Пост - многогранная аскетическая практика. Предлагаю в этой теме собрать краткие высказывания о цели и смысле поста.
Итак.
1) Восстановление правильной иерархии души и тела. Душа должна властвовать телом, а не тело душою.
свт.прав.Иоанн Крондштадский,
«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»
"Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным"
"Можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?"
"Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия"
"укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость".
свщ. А. Ельчанинов
"...Пост=истощению,утончению.Нормальный,зоологический,благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт его духовное наполнение".
прд.
Нил Синайский,
" ...освобождение не столько тела, сколько ума и души, потому что грех,находясь во плоти,властвует умом и овладевает душою"
Очерки христианской этики. прт.Владислав Свешников,
" Пост (гастрономический,телесный ) обнаруживает волю к духовной жизни.Нравственная же задача поста, состоит в том, чтобы дух одержал победу над плотью,чтобы человек не был рабом своего тела.Нормально проводимый пост утоньчает возможности ума и сердца,усиливая внимание к "внутреннему" человеку."
свт.
Афанасий Великий,
«Видишь ли, что делает пост,— болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
свт.
Иоанн Златоуст,
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его.Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
прд.
Иоанн Кассиан,
"Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный.Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание"