епископ Вениамин (Пушкарь)

Глава III. Второй Год Общественного Служения

Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме.

Наступил праздник Пасхи. Уже какое столетие евреи праздновали свое освобождение от египетского рабства!

Празднично одетые, они толпами с разных концов обетованной земли спешили к Святыне Господней в Иерусалим, чтобы принести пасхальную жертву и воздать хвалу Богу – Иегове, своему Освободителю и Хранителю. Но никто и не подозревал, что вместе с ними по дорогам Палестины шел в Иерусалим Тот, Кто пришел избавить не только еврейский народ, но и все народы мира от духовного рабства – от рабства диавола. Христос – Сын Божий пришел вывести все народы из «глубины греховной» в Обетованное Царство Отца Небесного.

Придя в Иерусалим, паломники направились к величественному храму Бога-Иеговы. В крытых галереях храма в поисках защиты от палящего солнца собиралось много народа, так что не всегда можно было отыскать место для отдыха. Галереями пользовались раввины, которые сидели там, окруженные толпами учеников и любопытных слушателей. Они занимались толкованием предписаний Закона в духе полного регламентирования жизни, превращения ее в сплошной ритуал, в котором не оставалось места для духа религии. У многих фарисеев внутренняя религиозная жизнь гасла, оставалась только внешняя форма ее проявления. Внешнее благочестие превратилось в своеобразное состязание, и каждый фарисей старался превзойти другого в величине хранилищ на лбу или в количестве священных кистей на одежде. Некоторые фарисеи ходили вечно согнутыми, чтобы все видели, какую огромную тяжесть душеспасительных правил они взвалили на себя. Такими были многие религиозные учители еврейского народа в евангельские времена.

С каждым днем все новые и новые толпы паломников приходили в Иерусалим, так что город царя Давида в те пасхальные дни вбирал в себя, по Иосифу Флавию, до двух миллионов человек. Здесь можно было встретить не только евреев-аборигенов, но и евреев, прибывших из Рима, Вавилона, Александрии, Греции, – куда забросила их судьба еще в далекие ветхозаветные времена.

Исцеление расслабленного в «доме милосердия». Ин. 5: 1–47

Накануне Пасхи Иисус Христос с учениками пришел в многолюдный праздничный город. Направляясь в субботний день к храму, Спаситель проходил мимо одного из источников, который носил название Овечьей купальни, так как он находился недалеко от Овечьих ворот. Вода этой купальни славилась целебной силой, поэтому возле нее для больных был построен «Дом Милосердия». Это была огромная, с пятью крытыми коридорами больница без врачей, куда стекалось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Время от времени спокойная вода этой купальни начинала бурлить и волноваться. Это Ангел Господень сходил и возмущал воду. И кто первый погружался в нее, тот выздоравливал, какой бы он ни был одержим болезнью.

Естественно, все больные спешили первыми войти в воду, но не многим это удавалось. Один расслабленный (парализованный) с верою в чудодейственную силу Ангела, возмущавшего воду, долгие годы терпеливо ждал исцеления, но был бессильным войти в воду первым.

Иисус Христос зашел в Дом Милосердия и, проходя по галереям, остановился у постели расслабленного. «Хочешь ли быть здоров?» – с любовью спросил Спаситель больного. «Так, Господи, – ответил Ему расслабленный, – но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода...». Тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Взгляд говорившего, Его голос и повелительный тон, подобно электрическому току, пробежал по изможденным членам и разбитому организму парализованного. И совершилось чудо: по слову Спасителя больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в храм, прославляя Бога.

Все это произошло в субботу, и блюстители закона сразу же обратили внимание на человека, несущего постель. Они остановили его и потребовали ответа, почему он нарушает субботний день. Узнав, что главным виновником нарушения субботы является Иисус Назарянин, они в храме обступили Христа и начали обвинять Его в нарушении закона Божия.

Бездушные формалисты, утратившие дух и смысл закона Божия, фарисеи строго следили за тем, чтобы соблюдалась буква закона. Они совершенно исказили заповедь о субботнем дне. Так, еврейская книга «Мишна» содержит тридцать девять главных запрещений, касающихся субботы, и свыше тысячи примечаний к ним. Раввины спорили о том, например, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу? или: виновата ли женщина, если она родит в субботу? Можно ли писать две буквы подряд в субботу, или одну утром, а другую вечером? Можно ли лечить больного в субботу, если ему не угрожает смерть? и т. д.

Вот таким-то холодным и жестокосердным формалистам Господь ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Это значит, что как Бог Отец после творения мира не перестает промышлять о нем, так и Сын Божий промышляет дела любви погибающему в грехах роду человеческому.

Но фарисеи не унимались, они стали обвинять Христа в том, что Он делает Себя равным Богу. На это Господь ответил им: «Вы не верите Мне, потому что вы не любите Бога. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» []. Эти слова Господа исполняются до настоящего времени. Евреи, отвергнув истинного Мессию, ждут лжемессию – антихриста!

Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5

Преследуемый и гонимый духовными руководителями еврейского народа, Христос покинул Иерусалим и направился в Галилею. Однажды в субботний день Господь с учениками проходил через поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?»

По толкованию ученых раввинов, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение в субботу таких работ назначалось побиение камнями. Не дождавшись ответа от учеников, фарисеи с упреком обратились к Христу: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» В ответ на это Господь напоминает фарисеям примеры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал формалистам: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?»

Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего покоя. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма.

Господь напоминает фарисеям, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота установлена для человека. Она дана ему для достижения высших нравственных целей – для того, чтобы хотя раз в неделю он мог отвлечься от мирской суеты, вспомнить все совершенное им в истекшие дни, осудить себя за дурные дела и за отсутствие или малое количество хороших, каяться, молиться и проявлять свою любовь к ближним на деле, совершая добрые дела. Он напомнил им, что человек, вообще, выше субботы и что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека. Но духовно ослепшие фарисеи так и не увидели, что перед ними стоял Тот, Кто больше храма, что Он есть «господин и субботы». Мало того, они затаили в своих злых сердцах ненависть против Христа и искали удобного случая, чтобы предать Его смерти.

Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–13; Мк. 3:1–6; Лк. 6: 6–11

Вскоре после спора с фарисеями о соблюдении дня покоя Господь в субботу зашел в синагогу одного из городов Галилеи. Здесь оказался человек, у которого правая рука была сухая. Фарисеи злобно взирали на галилейского Проповедника, ревностно следя за тем, чтобы Он не нарушил день покоя чудесным исцелением больного.

В субботу законниками запрещалось вообще прибегать к какой-нибудь медицинской помощи. При зубной боли еще можно было брать немного уксуса в рот, но с условием – проглотить его, а не выплевывать. Также при боли горла можно было полоскать его маслом, но с условием, чтобы масло затем проглотить. Не полагалось делать никаких припарок для излечения каких-нибудь членов тела, а суровая школа Шаммаи доходила в своем законничестве даже до того, что запрещала в субботу посещать больных.

Зная, до какой степени извратили фарисеи закон Божий, Господь властно обратился к сухорукому и повелел ему выйти на середину синагоги, чтобы его могли видеть все. Когда сухорукий это исполнил, Христос, обращая на него внимание блюстителей буквы закона, спросил у них: «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить?» Фарисеи молчали. Ведь они сюда собрались не для того, чтобы искать правду, а для того, чтобы, несмотря на субботний день, убить Христа.

Но Спасителя не испугало их злобное молчание, и Он продолжал обличать Своих врагов: «Кто из вас, – говорил Он им, – имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» – заключил Христос и этим ниспроверг все ухищрения Талмуда, восстановив истинное понимание закона Синайской горы.

Фарисеи продолжали злобно молчать. Тогда Господь с гневом посмотрел на лукавых врагов Истины и», скорбя об ожесточении сердец их» сказал больному человеку: «Протяни руку твою». Больной тотчас повиновался словам Чудесного Целителя и, к всеобщему удивлению, протянул свою иссохшую руку, которая стала здоровой.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах, но у фарисеев сердца были крепче камня. Они, увидев чудо, пришли в страшное негодование, которое евангелист Лука называет бешенством. Да это и было настоящее бешенство, ибо злой дух овладел как их волей, так и разумом. Они вышли из синагоги и со своими противниками-иродианами срочно составили заговор против Иисуса, с целью убить Его. Но Христос, зная их злой замысел, покинул синагогу и направился к берегам Галилейского озера.

Избрание двенадцати апостолов. Мф. 10:1–4; Мк. 3:13–19; Лк. 6:12–16

События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди любви. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам любимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых приверженцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению Новозаветного учения о Царстве Небесном.

Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и Новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и Светом, из которого должно было вырасти дерево новозаветного человечества.

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капернауму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос просил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спасительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.

С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот...». (Мф. 10:2–4).

Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел двенадцать духовных родоначальников, или патриархов.

Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Христос, но самых простых людей, все достоинство которых заключалось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияниями душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знаниями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты предубеждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учености и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины нового Откровения.

Правда, и двенадцать галилейских рыбаков не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его самую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Честные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли воспринять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства.

Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49

Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену Ветхозаветного. Теперь же, с избранием преданных учеников и последователей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного среди народов. Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.

Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми народами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.

Они ждали Его как могучего царя, который не только освободит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он наконец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с такими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.

Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам человеческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и приносит на землю законы Неба.

Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди людей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каждого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, радость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, носить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, достигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она раскрывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловеческого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре которого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог всё во всем» (1Кор. 15:28).

Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духовными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо духовно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик. «Если... глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоящего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на земле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о своих грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды, но смиренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь совершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближним, созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушующем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем исполнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, примет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло созидать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову. «Вы соль земли, – сказал Христос Своим ученикам, – Осоляйте мир Моим учением, предохраняйте его от нравственной порчи. Помните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон... Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей...

Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного?» [].

Заповеди блаженства были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушающими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духовная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они превратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Исцеление слуги Римского сотника. Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10

Окончив проповедь, Господь от горы Блаженств направился в Капернаум. Как мы уже отмечали, город Капернаум был большим торговым центром Галилеи, в котором стоял римский военный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был благочестивым человеком, хорошо относился к евреям и даже построил им в городе синагогу. И вот у этого капернаумского сотника заболел и лежал при смерти его любимый слуга. Услышав о Христе, сотник сначала послал к Спасителю иудейских старейшин, потом своих друзей, а затем и сам пришел к Нему, прося Иисуса исцелить его любимого слугу.

Господь согласился и направился в дом сотника. И вот здесь-то язычник проявил такую веру во Христа как истинного Мессию, какой не было даже в Израиле. Обращаясь к Христу, римский офицер сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то и делает».

Смирение и сила веры язычника настолько поразили Христа, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры?»

Эта искренняя вера смиренного язычника мгновенно перенесла мысли Иисуса Христа в будущее: Он видит толпы язычников, идущих к Нему; видит, как Его слово, брошенное апостолами на языческую почву, взошло и разрослось в громадное дерево (Церковь), под которым укрылось множество народов, – видит и народ иудейский, одиноко стоящий вдали и злобно взирающий на это дерево. Под влиянием таких мыслей Христос с грустью сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (евреи) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Затем, обращаясь к сотнику, Христос произнес: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе». Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей радостную весть, что слуга его здоров.

Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17

Господь долго не задерживался в Капернауме, так как Ему надо было проповедовать и в других городах и селениях Галилеи.

Однажды, путешествуя по Галилее, Господь, сопровождаемый народом, подходил к городу Наину. Как раз в это время из ворот города выходила похоронная процессия. Это вдова наинская хоронила своего сына. Горе ее было безгранично. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа. Она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. Господь, увидев ее, сжалился над бедной вдовой и сказал ей: «Не плачь». Затем Он, обращаясь к мертвецу, повелительным голосом сказал: «Юноша! тебе говорю, встань?» – И совершилось чудо. Объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа увидела, как по слову Христа мертвец ожил, поднялся и стал говорить. Придя в себя, все свидетели чуда начали прославлять Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35

Слух о чудесах великого галилейского Проповедника распространился по всей Палестине и дошел до учеников Иоанна Крестителя, которые ревностно охраняли славу своего учителя и потому не всегда дружелюбно относились к возрастающей славе Иисуса. До них дошел и последний слух о том, что народ почитает Иисуса за Великого Пророка. Обо всем этом они рассказали Иоанну, который в то время был заключен Иродом в темницу в крепости Махеронт.

Ученики Иоанна Крестителя, как и все почти евреи того времени, ждали Мессию в блеске земной славы, ждали, что Он провозгласит Себя Царем Израиля, свергнет римское иго и покорит евреям все народы земли. Между тем они видели, что Иисус Назарянин не только не намеревается восстановить царство Израилю, но даже все Его учение не согласуется с их представлениями об этом царстве. Следовательно, Иисус, по их мнению, не может быть Мессией, Он только Пророк. Мессия же еще не пришел, Его надо ждать. Вот такие мысли господствовали в умах учеников св. Иоанна.

Несомненно, Предтеча Господень употреблял все усилия, чтобы убедить заблуждающихся учеников в том, что Иисус, Которого он крестил в Иордане, есть истинный Мессия, Сын Божий. Но все старания его были тщетны. Тогда св. Иоанн сказал им: «Если вы не верите мне, то идите сами к Иисусу и спросите Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или другого ожидать нам?».

Посланные пришли к Христу в то время, когда Он, окруженный толпою народа, проповедовал и исцелял от различных болезней. Подойдя к Иисусу, они сказали: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: «Ты ли Тот, Которому должно придти или другого ожидать нам?»

Вопрос был поставлен в такой форме, что, казалось бы, на него должен был последовать краткий ответ, какой Господь дал Самарянке у колодца Иакова. Но если бы Христос прямо назвал Себя Мессией, то ученики Иоанна могли бы не поверить Ему, подумав, что Он Сам свидетельствует о Себе. Поэтому Иисус, указывая на чудеса, свидетелями которых были ученики Иоанна, говорит им: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне?»

Ученики Иоанновн должны были знать, что совершать такие чудеса и в таком множестве мог только Мессия, о Котором еще за восемь веков предсказал пророк Исайя, говоря: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь...». (Ис. 35:4–6).

Ученики Иоанна ушли. Поставленный ими от имени их учителя вопрос мог соблазнить окружающих Иисуса. Значит, Иоанн Креститель сомневается в галилейском Проповеднике? Значит, прежде, на Иордане, он заблуждался, когда указал на Иисуса как на Агнца Божия, Который берет на Себя грехи мира.

Чтобы рассеять такие мысли в народе и показать, что св. Иоанн не такой человек, который говорит сегодня одно, а завтра другое, Господь обратился к ним с вопросом: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка... Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя...».

Такими словами Господь свидетельствовал о Своем Предтече незадолго до его смерти. «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».

Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50

Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Христом, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем-нибудь.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина.

Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Господу с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Христа, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это – Сама Святыня, Сама Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе. И женщина не ошиблась!

Но этот нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, эти слезы покаяния, это открытое исповедание грехов не тронули каменное сердце фарисея, а только дали ему повод считать Иисуса простым человеком, даже не пророком. «Если бы Он был пророк, – подумал Симон, – то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему следующую притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим». «Как ты думаешь, Симон, – спросил в заключение Христос, – кто из должников больше будет благодарен заимодавцу?» – «Думаю, тот, которому более простил» [], – ответил Симон.

Тогда Господь пояснил фарисею, для чего Он привел эту притчу. Он показал разницу между Симоном, который считал себя праведником и не испытывал потребности в покаянии, и этой женщиной, которая очистила свои грехи глубоким покаянием. Указывая Симону на грешницу, Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Затем, обратившись к женщине, Господь сказал: «Прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22–37; Мк. 3:20–30; Лк. 14–26

Покинув дом Симона-фарисея, Господь пошел проповедовать по всей Галилее, неся людям духовную радость, любовь, мир, исцеляя их душевные и телесные болезни. В этом нелегком проповедническом служении Его постоянно сопровождали не только преданные Ему апостолы, но и некоторые женщины. Евангелие сохранило нам их имена. Это были: Мария Магдалина, живая, преданная натура, из которой Христос изгнал семь бесов (Лк. 8:2), Саломея – жена Зеведеева, мать Иоанна и Иакова, Иоанна – жена управляющего Ирода Антипы, а также Мария Клепова – двоюродная сестра Божией Матери, и Сусанна, о которой ничего не известно. Некоторые из этих женщин принадлежали к состоятельным семьям и оказывали Христу и Его ученикам материальную помощь. Их верность Учителю превзошла верность апостолов: если апостолы «страха ради иудейского» покинули в Гефсиманском саду своего Учителя, то бесстрашные ученицы Христовы сопровождали Его до самой Голгофы. Замечательно, что и враги Христа, видевшие Его в окружении женщин, не посмели клеветать на Него, несмотря на всю свою озлобленность.

Но чем больше Иисуса Христа любил народ, тем больше ненавидели Его фарисеи и книжники.

Однажды Господь исцелил в Капернаумской синагоге бесноватого – слепого и немого, так что он стал и видеть, и говорить. От этого чуда народ пришел в восторг, прославлял Бога, а Иисуса готов был признать Мессией. Казалось бы, что могло препятствовать и фарисеям признать в Иисусе хотя бы Пророка? Но нет! Дух противления – дух диавола говорил их устами иное. Не имея никакой возможности отвергать чудо исцеления бесноватого, они стали говорить народу, что Христос совершил это чудо не Божественной силой, а силой сатаны. Этим самым они хотели посеять в народе ненависть и страх к Иисусу, как человеку, имеющему связь с нечистой силой.

Господь с сожалением посмотрел на укоренившихся в злобе фарисеев и сказал народу: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Ибо хула на Духа Святаго – это сознательное, ожесточенное противление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние человеческой души, не принимающей правды Божией. Ведь столько чудес Господь совершил на глазах у фарисеев, и они не увидели в Нем посланника Неба!

Учение в притчах о Царстве Божием

Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь иногда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слушателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.

В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множество народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.

Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Царстве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот почему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказательная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.

Так на Иисусе Христе исполнились слова древнего пророка, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс. 77:2).

Притча о сеятеле. Мф. 13:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8: 5–15

Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец – все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.

Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать».

В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель – Христос. Почва, на которую падает семя, – души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.

Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Притча о зерне горчичном. Мф. 13:31–32; Мк. 4: 30–33

Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.

«Царство Небесное, – говорит Господь, – подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» – души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.

Притча о закваске. Мф. 13:33

«Царство Небесное, – продолжает Господь, – подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».

Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь означает Слово Божие, а тесто – душа человеческая.

Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преображая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный процесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи совершенно меняют муку и воду и превращают их в хлебное тесто. И это потому, что в дрожжах заключается живое творческое начало.

Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44–46

Царствие Божие есть самое великое духовное сокровище, драгоценней которого нет ничего на свете. Все ценности, все идеалы человечества – ничто в сравнении с Царством Божиим. Для его приобретения не нужно жалеть никаких земных сокровищ. Необходимо употребить все свои силы, таланты, чтобы только достигнуть Царства, обещанного нам Богом. Борьба за него есть самая священная борьба.

Его надо искать, как скрытый на поле клад. Когда человек неожиданно находит сокровище, его сердце наполняется такой радостью, о которой даже опасно говорить вслух, так как ее могут отнять. Лучше тогда продать все имение свое и купить поле с кладом, чтобы найденное сокровище оставалось бесспорным.

Царство Божие искать надо так, как ищет купец драгоценную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Когда купец находит такую жемчужину, он продает все свои сокровища, чтобы только приобрести ее.

Под жемчугом в этой притче можно понимать различные учения и идеалы человечества. Купец – это человек, ищущий ценных для жизни идей. Быть может, он нашел много драгоценных жемчужин, но когда услышал слово о Царстве Небесном, он понял, что все человеческие учения, которые он с такой жаждой искал и усваивал раньше, – ничто в сравнении с Евангельским учением о Царстве Божием.

Притча о плевелах. Мф. 13:24–30; 36–43

Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каждый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пшеницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые заглушают рост хлебного злака.

Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Когда... люди спали, – Сказал Христос, – пришел враг его (Сеятеля) и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Рабы хозяина хотели удалить эти сорняки из пшеницы, но домовладыка сказал им: «Чтобы не выдергали вы вместе с плевелами и пшеницу, оставьте расти и то, и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и сожгите их, а пшеницу уберите в житницу мою» [].

Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духовно усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века. Такими и многими другими притчами Христос поучал народ в Капернауме на берегу озера.

Укрощение бури. Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8: 22–25

Окончив проповедь, Господь с апостолами сел в лодку и направился через все озеро в Гадаринскую землю.

Была ночь. Утомленный долгой проповедью, Христос уснул на корме. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода заливала лодку, и бывшие рыбаки, выбившись из сил, пришли в отчаяние. Они бросили весла, разбудили Христа и начали Его умолять: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас, погибаем!». В ответ они услышали спокойные слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные? Неужели вы думаете, что Мессия пришел для того, чтобы погибнуть вместе с вами в водах Галилейского озера?» []. Затем Господь стал на корму лодки и властным голосом, который был сильнее бури, запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань?»

По слову Христа волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина.

Это было первое испытание веры апостолов – и они оказались маловерными. Подобно этому Господь испытывает и всех христиан», плывущих по бурному житейскому морю на Корабле» Церкви Христовой. Итак, после укрощения грозных стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка благополучно пристала к восточному скалистому и пустынному берегу страны Гадаринской.

Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20 Лк. 8:26–39

Едва Господь вышел из лодки на берег, как вдруг из гробовой пещеры выбежал бесноватый человек и с страшным криком бросился ко Христу. Этот несчастный жил в гробницах и наводил ужас на всю окрестность. Нередко его заковывали в цепи и надевали ему на ноги железные оковы, но он срывал то и другое и не знал себе покоя. Днем и ночью он блуждал по пустынной местности, между могил, издавая крики, разрывая на себе одежды, и бился в припадках о камни.

Подбежав ко Христу, бесноватый пал на землю и вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня?» Это были вопли не человеческие, его устами вопил легион бесов. Христос повелел им выйти из несчастного, но бесы просили Господа не посылать их раньше времени в адскую бездну, а разрешить им вселиться в гадаринских свиней, которые во множестве паслись здесь по склону горы. Господь позволил им это сделать для испытания веры гадаринских жителей. Нечистые духи, выйдя из человека, тотчас вошли в свиней; и все стадо, числом около двух тысяч голов, стремительно бросилось с крутого берега в озеро и потонуло.

Жители Гадаринской страны пришли на берег озера посмотреть, что случилось с их свиньями. Здесь они увидели бесноватого, который сидел у ног Христа одетый и в здравом уме. Устрашенные случившимся и, вероятно, сожалея о своих свиньях, они попросили Господа удалиться из их страны. Господь оставил бывшего бесноватого в Гадаре для проповеди, а Сам покинул эту страну, где свиное мясо ценилось выше Божественного учения.

Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Мф. 9: 18–26; Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56

На лодке с учениками Христос возвратился из Гадаринской земли в Капернаум. Здесь Его уже с нетерпением ожидала большая толпа народа. Когда Христос вышел из лодки на берег, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги.

В это время в городе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет». Желая излечиться от своей болезни, несчастная истратила на лечение все свое состояние, но в конечном итоге «пришла еще в худшее состояние». Доведенная до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением, больная вдруг услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец – Иисус Назарянин. В ее душе родилась Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому она, как только увидела приближающегося к ней окруженного толпою Иисуса, пробралась сквозь толпу к Нему сзади и с непоколебимой верой в Божественную силу Христа прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины иссяк источник крови», и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Все это происходило тайно от народа, но Господь хотел, чтобы глубокая вера женщины послужила примером для всех людей. Поэтому Христос остановился и, обращаясь к народу, вдруг задал им всех удививший вопрос. Христос спросил теснивших Его людей: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» – «Наставник! – ответил Ему ап. Петр, – народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь, вопросительно смотрел на людей, продолжая искать глазами в толпе ту, которая прикоснулась к Его одежде. И тогда исцеленная поняла, что она не сможет утаиться от всевидящего ока Божественного Врача. Женщина подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство она с трепетом ожидала осуждения от Христа. Но Господь успокоил и ободрил ее. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Но в тот момент, когда Господь благословлял исцеленную женщину, к Иаиру подошли посланные из дома и сообщили ему печальную весть о смерти дочери. Они сказали ему: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?». Иаир был глубоко поражен этим известием, так что не мог вымолвить и слова. Но Господь, видя отчаяние убитого горем отца, сказал ему: «Не бойся! только веруй, как эта кровоточивая женщина, и спасена будет дочь твоя» [].

Начальник синагоги с надеждой пошел за Иисусом в свой дом. За ними следовала толпа, желавшая видеть, что сделает Христос с умершею, которую исцелить уже нельзя. Но Господь не допускает праздному, безбожному любопытству присутствовать при великом таинстве воскрешения умершего человека. Он оставил народ вне дома, а Сам с Петром, Иоанном, Иаковом и родителями девицы вошел в комнату, где лежала умершая.

Смерть, поразившая человека со времени его грехопадения, безраздельно царствовала над всем человечеством, и теперь, как непрошеная гостья, властвовала в доме Иаира. Но смерти не вечно господствовать над человеком. В мир пришел Тот, Кто сильнее смерти! Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и властно произнес: «Девица, тебе говорю, встань?» Смерть не могла противиться Божественному всесильному слову. Душа соединилась с безжизненным телом, и «девица тотчас встала и начала ходить». Так Господь совершил второе чудо воскрешения мертвых.

Отправление апостолов на проповедь. Мф. 10:1–42; Мк. 6: 7–13; Лк. 9:1–6

Шло время. Уже заканчивался второй год общественного служения Господа нашего Иисуса Христа. Но чем больше Христос проповедовал и совершал чудеса, тем больше собиралось вокруг Него народа, больного душой и телом, жаждущего живоносного слова Божия. Послушать Его проповедь и исцелиться от недугов своих приходили к Христу и из тех мест Палестины, где Он еще не смог побывать. Видя, что люди духовно блуждают, как овцы без пастыря, Господь сжалился над ними и решил послать с проповедью Своих апостолов во все концы Палестины.

Однажды Он созвал двенадцать учеников и стал подготавливать их для первой самостоятельной миссии среди народа. Отправляя апостолов на проповедь, Господь наставлял их, чтобы они шли «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» и призывали их к покаянию, ибо Царство Мессии уже пришло на землю, но без покаяния в него нельзя войти даже и евреям.

Чтобы возвещать людям истину о Царстве Божием, апостолы должны идти на проповедь по двое, не обременять себя съестными запасами, лишней одеждой и деньгами», ибо трудящийся достоин пропитания». Проповедь о наступлении Царства Божия апостолы должны подтверждать различными чудесами. Для этого Господь дает им Божественную силу исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. Все это они должны делать без всякого возмездия. «Даром получили, – сказал им Господь, – даром давайте!»

«В какой бы город или селение вы ни вошли, – наставлял апостолов Господь, – узнавайте, кто в нем достоин принять вас. Входя же в дом, приветствуйте живущих в нем, говоря: «Мир дому сему!» Если же не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах (пыль), приставший к вашим ногам. Этим вы покажете, что между вами и ими нет ничего общего. А за такое пренебрежение к Моим посланникам городу тому будет хуже в день Страшного суда, нежели земле Содомской и Гоморрской» [].

Но темные, злые силы ада возненавидят апостолов за их проповедь. Они воздвигнут на них жестокие гонения. Их будут ненавидеть, как возненавидели Христа, будут бросать их в темницы, предавать смерти. Вот почему Господь сказал Своим ученикам: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Ни страх, ни отчаяние перед телесной смертью не должны останавливать апостолов, они должны помнить, что с Богом смерти нет. И не бойтесь, – напутствовал их Господь, – убивающих тело, души не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

«Итак, смело идите в мир, – говорил Господь Своим ученикам, – несите ему свет Моего учения, осоляйте его солью Евангельской истины. Все, что слышали от Меня тайно, говорите открыто, всенародно. А Я пред Отцом Моим Небесным объявлю вас Моими верными последователями, достойными вечного блаженства за то, что вы открыто пред людьми свидетельствовали обо Мне; и так поступлю с каждым, исповедующим Меня. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным и в последний день скажу ему: Я не знаю тебя» [].

Исповедуя Христа, надо и любить Его больше всех, больше даже отца и матери, и во всяком случае волю Его, выраженную в Его заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей. Господь как бы так говорит Своим ученикам: «Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им; но если они станут принуждать к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. Если ты так любишь отца своего, что в угоду ему готов нарушить заповеди Мои и тем доказать ему, что любишь его более, нежели Меня, то ты недостоин Меня. И если ты, ставши Моим учеником, не в силах будешь вынести все испытания и страдания, какие Богу угодно будет послать тебе, если ты не понесешь вслед за Мной креста своего, то Ты недостоин Меня».

Полюбив Господа всем существом своим, ученик Христов никогда не должен изменять Ему. Кто же блага земной жизни предпочитает духовным благам Небесного Царства, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто боится расстаться с жизнью, кто отречением от Христа сберегает себе жизнь, которой иначе бы угрожала смертельная опасность, кто душу свою сберег таким образом для этой жизни, тот недостоин Христа, ибо сберегший душу свою для сей жизни потеряет ее для жизни вечной.

Так говорил Христос, вселяя веру и бодрость в маленькую группу избранных Им людей, которые начинали великий подвиг христианского миссионерства среди народов всего мира. Сначала были посланы самые близкие, избранные по числу двенадцати колен Израилевых, потом семьдесят других, которые составляли как бы второй круг апостолов.

Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14:6–12; Мк. 6: 17–29

Пока ученики отсутствовали, Иисус Христос продолжал один проповедовать по Галилее. Вскоре до Него дошла печальная весть о смерти величайшего из ветхозаветных пророков, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Все это время Иоанн Креститель томился в темнице. За всенародное обличение в незаконном сожительстве царской четы, по проискам коварной и жестокой Иродиады, Ирод Антипа приказал заключить проповедника покаяния в тюрьму в крепости Махеронт. Правда, по повелению тетрарха св. Иоанна держали не очень стесненно; он мог общаться с учениками, и сам Антипа нередко вызывал его к себе, слушал его речи и даже спрашивал его советов. Но и в темнице провозвестник Божественной Правды не ослабил, а, наоборот, усилил свое обличение этого позорного и беззаконного брака, говоря о нем в самых резких выражениях.

Можно себе представить, с какой злобой выслушивала Иродиада слова осуждения святого пророка в своем дворце. Но погубить его сразу коварная женщина не смогла. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна Крестителя, так как боялся волнений народа. Однако долго Иродиада не могла терпеть. При первом же удобном случае царица решила покончить со своим врагом. Долгожданный для нее момент наступил во время дня рождения Ирода, празднование которого проходило во дворце в Махеронте. По этому случаю во дворец собралось много гостей и было устроено большое пиршество. Когда праздник, сопровождавшийся обильными возлияниями, достиг своего апогея, на середину выбежала Саломия – дочь Иродиады и исполнила непристойный танец к неописуемому восторгу гостей. «Проси у меня, чего хочешь», – говорил девице опьяненный тетрарх. Он клялся в присутствии своих военачальников и старейшин, что ни в чем не откажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестителя», – потребовала жестокая Иродиада. Саломия была не менее жестокосердной, чем ее мать. Она тотчас, вероятно, взяла блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутствующие были поражены ее просьбой. Странно было видеть молодую девушку, только что беззаботно танцевавшую перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.

Ирод не захотел нарушить свое слово перед гостями. Немедленно в темницу был послан палач, который вскоре вернулся, неся на блюде голову Великого пророка и Предтечи Господня. Саломия отнесла свой страшный трофей кровожадной матери...

Так мученически погиб «величайший из рожденных женами». Тело его отдали ученикам; они похоронили его и отправились в Галилею рассказать Иисусу о махеронтской трагедии. Эта казнь вызвала большое недовольство в народе. Самому Ироду мысль об убитом пророке-пустыннике не давала покоя. Спустя некоторое время, когда Арета разбил войско Антипы и захватил Махеронт, все увидели в этом наказание за убийство Иоанна Крестителя.

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14:13–21; Мк. 6:31–44; Лк. 9:11–17 Ин. 6:1–14

Весть о смерти Предтечи не могла не опечалить Спасителя. Он знал, что силы ада не могут терпеть провозвестников истины на земле. Теперь вслед за Своим Предтечей и Он должен идти на Голгофу. А в это время, исполнив свою миссию, с проповеди возвращались радостные ученики. Апостолы рассказывали своему Учителю, как они силой Божией изгоняли бесов и исцеляли больных.

Господь предложил уставшим апостолам немного отдохнуть, и с этой целью они направились в лодке в пустынное место близ города Вифсаиды. Но толпы народа и здесь нашли Божественного учителя. Видя множество людей, жаждущих слова Божия, Христос сжалился над ними, и взойдя на возвышенное место, начал учить их. Когда же наступил вечер, апостолы сказали Господу: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь не отпустил людей. Насытив их духовной пищей, Он не лишил их и телесной.

После проповеди Христос повелел всем расположиться на удобном месте для трапезы, а Сам взял пять хлебов и две рыбы, которые оказались у одного мальчика, и, благословив их, начал преломлять, а ученики раздавали пищу народу. И совершилось чудо: пятью хлебами и двумя рыбами Христос насытил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

От такого чуда люди пришли в восторг. Отовсюду слышались возгласы: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, это никто иной, как долгожданный Мессия?» [] Был даже составлен заговор, чтобы взять Христа и провозгласить Его земным царем. Здесь, в толпе народа, невидимо действовал тот, кто еще в Иудейской пустыне предлагал Христу превратить камни в хлебы, насытить народы материальными благами и сделать царем мира. Но как тогда, так и теперь Христос отвергает искушение диавола. Он Царь не от мира сего и пришел в мир не для кровавых революций, но для нравственного переворота, для преображения человека, для спасения его от греха.

Чтобы апостолы не попали под влияние заговорщиков, Господь повелел им срочно сесть в лодку и плыть в Капернаум, а Сам, отпустив народ, удалился на гору для молитвы.

Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14:22–34; Мк. 6: 45–53; Ин. 6:16–21

По повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Наступила ночь. Дул сильный ветер. Апостолы изо всех сил гребли веслами, но лодка не продвигалась вперед. И вдруг они сквозь мрак ночи увидели приближающийся к ним силуэт Христа, идущего по воде. Многие подумали, что это призрак. Ужас охватил апостолов. От страха они начали кричать. Но Господь заговорил с ними, и они успокоились. Убедившись, что это не призрак, ап. Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Господь разрешил ему, и Петр с твердой верой смело переступил борт лодки и пошел по воде ко Христу. Но сильный ветер и большие волны устрашили Петра, он потерял веру и стал тонуть. Опытный рыбак и хороший пловец, он теперь не мог даже держаться на воде и стал взывать о помощи: «Господи, спаси меня». Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих. Все апостолы были поражены случившимся. Они подошли ко Христу, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».

Случай с Петром был очень назидательным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа. Как только человек теряет веру во Христа, он гибнет в «бушующем житейском океане».

Беседа о хлебе жизни. Ин. 6:22–71

На другой день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?»

Прекрасно понимая настроение искавшей Его толпы, Иисус сказал им: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Много чудес совершил Я среди вас, но почему же вас поразило только последнее? Не потому ли, что вы думаете только о земном, о благах этой кратковременной жизни? Вы ищете Меня теперь только для того, чтобы опять насытиться. Старайтесь же не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог» [].

Народ, обличаемый Христом, спросил Его: «Что нам делать, чтобы творить Божий дела?» Тогда Иисус ответил им: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Такой ответ вызвал в народе сомнение. Они сказали Христу: «Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне сорок лет; а Ты какое дашь нам знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?»

Вывод был очевидным: как Моисей давал им манну с неба, так и грядущий Мессия, согласно учению раввинов, должен наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только ложное народное воображение ожидало от Мессии. Но Господь попытался исправить такой искаженный взгляд на Мессию. Он ответил евреям, что манну дал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того Хлеба Небесного, Который теперь даст им Отец Сына Человеческого.

Нетерпеливые слушатели не поняли, о каком хлебе говорит Иисус. Их ум и сердце все еще искали материальных благ, и они стали просить у Христа этого Небесного Хлеба с таким же рвением, с каким Самарянка просила у Него Живой Воды. «Господи! подавай нам всегда такой хлеб», – просили они у Христа. На эту просьбу народа Спаситель ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Слыша эти слова, многие стали переспрашивать друг друга: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Тогда многие из учеников (не апостолов) стали перешептываться, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?»

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они решили, что Иисус Назарянин вовсе не тот Мессия, какого ждут евреи, что Он, по духу Своего учения, не может стать тем царем–избавителем, который должен свернуть ненавистное евреям иго римлян и покорить им весь мир.

Видя, как многие Его последователи уходили от Него навсегда, Христос спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» Этим вопросом Он предоставил им полную свободу следовать за Ним или уйти от Него.

От лица всех апостолов ответил Симон-Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». Здесь, в исповедании ап. Петра, раскрывалась истина, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том», чтобы они веровали в Того, Кого Он послал».

Глаголы вечной правды человечество впервые услышало из уст Христа. И если в те времена люди не поняли или не приняли Его учение о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Прощальной Вечере, тайна этого учения открылась для всех последователей Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».


Вам может быть интересно:

1. Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава VIII. Путь от Синая к Ханаану епископ Вениамин (Пушкарь)

2. Руководство к библейской истории Нового Завета профессор Александр Павлович Лопухин

3. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви протопресвитер Михаил Помазанский

4. Введение в Ветхий Завет – Второй отдел. Исторические книги профессор Павел Александрович Юнгеров

5. Евангельская история – А. Первая часть Евангельской Истории святитель Феофан Затворник

6. Евангельская история протоиерей Павел Матвеевский

7. Хронология книг Ветхого и Нового Завета профессор Николай Никанорович Глубоковский

8. Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста протоиерей Михаил Фивейский

9. Евангельские притчи епископ Александр (Милеант)

10. Толкование Евангелия – Глава 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и... Борис Ильич Гладков

Комментарии для сайта Cackle