Новая Скрижаль

Источник

Содержание

Предисловие

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих Глава I. Об именах и святости церкви §1. Что есть церковь? §2. Название церквей §3. Церковные вещи святы §4. Прообразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках Просфора двусоставная §5. Церковные вещи должно почитать Глава II. О главнейших частях церкви §1. Части храма §2. Различие в частях храма §3. Первое знаменование церкви §4. Второе знаменование церкви §5. Ангелы и люди разделяются на три чина §6. Почему церковь разделяется на три части? Глава III. О святом престоле и его принадлежностях §1. Знаменование и значение алтаря §2. Престол есть важнейшее место в алтаре Престол есть жертвенник и училище Евангелие на престоле Престол есть судилище §3. Престол означает гроб Христов, алтарь – гробницу Престол есть место присутствия Божия, скиния и проч. §4. Почему престол и другие церковные утвари имеют разные значения? §5. Престол бывает четвероугольный и возвышенный Ступени около престола Срачица и индития на престоле Мощи под престолом Илитон на престоле Антиминс на престоле Крест на престоле и запрестольный Ковчег или дарохранительница на престоле Свещи и елей за престолом §6. Молитвенный дом без святого престола не есть церковь Глава IV. О сени над престолом §1. Сень над престолом §2 §3 Глава V. О горнем месте и сопрестолии §1. Горнее место в алтаре §2. Горнее место означает кафедру Иисуса и седение Его одесную Бога §3. Сопрестолие на горнем месте §4. Иконы над горним местом Глава VI. О предложении и сосудохранительнице или диаконике §1. Предложение. Сосудохранительница или диаконик в алтаре Придел или параекклисия §2. Предложение имеет многие различные знаменования §3. Утвари в предложении к рождеству Христову относятся Глава VII. Об иконостасе, солее и амвоне §1. Иконостас пред алтарем §2. Что знаменует иконостас Иконы в иконостасе §3. Солея пред иконостасом §4. Амвон §5. Кто восходит на амвон Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях §1. Двери царские и святые §2. Завеса §3. Двери южные и северные в иконостасе Средняя и боковые двери в притворе Двери великие в паперти Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме §1. Светильники во храме многоразличны §2. Что знаменуют? §3. Воск, елей и фимиам Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся §1. Притвор и паперть §2. Оглашенные имеются и ныне §3. Кающиеся суть четырех родов §4. Плачущие §5. Слушающие §6. Припадающие §7. Стоящие с верными §8. Причастившиеся §9. Притворы – домы оглашенных §10. Оглашенные исполняют все четыре степени §11. Моления в притворе Завеса в западных дверях Средние и боковые двери в притворе Трисвятое пред утренею Кающиеся и оглашенные не были допускаемы на вечерню и утреню Глава XI. О святом кресте §1. Крест везде прилагается §2. Что был прежде крест? §3. В порок христианам поставляем был §4. Что он есть ныне §5. Для чего Христос распялся на кресте §6 §7 §8 §9 §10 §11 §12 §13. Для чего Христос распялся вне града? §14. Древние не изображали Христа на кресте §15. Знамением креста ограждаются члены тела §16. Знамением креста все освящаются таинства §17. Крестом ограждаются домы, стены, врата и письменные акты Запрещается начертывать крест на земле и на полу Глава XII. О святых иконах §1. Иконы святые от Бога преданы §2. Доказательство о св. иконах из Ветхого Завета §3. Из Нового Завета §4. Святые иконы почитаются издревле §5. Св. иконы ревностно были защищаемы §6. В каком смысле св. иконы почитаются Глава XIII. О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных §1. Всякому и во всякое время необходимо молиться §2. Молитва превосходнее других добродетелей §3. Служб дневных считается седмь §4. Содержание дневных служб §5. Литургия не в числе седми дневных служб Как начинаются службы мирянами §6. Службы дневные начинаются с вечера §7. Совершаются трижды в день §8. Литургия от одного священника совершается только однажды в день, и другие литургии на том же престоле в этот день не совершаются Часть вторая. О службах, положенных в священническом служебнике, и о постах Глава I. Последование вечерни §1. Устав и чинопоследование Божественной службы §2. Вечерня совершается в храме и в алтаре §3. «Благословен Бог наш» есть начало вечерни и всех молений §4. Пред службою сначала воссылается слава Богу §5. Пред службою призывается Св. Дух §6. Трисвятое есть моление к Троице §7. Слава и ныне §8. «Пресвятая Троице» есть второе моление §9. «Господи, помилуй» трижды §10. «Отче наш» есть третье моление §11. «Господи, помилуй» двенадцать раз §12. «Приидите, поклонимся» трижды §13. По девятом часе отпуста не бывает §14. «Благослови, душе моя, Господа», каждение во время пения оного; закрытие царских дверей §15. Чтение светильничных молитв пред царскими дверьми; возжжение свещей §16. Ектения великая и малая §17. «Блажен муж» и два последующие псалма Аллилуиа при «Блажен муж» §18. «Господи воззвах» и проч. Стихира последняя, «Слава и ныне» и «Богородичен» поются на средине Каждение на «Господи воззвах» и значение оного §19. Что есть стихира §20. Вход на вечерни Царские двери отверзаются на вечернем входе Вход вечерний бывает на вечерни и притом пред праздниками На вход священник идет в прямом положении тела Во входе диакон орарем указует к востоку При молитве христиане обращаются к востоку §21. «Премудрость, прости» пред «Свете тихий» §22. Прокимен, «Премудрость, вонмем» пред «Мир всем» §23. При прокимне священник обращается к западу Метание полагать и метание творить §24. «Рцем вси», или сугубая ектения §25. Плодоносящие §26. Труждающиеся §27. Ектения просительная §28. «Ангела мирна, верна» §29 §30. Лития на вечерни в притворе «Господи, помилуй» на литии поется много раз, а наконец трижды §31. Стихиры стиховны, пение оных на средине храма и лампада на литии §32. «Ныне отпущаеши» §33. Тропари отпустительные §34. Благословение хлебов на всенощных §35. Помазание елеем на утрени §36. «Премудрость пред отпустом» §37. Отпуст Глава II. Повечерие малое и великое §1. Повечерие §2. Повечерие великое и малое §3. В начале молений – «помилуй мя, Боже» §4. «Верую во единаго Бога», читаемое на повечерии и на полунощнице §5. «Господи, помилуй», повторяемое сорок раз Глава III. Полунощница §1. Полунощница совершается глубокой ночью §2. «Блажени непорочнии», поемые на полунощнице субботы и на погребениях §3. «Се Жених грядет», – на полунощнице и на Страстной после аллилуиа §4. На полунощнице поминаются усопшие Глава IV. Последование утрени §1. Полунощница и утреня различны между собою §2. Трисвятое пред утренею в Четыредесятницу §3. «Услышит тя Господь» и проч §4. «Слава Святей» §5. Шестопсалмие и все к нему приложения читаются одним Аминь пред шестопсалмием и славословие малое Свечи погашаются §6. Утренние молитвы читаются пред царскими дверьми §7. «Бог Господь». Свечи возжигаются §8. «Аллилуиа» вместо «Бог Господь» §9. Тропарь §10. Стихословие «Аллилуиа» при стихословии «Аллилуиа» говорится трижды «Помилуй мя, Боже» не стихословится §11. Непорочны, полиелей и возжжение свечей §12 §13. Степенны §14. Ипакои §15. Евангелие утреннее читается иереем §16. Евангелие выносится для целования §17. Канон На каноне три ектении На восьмой песни вместо: «Слава», говорится: «Благословим Отца» и проч Ирмос Катавасия §18. Седален Стояния и акафист §19. Кондак Икос §20. Синаксарий §21. Ексапостиларий и светилен §22. Хвалитны §23. Славословие великое и малое Глава V. Последование часов §1. Первый час читается в притворе и во храме §2. Содержание первого часа §3. «Боже, ущедри ны» – на первом и на девятом часе §4. Содержание третьего часа §5. «Помилуй мя, Боже» – на третьем часе §6. Содержание шестого часа §7. Содержание девятого часа §8 Глава VI. Чин священной и Божественной литургии §1. Чин литургии От чего происходит слово: Литургия Литургия есть Тайная вечеря, Евхаристия и общение §2. Откуда взят чин литургии? §3. Литургия есть священнодействие и тайнодействие §4. Литургия начинается до полудня в разные часы §5. Христиане на молитве обращаются к востоку §6. Икона Христова и Богородичная на иконостасе §7. Стихарь диаконский §8. Орарь есть украшение собственно диаконское Диакон пред причастием препоясуется орарем §9. Одежды благословляются §10 Подризник, гаммата или струи на подризнике §11. Поручи Правая поручь Левая поручь §12. Эпитрахиль есть одеяние собственно священника §13. Пояс на священнике При поясе платок §14. Знаменования набедренника §15. Набедренники носят почетные духовные Протосингел §16. Священнический фелонь Саккос, полиставрий или многокрестный Приперсник на саккосе Звонцы на одеждах архиерейских Священник без эпитрахили ничего не совершает §17. Омофор. – Седмь архиерейских одежд §18. Панагия и крест, носимые на груди §19. Митра §20. Архиерейская мантия §21. Жезл архиерейский, рожки и крест на нем §22. Трикирии и дикирии §23. Лампада пред архиереем §24. Дары Святые освящаются сначала на предложении §25. Умовение рук §26. Диакон говорит: «Благослови, владыко» §27. Просфора §28. Копие §29. На просфоре печать и слова На просфоре печать круглая или четвероугольная §30. На проскомидии воспоминается страдание Христово Литургия содержит все таинства вочеловечения Христова §31. Проскомидия начинается воспоминанием рождества Христова Утвари на проскомидии относятся к рождеству Христову На проскомидии воспоминается и страдание Христово §32. «Господу помолимся» – от диакона §33. Агнец св. четвероуголен В просфоре хлеб квасной §34. Св. Агнец полагается навзничь §35. На нижней стороне крестовидно рассекается §36. И опять обращается крестом вверх и прободается в десной стране §37. Вино соединяется с водою §38. Части просфор различно располагаются §39. На проскомидии поминаются святые §40. Живые и усопшие воспоминаются Предложение на проскомидии имеет многие значения §41. Каждение проскомидии Каждение вообще §42. «Господу помолимся» от диакона §43. Звездица на проскомидии Дискос на проскомидии §44. Покровы на проскомидии и воздух §45. Отпуст на проскомидии §46. Литургия начинается воспоминанием рождества Христова Пред литургиею иерей тайно говорит: «слава в вышних Богу» Завеса открывается §47. Священник целует Евангелие, а диакон трапезу §48. «Время сотворити Господеви» §49. Диакон пред началом литургии просит о себе молитв §50. Проскомидию совершает один младший иерей Глава VII. Божественная служба или литургия святого Иоанна Златоустого §1. Литургия Златоустого не первая §2. Начало литургии есть «благословено Царство» §3. Великая ектения древняя §4. Изобразительные Антифоны на литургии §5. Двери царские отверзаются на малый вход §6. К изобразительным прибавляются блаженны §7. Малый вход на литургии Аллилуиа по малом входе Лампада по малом входе на литургии Архиерей у западных врат облачается Диаконы при облачении архиерея Священники, приходящие к архиерею Царские двери при служении архиерея бывают отверсты Осенение пред малым входом При входе целует иконы на царских дверях «Ис полла эти, деспота» Каждение по малом входе §8. Тропари по входе §9. Диакон возглашает: «благослови, владыко» Архиерей начинает литургию §10. По входе поминаются живые §11. По входе кондак Богородичен или праздничный «И во веки веков» орарем показывает диакон к народу §12. Трисвятое поется в алтаре и на клиросах Осенение Евангелия дикирием Осенение народа тем же дикирием Осенение трикирием на горнем месте; тропарь «Троицы явление» Елицы во Христа крестистеся §13. «Повели, владыко» §14. Сидение на горнем месте Омофор отлагается §15. «Вонмем» пред – «мир всем» §16. Мир всем §17. «Премудрость», прокимен §18. Чтение апостольских посланий «Премудрость» пред надписанием Апостола и «вонмем» пред чтением Апостола Во время чтения Апостола архиерей и иерей сидят, а диаконы стоят §19. «Аллилуиа» пред Евангелием §20. Каждение пред Евангелием §21. Благовестие §22. «Премудрость, прости» – пред надписанием Евангелия, и «вонмем» – пред чтением Евангелия Чтение Евангелия бывает от диакона на амвоне Осенение по Евангелии §23. Мир §24. После Евангелия ектения сугубая §25. Оглашенные с молитвою изводятся Кающиеся изводились §26. «Елицы оглашеннии, изыдите» §27. Кто суть верные? «Премудрость» пред возгласами двух ектений §28. Херувимская песнь Умовение рук §29. Великий выход» Антиминс простирается, изображая гроб Господень Каждение Архиерей не выносит Св. Даров Пресвитеры и диаконы Омофор предносится Сзади несется покров Дары Святые почитаются поклонением Порожние сосуды предносятся §30. Св. Дары по перенесении означают погребение Христово Утвари по перенесении Св. Даров относятся к погребению Христову Двери царские и завеса затворяются §31. Священник просит молитв диакона Осенение §32. Проскомидий три §33. Целование на литургии §34. «Двери, двери» – означают два действия Архиерей под воздух приклоняется Вход во святая святых по открытии Св. Даров «Премудростию вонмем» «Верую во единаго Бога» §35. Начинается освящение Святых Даров §36. В священнодействии обещаются народу блага §37. Сердца и чувства в священнодействии должно возносить горе §38. В начале священнодействия воздается благодарение Богу Звон к достойну §39. Победная песнь составлена из ангельских и человеческих слов §40. Четыре слова: «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» §41. Звездица поднимается с дискоса §42. Рипиды в церкви потребны для таинственных причин §43. На литургии бывают четыре песни §44. «Приимите, ядите и пийте вси» §45. Аминь §46. Диакон орарем указывает на Св. Дары §47. Св. Дары приносятся по заповеди §48. Проскомидия третья и последняя §49. Благодарение в священнодействии относится ко всем трем Лицам §50. Словесная и бескровная служба §51. Св. Дары освящаются с молением и поклонением §52. Св. Дары освящаются содействием Св. Духа §53. Чрез знамение креста Престол есть горница сионская §54. Св. Дары освящаются совершенно §55. Плоды причащения §56. Воспоминаются святые §57. «Изрядно о Пресвятей» §58. Живые и усопшие поминаются §59. «И всех, и вся» §60. По священнодействии люди к причащению приготовляются §61 §62. «Отче наш» на литургии «Мир всем» после «Отче наш» §63. Главоприклонение §64. Один Св. Агнец возносится §65. Что есть Святая святым §66. Святость мы имеем не от себя, но от Господа §67. Омофор принимается архиереем §68. Киноник §69. Агнец Святой раздробляется на четыре части §70. Воспоминание Тайной вечери совершается чрез раздробление и раздаяние §71. Святым Агнцем творятся три креста §72. Таинства совершаются наитием Св. Духа §73. Теплою водою означается Дух Святой §74. Вливается теплая вода в потир §75. Диакон без причащения не литургисает §76. Пред причащением все просят прощения §77. Образ принятия Святого Тела в алтаре Аминь при причащении §78. Причащаются из чаши трижды Различие причащения внутри и вне алтаря §79. Причащается диакон §80. Уста и край потира по причащении отираются §81. Освященные Дары, являемые народу, означают воскресение Христово Дары Святые преподаются народу вне алтаря Лжица для причащения Святые Дары и непричащающимся показываются покрытыми и поклонением чествуются Святые Дары относятся обратно в алтарь §82. «Спаси, Боже, люди Твоя» §83. Вознесение Христово на литургии изображается §84. Дискос диаконом переносится с престола на жертвенник §85. «Всегда, ныне и присно» Престол есть гора Елеонская; предложение означает седение Иисуса Христа одесную Отца Каждение пред перенесением Даров §86. Благодарение после причащения §87. «Прости приимше» §88. По окончании литургии людям дается дозволение выходить из церкви §89. Люди пред исхождением благословляются молитвою иерея §90. Непричастившимся дается антидор §91. Благословение, отпуст и затворяются царские двери §92. Потребление Св. Даров и исхождение всех из церкви Заключение всей этой священной и Божественной литургии Глава VIII. Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Слово: «вместообразная» – имеет три значения Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице §1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Различие четырех постов §2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной §3. Для чего учреждена пред Великим постом сырная седмица §4. Причины Четыредесятницы §5. Первое исчисление дней Четыредесятницы, употребляемое на востоке §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке §8 §9. Третье исчисление римлян §10. Почему учреждены посты: Петров, Успенский и Рождественский §11. Посты бывают в среды и в пятки §12. Разрешается пост в среды и пятки от дня Рождества до дня Богоявления §13. Разрешается пост на фарисеевой седмице §14. Разрешается пост на сырной седмице §15. Разрешается пост на Светлой седмице §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице §17. Разрешается в среды и пятки праздничные Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают §2. Что есть преждеосвященная литургия §3. Преждеосвященная учреждена издревле §4. В котором часу начинается и какую приносит пользу? Святые Дары чествуются поклонением §5. Преждеосвященная литургия кроме Четыредесятницы в другие посты не бывает §6. В среду и в пяток на сырной седмице не бывает ни совершенной, ни преждеосвященной литургии §7. Литургия полная не бывает в Великий пяток §8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной §9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими §10. Память Феодора Тирона совершается в субботу §11. Усопшие поминаются в субботу пред Четыредесятницею §12. Усопшие поминаются при конце Пятидесятницы §13. Память святых и усопших не полагается на Господские праздники §14. На преждеосвященной литургии не посвящается пресвитер, но только диакон §15. В посты совершаются все таинства, кроме брака §16. Дары на преждеосвященной литургии не освящаются вновь §17. Великий и малый вход на преждеосвященной §18. На преждеосвященной соединяется вино с водою §19. На преждеосвященной причащаются все §20. Преждеосвященная не совершается в другие дни года §21. «Благословено Царство», есть начало на преждеосвященной литургии §22. Свет Христов просвещает всех Часть третья. О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов Глава I. Чин поставления во чтеца и певца §1. Хиротония Хиротесия Различие хиротоний §2. Звание чтеца и певца §3. Чтец и певец посвящается чрез крестообразное пострижение Аминь при пострижении чтеца Крестовидное пострижение чтеца §4. Короткий фелонь §5. Содержание молитвы при рукоположении §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола Держит лампаду Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Иподиакон производится вне алтаря §2. Иподиакон опоясуется орарем §3. Порядок иподиаконского рукоположения §4. Обязанности иподиакона §5. Иподиакону дается лахань §6. Иподиакон возливает воду Глава III. Чин хиротонии диакона §1. Диакон посвящается после песни: достойно есть §2. Диакон посвящается в алтаре и приемлется диаконами §3. Обходит трижды святой престол и целует углы его §4. Целует руку и колено архиерея §5. Приклоняет колено §6. Руки и чело прилагают к престолу §7. Посвящается знамением креста §8. Чрез возложение руки По посвящении даются – диакону рипида, а священнику Служебник §9. Благодать имеет три значения §10. Благодать производит в посвящаемом два действия §11. Проручествует §12. Возглашается имя посвящаемого §13. Посвящаемый диакон возглашается иподиаконом §14. Приемлет окончательное посвящение §15. Моление о диаконе §16. Ектения при посвящении §17. Знаменует три раза крестным знамением §18. Поднимается §19. Возлагает орарь на левое плечо §20. Аксиос §21. После посвящения дается диакону рипида §22. Целует архиерея в плечо §23. Держит рипиду над Св. Дарами §24. Причащается прежде прочих диаконов Глава IV. Чин хиротонии пресвитера §1. Должность и лета пресвитера §2. Покров носит Посвящается после херувимской песни §3. Приводится диаконами и в алтаре приемлется пресвитерами §4. Преклоняет оба колена §5. Приемлет совершенное посвящение §6. Эпитрахиль при посвящении §7. Фелонь §8. Целует архиерею руку и омофор и прочих священнослужителей §9. Становится с иереями §10. Приемлет часть Св. Хлеба С частию молится о всех Читает заамвонную молитву Глава V. Чин поставлены протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита §1. Хиротесию приемлют многие §2. В хиротонии возглашается Божественная благодать, а в хиротесии – благодать Всесвятаго Духа Глава VI. Чин избрания и рукоположения архиерейского §1. Архиерей не производится без избрания §2. Моление при избрании §3. Избранный соглашается §4. Орлецы архиерейские §5. Покланяется архиереям и целует их руки Стоит в диаконике §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона По трисвятом он один посвящается Пресвитер после херувимской песни, а диакон по достойном, по одному посвящаются §7. В алтаре приемлется от архиереев §8. Преклоняет оба колена §9. Возлагается Евангелие письменами на главу посвящаемого §10. Приемлет окончательное посвящение §11. Аксиос при посвящении архиерея §12. Саккосы издревле не все архиереи носили §13. Новопосвященного все архиереи целуют §14. Входят в сопрестолие Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма §1. Основание церкви полагается с молитвословием §2. С дозволения архиерея §3. Каждение на основании храма §4. Первые камни полагаются крестообразно §5. Ставропигия Выражения: крестовая церковь и кресты править §6. В церквах полагается надпись Глава VIII. Чин освящения антиминсов и чин освящения храма, совершаемого архиереем §1. Церковь освящается с великими обрядами §2. Все, потребное к освящению, приготовляется заблаговременно §3. Престол или трапеза утверждается на четырех столпах, или на одном столпе или на ковчеге §4. Срачица на архиерее при освящении храма §5. Царские двери затворяются §6. Воскомастих §7. Веселеил §8. При освящении возливается на престол теплая вода §9. Поливается красным вином с розовою водою §10. Антиминсы суть престолы §11. Престол и антиминсы помазуются св. миром Аллилуиа при помазании престола и антиминсов §12. Помазуются стены §13. От мира подается освящение всей церкви и всем людям §14. Одежды святого престола §15. Срачица снимается с архиерея по омытии престола при освящении храма §16. Каждение при освящении храма §17. Свещи при освящении храма возжигаются архиереем §18. Мощи св. из другого храма переносятся в новый §19. «Возмите врата князи ваша» и проч §20. Св. мощи поставляются при освящении храма на св. престоле §21. Мощи святым миром помазуются §22. Мощи полагаются под святым престолом §23. Мощи полагаются в антиминсах §24. В церкви новоосвященной служат, и антиминсы лежат на престоле семь дней Церковь освящается обновлениями, отверзениями и проч Часть четвертая. О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике Глава I. Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча §1. Содержание молитв родившей жене §2. Грехи невольные §3. Духи дневные и ночные §4. Чародейство троякое Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего §1. Знамением креста младенец приводится к оглашению Сила и преимущество крестного знамения §2. Младенцы приемлют имя в осьмый день Знаменования осьмого дня §3. Знамением креста знаменуются чело, уста и перси §4. Знамение креста есть печать Глава III. Молитва жене родильнице по четыредесятих днех §1. Молитва родильнице после четыредесяти дней §2. Воцерковлятися §3. Восприемник при крещении §4. Воцерковление Глава IV. Молитва жене, егда извержет младенца §1. Молитва без таинства покаяния не разрешает от грехов, но умоляет милосердие Божие §2. Грехи невольные Глава V. Молитва во еже сотворити оглашеннаго §1. Оглашение начинается молитвословием §2. На оглашенном разрешается пояс §3. Просветитися значит креститься §4. Оглашенный совлачается и проч §5. Поставляется прямым телом к востоку §6. Руки опускает §7. Дуновение на оглашенного Знамением креста знаменуются чело, уста и перси §8. На оглашенного налагается рука §9. Возглашается имя оглашенного §10. При оглашении положено три запрещения на нечистых духов §11. Оглашенный снимает с себя не все одежды §12. Обращается на запад §13. Горе руце имущь §14. Отрицается сатаны §15. И всех дел его §16. Отрицается трижды §17. Дует и плюет на сатану §18. Опять обращается к востоку, имея руки опущенные вниз §19. Оглашенный вопрошается о вере §20. Покланяется Богу Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания §1. Действия седми таинств Крещение есть второе создание наше Знаменование крещения Елицы во Христа, вместо трисвятого §2. Белая одежда, свещи и каждение при крещении §3. Начало крещения есть возглас: Благословено царство §4. Молитва, произносимая иереем при крещении тайно §5. Вода при крещении освящается молитвою §6. Знамением креста с погружением перстов §7. Дуновение на воду §8. Елей освящается дуновением, знамением креста и молитвою §9. Елеем производятся в воде три креста §10. Аллилуиа во время совершения иереем трех крестов в воде при крещении §11. Елеем помазуется крещаемый Различие елеопомазания и миропомазания при крещении §12. Елей радования §13. Крещаемый стоит наг и держится при погружении §14. Говорится, крещается, а не крещаю §15. Аминь при погружении §16. Аминь четвертое, по погружении §17. Крещаемый приветствуется §18. Белая одежда на крестившемся есть риза правды §19. Крестившийся приготовляется к св. миропомазанию и причащению §20. Помазуется св. миром §21. Печать дара Духа Святого: св. миром помазуются многие члены §22. Образ круга при крещении §23. Вода и елей не просто употребляются Глава VII. И в осьмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти §1. Св. миро омывается в осьмый день §2. Белая одежда слагается священником §3 §4. Причащаются возрастные и младенцы после крещения Глава VIII. Молитва на пострижение власов младенца Пострижение младенца после крещения Глава IX. Последование о исповедании §1. Покаяние есть второе крещение Три принадлежности покаяния §2. Первая принадлежность §3. Вторая принадлежность §4. Третья принадлежность §5. Увещание §6. Канон есть эпитимия или запрещение §7. Непричастившимся даются освященная вода и антидор §8. Запрещения умножаются или умаляются Глава X. Последование, бываемое об обручении §1. Обручение есть начало брака §2. Совершается в церкви §3. Перстни при обручении полагаются на св. трапезе §4. Перстни должны быть один серебряный, а другой золотой §5. При обручении новобрачным даются свечи §6. Каждение при обручении §7. Брак законный §8. При обручении воспоминаются только одни Исаак и Ревекка §9. Переменяются перстнями Глава XI. Последование венчания §1. Венцы присвояются браку §2. Обручение и венчание совершаются в совершенных летах §3. Брак благословляется в храме §4. Жених уподобляется царю §5. Общая чаша при венчании §6. Образ круга при венчании §7. При венчании воспоминаются Константин, Елена и Прокопий Глава XII. Молитва на разрешение венцев в осьмый день §1. Венцы слагаются в осьмый день §2 Глава XIII. Главизна Никифора, патриарха Константинопольского Исповедника, о двоебрачии На второбрачных не возлагаются венцы Глава XIV. Последование святого елея §1. Елеосвящение есть таинство §2. Совершается семью священниками §3. В церкви или в дому §4. Ексапостиларий §5. Кандило Красное вино с елеем и семь светильников §6. Освященный елей многомощен §7. Молитва: «Отче святый, Врачу» – имеет особенное содержание §8. Болящий помазуется елеем семь раз §9. На главу болящего возлагается Евангелие Возлагаются руки на Евангелие §10 Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца §2. При малом водоосвящении воспевается одна Богородица §3. Отшедшие благословною виною §4. Освященная вода и антидор даются непричастившимся Глава XVI. Последование великого освящения святых Богоявлений §1. Великое водоосвящение совершается в день Богоявления и для крещающихся §2. Литургия в навечерии §3. Многолетствие в навечерие Богоявления Глава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки §1. Монахи разделяются на три чина §2. Ряса монашеская §3. Монашеский чин есть чин ангельский §4. Камилавка Глава XVIII. Последование малой схимы, сиречь мантии §1. Монахи по своим чинам имеют особенные одежды §2. Схима §3 §4 Монах стоит пред царскими вратами §5. В трех местах творит коленопреклонения §6. Постригается у царских дверей §7. Люди разделяются на три чина §8. Монашеский чин есть постнический §9. Три обета монашеских §11. Малая схима есть обручение великой §11. Монах трижды подает ножницы §12. Пострижение монаха §13. Риза радования на монахе Монашеский чин состоит в покаянии §14. Пояс на монахе §15. Шлем на монахе §16. Палий или мантия на монахе §17. Сандалии на монахе §18. Монаху дается свеча, Евангелие и крест §19. Новопостриженный монах чествуется целованием Глава XIX. Последование великого ангельского образа §1. Монашеский чин есть чин ангельский §2. Монашеские одежды полагаются в алтаре §3. Монашеское последование имеет две части §4. Монашеский чин состоит в покаянии §5 §6. Кукуль на монахе §7. Аналав на монахе §8. Кукуль слагается в осьмый день Глава XX. Последование исходное и погребение мирских человек §1 §2 §3. Усопшие не погребаются в церкви §4. Каждение при погребении §5. Свеча при погребении §6. Трисвятое при выносе умерших §7. Дары Святые во время херувимской песни переносятся до притвора §8. Аллилуиа при погребении §9. «Непорочнии в путь, аллилуиа» и проч §10 §11 §12 §13. Почему умершие именуются усопшими §14. Усопшие чествуются целованием §15. Употребление надгробного плача §16. Усопший предается земле §17. Возливается елей на усопших §18. «Вечная память» Глава XXI. Последование исходное монахов §1. Усопшие омываются §2. Усопшие поставляются в церкви по чинам §3. Ударение малое, великое и железное §4. Превращение тела в землю и непревращение §5. Дванадесять поклонов Глава XXII. Последование мертвенное над скончавшимся священником §1. Усопшие устрояются лицами своего чина Над усопшими священниками читается Евангелие Над монахами и мирянами читается Псалтирь Икона при умершем, умершие покрываются покровом Умершие поставляются лицем к востоку §2. Устрояются от своего чина §3. Елей наливается на умерших §4. Умерший священник облачается в священнические одежды §5. Лицо священника покрывается покровом §6. Свечи около гроба Глава XXIII. Примечания общие для всех погребений §1. Усопшие поминаются §2. Третины, девятины, сорокоусты и годовины §3. Кутия §4. Панихида Глава XXIV §1. Чин, бываемый, аще случится чесому скверному яковому либо впасти в кладязь водный §2. Молитва над пшеницею осквернившеюся и проч §3. Молитва на основание дому §4. Молитва, егда кто имать внити в дом нов §5. Молитва на отверзение церкве, от еретиков оскверншейся §6. Осквернение церкви еретиками §7. Молитва, глаголемая по входе во храм, в нем же случится человеку умрети нуждно §8. Осквернение церкви нечистыми животными §9. Молитва о приносящих начатки овощей §10. Молитва над гумном §11. Молитва над коливом §12. Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих §13. Молитва о искушающемся во сне §14. Молитва над разрешаемыми от запрещений §15. Молитва о скверноядших §16. Снеди запрещенные §17. Молитва о кающихся §18. Молитва по смерти прощальная §19. Молитва на всякую немощь §20. Молитва о копании кладязя §21. Молитва в насаждение винограда §22. Молитва на обымание винограда §23. Молитва на благословение вина §24. Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов §25. В чине против гадов воспоминаются св. Трифон, Евстафий и Иулиан §26. Повреждаемые места окропляются св. водою §27. Заклинание демонов ведет свое начало от времен апостольских §28. Молитва святых седми отроков на немощного и не спящего §29. Молитва над солию §30. Последование в сыноположение §31. Усыновленный приемлется у алтаря §32. Падает к ногам отца §33. Отец попирает усыновленного §34. Молитва во еже благословити брашно от мяс во святую и великую неделю Пасхи §35. Молитва во еже благословити сыр и яйца §36. Молитва о храмине, стужаемей от злых духов §37. Последование над пещию §38. В молитве над пещию воспоминается священномученик Киприан §39. Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писаниям §40. Последование об отроцех неудобоучащихся §41. В молитве о неудобоучащихся воспоминаются свв. Стефан, Матфей, Агапий, Прокопий и Филит §42. Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых §43. Елеопомазание бывает четырех родов §44. Чин, бываемый на разлучение души от тела §45. Последование Божественного и священного умовения §46. Совершается вне великих врат §47. Братиям двунадесятим §48. Вратарь и иконом §49. Чтение Евангелия на умовении §50 §51. Умовение совершается иконому §52. Оставшеюся от умовения водою окропляются §53. Последование святыя Пентекостии §54. С коленопреклонением и постом §55. Коленопреклонение §56. Последование в различные литии и бдения молебнов §57. Литии или крестные ходы вне града В крестных ходах носятся хоругви и кресты §58. Бдения §59. Последование в бездождие и последование о сухости бездождия §60. Испрашивается дождь §61. Канон в страх труса §62. Канон Пресвятей Троице в прещение губительныя немощи §63. Молитва иная к Богу, глаголемая во время губительного глада §64. Молитва на прещение громов и молний; – молитва о злорастворении ветров и бури морския §65. Молитва молебная на всякую литию §66. Молитва благословити ваия в неделю Ваий §67. Молитва в причащение гроздия в 6-й день августа §68. Плоды приносятся в 6-й день августа §69. Последование в нашествие варвар §70. Цари с молитвами вооружались на врагов §71. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии §72. О возвышении панагии §73. Когда возвышается §74. Одигитрия §75. Последование Мефодия патриарха от отвержения различных лиц, ко православней и истинней вере обращающихся §76. Обращающиеся от отвержения бывают трех родов §77. Исправляются различными эпитимиями §78. Обращающиеся омываются §79. Обращающиеся помазуются миром §80 §81 §82. Святыня и святыни §83. Последование о священнике, во сне искусившемся §84. И молитва сия Марка монаха §85. Мартиниана §86. Мечта во сне §87. По четвертому правилу Дионисия §88. По Великому Афанасию §89. И по Великому Василию §90. Ищи сия в каноне в К стихии в главе 28 §91. Молитва, умиривающая во вражде сущих §92. Последование к братотворению духовному §93. Законами возбранено §94. Егда крест творит священник на страсть недуга святым копием
Предисловие

Священнослужение нашей православной Церкви и при одном простом воззрении на его благолепие рождает в смиренных душах благоговейные чувствования; но несравненно высшие чувства благоговения как в служителях церкви, так и в предстоящих и молящихся может возбудить разумение таинственной силы и сущности церковных священнодействий. В совершающих бескровную жертву оно усиливает священный восторг, как естественное чувство вполне понятого священнодействия, а предстоящих с сокрушенным сердцем, перенося мысленно как бы в горние ангельские жилища, нечувствительно побуждает оставить в сладостном забвении всякое житейское попечение. Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению ума таким светом разумения и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги давно изданной и именуемой «Скрижаль», но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов, с кратким их объяснением, не находили для жаждущей души своей достаточной пищи. В удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней Скрижали, сколько по сходству порядка и предметов в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей. По разнообразию содержания, книга эта разделена на четыре части. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих, и проч.; во второй – о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах; в третьей – о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике. Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении сей книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский или Фессалонитский, скончавшийся в 1428 году, св. Герман, патриарх цареградский, которого память совершается мая 12-го дня. Во многих местах служили пособием и некоторые другие отцы Церкви, коих имена можно видеть при их свидетельствах, упоминаемых в этой книге.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle