Источник

Глава VI

Отношение детей к родителям и родителей к детям (1–4). Отношения между господами и рабами (5–9). Борьба христиан с злыми духами (10–20). Заключение (21–24)

Еф.6:1–4. Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью.

Еф.6:1. Дети, по­винуйтесь сво­им родителям в Го­с­по­де, ибо сего требует справедливость.

«В Господе», т. е. во Христе. Повиновение детей родителям должно быть вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым. – «Справедливость». Этого требует и общее человеческое чувство справедливости.

Еф.6:2. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетова­ни­ем:

«Первая с обетованием». Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение – вторая): пятая заповедь – первая, в которой ясно и определено, упомянута и награда за ее исполнение24.

Еф.6:3. да будет тебе бла­го­, и будешь долголетен на земле.

Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» (Исх.20:12) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского («тебе»), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций... – Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка.

Еф.6:4. И вы, отцы, не раз­дражайте детей ваших, но воспитывайте их в уче­нии и наставле­нии Го­с­по­днем.

«Отцы». Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. – «В учении» παιδεία, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. – «В наставлении» νουθεσία – в словесных наставлениях, посредством разговоров. – «Господнем». Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.

Еф.6:5–9. От рабов-христиан Ап. также требует повиновения своим господам во имя Христово, а рабовладельцев научает мягкости в обращении с своими рабами.

Еф.6:5. Рабы, по­винуйтесь го­с­по­дам сво­им по плоти со страхом и трепетом, в про­стоте сердца вашего, как Христу,

«Господам по плоти». Душою своею, следов., раб-христианин принадлежит только Христу. – «Со страхом и трепетом» – здесь несомненно эти слова обозначают почтение, какое свойственно рабу-христианину к тому, которого воля Божия поставила его господином. – «В простоте», т. е. с полною искренностью. – «Как Христу», т. е. должны в хозяине своем, приказывающем сделать то и то, видеть человека, действующего в силу полномочия, предоставленного ему Христом.

Еф.6:6. не с видимою только услужливостью, как человеко­угодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,

Еф.6:7. служа с усердием, как Го­с­по­ду, а не как человекам,

Более обстоятельное изображение послушания, какое должен раб-христианин оказывать своему господину.

Еф.6:8. зная, что каждый по­лучит от Го­с­по­да по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа (Мф.24:46, 47). Такое обещание награды именно от Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной степени оценивались его господином.

Еф.6:9. И вы, го­с­по­да, по­ступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Го­с­по­дь, у Которого нет лицеприятия.

Имея в виду рабовладельцев христиан, Ап. убеждает их так же хорошо относиться к рабам своим, как и те относятся к исполнению их приказаний. – «Умеряя -» правильнее: «не применяя меры строгости». Последние могли быть признаваемы неизбежными только там, где рабы мыслились как люди, враждебно настроенные к своему господину, что имело место в языческих домах, а не среди христиан.

Еф.6:10–24. Христианину приходится вести трудную борьбу с злыми духами, которые действуют большею частью чрез злых людей. В этой борьбе христианин должен приложить все силы свои, какие ему даны в христианстве. Борьба эта предлежит и самому Ап. Павлу, а Ефесяне должны молиться поэтому за него, чтобы он одолел в этой борьбе.

Еф.6:10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Го­с­по­дом и могуще­с­т­вом силы Его.

«Наконец» – правильнее: «в остальном», «что касается остального». Ап., очевидно, многое бы хотел сказать ефесянам, но все это многое он сосредоточивает в следующем далее увещании – запастись достаточными силами для борьбы с духами злобы, для которой они должны находить помощь у Господа Иисуса Христа.

Еф.6:11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать про­тив козней диаволь­ских,

Еф.6:12. потому что наша брань не про­тив крови и плоти, но про­тив начальств, про­тив властей, про­тив мироправителей тьмы века сего, про­тив духов злобы поднебесных.

«Всеоружие Божие» – это те добродетели, о которых Ап. говорит далее с Еф.6:13. – «Плоть и кровь» – это люди, враждебные христианству. Они действуют против христиан не сами по себе, а как орудия злых духов, думающих чрез них положить конец распространению Евангелия. – «Мироправителей» – см. Ин.12:31. – «Поднебесных». – Они живут не в самых небесах, а ниже их, не в особенно большой высоте над землею.

Еф.6:13. Для сего при­имите всеоружие Божие, дабы вы могли про­тивостать в день злой и, все пре­одолев, устоять

Еф.6:14. Итак станьте, пре­поясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

Еф.6:15. и обув ноги в готовность бла­го­ве­с­т­во­вать мир;

«В день злый» – когда враги ополчаются на христиан со всею силою. – «Препоясав чресла истиною» – т. е. утвердив в себе уверенность в истинности того дела, за которое боретесь. Эта уверенность, как пояс на широкой одежде, дают воину духовному ловкость в борьбе с врагами, потому что уверенность в себе – уже половина победы. – «Броня праведности», т. е. праведные намерения, отсутствие всяких побочных интересов. – «Обув ноги..». Твердым шагом пойдет тот воин, который воспитает в себе уверенность, что несет с собою высшее благо – мир с Богом (Еф.1:2, 2:14) или спасение. Лучше перевести: «обувшись в готовность, какую дает или сообщает Евангелие или проповедь мира».

Еф.6:16. а паче всего возьмите щит веры, которым воз­можете угасить все раскален­ные стрелы лукавого;

Еф.6:17. и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие.

«Паче всего» – точнее: «на все то, что ранее упомянуто, надо взять или прикрыться щитом веры» – конечно, «веры», как уверенности в истине христианства. Это щит очень большой (θυρεός), покрывавший все туловище воина, в который могли попасть, без вреда для носителя этого щита, и стрелы, которые иногда метались зажженными. – «Шлем спасения», т. е. уверенность в том, что мы спасены заслугами Христа. – «Меч духовный», т. е. подаваемый Духом Божиим. – «Слово Божие» – т. е. Евангелие (ср. Рим.1:16 и Мф.4:4).

Еф.6:18. Всякою молитвою и про­ше­нием молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким по­стоян­ством и моле­нием о всех святых

Духовная борьба непременно должна сопровождаться молитвою к Богу. Эта молитва – «всякая», т. е. принимает различный характер по мере нужды, какую чувствует духовный воин. Молитва должна совершаться в Духе Божием, Который помогает нам в молитвах (ср. Рим. 8:26). При этом духовный воин должен постоянно молиться и о всех христианах («святых»), так как и все они ведут духовную борьбу с духами злобы («постоянством и молением» – постоянно молясь). «Никогда не будет того, чтобы ты, во время молитвы, имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию» (Златоуст).

Еф.6:19. и о мне, дабы мне дано было слово – устами мо­ими открыто с дерзнове­нием воз­вещать тайну бла­го­ве­с­т­вования,

Еф.6:20. для которого я исполняю по­соль­ство в узах, дабы я смело про­поведовал, кáк мне должно.

В частности, Ап. просит у ефесян молитв о нем самом, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями, чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется другим посланникам выражать желания приславших их царей.

Еф.6:21. А дабы и вы знали о мо­их обстоя­тель­ствах и делах, обо всем известит вас Тихик, воз­люблен­ный брат и верный в Го­с­по­де служитель,

Еф.6:22. которого я и по­слал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.

Еф.6:23. Мир братиям и любо­вь с верою от Бога Отца и Го­с­по­да Иисуса Христа.

Еф.6:24. Благодать со всеми, неизмен­но любящими Го­с­по­да нашего Иисуса Христа. Аминь.

В заключении Ап. сообщает читателям, что подробности о положении Апостола в Риме сообщит им Тихик (см. Деян.20:4). – «Неизменно»εν αφθαρσία – нетленно. Любовь ко Христу должна быть неистленная, неподдающаяся никаким разрушающим влияниям.

* * *

24

По Эвальду, это – «заповедь «первостепенная» во всем ветхозаветном обетовании» (εν επαγγελία), т. е. в откровении В. Завета


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с. / Послание святого апостола Павла к Ефесянам. 874-920 с.

Комментарии для сайта Cackle