Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

Новая Скрижаль

Часть 1

   

или Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных

Содержание

    Предисловие
Часть первая О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих Глава I. Об именах и святости Церкви § 1. Что есть церковь? § 2. Название церквей § 3. Церковные вещи святы § 4. Прообразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках Просфора двусоставная § 5. Церковные вещи должно почитать Глава II. О главнейших частях церкви § 1. Части храма § 2. Различие в частях храма § 3. Первое знаменование церкви § 4. Второе знаменование церкви § 5. Ангелы и люди разделяются на три чина § 6. Почему церковь разделяется на три части? Глава III. О святом престоле и его принадлежностях § 1. Знаменование и значение алтаря § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре Престол есть жертвенник и училище Евангелие на престоле Престол есть судилище § 3 Престол означает гроб Христов, алтарь – гробницу Престол есть место присутствия Божия, скиния и проч § 4. Почему престол и другие церковные утвари имеют разные значения? § 5. Престол бывает четвероугольный и возвышенный Ступени около престола Срачица и индития на престоле Мощи под престолом» Илитон на престоле Антиминс на престоле Крест на престоле и запрестольный Ковчег или дарохранительница на престоле Свещи и елей за престолом § 6. Молитвенный дом без святого престола не есть церковь Глава IV. О сени над престолом § 1. Сень над престолом § 2 § 3 Глава V. О горнем месте и сопрестолии § 1. Горнее место в алтаре § 2. Горнее место означает кафедру Иисуса и седение Его одесную Бога § 3. Сопрестолие на горнем месте § 4. Иконы над горним местом Глава VI. О предложении и сосудохранительнице или диаконике § 1. Предложение. Сосудохранительница или диаконик в алтаре Придел или параекклисия § 2. Предложение имеет многие различные знаменования § 3. Утвари в предложении к рождеству Христову относятся Глава VII. Об иконостасе, солее и амвоне § 1. Иконостас пред алтарем § 2. Что знаменует иконостас Иконы в иконостасе § 3. Солея пред иконостасом § 4. Амвон § 5. Кто восходит на амвон Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях § 1. Двери царские и святые § 2. Завеса § 3. Двери южные и северные в иконостасе Средняя и боковые двери в притворе Двери великие в паперти Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме § 1. Светильники во храме многоразличны § 2. Что знаменуют? § 3. Воск, елей и фимиам Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся § 1. Притвор и паперть § 2. Оглашенные имеются и ныне § 3. Кающиеся суть четырех родов § 4. Плачущие § 5. Слушающие § 6. Припадающие § 7. Стоящие с верными § 8. Причастившиеся § 9. Притворы – домы оглашенных § 10. Оглашенные исполняют все четыре степени § 11. Моления в притворе Завеса в западных дверях Средние и боковые двери в притворе Трисвятое пред утренею Кающиеся и оглашенные не были допускаемы на вечерню и утреню Глава XI. О святом кресте § 1. Крест везде прилагается § 2. Что был прежде крест? § 3. В порок христианам поставляем был § 4. Что он есть ныне § 5. Для чего Христос распялся на кресте §6 § 7 § 8 § 9 § 10 § 11 § 12 § 13. Для чего Христос распялся вне града? § 14. Древние не изображали Христа на кресте § 15. Знамением креста ограждаются члены тела § 16. Знамением креста все освящаются таинства § 17. Крестом ограждаются домы, стены, врата и письменные акты Запрещается начертывать крест на земле и на полу Глава XII. О святых иконах § 1. Иконы святые от Бога преданы § 2. Доказательство о св. иконах из Ветхого Завета § 3. Из Нового Завета § 4. Святые иконы почитаются издревле § 5. Св. иконы ревностно были защищаемы § 6. В каком смысле св. иконы почитаются Глава XIII. О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных § 1. Всякому и во всякое время необходимо молиться § 2. Молитва превосходнее других добродетелей § 3. Служб дневных считается седмь § 4. Содержание дневных служб § 5. Литургия не в числе седми дневных служб Как начинаются службы мирянами § 6. Службы дневные начинаются с вечера § 7. Совершаются трижды в день § 8. Литургия от одного священника совершается только однажды в день, и другие литургии на том же престоле в этот день не совершаются Часть вторая О службах, положенных в священническом служебнике, и о постах Глава I. Последование вечерни § 1. Устав и чинопоследование Божественной службы § 2. Вечерня совершается в храме и в алтаре § 3. «Благословен Бог наш» есть начало вечерни и всех молений § 4. Пред службою сначала воссылается слава Богу § 5. Пред службою призывается Св. Дух § 6. Трисвятое есть моление к Троице § 7. Слава и ныне § 8. «Пресвятая Троице» есть второе моление § 9. «Господи, помилуй» трижды § 10. «Отче наш» есть третье моление § 11. «Господи, помилуй» двенадцать раз § 12. «Приидите, поклонимся» трижды § 13. По девятом часе отпуста не бывает § 14. «Благослови, душе моя, Господа», каждение во время пения оного; закрытие царских дверей § 15. Чтение светильничных молитв пред царскими дверьми; возжжение свещей § 16. Ектения великая и малая § 17. «Блажен муж» и два последующие псалма Аллилуиа при «Блажен муж» § 18. «Господи воззвах» и проч. Стихира последняя, «Слава и ныне» и «Богородичен» поются на средине Каждение на «Господи воззвах» и значение оного § 19. Что есть стихира § 20. Вход на вечерни Царские двери отверзаются на вечернем входе Вход вечерний бывает на вечерни и притом пред праздниками На вход священник идет в прямом положении тела Во входе диакон орарем указует к востоку При молитве христиане обращаются к востоку § 21. «Премудрость, прости» пред «Свете тихий» § 22. Прокимен, «Премудрость, вонмем» пред «Мир всем» § 23. При прокимне священник обращается к западу Метание полагать и метание творить § 24. «Рцем вси», или сугубая ектения § 25. Плодоносящие § 26. Труждающиеся § 27. Ектения просительная § 28. «Ангела мирна, верна» § 29 § 30. Лития на вечерни в притворе «Господи, помилуй» на литии поется много раз, а наконец трижды § 31. Стихиры стиховны, пение оных на средине храма и лампада на литии § 32. «Ныне отпущаеши» § 33. Тропари отпустительные § 34. Благословение хлебов на всенощных § 35. Помазание елеем на утрени § 36. «Премудрость пред отпустом» § 37. Отпуст Глава II. Повечерие малое и великое § 1. Повечерие § 2. Повечерие великое и малое § 3. В начале молений – «помилуй мя, Боже» § 4. «Верую во единаго Бога», читаемое на повечерии и на полунощнице § 5. «Господи, помилуй», повторяемое сорок раз Глава III. Полунощница § 1. Полунощница совершается глубокой ночью § 2. «Блажени непорочнии», поемые на полунощнице субботы и на погребениях § 3. «Се Жених грядет», – на полунощнице и на Страстной после аллилуиа § 4. На полунощнице поминаются усопшие Глава IV. Последование утрени § 1. Полунощница и утреня различны между собою § 2. Трисвятое пред утренею в Четыредесятницу § 3. «Услышит тя Господь» и проч § 4. «Слава Святей» § 5. Шестопсалмие и все к нему приложения читаются одним Аминь пред шестопсалмием и славословие малое Свечи погашаются § 6. Утренние молитвы читаются пред царскими дверьми § 7. «Бог Господь». Свечи возжигаются § 8. «Аллилуиа» вместо «Бог Господь» § 9. Тропарь § 10. Стихословие «Аллилуиа» при стихословии «Аллилуиа» говорится трижды «Помилуй мя, Боже» не стихословится § 11. Непорочны, полиелей и возжжение свечей § 12 § 13. Степенны § 14. Ипакои § 15. Евангелие утреннее читается иереем § 16. Евангелие выносится для целования § 17. Канон На каноне три ектении На восьмой песни вместо: «Слава», говорится: «Благословим Отца» и проч Ирмос Катавасия § 18. Седален Стояния и акафист § 19. Кондак Икос § 20. Синаксарий § 21. Ексапостиларий и светилен § 22. Хвалитны § 23. Славословие великое и малое Глава V. Последование часов § 1. Первый час читается в притворе и во храме § 2. Содержание первого часа § 3. «Боже, ущедри ны» – на первом и на девятом часе § 4. Содержание третьего часа §5. «Помилуй мя, Боже» – на третьем часе § 6. Содержание шестого часа § 7. Содержание девятого часа § 8 Глава VI. Чин священной и Божественной литургии § 1. Чин литургии От чего происходит слово: Литургия Литургия есть Тайная вечеря, Евхаристия и общение § 2. Откуда взят чин литургии? § 3. Литургия есть священнодействие и тайнодействие § 4. Литургия начинается до полудня в разные часы § 5. Христиане на молитве обращаются к востоку § 6. Икона Христова и Богородичная на иконостасе § 7. Стихарь диаконский § 8. Орарь есть украшение собственно диаконское Диакон пред причастием препоясуется орарем § 9. Одежды благословляются § 10 Подризник, гаммата или струи на подризнике § 11. Поручи Правая поручь Левая поручь § 12. Эпитрахиль есть одеяние собственно священника § 13. Пояс на священнике При поясе платок § 14. Знаменования набедренника § 15. Набедренники носят почетные духовные Протосингел § 16. Священнический фелонь Саккос, полиставрий или многокрестный Приперсник на саккосе Звонцы на одеждах архиерейских Священник без эпитрахили ничего не совершает § 17. Омофор. – Седмь архиерейских одежд § 18. Панагия и крест, носимые на груди § 19. Митра § 20. Архиерейская мантия § 21. Жезл архиерейский, рожки и крест на нем § 22. Трикирии и дикирии § 23. Лампада пред архиереем § 24. Дары Святые освящаются сначала на предложении § 25. Умовение рук § 26. Диакон говорит: «Благослови, владыко» § 27. Просфора § 28. Копие § 29. На просфоре печать и слова На просфоре печать круглая или четвероугольная § 30. На проскомидии воспоминается страдание Христово Литургия содержит все таинства вочеловечения Христова § 31. Проскомидия начинается воспоминанием рождества Христова Утвари на проскомидии относятся к рождеству Христову На проскомидии воспоминается и страдание Христово § 32. «Господу помолимся» – от диакона § 33. Агнец св. четвероуголен В просфоре хлеб квасной § 34. Св. Агнец полагается навзничь § 35. На нижней стороне крестовидно рассекается § 36. И опять обращается крестом вверх и прободается в десной стране § 37. Вино соединяется с водою § 38. Части просфор различно располагаются § 39. На проскомидии поминаются святые § 40. Живые и усопшие воспоминаются Предложение на проскомидии имеет многие значения § 41. Каждение проскомидии Каждение вообще § 42. «Господу помолимся» от диакона § 43. Звездица на проскомидии Дискос на проскомидии § 44. Покровы на проскомидии и воздух § 45. Отпуст на проскомидии § 46. Литургия начинается воспоминанием рождества Христова Пред литургиею иерей тайно говорит: «слава в вышних Богу» Завеса открывается § 47. Священник целует Евангелие, а диакон трапезу § 48. «Время сотворити Господеви» § 49. Диакон пред началом литургии просит о себе молитв § 50. Проскомидию совершает один младший иерей Глава VII. Божественная служба или литургия святого Иоанна Златоустого § 1. Литургия Златоустого не первая § 2. Начало литургии есть «благословено Царство» § 3. Великая ектения древняя § 4. Изобразительные Антифоны на литургии § 5. Двери царские отверзаются на малый вход § 6. К изобразительным прибавляются блаженны § 7. Малый вход на литургии Аллилуиа по малом входе Лампада по малом входе на литургии Архиерей у западных врат облачается Диаконы при облачении архиерея Священники, приходящие к архиерею Царские двери при служении архиерея бывают отверсты Осенение пред малым входом При входе целует иконы на царских дверях «Ис.полла эти, деспота» Каждение по малом входе § 8. Тропари по входе § 9. Диакон возглашает: «благослови, владыко» Архиерей начинает литургию § 10. По входе поминаются живые § 11. По входе кондак Богородичен или праздничный «И во веки веков» орарем показывает диакон к народу § 12. Трисвятое поется в алтаре и на клиросах Осенение Евангелия дикирием Осенение народа тем же дикирием Осенение трикирием на горнем месте; тропарь «Троицы явление» Елицы во Христа крестистеся § 13. «Повели, владыко» § 14. Сидение на горнем месте Омофор отлагается § 15. «Вонмем» пред – «мир всем» § 16. Мир всем § 17. «Премудрость», прокимен § 18. Чтение апостольских посланий «Премудрость» пред надписанием Апостола и «вонмем» пред чтением Апостола Во время чтения Апостола архиерей и иерей сидят, а диаконы стоят § 19. «Аллилуиа» пред Евангелием § 20. Каждение пред Евангелием § 21. Благовестие § 22. «Премудрость, прости» – пред надписанием Евангелия, и «вонмем» – пред чтением Евангелия Чтение Евангелия бывает от диакона на амвоне Осенение по Евангелии § 23. Мир § 24. После Евангелия ектения сугубая § 25. Оглашенные с молитвою изводятся Кающиеся изводились § 26. «Елицы оглашеннии, изыдите» § 27. Кто суть верные? «Премудрость» пред возгласами двух ектений § 28. Херувимская песнь Умовение рук § 29. Великий выход» Антиминс простирается, изображая гроб Господень Каждение Архиерей не выносит Св. Даров Пресвитеры и диаконы Омофор предносится Сзади несется покров Дары Святые почитаются поклонением Порожние сосуды предносятся § 30. Св. Дары по перенесении означают погребение Христово Утвари по перенесении Св. Даров относятся к погребению Христову Двери царские и завеса затворяются § 31. Священник просит молитв диакона Осенение § 32. Проскомидий три § 33. Целование на литургии § 34. «Двери, двери» – означают два действия Архиерей под воздух приклоняется Вход во святая святых по открытии Св. Даров «Премудростию вонмем» «Верую во единаго Бога» § 35. Начинается освящение Святых Даров § 36. В священнодействии обещаются народу блага § 37. Сердца и чувства в священнодействии должно возносить горе § 38. В начале священнодействия воздается благодарение Богу Звон к достойну § 39. Победная песнь составлена из ангельских и человеческих слов § 40. Четыре слова: «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» § 41. Звездица поднимается с дискоса § 42. Рипиды в церкви потребны для таинственных причин § 43. На литургии бывают четыре песни § 44. «Приимите, ядите и пийте вси» § 45. Аминь § 46. Диакон орарем указывает на Св. Дары § 47. Св. Дары приносятся по заповеди § 48. Проскомидия третья и последняя § 49. Благодарение в священнодействии относится ко всем трем Лицам § 50. Словесная и бескровная служба § 51. Св. Дары освящаются с молением и поклонением § 52. Св. Дары освящаются содействием Св. Духа §53. Чрез знамение креста Престол есть горница сионская § 54. Св. Дары освящаются совершенно § 55. Плоды причащения § 56. Воспоминаются святые § 57. «Изрядно о Пресвятей» § 58. Живые и усопшие поминаются § 59. «И всех, и вся» § 60. По священнодействии люди к причащению приготовляются § 61 § 62. «Отче наш» на литургии «Мир всем» после «Отче наш» § 63. Главоприклонение § 64. Один Св. Агнец возносится § 65. Что есть Святая святым § 66. Святость мы имеем не от себя, но от Господа § 67. Омофор принимается архиереем § 68. Киноник § 69. Агнец Святой раздробляется на четыре части § 70. Воспоминание Тайной вечери совершается чрез раздробление и раздаяние § 71. Святым Агнцем творятся три креста § 72. Таинства совершаются наитием Св. Духа § 73. Теплою водою означается Дух Святой § 74. Вливается теплая вода в потир § 75. Диакон без причащения не литургисает § 76. Пред причащением все просят прощения § 77. Образ принятия Святого Тела в алтаре Аминь при причащении § 78. Причащаются из чаши трижды Различие причащения внутри и вне алтаря § 79. Причащается диакон § 80. Уста и край потира по причащении отираются § 81. Освященные Дары, являемые народу, означают воскресение Христово Дары Святые преподаются народу вне алтаря Лжица для причащения Святые Дары и непричащающимся показываются покрытыми и поклонением чествуются Святые Дары относятся обратно в алтарь § 82. «Спаси, Боже, люди Твоя» § 83. Вознесение Христово на литургии изображается § 84. Дискос диаконом переносится с престола на жертвенник § 85. «Всегда, ныне и присно» Престол есть гора Елеонская; предложение означает седение Иисуса Христа одесную Отца Каждение пред перенесением Даров § 86. Благодарение после причащения § 87. «Прости приимше» § 88. По окончании литургии людям дается дозволение выходить из церкви § 89. Люди пред исхождением благословляются молитвою иерея § 90. Непричастившимся дается антидор § 91. Благословение, отпуст и затворяются царские двери § 92. Потребление Св. Даров и исхождение всех из церкви Заключение всей этой священной и Божественной литургии Глава VIII. Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Слово: «вместообразная» – имеет три значения Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице § 1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Различие четырех постов § 2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной § 3. Для чего учреждена пред Великим постом сырная седмица § 4. Причины Четыредесятницы § 5. Первое исчисление дней Четыредесятницы, употребляемое на востоке § 6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице § 7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке § 8 § 9. Третье исчисление римлян § 10. Почему учреждены посты: Петров, Успенский и Рождественский § 11. Посты бывают в среды и в пятки § 12. Разрешается пост в среды и пятки от дня Рождества до дня Богоявления § 13. Разрешается пост на фарисеевой седмице § 14. Разрешается пост на сырной седмице § 15. Разрешается пост на Светлой седмице § 16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице § 17. Разрешается в среды и пятки праздничные Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров § 1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают § 2. Что есть преждеосвященная литургия § 3. Преждеосвященная учреждена издревле § 4. В котором часу начинается и какую приносит пользу? Святые Дары чествуются поклонением § 5. Преждеосвященная литургия кроме Четыредесятницы в другие посты не бывает § 6. В среду и в пяток на сырной седмице не бывает ни совершенной, ни преждеосвященной литургии § 7. Литургия полная не бывает в Великий пяток § 8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной § 9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими § 10. Память Феодора Тирона совершается в субботу § 11. Усопшие поминаются в субботу пред Четыредесятницею § 12. Усопшие поминаются при конце Пятидесятницы § 13. Память святых и усопших не полагается на Господские праздники § 14. На преждеосвященной литургии не посвящается пресвитер, но только диакон § 15. В посты совершаются все таинства, кроме брака § 16. Дары на преждеосвященной литургии не освящаются вновь § 17. Великий и малый вход на преждеосвященной § 18. На преждеосвященной соединяется вино с водою § 19. На преждеосвященной причащаются все § 20. Преждеосвященная не совершается в другие дни года § 21. «Благословено Царство», есть начало на преждеосвященной литургии § 22. Свет Христов просвещает всех Часть третья О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов Глава I. Чин поставления во чтеца и певца § 1. Хиротония Хиротесия Различие хиротоний § 2. Звание чтеца и певца § 3. Чтец и певец посвящается чрез крестообразное пострижение Аминь при пострижении чтеца Крестовидное пострижение чтеца § 4. Короткий фелонь § 5. Содержание молитвы при рукоположении § 6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола Держит лампаду Глава II. Чин хиротонии иподиакона § 1. Степень и лета иподиакона Иподиакон производится вне алтаря § 2. Иподиакон опоясуется орарем § 3. Порядок иподиаконского рукоположения § 4. Обязанности иподиакона § 5. Иподиакону дается лахань § 6. Иподиакон возливает воду Глава III. Чин хиротонии диакона § 1. Диакон посвящается после песни: достойно есть § 2. Диакон посвящается в алтаре и приемлется диаконами § 3. Обходит трижды святой престол и целует углы его § 4. Целует руку и колено архиерея § 5. Приклоняет колено § 6. Руки и чело прилагают к престолу § 7. Посвящается знамением креста § 8. Чрез возложение руки По посвящении даются – диакону рипида, а священнику Служебник § 9. Благодать имеет три значения § 10. Благодать производит в посвящаемом два действия § 11. Проручествует § 12. Возглашается имя посвящаемого § 13. Посвящаемый диакон возглашается иподиаконом § 14. Приемлет окончательное посвящение § 15. Моление о диаконе § 16. Ектения при посвящении § 17. Знаменует три раза крестным знамением § 18. Поднимается § 19. Возлагает орарь на левое плечо § 20. Аксиос § 21. После посвящения дается диакону рипида § 22. Целует архиерея в плечо § 23. Держит рипиду над Св. Дарами § 24. Причащается прежде прочих диаконов Глава IV. Чин хиротонии пресвитера § 1. Должность и лета пресвитера § 2. Покров носит Посвящается после херувимской песни § 3. Приводится диаконами и в алтаре приемлется пресвитерами § 4. Преклоняет оба колена § 5. Приемлет совершенное посвящение § 6. Эпитрахиль при посвящении § 7. Фелонь § 8. Целует архиерею руку и омофор и прочих священнослужителей § 9. Становится с иереями § 10. Приемлет часть Св. Хлеба С частию молится о всех Читает заамвонную молитву Глава V. Чин поставлены протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита § 1. Хиротесию приемлют многие § 2. В хиротонии возглашается Божественная благодать, а в хиротесии – благодать Всесвятаго Духа Глава VI. Чин избрания и рукоположения архиерейского § 1. Архиерей не производится без избрания § 2. Моление при избрании § 3. Избранный соглашается § 4. Орлецы архиерейские § 5. Покланяется архиереям и целует их руки Стоит в диаконике § 6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона По трисвятом он один посвящается Пресвитер после херувимской песни, а диакон по достойном, по одному посвящаются § 7. В алтаре приемлется от архиереев § 8. Преклоняет оба колена § 9. Возлагается Евангелие письменами на главу посвящаемого § 10. Приемлет окончательное посвящение § 11. Аксиос при посвящении архиерея § 12. Саккосы издревле не все архиереи носили § 13. Новопосвященного все архиереи целуют § 14. Входят в сопрестолие Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма § 1. Основание церкви полагается с молитвословием § 2. С дозволения архиерея § 3. Каждение на основании храма § 4. Первые камни полагаются крестообразно § 5. Ставропигия Выражения: крестовая церковь и кресты править § 6. В церквах полагается надпись Глава VIII. Чин освящения антиминсов и чин освящения храма, совершаемого архиереем § 1. Церковь освящается с великими обрядами § 2. Все, потребное к освящению, приготовляется заблаговременно § 3. Престол или трапеза утверждается на четырех столпах, или на одном столпе или на ковчеге § 4. Срачица на архиерее при освящении храма § 5. Царские двери затворяются § 6. Воскомастих § 7. Веселеил § 8. При освящении возливается на престол теплая вода § 9. Поливается красным вином с розовою водою § 10. Антиминсы суть престолы § 11. Престол и антиминсы помазуются св. миром Аллилуиа при помазании престола и антиминсов § 12. Помазуются стены § 13. От мира подается освящение всей церкви и всем людям § 14. Одежды святого престола § 15. Срачица снимается с архиерея по омытии престола при освящении храма § 16. Каждение при освящении храма § 17. Свещи при освящении храма возжигаются архиереем § 18. Мощи св. из другого храма переносятся в новый § 19. «Возмите врата князи ваша» и проч § 20. Св. мощи поставляются при освящении храма на св. престоле § 21. Мощи святым миром помазуются § 22. Мощи полагаются под святым престолом § 23. Мощи полагаются в антиминсах § 24. В церкви новоосвященной служат, и антиминсы лежат на престоле семь дней Церковь освящается обновлениями, отверзениями и проч Часть четвертая О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике Глава I. Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча § 1. Содержание молитв родившей жене § 2. Грехи невольные § 3. Духи дневные и ночные § 4. Чародейство троякое Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего § 1. Знамением креста младенец приводится к оглашению Сила и преимущество крестного знамения § 2. Младенцы приемлют имя в осьмый день Знаменования осьмого дня § 3. Знамением креста знаменуются чело, уста и перси § 4. Знамение креста есть печать Глава III. Молитва жене родильнице по четыредесятих днех § 1. Молитва родильнице после четыредесяти дней § 2. Воцерковлятися § 3. Восприемник при крещении § 4. Воцерковление Глава IV. Молитва жене, егда извержет младенца § 1. Молитва без таинства покаяния не разрешает от грехов, но умоляет милосердие Божие § 2. Грехи невольные Глава V. Молитва во еже сотворити оглашеннаго § 1. Оглашение начинается молитвословием § 2. На оглашенном разрешается пояс § 3. Просветитися значить креститься § 4. Оглашенный совлачается и проч § 5. Поставляется прямым телом к востоку § 6. Руки опускает § 7. Дуновение на оглашенного Знамением креста знаменуются чело, уста и перси § 8. На оглашенного налагается рука § 9. Возглашается имя оглашенного § 10. При оглашении положено три запрещения на нечистых духов § 11. Оглашенный снимает с себя не все одежды § 12. Обращается на запад § 13. Горе руце имущь § 14. Отрицается сатаны § 15. И всех дел его § 16. Отрицается трижды § 17. Дует и плюет на сатану § 18. Опять обращается к востоку, имея руки опущенные вниз § 20. Покланяется Богу Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания § 1. Действия седми таинств Крещение есть второе создание наше Знаменование крещения Елицы во Христа, вместо трисвятого § 2. Белая одежда, свещи и каждение при крещении § 3. Начало крещения есть возглас: Благословено царство § 4. Молитва, произносимая иереем при крещении тайно § 5. Вода при крещении освящается молитвою § 6. Знамением креста с погружением перстов § 7. Дуновение на воду § 8. Елей освящается дуновением, знамением креста и молитвою § 9. Елеем производятся в воде три креста § 10. Аллилуиа во время совершения иереем трех крестов в воде при крещении § 11. Елеем помазуется крещаемый Различие елеопомазания и миропомазания при крещении § 12. Елей радования § 13. Крещаемый стоит наг и держится при погружении § 14. Говорится, крещается, а не крещаю § 15. Аминь при погружении § 16. Аминь четвертое, по погружении § 17. Крещаемый приветствуется § 18. Белая одежда на крестившемся есть риза правды § 19. Крестившийся приготовляется к св. миропомазанию и причащению § 20. Помазуется св. миром § 21. Печать дара Духа Святого: св. миром помазуются многие члены § 22. Образ круга при крещении § 23. Вода и елей не просто употребляются Глава VII. И в осьмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти § 1. Св. миро омывается в осьмый день § 2. Белая одежда слагается священником § 3 § 4. Причащаются возрастные и младенцы после крещения Глава VIII. Молитва на пострижение власов младенца Пострижение младенца после крещения Глава IX. Последование о исповедании § 1. Покаяние есть второе крещение Три принадлежности покаяния § 2. Первая принадлежность § 3. Вторая принадлежность § 4. Третья принадлежность § 5. Увещание § 6. Канон есть эпитимия или запрещение § 7. Непричастившимся даются освященная вода и антидор § 8. Запрещения умножаются или умаляются Глава X. Последование, бываемое об обручении § 1. Обручение есть начало брака § 2. Совершается в церкви § 3. Перстни при обручении полагаются на св. трапезе § 4. Перстни должны быть один серебряный, а другой золотой § 5. При обручении новобрачным даются свечи § 6. Каждение при обручении § 7. Брак законный § 8. При обручении воспоминаются только одни Исаак и Ревекка § 9. Переменяются перстнями Глава XI. Последование венчания § 1. Венцы присвояются браку § 2. Обручение и венчание совершаются в совершенных летах § 3. Брак благословляется в храме § 4. Жених уподобляется царю § 5. Общая чаша при венчании § 6. Образ круга при венчании § 7. При венчании воспоминаются Константин, Елена и Прокопий Глава XII. Молитва на разрешение венцев в осьмый день § 1. Венцы слагаются в осьмый день § 2 Глава XIII. Главизна Никифора, патриарха Константинопольского Исповедника, о двоебрачии На второбрачных не возлагаются венцы Глава XIV. Последование святого елея § 1. Елеосвящение есть таинство § 2. Совершается семью священниками § 3. В церкви или в дому § 4. Ексапостиларий § 5. Кандило Красное вино с елеем и семь светильников § 6. Освященный елей многомощен § 7. Молитва: «Отче святый, Врачу» – имеет особенное содержание § 8. Болящий помазуется елеем семь раз § 9. На главу болящего возлагается Евангелие Возлагаются руки на Евангелие § 10 Глава XV. Последование малого освящения воды § 1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца § 2. При малом водоосвящении воспевается одна Богородица § 3. Отшедшие благословною виною § 4. Освященная вода и антидор даются непричастившимся Глава XVI. Последование великого освящения святых Богоявлений § 1. Великое водоосвящение совершается в день Богоявления и для крещающихся § 2. Литургия в навечерии § 3. Многолетствие в навечерие Богоявления Глава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки § 1. Монахи разделяются на три чина § 2. Ряса монашеская § 3. Монашеский чин есть чин ангельский § 4. Камилавка Глава XVIII. Последование малой схимы, сиречь мантии § 1. Монахи по своим чинам имеют особенные одежды § 2. Схима § 3 § 4 Монах стоит пред царскими вратами § 5. В трех местах творит коленопреклонения § 6. Постригается у царских дверей § 7. Люди разделяются на три чина § 8. Монашеский чин есть постнический § 9. Три обета монашеских § 11. Малая схима есть обручение великой § 11. Монах трижды подает ножницы § 12. Пострижение монаха § 13. Риза радования на монахе Монашеский чин состоит в покаянии § 14. Пояс на монахе § 15. Шлем на монахе § 16. Палий или мантия на монахе § 17. Сандалии на монахе § 18. Монаху дается свеча, Евангелие и крест § 19. Новопостриженный монах чествуется целованием Глава XIX. Последование великого ангельского образа § 1. Монашеский чин есть чин ангельский § 2. Монашеские одежды полагаются в алтаре § 3. Монашеское последование имеет две части § 4. Монашеский чин состоит в покаянии § 5 § 6. Кукуль на монахе § 7. Аналав на монахе § 8. Кукуль слагается в осьмый день Глава XX. Последование исходное и погребение мирских человек § 1 § 2 § 3. Усопшие не погребаются в церкви § 4. Каждение при погребении § 5. Свеча при погребении § 6. Трисвятое при выносе умерших § 7. Дары Святые во время херувимской песни переносятся до притвора § 8. Аллилуиа при погребении § 9. «Непорочнии в путь, аллилуиа» и проч § 10 § 11 § 12 § 13. Почему умершие именуются усопшими § 14. Усопшие чествуются целованием § 15. Употребление надгробного плача § 16. Усопший предается земле § 17. Возливается елей на усопших § 18. «Вечная память» Глава XXI. Последование исходное монахов § 1. Усопшие омываются § 2. Усопшие поставляются в церкви по чинам § 3. Ударение малое, великое и железное § 4. Превращение тела в землю и непревращение § 5. Дванадесять поклонов Глава XXII. Последование мертвенное над скончавшимся священником § 1. Усопшие устрояются лицами своего чина Над усопшими священниками читается Евангелие Над монахами и мирянами читается Псалтирь Икона при умершем, умершие покрываются покровом Умершие поставляются лицем к востоку § 2. Устрояются от своего чина § 3. Елей наливается на умерших § 4. Умерший священник облачается в священнические одежды § 5. Лицо священника покрывается покровом § 6. Свечи около гроба Глава XXIII. Примечания общие для всех погребений § 1. Усопшие поминаются § 2. Третины, девятины, сорокоусты и годовины § 3. Кутия § 4. Панихида Глава XXIV § 1. Чин, бываемый, аще случится чесому скверному яковому либо впасти в кладязь водный § 2. Молитва над пшеницею осквернившеюся и проч § 3. Молитва на основание дому § 4. Молитва, егда кто имать внити в дом нов § 5. Молитва на отверзение церкве, от еретиков оскверншейся § 6. Осквернение церкви еретиками § 7. Молитва, глаголемая по входе во храм, в нем же случится человеку умрети нуждно § 8. Осквернение церкви нечистыми животными § 9. Молитва о приносящих начатки овощей § 10. Молитва над гумном § 11. Молитва над коливом § 12. Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих § 13. Молитва о искушающемся во сне § 14. Молитва над разрешаемыми от запрещений § 15. Молитва о скверноядших § 16. Снеди запрещенные § 17. Молитва о кающихся § 18. Молитва по смерти прощальная § 19. Молитва на всякую немощь § 20. Молитва о копании кладязя § 21. Молитва в насаждение винограда § 22. Молитва на обымание винограда § 23. Молитва на благословение вина § 24. Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов § 25. В чине против гадов воспоминаются св. Трифон, Евстафий и Иулиан § 26. Повреждаемые места окропляются св. водою § 27. Заклинание демонов ведет свое начало от времен апостольских § 28. Молитва святых седми отроков на немощного и не спящего § 29. Молитва над солию § 30. Последование в сыноположение § 31. Усыновленный приемлется у алтаря § 32. Падает к ногам отца § 33. Отец попирает усыновленного § 34. Молитва во еже благословити брашно от мяс во святую и великую неделю Пасхи § 35. Молитва во еже благословити сыр и яйца § 36. Молитва о храмине, стужаемей от злых духов § 37. Последование над пещию § 38. В молитве над пещию воспоминается священномученик Киприан § 39. Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писаниям § 40. Последование об отроцех неудобоучащихся § 41. В молитве о неудобоучащихся воспоминаются свв. Стефан, Матфей, Агапий, Прокопий и Филит § 42. Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых § 43. Елеопомазание бывает четырех родов § 44. Чин, бываемый на разлучение души от тела § 45. Последование Божественного и священного умовения § 46. Совершается вне великих врат § 47. Братиям двунадесятим § 48. Вратарь и иконом § 49. Чтение Евангелия на умовении § 50 § 51. Умовение совершается иконому § 52. Оставшеюся от умовения водою окропляются § 53. Последование святыя Пентекостии § 54. С коленопреклонением и постом § 55. Коленопреклонение § 56. Последование в различные литии и бдения молебнов § 57. Литии или крестные ходы вне града В крестных ходах носятся хоругви и кресты § 58. Бдения § 59. Последование в бездождие и последование о сухости бездождия § 60. Испрашивается дождь § 61. Канон в страх труса § 62. Канон Пресвятей Троице в прещение губительныя немощи § 63. Молитва иная к Богу, глаголемая во время губительного глада § 64. Молитва на прещение громов и молний; – молитва о злорастворении ветров и бури морския § 65. Молитва молебная на всякую литию § 66. Молитва благословити ваия в неделю Ваий § 67. Молитва в причащение гроздия в 6-й день августа § 68. Плоды приносятся в 6-й день августа § 69. Последование в нашествие варвар § 70. Цари с молитвами вооружались на врагов § 71. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии § 72. О возвышении панагии § 73. Когда возвышается § 74. Одигитрия § 75. Последование Мефодия патриарха от отвержения различных лиц, ко православней и истинней вере обращающихся § 76. Обращающиеся от отвержения бывают трех родов § 77. Исправляются различными эпитимиями § 78. Обращающиеся омываются § 79. Обращающиеся помазуются миром § 80 § 81 § 82. Святыня и святыни § 83. Последование о священнике, во сне искусившемся § 84. И молитва сия Марка монаха § 85. Мартиниана § 86. Мечта во сне § 87. По четвертому правилу Дионисия § 88. По Великому Афанасию § 89. И по Великому Василию § 90. Ищи сия в каноне в К стихии в главе 28 § 91. Молитва, умиривающая во вражде сущих § 92. Последование к братотворению духовному § 93. Законами возбранено § 94. Егда крест творит священник на страсть недуга святым копием  

 
Предисловие
   Священнослужение нашей православной Церкви и при одном простом воззрении на его благолепие рождает в смиренных душах благоговейные чувствования; но несравненно высшие чувства благоговения как в служителях церкви, так и в предстоящих и молящихся может возбудить разумение таинственной силы и сущности церковных священнодействий. В совершающих бескровную жертву оно усиливает священный восторг, как естественное чувство вполне понятого священнодействия, а предстоящих с сокрушенным сердцем, перенося мысленно как бы в горние ангельские жилища, нечувствительно побуждает оставить в сладостном забвении всякое житейское попечение. Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению ума таким светом разумения и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги давно изданной и именуемой «Скрижаль», но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов, с кратким их объяснением, не находили для жаждущей души своей достаточной пищи. В удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней Скрижали, сколько по сходству порядка и предметов в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей. По разнообразию содержания, книга эта разделена на четыре части. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих, и проч.; во второй – о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах; в третьей – о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике. Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении сей книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский или Фессалонитский, скончавшийся в 1428 году, св. Герман, патриарх цареградский, которого память совершается мая 12-го дня. Во многих местах служили пособием и некоторые другие отцы Церкви, коих имена можно видеть при их свидетельствах, упоминаемых в этой книге.


Часть 1