

Жертва посвя­ще­ния сходна с жерт­вой мирной. Кровь заклан­ного овна поли­ва­лась на правое ухо, боль­шие пальцы правой руки и правой ноги посвя­ща­е­мых. На ухо — чтобы лучше слы­шать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выпол­нять запо­веди Божии. На ноги — чтобы бес­по­рочно вхо­дить в свя­ти­лище. Далее: кровь и миро сме­ши­ва­лись и ими окроп­ля­лись свя­щен­ные одежды посвя­ща­е­мых. Затем на руки посвя­ща­е­мых воз­ла­га­лись те части жерт­вен­ного живот­ного, кото­рые посвя­ща­лись Богу (тук, курдюк и печень). Воз­ла­га­лись также: один круг­лый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опрес­нок). Посвя­ща­е­мый потря­сал этим, прежде чем это пре­да­ва­лось сожже­нию. Это ука­зы­вало на буду­щее слу­же­ние, кото­рое заклю­ча­лось глав­ным обра­зом в при­но­ше­нии жертв. Посвя­ще­ние закан­чи­ва­лось тра­пе­зой, что сим­во­ли­зи­ро­вало союз (обще­ние) с Богом.

Посвя­ще­ние пер­во­свя­щен­ни­ков и свя­щен­ни­ков совер­ша­лось семь дней. Все эти дни они не должны были отхо­дить от дверей скинии.

Обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ков. Свя­щен­ники были посред­ни­ками между Богом и Его наро­дом. Прежде всего им над­ле­жало слу­жить в свя­ти­лище, у жерт­вен­ника все­со­жже­ния, кото­рый был во дворе, и у жерт­вен­ника куре­ния, сто­яв­шего в святом. На первом жерт­вен­нике при­но­сили жертвы, а на втором воз­жи­гали фимиам. Они пола­гали еже­не­дельно хлебы на стол пред­ло­же­ния. Под­дер­жи­вали посто­ян­ный огонь во дворе на алтаре все­со­жже­ний. Сни­мали с него каж­до­днев­ный пепел. В тор­же­ствен­ные дни тру­били в трубы. В конце обще­ствен­ных жерт­во­при­но­ше­ний бла­го­слов­ляли веру­ю­щих.

Свя­щен­ники обя­заны были учить изра­иль­тян закону Гос­подню и раз­ре­шать спор­ные вопросы. Свя­щен­ники должны были быть без телес­ных недо­стат­ков и чужды всякой нечи­стоты, избе­гать осквер­не­ния. Их нрав­ствен­ная репу­та­ция должна была быть без­упреч­ной.

Пер­во­свя­щен­ники кроме обыч­ных жерт­во­при­но­ше­ний, кото­рые совер­шали и свя­щен­ники, имели две особые обя­зан­но­сти. В вели­кий день Очи­ще­ния при­но­сить особые жерт­во­при­но­ше­ния и вхо­дить в святое святых для окроп­ле­ния кровью жертвы за грех крышки ков­чега Завета. В важных делах через урим и туммим испра­ши­вать волю Божию (см.: Чис. 27:21). 

В более позд­ние вре­мена пер­во­свя­щен­ник был пред­се­да­те­лем синед­ри­она — выс­шего рели­ги­оз­ного суда. В соот­вет­ствии с высо­ким зва­нием и обя­зан­но­стями он должен был больше, чем свя­щен­ники, соблю­дать себя в отно­ше­нии личной чистоты и свя­то­сти. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев.21:14). Не мог обна­жать голову и раз­ди­рать свою одежду, ибо это озна­чало печаль или горе. Пер­во­свя­щен­ник Каиафа, разо­драв­ший одежду во время суда над Спа­си­те­лем, нару­шил закон. Это озна­чало пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ного свя­щен­ства. Пер­во­свя­щен­ник не должен был при­ка­саться к телу умер­шего.

Посвя­ще­ние леви­тов. Обряд посвя­ще­ния леви­тов был зна­чи­тельно проще, чем посвя­ще­ние пер­во­свя­щен­ника и свя­щен­ни­ков. Об этом рас­ска­зы­ва­ется в книге Чисел: И очи­сти­лись левиты и омыли одежды свои, и совер­шил над ними Аарон посвя­ще­ние их пред Гос­по­дом, и очи­стил их Аарон, чтобы сде­лать их чистыми; после сего вошли левиты отправ­лять службы свои в скинии собра­ния пред Ааро­ном и пред сынами его (Чис.8:21–22). Моисей над ними совер­шал очи­ще­ние: они окроп­ля­лись очи­сти­тель­ной водой.

Левиты после окроп­ле­ния водою обри­вали все свое тело, вымы­вали одежды и ста­но­ви­лись чистыми. Затем совер­ша­лось посвя­ще­ние: они брали двух тель­цов и хлеб­ное при­но­ше­ние. Сыны Изра­и­левы воз­ла­гали руки на леви­тов, а те — руки на головы тель­цов. Один телец при­но­сился в жертву за грехи, а другой — во все­со­жже­ние. Посвя­ще­ние совер­шали Аарон и его сыно­вья. Слу­же­ние леви­тов было трид­цать лет — с два­дца­ти­лет­него воз­раста до пяти­де­ся­ти­ле­тия.

В пустыне они обя­заны были пере­но­сить скинию и ее при­над­леж­но­сти. Позд­нее на них были воз­ло­жены заботы о храме. Они отпи­рали и запи­рали его, под­дер­жи­вали в нем чистоту, заве­до­вали его дохо­дами, при­го­тов­ляли хлебы пред­ло­же­ния. Со вре­мени свя­того Давида из леви­тов состав­ля­лись мно­го­чис­лен­ные хоры. Они зани­ма­лись пением и музы­каль­ным испол­не­нием при храме.

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки