Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

Сюжет

В основу сюжета положена традиция выделять среди всех видов грехов семь или восемь наиболее пагубных, называемых смертными.

«Есть восемь всех главных (греховных – ред.) помыслов, – учит Евагрий Понтийский, – от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него – блуда, третий – сребролюбия, четвертый – печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, восьмой – гордости».

Таким образом, по Евагрию, восемь смертных грехов суть: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Впрочем, перечни семи или восьми смертных грехов, встречаемых в христианской литературе, могут незначительно различаться одни от других.

На представленном полотне И. Босха, в центре изображения, представлен круг (или колесо), разделенный на семь сегментов, каждый из которых отображает один из семи смертных грехов.

Описание

Работа представляет собой серию небольших сцен, изображающих людей, совершающих смертные грехи. В правом верхнем углу представлен Господь Иисус Христос. Его присутствие напоминает грешникам о Страшном Суде, но они упрямо продолжают грешить.

Четыре маленьких круга отображают, по мысли художника, четыре последних вещи (то, с чем люди сталкиваются в конце земной жизни), указывая на «Смерть грешника», «Страшный Суд», «Ад» и «Рай». Маленькие круги окружают больший, в котором отображены семь смертных грехов. Это гнев (внизу), затем по часовой стрелке зависть, жадность, чревоугодие, уныние, похоть и гордыня. Все символы отображают реальные сцены из жизни, а не аллегории. Названия представлены на латинском языке.

Центр большого круга представляет глаз Бога (и там же виден «зрачок», в котором можно разглядеть изображение Христа, выходящего из могилы). Ниже находится латинская надпись Cave Cave Deus Videt («Бойся, бойся, ибо Господь всё видит»).

  • В сцене с Гордыней тщеславная аристократка прихорашивается перед зеркалом. Она надевает свои драгоценные украшения и самую лучшую одежду, чтобы вновь и вновь восхищенно смотреть на свое отражение. А кто рядом с ней? Демон, который настоятельно призывает ее снова и снова любоваться в зеркало.
  • В сцене с Гневом разъяренный мужчина, поссорившись с соседом, собирается убить женщину (убийство как последствие Гнева).
  • В сцене «Алчность» изображен богатый дворянин, подкупающий судью взяткой, чтобы тот действовал в его пользу и отдал приказ отобрать у бедного крестьянина все деньги и имущество.
  • В сцене с Завистью изображены люди, покупающие вещи, которые им не нужны, просто потому, что их знакомые приобрели эти же вещи ранее. Это поучительная сцена должна научить людей довольствоваться тем, что у них уже есть и воздерживаться от ненужных желаний из чувства зависти. Лающие собаки здесь и купец с костью – это аллегорические фигуры, отсылающие к старинной нидерландской пословице: «Две собаки с одной костью редко достигают согласия».
  • На панели с Унынием монахиня не может разбудить ленивого мужчину от бесцельного сна. Впавший в уныние крепко спит, не проявляя никакого интереса к церкви или к чему-либо, кроме сна.
  • В сцене Чревоугодие – тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
  • На панели Похоть – две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.

Жанрово-аллегорические сцены написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия в человеческой жизни.

Картину завершают начертанные на развевающихся свитках слова библейского текста: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо Мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20).

История

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» – это картина, традиционно приписываемая Иерониму Босху, написана примерно в 1500 году. Иероним Босх был чрезвычайно талантливым, эксцентричным и религиозным художником в Нидерландах XV века. Тема его картин состояла в основном из богословских предупреждений, который художник мастерски передавал через аллегорические сцены и истории из Библии. Самым известным его покровителем был король Испании Филипп II, который, как это ни странно, был очень заинтересован в поучительных полотнах для своего народа. В то время и до конца XVIII века искусство отчасти служило эффективным инструментом для влияния на массы, особенно, если это были полотна придворного художника.

Предположительно, эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Впрочем, у некоторых современных искусствоведов бытует мнение, что, хотя картина и принадлежит мастерской Иеронима Босха, но рукой самого автора изображены лишь Алчность и Зависть. Первоначально произведение должно было послужить столешницей или навершием для крестильной чаши. И рассматривать грехи следовало, обходя ее по кругу. Тондо по углам и надписи на свитках предположительно добавлены позже, придавая ей направление. Впрочем, ни столешницей, ни навершием картина никогда не служила. Когда, вместе с другими произведениями Босха, картина «Семь смертных грехов» попала в Испанию, король Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить её в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству покаяния.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • aloks1@yandex.ru, 03.02.2025
    Многие искусствоведы отмечают, что композиция в центре напоминает глаз. То есть, получается, перед нами всевидящее око Бога, через которое Он видит все эти человеческие грехи. Это только людям по их ограниченности может казаться, что все происходит в укромных местах, подальше от лишних глаз.
    Еще один момент — круговое расположение композиций. Круговое расположение (понятно, что форма функциональная, выбрана, скорее всего ради того, чтобы в целом произведение можно было использовать). Но круг — это всегда образ бесконечности, значит здесь – бесконечности грехов, один следует за другим. Пусть и каждый в отдельном сегменте, но они, благодаря расположению, воспринимаются связанными друг с другом. Непрерывная круговерть греха.
    Из круга можно выйти, только обратившись к Тому, Кто изображен в центре произведения.
    Ответить »
    • kozhelga, 04.02.2025
      Да, подобие глаза характерно для художника. Глаз символизирует и око Господне, взирающего на мир,поврежденный грехом.
      Ответить »