Array ( [_ym_uid] => 1623989748524040228 [_ym_d] => 1707287308 [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_gcl_au] => 1.1.1058759685.1713760567 [_ga] => GA1.2.1931650033.1713760567 [rmcookie] => S:hoVHFFhAXPy8DdoTfGMFb6AObK8Ly2PMo7oAsBM2ZeMCLd8TRd-VW-NBZ0GjvUQKdGU9GDsposkAutHajJ6NjVnnPE7HdTtW8mr9vmt6LG6KLyqsyaBHimZiZgmHj-Jn9Ng1OE6wmx7hB3Zcte_1JH2XXnh-cV1tULjmdlEYKzBNYh9xm5G5tGvbQYHf8IRRTwDzdk1N5CbjZeZcMULAmJtVXEymqNpzlzRZPPii07VDNYwfPjEuo_77gyj_CJg2YMSPcQLRgABZYSMU2pEZxyI6JZTbOvKMxfxoIwiJUWdWEV5iIpN95gV6Bbd0K6IjmxuFCkdlLaGW_dDxb2rjf6hbcZP9-i0HC6607nqM4EToR4uIjrenpe6_Pr3w6Nlf4i0vfE8Kecnm8nJhW-CTfORWV16XxnTcIqZiqib4oXjN9THVnRzfu97Ah2kNhjQJ1CknFhii5uqAdPPJoNuIznDIOPpK8-_Sur7rMZd4P_A9mhKAdCxfSm8dJiInRWlS-1O9xgVOfL_XSE0VI0x6iDB4_hDgd0r9d8PuDss_g-DFDuJQQfZpf7DysZvkWbhoKUIC3WPVfUa5uxoaErFZnl3ys29UacbfTpg6BcDrs4zpBHzFEwg1bTRCAf_WPZlmTfqMDb4KhJAzDg== [otrid] => S:Yo5RrWMAIhOzLRkCn2ibyrZ_imr9a1sHqg8LfQOIrtsh6e43iU8SsMJCbUuPOqC2Nv9g2-HypFcFNQW55StsP4jti1eBWPawHCf_bgpph8dZLUTIsqNWRfo6Dpad-nE0pVOkJQPGl3fJcHEPBHtOb2swbdDsBmDgjXLcFotVlsKdINnuORwMwzidQ0pCV7DCudkLqYha9PuZeITRN45QG_VC-uAyHxpuFK0= [_ym_isad] => 1 [_gid] => GA1.2.840214519.1714017404 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

О соотношении человеческой и Божественной воли

отвечает священник Олег Корытко

Вопросы:

  1. Зачем Богом была создана земля, если Он уже знал ее будущее, грехопадение людей и т.д.
  2. Зачем Господь «посадил» в раю древо познания добра и зла. Ведь если бы Он не сделал этого, люди до сих пор жили бы в раю?

Татьяна

Ответ:

Оба Ваших вопроса, по сути, сводимы к одному: «Каким образом человеческая воля соотносится с волей Божественной?». Давайте попробуем посмотреть на проблему в контексте учения Православной Церкви о грехопадении. Действительно, христиане исповедуют наличие в Боге таких свойств, как всемогущество и всеведение (знание всего).

Однако Божественное всеведение отнюдь не подразумевает наличия абсолютного предопределения – в том смысле, что Бог прежде творения мира обрек его во главе с человеком на грехопадение и последующие затем скорби.

Например, я знаю, что человек, стоящий в окне пятнадцатого этажа, если сделает шаг вперед, неминуемо разобьется (понятно, что мои знания, в отличие от знания Божественного, имеют относительный характер). Тем не менее, это отнюдь не значит, что своим знанием я подталкиваю человека сделать решающий шаг. Человек сам может принимать решение, как ему поступить: данная способность обычно называется свободой.

Творец, являясь Сам в высшей степени свободным Существом, создал нас по Своему образу и подобию. Именно поэтому принято говорить, что одной из черт образа Божия является наличие у нас свободы. Господь хочет от нас свободной любви к Нему. Невозможно силой заставить человека любить кого бы то ни было. Именно поэтому Бог, зная о грядущем грехопадении, тем не менее все равно творит мир и человека, чтобы дать ему возможность свободно осуществить свое призвание к богоуподоблению в любви, или же, отвергнув дарованную ему свободу, впасть в рабство греху. Впрочем, нельзя рассуждать в том смысле, что Божественный замысел был от века обречен на неудачу; произошедшее падение Адама было исцелено Христом, благодаря чему те, кто последует за Ним, получают возможность достичь состояния выше того, в котором находился Адам.

Древо познания добра и зла было некоторым средством к достижению богоподобия. Преодолевая искушение вкусить плодов этого древа, человек мог постоянно преуспевать в послушании Богу и таким образом достигать теснейшего единства со своим Творцом. Это была возможность для человека реализовать свою любовь по отношению к Господу. Неповиновение привело к тому, что было утеряно внутреннее состояние райского блаженства, а потеря внешнего благополучия было лишь закономерным следствием. Утеряв рай внутри себя, наши праотцы стали несчастны, вне зависимости от местонахождения. Поэтому наивно полагать, что если бы Бог позволил Адаму и Еве остаться в раю после грехопадения, они продолжали бы пребывать в состоянии блаженства.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka