Азбука веры Православная библиотека Дидим Слепец, Александрийский

Дидим Слепец, Александрийский

Догматическое богословие

Дидим Слепец, Александрийский (313–~398)

Христианский писатель, богослов, экзегет, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов».

Биография

Дидим Слепец (греч. Δίδυμος ο Τυφλός) родился около 313 года в Александрии. Ослеп в детском возрасте. Научился читать пальцами с дощечек и достиг высокого уровня образования через слушание книг, которые ему читались. Дидим на слух дословно выучил все книги Ветхого и Нового заветов, знал наизусть все церковные догматы. О его феноменальной памяти и трудолюбии ходили легенды. Этот его дар главным образом и вызывал изумление современников, которые называли его «Дидим зрячий» (Иероним. De viris illustribus, 109), хотя это наименование относилось больше к его духовной просвещенности.

Еще в молодости Дидим удалился в уединение и жил в небольшой келье возле Александрии. Он не принадлежал ни к одному из известных крупных монастырей Египта и, видимо, поэтому в своих творениях ничего не говорит о современном ему монашестве. Вскоре слава о Дидиме распространилась настолько широко, что в 40-х годах IV в. он был назначен преподавателем, а затем и руководителем (дидаскалом) знаменитого катехизаторского училища в Александрии, где трудился до самой смерти. В числе его учеников были Иероним Блаженный, Руфин Аквилейский, прп. Палладий Еленопольский, Евагрий Понтийский и, возможно, свт. Григорий Богослов.

Дидим Слепец скончался около 398 года в мире с Церковью. С V в. до 1-й пол. VI в. авторитет Дидима в христианском мире был высок. Историк Сократ Схоластик называл его наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом «мерилом Православия» (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26), блж. Феодорит Кирский ставил его рядом с Ефремом Сириным. Однако после смерти имя Дидима Слепца было вовлечено в оригенитские споры, что и привело к тому, что в 553-м году отцами V Вселенского Собора были осуждены некоторые его воззрения как еретические.

Осуждение на соборе повлекло за собой уничтожение сочинений, и хотя число творений Дидима, по высказываниям его современников, было внушительно, до последнего времени сохранились очень немногие из них. Важным событием в судьбе наследия Дидима Слепца стали случайные находки его текстов английскими военными во время второй мировой войны, коснувшиеся главным образом его экзегетических сочинений. Среди древних папирусов, обнаруженных в августе 1941 г. в местечке Тура, пригороде Каира, специалисты опознали многочисленные, считавшиеся безвозвратно утраченными произведения Дидима: толкования на Книгу пророка Захарии, фрагменты толкований на книгу Бытие, на Книгу Иова, на Книгу Екклесиаста, на псалмы, на Евангелие от Иоанна, догматический «Диалог с неким еретиком».

Деятельность Дидима как писателя была богатой и плодотворной. До нас дошла только небольшая часть его творений, в большинстве своем экзегетических и догматических, но и из них можем заключить о богатстве его знаний и о разнообразии рассматриваемых вопросов и проблем. Сочинения Дидима Слепца представляют собой «лекции», записанные его слушателями или специальными писцами. Основная часть трудов посвящена толкованию Священного Писания и вопросам христианской догматики. Дидим был значительным толкователем Ветхого Завета, Новым же Заветом занимался гораздо меньше. Священное Писание занимает у Дидима Слепца исключительное положение: им вдохновляется его богословская мысль, оно является базой его богословской доказательности. По аналогии с двумя природами Христа Священное Писание, согласно Дидиму, также имеет два смысла, или две природы, – буквальный и духовный. Александрийский экзегет и дидаскал, Дидим Слепец был последовательным приверженцем духовного толкования Священного Писания. Он представил учение о Боге в терминах и понятиях, общих для александрийского богословия, подчеркнув величие, непостижимость и праведность Бога.

В то же время взгляды Дидима Слепца демонстрируют зависимость от Оригена, особенно сильно проявляющуюся в антропологическом учении и христологии: в предсуществовании душ, в их предвечном падении, воплощении и возвращении к изначальному состоянию в ходе всеобщего восстановления, в связанном с этими представлениями учении о двух действиях Творца в процессе творения человека (сотворение и формирование), в учении о Боговоплощении.

Дидим – прежде всего, богослов Святой Троицы; свою огромную эрудицию он использует не для построения системы, а для исповедования веры. Тщательное исследование учения Дидима, используемых им догматических и философских определений и понятий, а также его вклада в богословие является необходимым подспорьем к пониманию той особой роли, которую сыграл Дидим Слепец в окончательном утверждении вероучения Православной Церкви.

Из догматических сочинений Дидиму принадлежат: Три книги о Святой Троице, Трактат о Святом Духе и трактат против манихеев. Сочинения Дидима включены в 39-й том Patrologia Graeca.