преподобный Иоанн Дамаскин
- Слово о вере против несториан 8.2K
- Послание Иордану о Трисвятой песне 4.6K
- О сложной природе против акефалов 7.1K
- О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси 23K
- Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту
- Против манихеев 8.2K
- Беседа сарацина с христианином 30K
- О драконах и привидениях (из «Малых трактатов») 9.2K
- Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения перевод А.А. Бронзова (1893 г.) 2.7K
- Три слова в защиту иконопочитания перевод А.А. Бронзова с изменениями (изд. 2008 г.) 55K
- Три защитительных слова против отвергающих святые иконы перевод В.В. Четыркина (1913 г.) 1.1K
- Канон на Успение Пресвятой Богородицы 5.9K
- Канон святому апостолу Павлу
- Канон святому апостолу Петру
- Канон святому великомученику Феодору Тирону
- Пасхальный канон
- An Exact Exposition of the Orthodox Faith 5.3K
- Апологетска слова против опадача светих икона 282
- Сочинения прп. Иоанна Дамаскина на греческом языке: омилии, похвальные слова, молитвы (Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού Έργα: Ομιλίες, Αγιολογικά, Ευχές) 683
- Тачно изложење православне вере 424
- Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως) 13K
- Философские главы («Источник знания», ч.1, пер. В. А. Беляева, 1913 г.) 156K
- О ста ересях вкратце («Источник знания», ч.2, пер. А.И. Сагарды, 1913 г.) 54K
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А. Бронзова, переизд. 2002 г.) 631K
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А.И. Сагарды (кн.1), В.А. Беляева (кн.2), С.М. Зарина (кн.3), Н. М. Малахова (кн.4), 1913 г.) 34K
- Введение в основы догматического богословия 12K
- Трактат о правомыслии 8.8K
- Беседа о пречистом Теле Господнем, Которое мы принимаем
- Канон на Успение Пресвятой Богородицы 5.9K
- Канон святому апостолу Павлу
- Канон святому апостолу Петру
- Канон святому великомученику Феодору Тирону
- Пасхальный канон
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А. Бронзова, переизд. 2002 г.) 631K
- Философские главы («Источник знания», ч.1, пер. В. А. Беляева, 1913 г.) 156K
- О ста ересях вкратце («Источник знания», ч.2, пер. А.И. Сагарды, 1913 г.) 54K
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А.И. Сагарды (кн.1), В.А. Беляева (кн.2), С.М. Зарина (кн.3), Н. М. Малахова (кн.4), 1913 г.) 34K
- Введение в основы догматического богословия 12K
- Трактат о правомыслии 8.8K
- Беседа о пречистом Теле Господнем, Которое мы принимаем
- Три слова в защиту иконопочитания перевод А.А. Бронзова с изменениями (изд. 2008 г.) 55K
- Беседа сарацина с христианином 30K
- О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси 23K
- О драконах и привидениях (из «Малых трактатов») 9.2K
- Против манихеев 8.2K
- Слово о вере против несториан 8.2K
- О сложной природе против акефалов 7.1K
- Послание Иордану о Трисвятой песне 4.6K
- Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения перевод А.А. Бронзова (1893 г.) 2.7K
- Три защитительных слова против отвергающих святые иконы перевод В.В. Четыркина (1913 г.) 1.1K
- Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту
- Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως) 13K
- An Exact Exposition of the Orthodox Faith 5.3K
- Сочинения прп. Иоанна Дамаскина на греческом языке: омилии, похвальные слова, молитвы (Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού Έργα: Ομιλίες, Αγιολογικά, Ευχές) 683
- Тачно изложење православне вере 424
- Апологетска слова против опадача светих икона 282
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А. Бронзова, переизд. 2002 г.) 631K
- Философские главы («Источник знания», ч.1, пер. В. А. Беляева, 1913 г.) 156K
- Три слова в защиту иконопочитания перевод А.А. Бронзова с изменениями (изд. 2008 г.) 55K
- О ста ересях вкратце («Источник знания», ч.2, пер. А.И. Сагарды, 1913 г.) 54K
- Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А.И. Сагарды (кн.1), В.А. Беляева (кн.2), С.М. Зарина (кн.3), Н. М. Малахова (кн.4), 1913 г.) 34K
- Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа 33K
- Беседа сарацина с христианином 30K
- О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси 23K
- Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы 22K
- Слово душеполезное и досточудное о страстях и добродетелях 16K
- Три похвальных слова на Успение Богоматери 15K
- О восьми главных страстях 14K
- Слово на святую Великую Субботу 13K
- Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως) 13K
- Введение в основы догматического богословия 12K
- Беседа на изсохшую смоковницу и притчу о винограде 9.2K
- О драконах и привидениях (из «Малых трактатов») 9.2K
- Трактат о правомыслии 8.8K
- Слово об усопших в вере 8.5K
- Против манихеев 8.2K
- Слово о вере против несториан 8.2K
- О сложной природе против акефалов 7.1K
- Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа 7K
- Канон на Успение Пресвятой Богородицы 5.9K
- Слово о Кресте 5.7K
- An Exact Exposition of the Orthodox Faith 5.3K
- Послание Иордану о Трисвятой песне 4.6K
- Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения перевод А.А. Бронзова (1893 г.) 2.7K
- О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли 2.3K
- Три защитительных слова против отвергающих святые иконы перевод В.В. Четыркина (1913 г.) 1.1K
- Сочинения прп. Иоанна Дамаскина на греческом языке: омилии, похвальные слова, молитвы (Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού Έργα: Ομιλίες, Αγιολογικά, Ευχές) 683
- Тачно изложење православне вере 424
- Апологетска слова против опадача светих икона 282
- Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных (пер. свт. Феофана [Затворника])] 147
преподобный Иоанн Дамаскин
Знаменитый отец Церкви и систематизатор православного вероучения, борец против иконоборческой ереси.
Биография
Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества
О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске во второй половине VII века.
Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.
О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.
Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).
Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).
Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.
Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.
Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.
Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).
Монашеский подвиг
В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.
Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»
Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).
Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.
Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.
Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.
По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.
После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.
Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.
Творческое наследие
Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.
Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.
Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.
Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).
Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4
Песнописца и честнаго богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу // всем подает прегрешений прощение.
Литература об авторе
- «Догматы – основание жизни христианина» П.Ю. Малков 2K
- «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина в контексте предшествующих систем православной христологии иер. Николай Михальцов 2.2K
- Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина иеромонах Пантелеимон (Успенский) 8.8K
- Арабское житие святого Иоанна Дамаскина А. Васильев 446
- Греческое житие святого Иоанна Дамаскина 331
- Жизнь святого Иоанна Дамаскина архиепископ Алексий (Лавров-Платонов) 6K
- Из Пасхального канона преподобного Иоанна Дамаскина на русском и греческом языках 1.4K
- Канон Иоанна Дамаскина на Богоявление пер. прот. Михаил Богословский 586
- Канон Иоанна Дамаскина на Пятидесятницу пер. прот. Михаил Богословский 599
- Канон Иоанна Дамаскина на Рождество Христово пер. прот. Михаил Богословский 764
- Канон на Пасху (Ὁ Κανὼν τοῦ Πάσχα) проф. Е.А. Ловягин
- Канон преп. Иоанна Дамаскина на Пасху пер. И.Д. Колоколов 938
- Каноны в Неделю Пятидесятую священноинок Симеон 5.6K
- Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа священноинок Симеон 11K
- Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии священноинок Симеон 8.7K
- Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях cвящ. Максим Козлов 14K
- О жизни и творениях семи знаменитейших отцов Церкви Н.Ф. Раевский 1.7K
- О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина “Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы” иеродиакон Николай Сахаров 15K
- Преподобный Иоанн Дамаскин протоиерей Георгий Флоровский
- Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)
- Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания протоиерей Иоанн Мейендорф
- Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе 5.1K
- Преподобный Иоанн Дамаскин. Трактат "О правомыслии" А.Р. Фокин 546
- Прп. Иоанн Дамаскин В.И. Немыченков
- Рецепция аргументов прп. Иоанна Дамаскина в защиту иконопочитания греческими святыми отцами первой половины IX века Павел Сенин 179
- Свет Фавора П.Ю. Малков 1.9K
- Святой Иоанн Дамаскин А. А. Бронзов 1.6K
- Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность А. И. Сагарда 2.7K
- Святой Иоанн Дамаскин, как православный богослов и церковный христианский песнопевец проф. А. А. Царевский 3.5K
- Учение Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа Н.М. Богородский 876
- Учение Св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию проф. А.А. Некрасов 841
- Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина епископ Афанасий (Евтич) 6.1K
- Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники cвящ. Максим Козлов 8.3K
