Акты Латеранского Собора 649 г.
Богословие Латеранского Собора заключено в правилах 1–16, начиная с триадологии (прав. 1), учения о Воплощении и мариологии (правила 2–4) с дальнейшим акцентом на полноте и сохранности двух природ Христа и их свойств (правила 5–9). Наконец, утверждаются дифелитство и диэнергизм (правила 10–11); отвергаются монофелитство и моноэнергизм (прав. 12); указывается на недопустимость ставить учение об одной воле и одном действии в один ряд с православным, очевидно, подразумевая «примирительные» опыты «Эктесиса» и «Типоса» (правила 13–14); дается правосл. толкование выражения «богомужное действие» (прав. 15) и отвергается монофелитский аргумент, что две воли Христа якобы вносят разделение в «таинство домостроительства» (прав. 16).
Правила 17–20 определяют лежавшее в основе соборных рассуждений должное отношение к Свящ. Преданию, к-рое обладает безусловным авторитетом и принимается во всей полноте, откуда вытекает полное отвержение учений еретиков.
Источник: Православная энциклопедия: Том XL, С. 121–128
***
1. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единстве и единство в Троице, то есть Единого Бога в трех единосущных Ипостасях и равной славы, и для Троих – одно и то же Самое Божество, природу, субстанцию, могущество, владычество, царство, власть, волю, действие, полновлястие, несотворенное, безначальное, беспредельное, незыблемое, сотворяющее создания и всеобъемлющее в Своем Провидении, да будет осужден.
2. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Один из Святой, Единосущной и поклоняемой Троицы, Бог Слово сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Пресвятой Приснодевы Марии, стал человеком, был распят и во плоти, ради нас и ради нашего спасения, добровольно замучен и погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Отца, вновь вернется во славе Отца, во плоти, которую принял, и со Своей духовной душой, чтобы судить живых и мертвых, да будет осужден.
3. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Пресвятая Мария, Непорочная и Приснодева, является Богородительницей, или Богородицей, поскольку Бога Слово, рожденного Богом Отцом прежде всех веков, Она в конце времен зачала особенным образом и истинно от Святого Духа, без человеческого семени, и родила непорочно, так, что Ее девство и после рождения осталось нетронутым, да будет осужден.
4. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, двух рождений одного и Единого Иисуса Христа, Господа и Бога ншего: одного – прежде всех веков, от Бога Отца, бестелесного и вечного, другого – от Святой Марии, Приснодевы, Матери Божией, телесного, в конце веков, и одного и Единого Господа и Бога нашего Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу по Своему Божеству, единосущного человеческой природе и Своей Матери по Своему Человечеству, способного страдать во плоти, не могущего страдать по Своему Божеству, ограниченного в Своем теле, неограниченного в духе, одновременно сотворенного и несотворенного, земного и небесного, видимого и понимаемого, постижимого и непостижимого, чтобы человек, подпавший под власть греха, был полностью восставлен совершенным человеком, Который был также Богом, – да будет осужден.
5. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, единую воплощенную природу Бога Слова, что означает, что наша сущность совершенно и безоговорочно воплотилась в Самом Христе Боге, за исключением греха, да будет осужден.
6. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что из двух природ, Божества и Человечества, и в двух природах, в Божестве и в Человечестве, соединенных по Ипостаси неслиянно и нераздельно есть Один и Тот же Самый Господь и Бог Иисус Христос, да будет осужден.
7. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что субстанциальная разница природ после их невыразимого соединения, через которое существует Один и Единый Христос, сохранилась неслиянной и нераздельной, да будет осужден.
8. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам,что соединение природ согласно составлению, или, говоря истино, по Ипостаси, через которое существует Один и Единый Христос, явилось в Нем неслиянно и нераздельно, да будет осужден.
9. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, что естественные свойства Божества Христа и Его Человечества сохраняются в Нем постоянно, не уменьшаясь, что действительно подтверждает, что он есть Совершенный Бог, как и Совершенный Человек по природе, да будет отлучен.
10. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух воль (voluntates), Божественной и Человеческой, Одного и Того же Самого Христа Бога, тесно связанных, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественным образом благоволил (voluntarius) совершить наше спасение, да будет осужден.
11. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух тесно связанных действий (operationes, energeias) Одного и Того же Самого Христа Бога, Божественного и Человеческого, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественно является деятелем (opertor, energetikon) нашего спасения, да будет осужден.
12. Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, исповедует одну природу, или одну-единственную волю, или одно действие Божества и Человечества Христа , Бога нашего, разрушая таким образом, то, что исповедуют Святые Отцы и отрицая тайну Воплощения Спасителя нашего, да будет осужден.
13. Если кто-либо исповедует, согласно нечестивым еретикам и против учения Святых Отцов, что во Христе Боге есть одна воля и одно действие, тогда как в Нем две воли и два действия, Божественное и человеческое, субстанциально сохранены (даже) в единстве, как учат наши Святые Отцы, да будет осужден.
14. Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, сторонникам одной воли и одного действия, исповедуемых в их нечестии о Христе Боге, отрицает и отвергает две воли и два действия, Божественное и человеческое, сохраненные в единстве во Христе Боге, как исповедуют Святые Отцы согласно правильному учению, да будет осужден.
15. Если кто-либо, в безумии своем, согласно нечестивым еретикам, принимает Богочеловеческое действие, которое греки называют «теандрическим», за одно действие, и не исповедуют, согласно Святым Отцам, что оно есть двойное, то есть Божественное и человеческое; или, что новое название «Богчеловеческое», которое было введено, означает одно действие, но не проявляет чудесного и славного единства обоих действий, да будет осужден.
16. Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, разрушителям,тогда как во Христе Боге сохранено сущностное единство двух воль и двух действий, благочестиво преподаваемое Святыми Отцами, а именно – Божественного и человеческого, вводит в безумии своем противоречия и разделения в Тайну (Его Воплощения) и если по этой причине он не передает слова Евангелия или Апостолов о Спасителе и не приписывает из Одному и Тому же единому Иисусу Христу, Господу и Богу нашему, согласно блаженному Кириллу, чтобы видно было, что Он действительно есть одновременно Бог и человек, да будет осужден.
Правило 17 осуждает всякого, кто «не исповедует… все переданное и проповеданное святой Божией кафолической и апостольской Церковью, как самими святыми отцами, так и признанными пятью Вселенскими Соборами до единой черты на словах и в мысли».
Пространное 18-е правило осуждает тех, кто «не отвергают и не анафематствуют душой и устами всех злоименных еретиков, которых отвергает и анафематствует со всеми их писаниями до единой черты святая Божия кафолическая и апостольская Церковь, или, что то же самое, пять святых Вселенских Соборов и все единомышленные одобренные святые отцы Церкви». Перечисляются еретики: Савеллий, Арий, Евномий, Македоний, Аполлинарий и его ученик Полемон, монофизиты (Евтихий, Диоскор, Тимофей II Элур, Севир, Феодосий, Коллут), Павел Самосатский, несториане (Феодор Мопсуестийский, Несторий, Феодул), Ориген и оригенисты (Дидим Слепец и Евагрий Понтийский), «или, проще говоря, все другие осужденные и отвергнутые кафолической Церковью еретики». К ним добавляются «единомышленные» им монофелиты: Феодор Фаранский, Кир Александрийский, Сергий К-польский, «его преемники» Пирр и Павел, а также «Эктесис» и «Типос», равно как и все их последователи. Наложенные ими на православных прещения объявляются ничтожными.
Правило 19 осуждает тех, кто, принимая еретические мнения, объявляют их тождественными учению отцов и Вселенских Соборов «к обману простодушных и допущению своего скверного зловерия».
Правило 20 объявляет, что всякий, кто «дерзостно измышляет новшества и другую веру» и в той или иной форме действует против «святоотеческих и соборных проповеданий» Церкви, если пребудет до конца нераскаянным,– подлежит осуждению «на веки вечные».