Аннотация Источник

Аннотация АВ

Книга митр. Вениамина (Пушкаря) является известным учебником по библейской истории, по которому училось не одно поколение семинаристов. Несмотря на удачную композицию и хороший язык, в ней есть существенные противоречия в вопросе происхождения мира. Автор некритически и вопреки учению святых отцов воспроизводит космологическую теорию «большого взрыва» и признает продолжительность библейского дня неопределенной, называя эти дни периодами. Поэтому и начало звезд и галактик автор относит ко второму такому дню-периоду, а не к библейскому четвертому дню. Вместе с тем, само возникновение видов живых существ митр. Вениамин называет тайной, однако решительно отвергает дарвиновскую эволюцию с ее миллионами лет и законом естественного отбора. По его убеждению, Адам творится Богом из земли, Ева — из ребра Адама; прародители жили в раю, там согрешили и были оттуда изгнаны.

Таким образом, митр. Вениамин правильно принимает всемогущество Божие за ключ к пониманию творения живых существ, так что каждый акт творения является в точном смысле слова мгновенным. Премудрость Божия такова, что каждый род живых существ является совершенным и не нуждается в дальнейшей эволюции. Однако в вопросах космогонии его взгляды не соответствуют учению отцов Церкви, которые полагали, что солнце, луна и все небесные тела вовсе не существовали до четвертого дня и появились после растений, созданных в третий день. Например, свт. Амвросий Медиоланский пишет: «Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны». См. подробнее в книге иером. Серафима (Роуза) и по ссылкам в статье «Эволюция».

Глава XVIII. Правление Маккавейской (Асмонейской) Династии

Симон Маккавей в 143 году изгнал сирийцев из родной земли и провозгласил Иудею независимым государством. В благодарность за это евреи провозгласили Симона своим вождем и возложили на него сан первосвященника. При этом народ торжественно передал власть над Иудеей всей династии Маккавеев на долгое время, до пришествия Великого Архиерея – Христа – Спасителя мира. Год освобождения Иудеи (143) был положен в основу нового летоисчисления.

Во время правления Симона иудеи жили свободно и мирно. Для безопасности страны Симон заключил мирный договор с Римской империей, которая в это время начала проявлять свой политический интерес на Ближнем Востоке. По мнению многих историков, период правления Симона Маккавея можно сравнить с периодом царствования Соломона.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (разоритель врагов). Он был последним из народных героев, которые прославили династию Маккавеев. Иоанн покорил идумеян и заставил их принять закон Моисеев. Он также покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим, «который они в III веке построили в противовес Иерусалимскому храму. Во время правления Иоанна Гиркана большое значение приобрели религиозные секты фарисеев и саддукеев. После Иоанна Гиркана Иудеей правил его старший сын Аристовул. Если Иоанн Гиркан имел только звание князя иудейского, то Аристовул принял корону и титул царя. По своему характеру он был жестоким человеком. Боясь, чтобы кто-нибудь из родственников у него не отнял царской власти, он своих братьев держал в оковах, а родную мать заморил голодом в темнице.

После смерти Аристовула престол Иудейского царя занял его брат Александр Анней. При нем Иудея постоянно вела войны с соседними народами. Эти войны требовали больших расходов, что ложилось тяжелым бременем на иудейский народ. Недовольные политикой Александра евреи не любили своего правителя и часто против него восставали. Александр в свою очередь относился к народу с презрением и жестоко подавлял восстания.

После смерти Александра Аннея власть над Иудеей в течение девяти лет оставалась в руках его вдовы, Александры. У нее было два сына – Гиркан и Аристовул. Еще при своей жизни Александра назначила Гиркана II первосвященником, а Аристовула II главным начальником над иудейским войском.


Источник: Священная Библейская история : Часть 1. Ветхий Завет. Часть 2. Новый Завет. / Высокопреосвященнейший Вениамин, Архиепископ Владивостокский и Приморский (Пушкарь). – Изд. 3-е, испр. и доп. - Санкт Петербург – Владивосток : Изд. «Завет», 2003 – 735 с. / Ч. 1. Ветхий Завет. 1-350 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle