Дорогой Максим, ситуация обстоит следующим образом.
Рай и ад - это давно уже не места, а состояния.
Рая не существует со времен грехопадения Адама.
Понятие «Рая» стало эвфемизмом к состоянию вечного счастья с Богом в Его Небесном Царстве (для чего, собственно, и был сотворен человек).
Ада, Шеола, не существует с момента сошествия туда Христа, ад уничтожен Светлым Христовым Воскресением: «Христос воскрес, и ни единого во аде» (с)
Но где же находятся души всех тех, от века усопших, кого Христос извел из ада?
Здесь важно понимать, что Теозис, Обо’жение и счастье, которого ухо не слышало и око не видело, и на ум человеку не приходило (1 Кор. 2:9) в Небесном Царстве - уготовано не душам, но всему человеку в целом.
А огнь вечный и червь неусыпающий - это, вообще, не человеческое место, потому как оно уготовано диаволу ангелам его
(Мф. 25:41).
Полноту блаженства и полноту мук человек восприимет только после всеобщего воскресения мертвых, когда души всех от века усопших вновь воссоединятся со своими телами, а затем последует Страшный суд.
Страшным он назван потому, что он будет всемирным («всемирное позорище», как называют его Отцы) и потому что он станет окончательным и последним для всех.
До этих страшных событий - души находятся в том или ином ПРЕДДВЕРИИ вечного счастья или в том или ином ПРЕДДВЕРИИ вечных мук.
И до Страшного суда участь душ может быть изменена.
Представьте себе, что человек написал срамную или еретическую книгу, снял срамный фильм, основал еретическое учение.
Хоть он и умер, но люди продолжают гибнуть благодаря его земным «трудам».
Состояние души этого человека ухудшается.
Теперь представьте, наоборот. Человек трудился во славу Божию, сотворил много добра, многому научил, написал хорошие душеполезные книги, вел подвижническую жизнь, сподобился дара прозорливости, творил иные душеспасительные добродетели
Его помнят из рода в род, молятся о нем келейно и общецерковно и пр.
Состояние такой души улучшается.
Души усопших лишены возможности творить добрые дела.
А Богу угодно, чтобы люди помогали друг другу спасаться.
Бог дал нам, живым, возможность творить милостыни и иные добрые дела в честь и память дорогих нашему сердцу усопших.
Этим и мы спасаемся, и души наших близким приближаем к более лучшему состоянию.
Поэтому русская народная мудрость и гласит, что «молитва матери со дна ада достанет», это хоть и иносказательно, но реально.
Жития святых и патерики дают нам множество примеров деятельной помощи усопшим.
Если что непонятно - спрашивайте.
Храни Господь.