Источник

ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября)

Тропарь (глас 4)

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак (глас 4)

Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)»5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова6, а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова7. «Пронареченная от родов древних»8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога»9, Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной10.

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков»11, ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень»12, «Начало нашего спасения»13, начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение14. «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти15. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей»16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога17, «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище18, храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный»19, «Питательница жизни нашея»20.

«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, <...> в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств»21. Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших»22.

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость»23. «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется»24. В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения»25, Она – «всех жизнь и очищение»26, «радости и спасения Ходатаица»27, «Еюже земная с небесными»28 соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание»29, «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом»30.

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя»31.

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших»32.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.

В первой паремии (Быт. 28, 10–17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.

Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.

В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона.

Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона33.

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

* * *

5

Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

6

Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее – п. 1, 1).

7

Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2.

8

Великая вечерня, 1 стихира на литии.

9

Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.

10

Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника.

11

Утреня, светилен на «Слава, и ныне».

12

Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

13

Великая вечерня, 1 стихира на литии.

14

Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

15

Утреня, 1-й канон, п. 8,1 – русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916).

16

Великая вечерня, 1 стихира на стиховне.

17

Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне».

18

Великая вечерня, 4 стихира на литии.

19

Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

20

Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника).

21

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

22

Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

23

Слово в день Рождества Богородицы.

24

Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3.

25

Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

26

Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах»

27

Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

28

Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

29

Великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

30

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

31

Утреня, 2 стихира на хвалитех.

32

Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: тропарь праздника).

33

К тропарям же второго канона другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.


Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle