В.И. Добротворский

Источник

I. О Боге Едином по Существу и Троичном в Лицах

1) Православно-христианское учение о Боге состоит в следующем: Бог Един по существу, но Троичен в Лицах, именно: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Личные особенности их: Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Отца; Дух Святой исходит от Отца. При своих Личных особенностях Они имеют единое Божеское существо, единосущны и равны по Божеству.

Особенность и безусловное превосходство этого догмата пред учением о Боге других религий 11.

а) Высший пункт, которого достигали язычники в учении о Боге, представляет монотеизм, но в их монотеизме Бог есть только отвлеченное понятие или безличная сила; потому монотеизм нигде не удерживается в своем чистом виде, и не заключает в себе твердой опоры против многобожья. В религиях ново-иудейской и магометанской исповедуется строгий монотеизм; но признавая Бога единоличным, эти монотеистические религии не отличают Его, по образу Его личного бытия, от существ личных, ограниченных, каков человек, который также существует однолично, – развивают учение о Боге, как всемогущей силе, и о Его жизнедеятельности исключительно только по отношению к миру. Христианский догмат о Пресв. Троице, содержа в себе строгий монотеизм в учении о Боге Едином по существу, признает существо Божие не одноличным, но в трех Божественных Лицах, или Ипостасях; потому образ личного бытия Божия бесконечно возвышеннее пред бытием личных существ ограниченных. Содержа в себе учение о трех Божественных Лицах, христианский догмат открывает для нашего разумения тайну внутренней жизни Божества Самого в Себе, независимо от отношения Его к миру. б) С понятием о религии, как живом союзе и общении с Богом, соединяется понятие об откровении Божьем, совершенном, вполне равном Ему, или адекватном. Таким откровением Божиим не может быть мир ни в смысле пантеизма, признающего мир проявлением Божества, продолжающимся в бесконечность; потому откровение в смысле пантеизма никогда не бывает полным и совершенным, – ни в смысле деизма, который ограничивает откровение Божие одним актом творения. Знающие только откровение Бога в мире подвержены опасности или быть тварепоклонниками, или оставаться вне союза с Богом, с одним отвлеченным понятием о Боге. Другого, совершеннейшего откровения Божия никакая религия не знает, кроме христианской. Христианская религия учит о совершеннейшем откровении человеку Бога Отца в Сыне Божим и в Святом Духе. Отсюда объясняется совершеннейшее единение и общение между Богом и человеком.

Догмат о Пресвятой Троице, как истине сверхъестественного Откровения Божия Догмат о Пресвятой Троице со всей определенностью и полнотою открыт в Новом Завете. В Ветхом Завете главнейшим образом утверждается догмат о Едином Боге; однако и в Ветхом Завете черты учения о Троичности Лиц в Божестве раскрываются вместе с умножением Откровения. Так, имя Божие Элогим с глаголом в единств. числе (В начале сотворил Бог небо и землю) указывает на единство Божие и некоторую множественность; в повествовании о творении мира говорится не только о Боге, но и Его Слове, через Которое Он творит (рече Бог: «да будет свет!» гл. 1, ст. 3), и о Духе Божием, Который носился над водою (ст. 2), как самостоятельно действующей животворящей Силе Божией. Совет Божий, при сотворении человека, указывает на множественность Лиц в Божестве, равных между Собою. В особенности черты учения о Сыне Божьем раскрываются в изображении обетованного Искупителя в псалмах, в писаниях пророческих и в повествованиях о событиях, открывающих судьбы Божии о народе еврейском. Так, Моисею явился в горящей купине Ангел Господень, который есть однако-ж Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:2–6), Иегова (ст. 14). О Нем же, т. е. о Втором Божественном Лице, говорится: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7). «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой» (Пс. 44, 8); в обоих случаях употреблено слово Елогим. «Рече Господь Господеви моему» (Пс. 109:1); в первом случае употреблено имя: Иегова, во втором – Адонай (оба имена Божии). Тоже Божественное Лицо именуется личною, предвечною «Премудростью» (Прит. 8:22), – «Носителем» всей полноты даров Духа Божия (Ис. 11:2), «Богом сильным» (9:6). Третье лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой, изображается как Вдохновитель пророков, как Божественная Личность, посылающая пророков (Ис. 48:16–17) и посылаемая Богом (Зах. 7:12). В Новом Завете – Сын Божий именуется Богом; «в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово» (Ин. 1:1); «Он есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20); «Бог благословенный во веки» (Рим. 9:5). – Св. Дух изображается не только, как Личность, обладающая сознанием (1Кор. 2:10) и свободою (12:11), но как Личность Божественная: Господь Иисус Христос называет Его иным Утешителем, Которого он не Сам подаст, но умолит Бога Отца подать Его своим последователям, и Который займет Его место. Апостол Петр говорит Анании: «для чего ты допустил... мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3–4). Краткая формула, выражающая учение Св. Писания о Пресв. Троице, заключается в словах: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа!» (Мф. 28:19).

2) Личные особенности Божественных Иnocmaceй2 и их единосущие

Личная особенность Бога Отца та, что Он не рождается ни от Кого и не исходит, потому именуется безначальным, безвиновным (ἀυαίτίος), виною или причиною Бога Сына и Бога Духа Святого.

Личная особенность Бога Сына та, что он рождается от Отца, почему и именуется Сыном; в отличие от Ангелов и людей – Сыном Единородным (Ин. 1, 14). В понятие рождения не должно быть вносимо условие времени, как вообще при мысли о Боге в Самом Себе; Сын Божий именуется Словом Отца (Λόγος),– в том смысле, что Он, как Образ Бога Отца от вечности обладает всей полнотой Божественных совершенств. Наименованиe второго Лица Пресв. Троицы Единородным Сыном указывает на единосущие Его с Богом Отцом, наименование Словом – на непосредственную близость Его к Отцу. Единосущие Его с Отцом утверждается в словах Иисуса Христа: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30). «Аз во Отце и Отец во Мне есть» (14:10). Личная особенность Бога Духа Святого та, что Он исходит от Отца. Классическое место Св. Писания об этом догмате, заключающее в себе формулу его: «егда же придет Утешитель, Его же Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). Термин «исхождение» означает не только происхождение, но и самый способ происхождения – по аналогии с дыханием, так же, как и термин, «рождение» Бога Сына от Бога Отца по аналогии с рождением человеческим. О Единосущии Духа Святого с Богом-Отцом и Богом-Сыном свидетельствует отношение Его к Существу Божию, самое близкое и непосредственное: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:11); о Единосущии Его с другими Лицами Пресв. Троицы свидетельствует совершеннейшее знание глубины Божией (1Кор. 2:10), как знание Бога о Себе3.

Из учения об особенностях и единосущии Божественных Лиц следует: во-первых, что каждому из Божественных Лиц равно и совместно принадлежат все совершенства Божеского существа, например: безусловное и бесконечно совершенное бытие, вечность, вездесущие, всеведение, премудрость, всемогущество, святость, правосудие, благость и пр., а потому каждая Божественная Ипостась есть Бог в собственном смысле: в каком смысле Отец есть Бог, в том же самом смысле и Сын Божий и Дух Святой; во-вторых, следует, что при единосущии Божественных Лиц, Св. Троица есть неслиянная, всегда сохраняет личные особенности, Св. Троица имеет единое Божеское Существо; иными словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах.

Догмат о Пресв. Троице содержит учение о безусловно совершенной жизни Божией или об отношениях между собой Божественных Ипостасей в недрах Самого Божества, как по их Личным особенностям, так и по единству их Божеского существа. – Черты этого премирного отношения их между собою познаются и во внешнем Откровении Божьем в мире, в особенности в деле искупления человека. Так, Богу-Отцу принадлежит – начало или определение; Богу-Сыну – осуществление и совершение определения, при сотворении: «Вся Тем быша» (Ин. 1:3), а также всё совершение дела искупления человека; Богу Духу-Святому принадлежит действие Силы животворящей по отношению к тварям, освящающей верующих; о действии Его в искуплении сказано: «Той свидетельствует о Мне» (Искупителе).

3) Разбор рационалистических возражений против догмата о Пресвятой Троице

а) В христианских догматах о Боге Едином и вместе Троичном рационалисты хотят видеть противоречие и учение о трех богах. Но учение о Боге едином и вместе Троичном не заключает в себе противоречия, так как Бог именуется Единым и вместе Троичным, не в одном и том же отношении (что действительно было бы противоречием), но единым по Существу и Троичным в Лицах; не заключает также в себе никакого намека на троебожие, потому что имя «Бог» есть имя природы, а не есть имя личное. Природа Божественная (или Существо Божие) одна, а Личностей Божественных три, подобно тому, как слово «человек» есть имя природы, а не личности. При единстве человеческой природы существует множество личностей. Это указание на человека есть только подобие, аналогия, а отнюдь не соответствие; при единстве природы у всех людей, – каждый человек существует однолично; кроме того никто из людей не представляет полного и равного выражения человеческой природы и не находится в полном единении и общении по существу со всеми другими людьми, тогда как три Лица Пресв. Троицы имеют одно и тоже Существо, единое, обладают совершеннейшею полнотою всех свойств Божественного Существа и имеют совершеннейшее единение между Собою. Природа человеческая по отношению к отдельным Лицам есть – род или родовое понятие; – а в Боге нет ни рода, ни вида, ни отдельного от других одноличного образа бытия. «Понятие о безусловном» (абсолютном), говорит Шенкель, «уже само по себе исключает всякую множественность в Божестве» (Posita idaea absoluti omnis in Deo pluralitas omnino tollitur). Скажем: понятие о безусловном, без всякого сомнения, исключает множественность сущностей (природ); потому нельзя, действительно, сказать: «три безусловно совершенных сущности» или, что тоже, «три Бога», но ничто не препятствует говорить: «три безусловно-совершенных, или Божественных Лица». Возражают далее на том же основании: если Бог есть безусловно-совершенный Дух, то он Един и по своему Существу и по своей Личности, потому что с понятием духа неразрывно соединяется понятие личности. Но термины эти должны быть строго различимы; слово: «дух» преимущественно указывает на характер сущности, или природы, а для определения самого образа духовного бытия самым точным и определенным термином служит слово: личность.

б) Формулы этого догмата, несогласные с богооткровенным учением Вселенской Церкви, принадлежат различным ересям, в основе которых замечается тот или иной вид рационализма, поэтому вообще их можно называть рационалистическими; они бывают деистические, пантеистические и теистические.

α) Деистические формулы признают троичность лиц в Божестве, но не единосущных; следовательно признают Бога, по учению деизма, не только Единым по существу, но и единоличным; первое Лицо их троичности есть Бог в собственном смысле, а два другие лица не единосущны Ему, а только подобосущны. Сюда относятся:

Арианство, по имени Ария, еретика IV века: он называл Сына Божия – тварью, хотя выше всех тварей, – Богом, но не в собственном смысле, – Сыном, но не единосущным Богу-Отцу, меньшим Отца по существу (ὁμοιούσιος) подобосущным, а не единосущным (ὁμοούσιος). Подобным образом Македоний учил о Св. Духе, Которого называл творением Сына. Это – субординационизм. Учение Ария было отвергнуто на Первом Вселенском Соборе, а Македония – на Втором. – Коренные недостатки этой формулы: во-первых, внесение условия времени в учение о рождении Сына Божия: «Если Сын Божий родился, то», заключал Арий, «было время, когда Его не было»; во-вторых, полное ослабление догмата искупления человека. «Если Сын Божий есть тварь», говорил св. Афанасий Александрийский, «то мы не искуплены, мы тварепоклонники». Социнианство по имени основателя секты: социниане учили об Иисусе Христе, как человеке, одаренном чрезвычайными качествами, удостоенном от Бога божеских почестей. Но это учение не объясняет появления такой чрезвычайной личности между людьми и противоречит положительному учению Св. Писания о до-временном и до-миpoвом бытии Сына Божия.

β) Пантеистическая формула в сущности одинакова у всех пантеистов, касавшихся догмата о Пресв. Троице; она вытекает из свойственного этому учению смешения Бога и мира в одно бытие, в котором Бог признается началом, а мир – развитием и осуществлением этого начала. Три различные состояния, или три главных момента в развитии этого начала составляют пантеистическую троичность в Божестве. Начало, или идея, лежащая в основе мира, взятая сама в себе, без отношения к своему раскрытию в мире, это – Отец; то же начало, или идея, раскрывшаяся в мире, это Сын; тоже самое начало, достигающее самосознания в человеке, это Дух Святой; ипаче: идея в себе, вне себя и для себя (an sich, ausser sich, fur sich) у Гегеля и его последователей, или μονάς (единица), ἔκτασις (расширение) и συστολη (сокращение) у Савелия, еретика III века. Очевидно, в этой формуле нет личностей, кроме третьей, человеческой, а есть только «моменты», или «периоды» в развитии абсолютной идеи. Основной недостаток ее – смешение Божественного с тварным, вечного с временным, бесконечно-совершенного с конечным и ограниченным. (Вейссе делает различие, но только на словах, между процессами, как он выражается, теогоническим и космогоническим; он вносит пантеистическое начало развития в учение о Боге Самом в Себе).

γ) Формула теистическая имеет разнообразные выражения; Шенкель, при твердой постановке учения о единичном Божестве, под именем Отца, Сына и Св. Духа признает различные отношения Бога к миру, именно к его началу, жизни и завершению. – Другие объясняют личности в Божестве из откровения Его в мире, особенно в деле искупления человека; Бог в Самом Себе, как вечно сущий, есть Отец, – как Искупитель – Сын, как Сила Божия, пребывающая в Христианской Церкви, есть Св. Дух. Главный недостаток этой формулы – смешение премирного и вечного образа Бытия Божия с откровением Его в мире (Лимпиус, Пфлейдерер, Ритчл), – отсюда невозможность сказать что-либо о внутренней жизни Божества в Самом Себе.

в) При изъяснении возвышенного догмата о Пресв. Троице древние великие Учители и Отцы Церкви употребляли «подобия» или «аналогии», заимствованные из мира; напр., указывали на солнце, свет и теплоту, – на родник, ключ и течение, образующее реку, – а в особенности на главные силы человеческой души, каковыми они признавали память, разум и волю, или же: ум, самосознание и волю. В символе веры рождение Сына Бoжия от Бога Отца изъясняется, как происхождение света от света. Но аналогия, или уподобление в этих изъяснениях имеет предел, которого строго держалась и держится Православная Церковь. Она только указывает на аналогию, но никогда не делает из нее начала для заключения о Пресв. Троице, не доводит аналогию до полного соответствия между Божественным и тварным. Но некоторые средневековые богословы римской церкви (Анзельм, Фома Аквинат), а также новейшие протестантские богословы рационалисты полагали аналогии в основание и начало своего учения о Божественных Лицах. Так, Фома Аквинат (XIII в.) и современный реформатский богослов Эбрард, на основании аналогии сил и способностей человека: один – ума, самосознания и воли, другой – чувства, воли и мышления, заключают, что у человека, как существа ограниченного, это силы и способности, а в Боге, как безусловно совершенном Существе, эти силы и способности имеют значение отдельных личностей. Но дело в том, что эти силы составляют существенную принадлежность каждой личности и в Божестве. Тоже надобно сказать и о всех подобного рода попытках возвести аналогии на степень начал для объяснения этого догмата. Таковы попытки: Лейбница, Ницше определить различие Божественных Лиц из свойств самосознания, в котором различаются: «я», как субъект сознающий, «я», как предмет сознания и «я», как тождество между ними, –Анзельма (XI в.) и Либнера (IX в.), подобным образом рассуждающих на основании понятия о любви, в которой предполагается: любящий, любимый и отношение между ними. В смысле простой аналогии блаж. Августин сказал: vides trinitatem, si caritatem vides.

* * *

11

Древнейшие ереси деистического характера: иудейский эвионизм, признававший в Нем величайшего из пророков; ересь Павла Самосатского, который учил, что Иисус Христос есть человек, рожденный сверхъестественным образом, с которым соединена была Сила Божия; арианство, не признававшее Его Божественности; отчасти несторианство, находившее невозможным соединение Божеского и человеческого естества в одном Лице, поэтому учившее, что в Иисусе Христе два Лица: Божеское и человеческое. Из новейших сюда относятся: социанство, Кант со своими последователями-богословами.

2

Слово ипостась (греческое ὑπόστασις) буквально соответствует латинскому substantia и означает вообще сущность, существо, но гораздо определеннее латинского означает неизменное в предмете, самостоятельное личное существо; слово πρόσωπον – лицо, латинское persona, не заключает в себе такой определенности, как ὑπόστασις. Эта неопределенность латинских терминов подавала повод к недоразумениям и спорам между римлянами и греками в IV веке. Для точности установлена строгая терминология. Когда говорится, что Бог един по Существу – употребляется слово οὑσία; а когда говорится: троичен в Лицах – употребляется слово ὑπόστασις; на латинском языке этим словам соответствуют: substantia – οὑσία, persona – ὑπόστασις.

3

Римская Церковь учит об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына (Filioque). Прибавление к Символу веры сделано в Испании на Толедском Соборе в 589 году с целью доказать сильнее Божество Сына Божия против ариан, причем недостаточно различалось вечное исхождение Св. Духа от временного послания в мир (Иоан. 15, 26). О внесении этого прибавления в символ веры ходатайствовал Ахенский собор (в 809 году), по желанию Карла Великого, перед папою Львом III. Но папа решительно отказал допустить это прибавление. Эта прибавка сделана позже в смысле вечного исхождения Духа Святого и от Сына, вследствие усилившегося разногласия римской церкви с восточными церквями.


Источник: Основное богословие, или Христианская апологетика [Текст] : Православное догматическое богословие: Лекции [для ун-та] / В.И. Добротворский. – Репринт. воспроизв. изд. 1895 и 1896 гг. – СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2005. – 112 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle