Храм

архи­епи­скоп Вени­а­мин

Новая скри­жаль. О глав­ней­ших частях Церкви


§1 Части храма

Цер­ковь, при­ни­ма­е­мая в зна­че­нии храма Божия или дома молит­вен­ного, раз­де­ля­ется глав­ным обра­зом на две части – алтарь и соб­ственно храм; но часто к этим двум частям при­ла­га­ется и третья – при­твор или пред­хра­мие; посему и храм раз­де­ля­ется, по обык­но­ве­нию, на три глав­ные части: алтарь, соб­ственно храм и при­твор.

§2 Раз­ли­чие в частях храма

Из всех частей церкви алтарь есть глав­ней­ший, потому что он назна­чен для свя­щен­но­слу­же­ния; потому и не доз­во­ля­ется вхо­дить в него непо­свя­щен­ным; храм назна­чен для верных, а при­твор – для огла­шен­ных и каю­щихся, т. е. таких людей, кото­рые не полу­чили еще права вхо­дить в храм. Такое раз­ли­чие частей церкви пове­ле­вают соблю­дать 19 и 43 пра­вила Собора Лаоди­кий­ского и 69 Шестого Все­лен­ского, в кото­рых ска­зано, что в алтарь доз­во­ля­ется вхо­дить только свя­щен­ни­кам для свя­щен­но­дей­ствия и цар­ской власти для при­ча­ще­ния и при­но­ше­ния даров.

§3 Первое зна­ме­но­ва­ние церкви

Раз­де­ле­ние церкви на две части, т. е. алтарь и храм, имеет четыре зна­че­ния. Симеон Солун­ский в гл. 4 о храме, назвавши алтарь не вход­ным, т. е. местом, куда не всем поз­во­ля­ется вхо­дить, а только посвя­щен­ным, а храм – вход­ным, куда все хри­сти­ане входят, дает этим частям сле­ду­ю­щее зна­че­ние: 1) они зна­ме­нуют Христа, Бога и вместе чело­века, первое, т. е. Боже­ство Иисуса Христа, – неви­димо, а второе, чело­ве­че­ство, – видимо; 2) чело­века, состо­я­щего из души и тела; 3) таин­ство Троицы, кото­рая непо­сти­жима по суще­ству, но позна­ется по своему про­мыслу и силам, и 4) види­мый мир и неви­ди­мый: алтарь озна­чает небо, а храм – землю.

§4 Второе зна­ме­но­ва­ние церкви

Но цер­ковь, раз­де­лен­ная на три части, т. е. алтарь, храм и при­твор, имеет другие зна­че­ния. Симеон Солун­ский в той же главе гово­рит: «И с другою целию храм раз­де­ля­ется на три части: на при­твор, нахо­дя­щийся пред храмом, храм и алтарь; эти части зна­ме­нуют: 1) Троицу, 2) Горние Силы, раз­де­ля­ю­щи­еся на три чина, 3) бла­го­че­сти­вых людей, раз­де­ля­ю­щихся на иереев, верных и нахо­дя­щихся в пока­я­нии и в 4) трех­част­ный образ храма озна­чает то, что на земле,что на небе­сах и что пре­выше небес; паперть озна­чает землю, храм – небо; а свя­тей­ший алтарь – то, что пре­выше небес».

§5 Ангелы и люди раз­де­ля­ются на три чина

Выше было ска­зано, что храм, раз­де­лен­ный на три части, упо­доб­ля­ется Анге­лам и людям; здесь сле­дует объ­яс­нить: в каком смысле при­ни­ма­ется деле­ние Анге­лов и людей на три раз­ряда. В 1‑й части Пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния в ответе на вопрос 20‑й при­во­дятся сле­ду­ю­щие слова св. Дио­ни­сия Аре­о­па­гита:

«Ангелы, - пишет он, – раз­де­ля­ются на девять ликов, а сии – на три чина. В первом чине нахо­дятся те, кои ближе к Богу, как то: Пре­столы, Херу­вимы и Сера­фимы. Во втором чине: Власти, Гос­под­ства и Силы. В тре­тьем: Ангелы, Архан­гелы, Начала. Они постав­лены в таком порядке, что низшие Ангелы полу­чают про­све­ще­ние и бла­го­де­я­ния Божии чрез высших».

То есть, в первом чине нахо­дя­щи­еся Ангелы, прежде всех полу­чая Боже­ствен­ное оси­я­ние и при­ни­мая его без вся­кого посред­ства, пере­дают тем, кото­рые не имеют такого оси­я­ния, какое они полу­чают. И посему первые чины, по воле Божией, при­частны бывают и к высшим, и низшим чинам; так Сера­фим может назваться Анге­лом и Силой, но Ангел не может назваться Сера­фи­мом, потому что Ангелы не дости­гают той горней страны, где нахо­дятся Сера­фимы. Сера­фимы прежде всего при­ни­мают про­све­ще­ние Светом Боже­ствен­ным, а от них пере­да­ется оза­ре­ние прочим чинам, и потому первая тре­тица свя­щен­но­на­чаль­ствует над второю, а вторая над тре­тьею. Таким обра­зомъ и люди раз­де­ля­ются на три раз­ряда. Симеон Солун­ский в 133 гл. гово­рит: «Внутрь алтаря входит иерарх, нося­щий образ Бого­че­ло­века Иисуса и силою Его свя­щен­но­дей­ству­ю­щий, другие же свя­щен­ные лица, каждый по своему чину, зна­ме­нуют и Апо­сто­лов, и в осо­бен­но­сти Архан­ге­лов и Анге­лов». В 26 гл. о храме он же гово­рит: «Иереи, начи­на­ю­щие Боже­ствен­ные песни внутри алтаря, изоб­ра­жают собою первые, высшие к Богу чины; а диа­коны, чтецы и пес­но­певцы, по порядку про­дол­жа­ю­щие Боже­ствен­ные псалмы и Свя­щен­ное Писа­ние, обра­зуют сред­ний чин небес­ных сил; пра­во­слав­ный же народ, сто­я­щий во храме и про­ся­щий у Бога мило­сти, озна­чает послед­ний чин Анге­лов.

§6 Почему цер­ковь раз­де­ля­ется на три части

Цер­ковь наша, или храм, раз­де­ля­ется на три части, по при­меру Скинии Мои­се­е­вой и храма Соло­мо­нова, в кото­рых было по три части. Так Апо­стол Павел пишет к Евреям: Имеяше убо Скиния Святое люд­ское: Скиния соору­жена бысть первая, яже гла­го­лется Святая: по вторей же завесе Скиния гла­го­лется Святая Святых (Евр. гл. 9). Одно из сих отде­ле­ний – внеш­нее – пред­на­зна­ча­лось для евреев, елли­нов, одним словом, для народа. Затем была устро­ена завеса, отде­ляв­шая внеш­нюю часть храма; за эту завесу внутрь храма всякий день вхо­дили свя­щен­ники для при­но­ше­ния жертвы; эта часть назы­ва­лась Святая. Далее была устро­ена еще вторая завеса, за кото­рой была третья часть храма, Святая Святых: туда только один раз в год входил Пер­во­свя­щен­ник, для при­не­се­ния жертвы. Все эти части храма были обра­зом наших храмов, так как сень обра­зо­вала истину. А почему как вет­хо­за­вет­ные, так и ново­за­вет­ные храмы раз­де­ля­ются на три части, тому Васи­лий Вели­кий в своем трак­тате о Св. Духе (гл. 27) пола­гает сле­ду­ю­щую при­чину: «Вели­кий Моисей, – гово­рит он, – хотел выра­зить тем, что не всем доз­во­лил при­сту­пать к тому, что было свя­щен­ного в храме; он вне храма назна­чил место для мир­ских людей; а в самый храм, т. е. Святая, предо­ста­вил право вхо­дить избран­ным. Леви­тов удо­стоил быть слу­жи­те­лями Божи­ими; свя­щен­ни­кам предо­ста­вил право совер­шать зако­ле­ния и все­со­жже­ния и совер­шать прочие свя­щен­но­слу­же­ния. Из сосло­вия свя­щен­ни­ков он избрал одного, кото­рый одна­жды в год, в извест­ный день и в извест­ный час, должен был вхо­дить в непри­ступ­ное место (Святая Святых) для того, дабы и он сам по труд­но­сти и ред­ко­сти со стра­хом взирал на Святая Святых».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки