Зачем сохранять девство до брака?

диакон Вале­рий Духа­нин

Совре­мен­ные духов­ные пас­тыри гово­рят, что многие в наши дни готовы согла­ситься и при­нять какой угодно цер­ков­ный закон, только лишь бы не тре­во­жили сферу их интим­ных отно­ше­ний. Легко чело­век рас­ста­ется со своим дев­ством, спешит успо­ко­ить самого себя мне­нием, что «сейчас все так живут».

В 303 году по Р. X. в Нико­ми­дии к пра­ви­телю Мак­си­мину при­вели девицу неви­дан­ной кра­соты — Евфра­сию. Без­жа­лост­ный мучи­тель пове­лел ей отречься от Христа, покло­ниться идолам — в про­тив­ном случае она будет осквер­нена. И вот рядом с Евфра­сией ока­зался грубый воин с обна­жен­ным мечом, кото­рый жаждет плот­ской утехи. Угод­ница Божия обра­ти­лась с горя­чей молит­вой к Спа­си­телю, твердо веруя, что Гос­подь не посра­мит. И вдруг в сердце святой яви­лось, словно луч, небес­ное вра­зум­ле­ние. Евфра­сия ска­зала: «Храб­рый воин, ты часто быва­ешь в сра­же­ниях. Хочешь, я найду тебе такой чудес­ный цветок, кото­рый сохра­няет от вся­кого вра­же­ского посе­че­ния?» Глаза леги­о­нера заго­ре­лись: «Найди мне такой цветок: я хочу всегда иметь его при себе». Святая про­дол­жила: «Этот цветок может иметь силу только тогда, когда его даст девица, а не жен­щина». Воин, желая завла­деть чудо­дей­ствен­ным талис­ма­ном, пошел за Евфра­сией в сад.

Вот она ходит по пре­крас­ному саду и соби­рает цветы — вся, словно ангел, в белом, с рас­пу­щен­ными воло­сами. Она ищет цветок бес­смер­тия. Нако­нец девушка ука­зала на несколько одно­об­раз­ных цвет­ков: «Это и есть цветы бес­смер­тия», — нежно сорвала их и доба­вила: «Для того, чтобы ты сам убе­дился в их чудо­дей­ствии, положи их мне на шею и сильно ударь мечом». Пере­кре­стив­шись, святая Евфра­сия обна­жила юную шею и сми­ренно скло­нила голову. А воин, при­ло­жив к ее шее цветы, сильно ударил мечом.

…Тихо, словно про­дол­жая бла­го­го­вей­ную, сми­рен­ную молитву, падало обез­глав­лен­ное тело на траву. Изум­ленно смот­рел воин на подвиг юной хри­сти­анки. Ради сохра­не­ния дев­ства, нетлен­ного дара цело­муд­рия, святая Евфра­сия жерт­во­вала жизнью. А душа ее… Насле­до­вав небес­ный венец, она помо­гает тем, кто на земле ста­ра­ется соблю­сти свое дев­ство.

Многим подоб­ный пример пока­жется стран­ным. Стоило ли ради сохра­не­ния дев­ства терять саму жизнь? Так хоть жила бы, а то вообще ничего. Давайте заду­ма­емся: обык­но­венно люди теряют дев­ство, когда вопрос об угрозе их жизни не воз­ни­кает. Святая Евфра­сия пока­зала: сохра­нить дев­ство значит сохра­нить исклю­чи­тель­ный Боже­ствен­ный дар, сохра­нить в себе то лучшее, что в нас есть. Верно то, что дев­ство — одно из самых дра­го­цен­ных сокро­вищ чело­века. И это сокро­вище Гос­подь подает всем нам даром. Подает только одна­жды. Сокро­вище это так же бес­ценно, как свя­тость, как чистота и непо­роч­ность сердца. Не слу­чайно в каждом юноше и девушке сокрыто глу­бо­кое чув­ство свя­тыни своего дев­ства. Без­за­щит­ная девушка, святая Евфра­сия, ока­за­лась силь­нее и мудрее гру­бого воина и в итоге удо­сто­и­лась небес­ного венца, вечной жизни. Многие же лиша­ются этого ради вре­мен­ной сласти, а потом долго, но бес­по­лезно жалеют.

У совре­мен­ной моло­дежи бывают две формы пре­ткно­ве­ния в данном отно­ше­нии и соот­вет­ственно две точки зрения на вопрос добрач­ных отно­ше­ний.

Во-первых, неко­то­рые вос­при­ни­мают добрач­ные связи как есте­ствен­ный способ обще­ния с другим чело­ве­ком на опре­де­лен­ном этапе зна­ком­ства. Причем брак в данном случае даже не пред­по­ла­га­ется. Допу­стим, понра­ви­лось парню моро­же­ное — купил и съел, при­влекла вни­ма­ние реклама фильма — пошел и посмот­рел, заин­те­ре­со­вала хоро­шень­кая девушка — позна­ко­мился и пере­спал. Все как бы есте­ственно: поесть, посмот­реть, всту­пить в интим­ную связь.

Несколько лет назад некая девица очень хотела выйти замуж за зна­ко­мого ей моло­дого чело­века. Но он не желал, и после одной вече­ринки она смогла его соблаз­нить. За этим после­до­вала бере­мен­ность, и теперь она стала шан­та­жи­ро­вать свою жертву: «У нас ребе­нок. Если не женишься на мне, сделаю аборт». Вот так один порок влечет за собой другой: от блуда до убий­ства, ока­зы­ва­ется, один шаг. Мне неиз­вестно, чем закон­чи­лась эта исто­рия, кроме того, что моло­дой чело­век искал раз­ре­ше­ния своей про­блемы в церкви. А стоит ли вообще созда­вать себе такие про­блемы? Кстати, у Святых Отцов есть весьма мудрые реко­мен­да­ции, кото­рые помо­гут вовремя убе­речь себя от ненуж­ной тра­ге­дии. Пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец гово­рил: помни, ты — порох, не при­ка­сайся к огню, то есть не доз­во­ляй себе рис­ко­ван­ной бли­зо­сти с чело­ве­ком про­ти­во­по­лож­ного пола. Не ходи там, где ты поте­ря­ешь свое сокро­вище, избе­гай ситу­а­ций, в кото­рых слу­чится тра­ге­дия.

Порой и девушка, допу­стив интим­ную бли­зость, теряет свою неза­ви­си­мость, боится, что ее теперь бросят, и начи­нает бегать сама за парнем. Но во вза­им­ных отно­ше­ниях теперь исче­зает неж­ность. Любов­ник после этого обра­ща­ется с ней уже бес­це­ре­монно: он знает, что уже завла­дел ею. И как комар, напив­шийся крови, уда­ля­ется тяжело и мед­ленно, ко всему рав­но­душ­ный, так уходит любов­ник, удо­вле­тво­рив­ший сполна свою страсть.

Здесь девы юные цветут
Для при­хоти бес­чув­ствен­ной злодея, —

писал А. С. Пушкин.

Слиш­ком многие девушки знают на горь­ком опыте: едва парень добился, «чего хотел», как стал грубым и дерз­ким, из дружбы исчезло бла­го­го­ве­ние. Пси­хо­ло­гию подоб­ного иску­ше­ния хорошо знал Лер­мон­тов, когда вкла­ды­вал в уста гор­дого Печо­рина такие слова: «Есть необъ­ят­ное насла­жде­ние в обла­да­нии моло­дой, едва рас­пу­стив­шейся душой! Она как цветок, кото­рого лучший аромат испа­ря­ется навстречу пер­вому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, поды­шав им досыта, бро­сить на дороге: авось кто-нибудь под­ни­мет!»

Есть очень хоро­шее пра­вило жизни: не при­сва­и­вай себе чужого. Если ты слу­чайно зашел в сто­ло­вую, увидел накры­тый стол, то это не значит, что надо выжи­дать момент, когда понра­вив­ше­еся блюдо можно будет быст­ренько ску­шать. Оно не тебе при­го­тов­лено, не кради его у дру­гого. О каждом из нас есть Божие про­из­во­ле­ние. Гос­подь Своим пре­муд­рым Про­мыс­лом зара­нее опре­де­ляет нам спут­ника жизни, того, с кем мы соеди­нимся в единую плоть в Таин­стве Брака. Отда­вая себя кому-либо до Вен­ча­ния, чело­век дерзко втор­га­ется в этот Про­мысл, он как бы гово­рит Небес­ному Отцу: «Мне не нужны Твои дары, я сам о себе поза­бо­чусь». Он подо­бен каприз­ному ребенку, кото­рый меняет полез­ные фрукты, пода­ва­е­мые в свое время, на пирог из песка, кото­рый хочет выле­пить прямо сейчас.

Суще­ствуют доста­точно верные жиз­нен­ные наблю­де­ния. Само­лю­би­вый торо­пится удо­вле­тво­рить себя, свои низкие, телес­ные чув­ства. Он жаждет насы­тить понра­вив­шимся чело­ве­ком пре­ступ­ную страсть, но как только насы­тится, вмиг охла­де­вает и отвра­ща­ется от мнимо люби­мого. Жела­ние обла­дать другим чело­ве­ком, насы­тить себя его кра­со­той и дев­ствен­но­стью пока­зы­вает не любовь, а тайную гор­дость. Пусть такой герой пред­став­ля­ется сим­па­тич­ным, силь­ным, отваж­ным. Но очень веро­ятно, что это герой не вашего романа.

Поверьте, что насто­я­щая любовь чужда дер­зо­сти. Плот­ская при­вя­зан­ность сте­лется по земле, словно дым от жертвы Каина, тогда как чистая дружба вос­хо­дит к небе­сам как бла­го­вон­ный фимиам. Как хруп­кий сосуд с дра­го­цен­ным миром вы ста­нете акку­ратно дер­жать в руках, так сохра­ните чистоту любви. Как мать обни­мает ново­рож­ден­ного, так обни­майте чув­ства первой любви. Не дайте на рас­тер­за­ние свою чистоту, свое дев­ство, не спе­шите с первой ночью. Пусть вы помед­лите, зато обре­тете бес­ко­нечно боль­шее. Дев­ство — как чистое лицо ребенка, блуд — словно шрам на кра­си­вом лице. Как скрип железа по стеклу, так отзы­ва­ются в душе блуд­ные помыслы. И как ката­строфа города, стра­да­ю­щего от сти­хий­ного бед­ствия, так и рас­тле­ние дев­ства — это ката­строфа твоей личной судьбы. Потеря невин­но­сти отра­жа­ется даже на лице, кра­сота такого чело­века утра­чи­вает све­жесть, на ней про­яв­ля­ется печать пороч­но­сти.

Один свя­щен­ник зашел в биб­лио­теку, где заказ при­ни­мала девушка, сияв­шая све­же­стью, чисто­той и невин­но­стью. Когда он зашел на сле­ду­ю­щий день, то пора­зился: лицо потуск­нело, на девушке словно лежала какая-то тяжесть, словно кто-то разо­рил ее душу — батюшка сразу все понял. Об этом свя­щен­ник впо­след­ствии с горе­чью гово­рил: «Кто же посмел разо­рить этот храм?» Это всегда кара­ется уко­рами сове­сти, и в самый первый раз добрач­ного кон­такта душа еще ощу­щает что-то нелад­ное — какое-то пятно на душе, что-то пре­ступ­ное — такой чело­век пере­сту­пил через запрет­ную черту, а точнее, он совер­шил над своей душой глу­бо­кое осквер­не­ние. Потом, если чело­век про­дол­жает подоб­ный образ жизни, голос сове­сти сти­хает, и он погру­жа­ется в некое упо­е­ние, усладу подоб­ным обра­зом жизни. От этого трудно отка­заться, так как барьер сове­сти пре­одо­лен, а страсть услаж­дает глу­бины вашего есте­ства яркими, хотя и вре­мен­ными вспыш­ками, перед кото­рыми блек­нут все осталь­ные утехи. Но про­хо­дит время, чув­ства при­еда­ются, и плот­ская услада вас уже не насы­щает, внутри обна­ру­жи­ва­ется пустота. Потеря дев­ства в конеч­ном итоге разо­ча­ро­вы­вает и похожа на осколки раз­би­того неко­гда кра­си­вого и дра­го­цен­ного сосуда.

Чело­век, имев­ший добрач­ные связи, всту­пая в брак, часто уже не спо­со­бен внут­ренне при­нять Божию запо­ведь: будут два одною плотью (Мф. 19:5), ведь сколько раз он уже соеди­нялся с жен­щи­нами и теперь невольно вос­при­ни­мает брак как оче­ред­ной вари­ант, может быть, не послед­ний, как при­кос­но­ве­ние к пред­ме­там, к кото­рым он уже давно привык. Исче­зает и сакраль­ность интим­ных отно­ше­ний, кото­рые вос­при­ни­ма­ются просто как насла­жде­ние, а не как таин­ство и чудо дето­рож­де­ния. Да еще чело­век начи­нает срав­ни­вать, с кем ему было лучше, то есть все меря­ется не духов­ными или душев­ными каче­ствами, а самыми при­ми­тив­ными чув­ствен­ными ощу­ще­ни­ями.

В мире суще­ствует закон: те, кто хранит чистоту, нахо­дятся под покро­вом Божиим. Когда чело­век лишает себя чистоты, он утра­чи­вает и Боже­ствен­ную помощь. Так царь Давид был под покро­вом Все­выш­него, пока не впал в пре­лю­бо­де­я­ние. После утраты чистоты его тотчас постигли многие беды. Какие беды пре­сле­дуют в наши дни блуд­ни­ков, известно каж­дому.

В наше время иногда гово­рят, что опыт интим­ной жизни до брака теперь имеют фак­ти­че­ски все, а потому речь о дев­стве есть про­яв­ле­ние древ­них, сред­не­ве­ко­вых пред­став­ле­ний. Так что можно было бы кон­ста­ти­ро­вать, что 7‑я запо­ведь: «не пре­лю­бо­дей­ствуй» — бес­ко­нечно уста­рела. На самом деле, в таком утвер­жде­нии таится глу­бо­кая ложь, а те, кто ее про­из­но­сит, судят об окру­жа­ю­щих людях по себе.

Прежде всего, заме­тим, что блуд не только в наше время, а во все века без исклю­че­ния был излюб­лен­ным соблаз­ном чело­века.

Вожди народа, от кото­рого ведет начало наша юрис­пру­ден­ция, то есть народа рим­ского, — импе­ра­торы отли­ча­лись небы­ва­лой рас­пу­щен­но­стью. Князь Вла­ди­мир до обра­ще­ния в хри­сти­ан­ство не ску­пился на жен и налож­ниц. Одна рос­сий­ская импе­ра­трица по вече­рам вызы­вала гвар­дей­цев, чтобы выбрать сол­дата на одну ночь. И даже в жиз­не­опи­са­нии старца Силу­ана повест­ву­ется, что в моло­до­сти, когда он еще даже не пред­по­ла­гал о своем мона­ше­ском буду­щем, он позна­ко­мился с кра­си­вой девуш­кой, и одна­жды вече­ром с ними слу­чи­лось «обыч­ное». Поэтому наше время в исто­рии не исклю­че­ние. Однако в том заклю­ча­ется неот­мир­ность Еван­ге­лия, новизна хри­сти­ан­ства, — эта новизна не пре­кра­ща­ется с тече­нием вре­мени, — что именно в усло­виях подоб­ных иску­ше­ний и часто встре­ча­ю­щихся паде­ний особым светом сияет доб­ро­де­тель дев­ства. Кто хранит чистоту, тот обре­тает особую бли­зость к Богу, и Бог такому чело­веку помо­гает.

И еще доба­вим, что по сей день есть чистые души, сохра­нив­шие себя в цело­муд­рии. Ведь при­зна­емся честно, сама совесть под­ска­зы­вает — дев­ство необ­хо­димо хра­нить.

Все блуд­ные грехи осно­вы­ва­ются на отсут­ствии насто­я­щей любви к ближ­нему. Это очень важный момент. Любя­щий видит в люби­мом чело­веке высо­чай­шую цен­ность, а не сред­ство к удо­вле­тво­ре­нию своих стра­стей. Под­лин­ная любовь бла­го­го­веет перед цело­муд­рием люби­мого: до закон­ного брака она не допу­стит телес­ной бли­зо­сти, а в браке сохра­нит вза­им­ную вер­ность.

Здесь стоит заме­тить и еще кое-что. Как мы гово­рили, суще­ствует еще одна точка зрения. Кто-то, напри­мер, скажет сле­ду­ю­щее: «Хорошо. Себя, конечно же, не стоит отда­вать кому попало. Но если мы уже давно дружим и даже решили жениться, то почему интим­ное обще­ние недо­пу­стимо до венца? Не все ли равно, когда это насту­пит, ведь наша судьба уже пред­ре­шена?»

Это как бы более бла­го­род­ный вид блуда: мы все равно скоро поже­нимся, и какая раз­ница, сейчас всту­пить в интим­ную бли­зость или через два месяца?

Пред­ставьте, что в день вашего рож­де­ния для вас спе­ци­ально накрыли стол, и вы, едва увидев его, тут же бро­си­лись погло­щать аппе­тит­ные блюда — не все ли равно, сейчас или чуть попозже, когда все будут в сборе, когда вы уде­лите каж­дому вни­ма­ние. Да, обед при­го­тов­лен для вас, но вы своим пове­де­нием разо­ря­ете тор­же­ство празд­ника и сами у себя кра­дете сча­стье. Так жених и неве­ста, допу­стив­шие интим­ную бли­зость, при­хо­дят к браку как к уже разо­рен­ному обеду — нет све­же­сти и радо­сти новой жизни.

А давайте поду­маем, что значит: все равно когда? Все ли равно, когда рожать детей: по вступ­ле­нии в брак или несколько раньше? Все ли равно, когда вос­пи­ты­вать ребенка: имея рядом надеж­ного супруга или когда он еще не появился (или исчез перед сва­дьбой)? Все ли равно, когда при­зна­ваться в любви: едва увидев или по испы­та­нии друг друга вре­ме­нем?

Бла­го­дат­ный Огонь

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки