Е.В. Тростникова

Источник

О царе и о разумном советнике

«Невозможное у людей вполне возможно у Бога, – сказал старец Варлаам царевичу Иоасафу. – Было бы истинно подвигом с твоей стороны, если бы ты спас своего отца и сделался столь славно родителем своего родителя.

Слышал я об одном царе, который прекрасно управлял своим государством, кротко и справедливо относился к своему народу. Единственный был у него недостаток: он не ведал Истинного Бога и поклонялся идолам. А у него был советник со многими прекрасными качествами души, отличавшийся истинным благочестием и мудростью. Советник, печалился о нечестии царя и желал вывести его из заблуждения, но впрямую не приступал к обличению царя, чтобы не получить отставки и так не лишиться возможности приносить пользу царю и народу. Но он, тем не менее, выжидал благоприятного случая, чтобы направить царя к познанию истинного блага.

В одну ночь царь говорит ему:

– Пойдем, пройдемся по городу, не узнаем ли мы там чего-нибудь, достойного внимания и касающегося наших обязанностей.

Когда они шли по городу, то увидели луч света, исходящий из какого-то отверстия. Это была подземная пещера, где в нищенской обстановке сидел одетый в лохмотья мужчина; возле него стояла его жена, которая наливала ему вино в чашу. Когда чаша наполнилась и муж взял ее в руки, жена громко запела, увеселяя мужа. Царь в изумлении сказал советнику:

– Что за чудо, друг, что мне и тебе, живущим в такой славе и роскоши, жизнь никогда не была так мила, как она, непостижимо для меня, мила и приятна этим людям в таких ужасных и тяжелых обстоятельствах и обстановке!

Советник понял, что наступил долгожданный случай к вразумлению царя. Он спросил:

– А какова, государь, по твоему мнению, их жизнь?

– Я не видел более отвратительной, безобразной и незавидной доли! – ответил царь.

– Так знай же, государь, – сказал советник, –что жизнь, которую мы с тобой ведем, несравненно хуже и тяжелее жизни людей, посвященных в тайну вечной славы и благ, непостижимых умом человеческим. Эти наши блистающие золотом дома и великолепные одежды кажутся безобразнее грязи и помета видевшим несказанные красоты нерукотворенных жилищ на небесах, Божественных одежд и нетленных венцов, которые Господь уготовил любящим Его. Подобно тому, как нам кажется безумным веселье этих людей, так и мы, считая окружающую нас роскошь и ложную славу истинным благом, кажемся безумцами и достойными слез и сожаления в глазах отведавших сладости тех вечных небесных благ.

Услышав это, царь сперва даже онемел, а потом спросил:

– Кто они такие, живущие лучшей жизнью, нежели мы?

– Все те, – отвечает советник, – которые предпочли вечное временному.

– Что же такое твое «вечное»? – спросил царь. Вельможа отвечал:

– Жизнь, непресекаемая смертью, богатство, не подозревающее бедности; вечная радость и веселие, не прерываемые горем и неудовольствием; наконец, вечный мир, которому чужда всякая вражда и зависть. Удостоенные обладать всем этим беззаботно и беспечально будут жить, наслаждаясь всеми удовольствиями и радостями царствия Божия и со-царствуя со Христом во веки веков.

– Кто же достоин обладать таким блаженством? – спросил царь.

– Все те, – отвечал советник, – которые идут путем, приводящим в Царствие Божие, а путь этот открыт для всех желающих.

– Как же найти его? – спросил царь.

– Этот путь заключается в познании Бога Отца, Единородного Сына Его, Иисуса Христа, и Духа Святого.

Тут царь, имея истинно царский ум, сказал:

– Что до сих пор мешало тебе сказать мне об этом? Мне кажется, что если это истина, то не следовало скрывать ее или откладывать ее открытие.

– Я не по небрежности или нерадению медлил высказать тебе эту истину, не подлежащую никакому сомнению, – отвечал советник, – но потому, что считал себя недостойным предстать пред тобою, пользующимся такой славой, в качестве просветителя; я боялся показаться тебе докучливым. Но теперь, если ты прикажешь впредь повторять тебе об этом, то я готов.

– Да, – сказал царь, – но напоминай мне об этом не только каждый день, но даже каждый час; ибо к сему нельзя относиться небрежно, но с рвением и всеусердием.

«И мы слышали, – сказал Варлаам, – что этот царь впоследствии жил в истинной вере и благочестии; что он со спокойною душою окончил свою жизнь, а потому, можно думать, достиг вечного блаженства. Если и с твоим отцом кто-нибудь при удобном случае заговорит подобным образом, то и он поймет и сознает, как порочна была до сих пор его жизнь, и может пожелает переменить ее на лучшую в истинной вере. Теперь же он духовно слеп, так как отстранил от себя истинный свет и блуждает во мраке нечестия».

(Притча из древнерусской «Повести о Варлааме и Иоасафе»)


Источник: Притчи православных старцев/ Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle