-
Дата создания: 1441
-
Техника: фреска
-
Материал: темпера
-
Размер: 190×198 см.
-
В Библии: Мф.5:1-2.
Сюжет
После избрания учеников Иисус Христос сошел с ними с вершины горы, где ждал Его вместе с апостолами народ, желая послушать Его и получить исцеление от болезней. Видя перед Собой множество людей, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Подробное свидетельство этой проповеди, названной впоследствии нагорной, описано в Евангелии от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…» (Мф.5:1-2).
Описание
Перед зрителем представлена интерпретация известного евангельского сюжета, повествующего о проповеди Иисуса Христа на горе в присутствии народа.
Фра Беато делает фреску лаконичной, изобразив на ней только Иисуса Христа в окружении двенадцати апостолов, которые, собравшись полукругом, сидят, внимая словам Учителя.
Художник мастерски выстраивает композицию, создавая эффект кругового движения: мы видим закручивающуюся спираль горной тропы, завершающуюся пологой площадкой на вершине. Сидящие ученики образуют как бы второй круг, где повторяется также спиралевидное движение, которое завершается фигурой Христа, изображенной в трехчетвертном развороте.
Христос облачен в фиолетовый, подбитый светло-зеленой шелковой тканью, хитон и лиловый гиматий, создающий гармоничное сочетание цветов, характерных для моды того времени. Также изысканно облачены и ученики: подобранная художником цветовая гамма, сочетание желтого, оранжевого, розового с синим, фиолетовым, светло-зеленым цветом делает акцент на их фигурах, заставляя зрителя остановить на них свой взгляд.
Различны выражения лиц апостолов: мы видим лики не всех учеников, а только трех, в них выражается полный спектр человеческих чувств – удивление, заинтересованность, у юного Иоанна Богослова – задумчивость и созерцательность. Лицо Иуды Искариота, выделенное черным нимбом, скрыто – из всех учеников он один по традиции изображен в профиль.
Еще одна характерная черта, которая выделена мастером не случайно, состоит в том, что Спаситель показан без нимба, сидящим на каменном уступе. Этими незаметными штрихами художник подчеркивает смирение Иисуса Христа: Он такой же как и другие, Он беседует как брат среди братьев.
Мастер делает также акцент на жестах Спасителя: правая рука указывает на небо, престол Отца-Вседержителя, в левой руке мы видим свиток с текстом Писания, указующий на то, что слова Нагорной проповеди не отвергают Ветхий Завет, а исполняют Его пророчества, как бы напоминая братии о первостепенной важности не внешнего, а внутреннего благочестия, отверзающего двери благодатного Рая.
Согласно замыслу мастера, фрески келий, размещенные между окнами в виде ложной арки, символизируют духовное окно в мир небесный, говоря зрителю о том, что путь к стяжанию неземной красоты, нетленной и вечной — это жизнь Иисуса, которой должен подражать христианин.
История
Перед зрителем представлена фреска из цикла росписей монастыря Сан Марко во Флоренции.
В 1427 году правитель Флоренции Козимо Медичи приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь доминиканского ордена Сан Марко. Фра Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие монастырские помещения.
Сначала художник писал алтарные композиции для храма и часовен монастыря, а затем несколько лет занимался росписями монастырских келий. Фактически каждый член общины этой обители имел свою фреску в келье. Фрески располагались между двумя окнами кельи, представляя собой как бы окно в иной мир, которое указывало монаху, что целью жизни является соединение со Христом. Условием для этого является труд и непрестанная молитва, а также воспоминание о жизни Спасителя и подражание ей.
Фреска «Христос и двенадцать Апостолов» (другое название «Нагорная проповедь») расположена в келье № 32. Возможно, что в работе над этой фреской принимал участие известный художник Беноццо Гоццоли.
Критика
Как отмечает известный деятель Ренессанса Джорджо Вазари, перу которого принадлежит замечательное описание выдающихся художников его времени: «Фра Джованни, был человеком большой простоты и святости в своем обхождении… Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом… Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур». Такая характеристика раскрывает особую мистическую глубину и созерцательную настроенность его живописи, воплотившейся во фресковом цикле монастыря Сан Марко.
Комментировать