«Закон Божий» прот. Серафима Слободского (впервые издан в 1957 году) нередко считается основным руководством такого рода в наше время. Несмотря на многочисленные достоинства, в этом сочинении имеются и некоторые неточности и даже ошибки, преимущественно в изложении сотворения мира.
Неоднозначная изначальная посылка автора о том, что «подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию», повлияла на изложение им православного вероучения, исказив его.
В целом сотворение мира безальтернативно излагается в рамках теории эволюции. Для этого слова святых отцов прямо искажаются. Прп. Ефрем Сирин говорит: Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении 6-ти дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное.
Само сотворение небесных тел о. Серафим относит к начальным этапам мироздания, тогда как святые отцы — именно к 4-му дню.
О. Серафим прямо отвергает шестикратно повторенное библейское выражение о сотворении «по роду» и обычное святоотеческое представление о неизменности родов живых существ.
Вместе с тем, о. Серафим признает сотворение Богом буквального Адама из земли и Евы из ребра Адама, т.е. в этом вопросе не принимает эволюционного учения о происхождении человека от обезьяноподобных предков.
Как естественно-научные, такие и богословские обоснования эволюции являются ошибочными и противоречат вере Церкви. См. в энциклопедии статью «Эволюция» и указанную в ней литературу.
Будучи апологетом эволюции, о. Серафим дает высокую оценку Дарвину как якобы «очень верующему человеку». В действительности взгляды Дарвина на Бога сильно менялись с годами. Начав как теист и креационист, в ходе своих экспедиций и научных исследований Дарвин пришел вначале к деизму, а затем и вовсе к агностицизму, хотя никогда не называл себя прямо атеистом. Он отрицал историческое значение событий Ветхого Завета, буквальный Шестоднев, все сверхъестественное, затем стал отрицать ад и назвал христианство «проклятой доктриной», а себя — «капелланом дьявола». Подробнее об эволюции духовных взглядов Дарвина см. в специальной статье и в «Энциклопедии христианской апологетики».
Вселенские соборы
Среди христиан иногда появлялись люди, которые неправильно излагали учение христианское и желали свои лжеучения (ложные, неправильные учения) навязывать всей Церкви. Такие ложные учения Церковь называет ересями, а лжеучителей – еретиками. Когда прекратились всеобщие гонения на христиан, ереси стали особенно волновать жизнь Церкви.
Для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать, собирались, по примеру св. апостолов, Соборы (собрания) епископов – пастырей и учителей Церкви, по возможности со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане.
Как св. апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году – Деян.15:1–35), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев; так и отцы Церкви, т. е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой.
Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами.
Вселенских Соборов было семь.
На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ веры. Символ веры есть краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется у нас на Божественной Литургии.
Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.
