Array ( [_ym_uid] => 1698440284339642160 [_ym_d] => 1698440284 [_gcl_au] => 1.1.859906549.1712507021 [_ga] => GA1.2.84813439.1712507021 [_langs] => r [rmcookie] => S:stGVACqq81sbvstW-0GogmVCMaKCf4xS8MlGSCppsdmEgN_5G09T6aSsF1T6mN-OA279M_R9iMLxQFXOps9fbriw4rK82FEnQ7Bwe8--BNlBVMm0SULf5RghMYOSBHv6_pBVM8fUL49M8zKaa5XnaqCtcy_9B7nrV3JKACHza1vVaxg-QC9z9jFF2DOeZE7W0ADdkffKI_IFnNBXvMGAWv7xvDhIRc8msiyc9pFc7a1_0hkNUa3CXnxyfEIXI5RWjCpvll_w50Hp3nO_DuaIfQJmyLS9O1sIXkkJpjc6K4XWEsAPYj41TkQ2sLdRPqFqoVWGRssbAUbg1PP1rC5ixzS8BCwTH0DcSQWpzTGJU9SWT6r-F8wA7gEQIpXY7mlyGkmLJvHH_XONY8WJo0L-aVB5r9jwZmLbBbkSueYEsu1X2zjdH7GW9KYkqSiidTiUVCq1WuQiVpb2iBUc3AOLTV-qmw-bpda4JEiiExa8Fj2AuaaFe-wHfyPfOxugxu3xgtwWAk9eWRFyUZ9SnYjNv-lR9-_gL2wx9-CU5A_TEXip23YXKCJQ1Fcqk-eaCBBZqQ9r3Q3JLPwCXEAIqr29MrFjwBn117ngk7eBU3rpjrhIbtgaea7XoTNNBjfYzP1ArEfxUI7foV7xlKlKKNAYM3Ow-LeEv9MsKONLZcy69sOr96YfVEg9ug== [otrid] => S:ycbVh48v8_BAUctyvwvnop2A3P9fuivitiwxeUuEVJvnlg725o49ZnO_Y6LosWys-c2DSwRCcmhb5UONditxWPv8urTAAwbbMRB6-8aM3lwRrU18PTrjvJlVi88_cSVo9IiNiWv50Y6fMiOZAD9ejpzo_S9l4vqbdtc-Z-WOWFkXmR3fZw4agSFG-Cp0IZDYrHcUr04yZ4lz7ji0l69qUE6oWDyCy37W1vY= )

Явление Христа народу

Явление Христа народу

Сюжет

Во времена Ветхого Завета израильский народ был хранителем веры в единого и истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю мира. Ожидания пришествия Спасителя в мир были особенно сильны в период, непосредственно примыкающий ко времени выхода Христа на общественное служение. В это время Иоанн Предтеча обращается к еврейскому народу с проповедью и крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии (Христа). И вот, в какой-то момент, он видит идущего в его сторону Спасителя, и тогда, по вдохновению свыше, объявляет об этом присутствующим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).

Описание

На огромном полотне перед зрителем предстает грандиозная сцена, представляющая один из моментов проповеди Иоанна Крестителя. Художник делает акцент на первом явлении Христа народу. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его психологическую характеристику, его место и значение в картине.

Картину можно условно разделить на две части.  Также художник компонует персонажи по возрастным группам. В левой части полотна представлены выходящие из воды юноша и старец, в чем некоторые исследователи видят указание на завершение ветхозаветного периода (как периода подготовки человеческого рода к Пришествию Мессии) и наступление новозаветного.

Художник здесь задает зрителю философский вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение Спасителя? Не «обветшало» ли оно духовно?  Старик, опирающийся на посох, обратившийся к проповеди, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость, крепость и силу веры, стремление следовать за Спасителем.

Однако проповедь Иоанна принимают не все: фанатичное противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради спасения людей обозначено группой фарисеев и левитов. Это те, для кого буква закона выше духа. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне, написанный с Н. В. Гоголя, и юноша – это те, кто жаждут истинной веры, стремясь освободиться от показного благочестия и устремиться ко Христу, восприняв его любовь всем сердцем и душой.

Молодой человек слева стремительно выходит из воды навстречу Христу. Внимательно прислушиваются к проповеди Крестителя апостол Иоанн и мальчик, который выйдя из воды и будучи  замерзшим, стоит, скрестив руки. Заинтересованно застыл, созерцая Христа, светловолосый юноша-язычник. Отвергнутый иудеями, Христос будет воспринят язычниками, которые обратятся в истинную веру.

Тема истинной и ложной веры является центральной для художника. Своей задачей он ставил пробуждение истинного религиозного духа, истинной веры и любви. Не ветхозаветная праведность, не формальный закон, а горячая вера и искренняя любовь возрождают человека, делают его причастником Нового Завета. Путь от ветхозаветного состояния к новозаветному лежит через покаяние и уверование в Господа Иисуса Христа. Этот путь мы видим в изображении будущих учеников Христа. Так, в левой части картины художником показано «восходящее» движение людей ко Христу.  Застыл потрясенный свершившимся событием будущий апостол Нафанаил, как бы пропуская идущих мимо себя людей. Когда-то из его уст вырвались слова сомнения: «Из Назарета может ли быть что доброе?». Глаза его опущены долу, он еще только движется к вере, сомнения еще тревожат душу. Будущие апостолы Петр, Андрей и Иоанн внимают проповеди, постигают смысл истины и пробуждаются к новой духовной жизни.

Человечество — не только молодость и старость, вера и сомнение, но еще богатство и бедность, господство и рабство. В центре полотна представлена группа «хозяин — раб». В 30-40-е годы XIX века в России были популярны идеи воспитания общества средствами искусства, а также мысли о нравственном обновлении человечества путем постижения христианских догматов. На это влияли сочинения протестантских богословов, их «метафизика сердца». Но в это же время намечается интерес и к святоотеческой традиции, о чем свидетельствует творчество Н.В. Гоголя, славянофилов, русских религиозных философов.

Еще один символический образ в картине – это изображение раба. Над его созданием художник долго и напряженно работал, делая множество эскизов. В более ранних набросках мастер ставит акцент на изображении жалкого, униженного состояния человека, и даже человечества, пребывающего в рабстве греха: почти звериный оскал рта, бритый череп, клеймо на лбу — это степень крайнего  падения и духовного опустошения. Однако на поздних эскизах облик раба выглядит не таким отталкивающим: на его уродливом лице впервые появляется робкая улыбка надежды. «Сквозь привычное страдание впервые проявилась отрада», — писал художник об этом персонаже картины. Величие и сила Христианства показана  в пробуждении Божественного начала в греховной душе, обратившейся к Богу.

Антитеза «хозяин — раб» также помогает разработке излюбленной ивановской темы — противопоставление греха и добродетели. Добродетельный христианин властвует над своей душой и телом. Как истинный воин, он борется со страстными движениями души и одерживает над ними победу. Грешник же, подобно рабу, находится под ярмом, приступивших к нему страстей, рабство греху – это поражение души, обречение на гибель. Подлинная свобода – в оставлении греха и надежде на Бога.

Работа «Явление Христа народу» это история всего человечества в его прошлом, настоящем и будущем: контраст левой и правой частей картины с изображением групп людей, устремившихся к Христу и уходящих от Спасителя, противопоставление верхней и нижней частей картины — мира «горнего» и «дольнего», Божественного и человеческого. Пространственная пауза, разделяющая верх и низ полотна, позволяет сосредоточиться на созерцании Мессии. Он почти не виден за толпой людей. Точно так же в суете мирских дел не видна истинная цель человеческой жизни – Христос. Но все же среди толпы людей, Он невидимо призывает к Себе всех страждущих и обремененных. Художник использует для усиления антитезы божественное и мирское специальные приемы.

В верхней части картины зритель видит лазурь блистающего неба, твердое каменное плато земли ложится под ноги Христу. Камень – символ окаменевших сердец грешников, которые умягчаются под воздействием Божественной благодати. Так бесплодная земля становится плодородной, очерствевшее сердце человека – открытым Христу.  Вдали виднеется белоснежная башня и город. Перед нами контраст Небесного Иерусалима и земной «юдоли».

Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением.

Иванов великолепно передает прозрачную световоздушную дымку, окутывающую предметы. При этом его пейзаж символичен. Оливковое дерево, которое в картине служит фоном для группы слева, своими засохшими и ярко зеленеющими ветвями символизирует смерть и воскресение души. Это также символ Ветхого и Нового Завета, а также умирающего язычества и зарождающегося Христианства.

«История есть пророчество, обращенное в прошлое» — формулировал Ф. Шлегель. «Историческое есть лишь некоторый род символического» — так выразил это Ф. В. Шеллинг. Будучи хорошо знакомым с системами немецких философов-идеалистов, Иванов представил  своеобразное пророчество о грядущем веке: это призыв к духовному пробуждению, путь к которому лежит через покаяние и очищение от власти греха. Здесь и аллюзия на духовное возрождение России, о котором говорили русские религиозные философы и общественные деятели XIX столетия. Это и прямой намек на царствование Александра II, именуемого «царем-освободителем», начавшим крестьянскую реформу и ряд других преобразований в стране.

История

Картина была написана в 1837-1857 годах. Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в  в качестве пансионера в Риме. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме. Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий. В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства. Иванов поначалу называл свое сочинение просто «Явление Мессии» или «Появление Мессии». Название «Явление Христа народу» появилось только в момент ее представления в Петербурге в 1857 г.

Критика

Как известно, картину «Явление Христа народу», которую А. Иванов считал делом всей своей жизни, было принято неоднозначно. Критике был подвергнут необычный гигантский масштаб, а также необычная трактовка библейского сюжета. Поскольку художник опирался на в своей работе на образ Христа в книге известного протестантского теолога тюбингенской школы Д. Штраусса1, то сюжет был действительно изменен. Христос представленный незаметно среди огромной толпы людей символизировал присутствие Бога в человеческом сердце. Однако критики благосклонно отнеслись к Д. Штрауссу, но весьма строго к изображению Христа, Который в Православной иконографии изображался иначе – крупным планом и был центром композиции. Высказанное недовольство картиной негативно сказалось на здоровье Иванова, впоследствии он заболел холерой, ослабленный и истощенный организм не смог справиться с недугом, и художник скончался. Спустя несколько часов после его смерти пришло известие, что император Александр II высоко оценил картину в 15 000 рублей, и автору пожаловал Орден Святого Владимира.

«Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова, несмотря на неоднозначную реакцию, все же было принято хорошо.  Так, известный русский философ-славянофил А. Хомяков охарактеризовал произведение художника как великое творение, заслуживающее высокой оценки. Также высоко оценили труд мастера известные критики и деятели искусства: В. В. Стасов, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, А. П. Боголюбов и др. В брошюре «Явление Христа народу. Картина Иванова», опубликованной отдельным изданием в 1858 году, художник Аполлон Мокрицкий отмечал, что полотно представляет собой «гармоничное сочетание» всех составных частей искусства, «создающее единство „истинного“ и „прекрасного“, то есть конкретной натуры и идеальной пластической формы», при этом доверие Иванова к натуре настолько велико, что своей техникой он «никого не напоминает». По мнению Мокрицкого, сюжет картины «принадлежит к таким, которые требуют не только „гения и познания“, но и „высшего настроения духа“». Высоко оценивая пейзажную составляющую произведения Иванова, Мокрицкий писал, что «это первая картина, в которой пейзаж является во всей своей „простоте и истине“»2.

Владимир Стасов отмечал, что, представив публике свое творение, Александр Иванов «поднялся на громадную вышину» и создал произведение, подобного которому «никогда не представляло до тех пор русское искусство»3 .

Художник Илья Репин отмечал, что «Явление Христа народу» — это «самая гениальная и самая народная русская картина… живая выразительность её удивительна… по своей идее она близка сердцу каждого русского»4. При этом Репин особо выделял живость и разнообразность, с которыми воспроизведены «два колоссальных характера» — Иисус Христос и Иоанн Креститель.

В статье, опубликованной в 1858 году в журнале «Русская беседа», известный русский философ и писатель-славянофил Алексей Хомяков писал, что в отношении своей картины Иванов следовал правилу «устранить всякий личный произвол, всякую личную прихоть», следствием которого было то, что «величие избранного предмета действительно перешло в его изображение». В связи с этим Хомяков особо выделял то обстоятельство, что Иванов преодолел искушение выдвинуть Иисуса Христа вперёд, оставив его «в некотором удалении» — так, как его видел Иоанн Креститель. По словам Хомякова, в произведении Иванова «совершенная естественность и полное чувство красоты являются только в служебном отношении к святыне мысли духовной». Обсуждая живописные достоинства картины, Хомяков отмечал, что общее впечатление от неё «приближается к эффекту, производимому великими фресками старых мастеров»5

В статье «Об Иванове», написанной в 1880 году, художник Иван Крамской писал, что исторической заслугой Александра Иванова является то, «что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях, и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая дорога, и открыл таким образом новые горизонты»6. По мнению Крамского, в персонажах «Явления Мессии» Иванов не только приблизился к апостолам из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, но и пошёл дальше: «Попробуйте закрыть головы в картине Иванова, и посмотрите только на одни фигуры, и вы будете поражены глубиною изучения человека вообще»7. По словам Крамского, апостолы Иванова, «его решительно невиданный тип Христа, его монументальный Креститель» представляют «огромный шаг вперёд от знаменитых итальянцев XVI века»8.

Известный советский ученый М.В. Алпатов отмечал, что «Явление Мессии» «сохраняет своё огромное значение», «свидетельствует о высоком гуманизме художника, звучит как призыв к человеческому разуму»9. По словам искусствоведа Светланы Степановой, в процессе создания полотна художник «показал пределы академического стиля в решении сверхзадач, затрагивающих сферу сакральных смыслов»; при этом он проявил себя «Спасителем».

Современные исследователи отмечают, что картина представляет собой сложную систему символов. Искусствовед Михаил Алленов отмечал, что «главная содержательная и формообразующая идея» ивановской картины «Явление Мессии» может быть кратко определена как «человечество на перепутье». По его словам, весь композиционный строй полотна пронизан «символикой пути», а его герои — «это люди, которые, вслушиваясь и всматриваясь, выходят, встают, оборачиваются, словно бы собираются в путь»10.

Искусствовед Сергей Даниэль писал, что при всём уважении к таким произведениям современников Иванова, как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Медный змий» Фёдора Бруни, «приходится признать, что „Явление Христа народу“ остаётся единственной в своём роде Картиной, значение которой не укладывается, так сказать, в рамки соответствующего жанра и едва ли не превосходит границы самого искусства»11. По словам Даниэля, главное произведение Иванова — «не столько произведение исторической живописи, сколько икона истории, её символ»12.

Отмечая, что картина «Явление Христа народу», как «формально-стилистическое явление», в большей мере принадлежала 1830-м и 1840-м годам, чем 1850-м, искусствовед Светлана Степанова относит картину к великим полотнам русских художников более ранней поры, первой четверти XIX века, написанным в традиции академизма: «Последним днём Помпеи» Карла Брюллова и «Медным змием» Фёдора Бруни. В то же время Степанова отмечала, что отличительной чертой картины Иванова, по сравнению с полотнами Брюллова и Бруни, является «индивидуализация героев», наделение их «психофизическими качествами» и «живыми, узнаваемыми эмоциями»13.

Современный исследовать искусствовед М.Н. Цветаева, говоря о религиозном содержании картины, отмечает, что «Художник стремился соединить достижения русской культуры, ее психологизм, тягу к сакральному, культ глубокой натуры с великими традициями мировой культуры: египетским и христианским искусством, творчеством великих мастеров Возрождения — Джотто, Леонардо да Винчи, Гирландайо, Рафаэлем, Тицианом, Веронезе…В исторических сюжетах ему удалось выразить дух времени, отразить духовно-философские и духовно-нравственные переживания русской интеллигенции — может быть, так и не встретившей Христа, — ее мечты и идеалы. Поражает его диалог с мировоззренческими исканиями Овербека и назарейцев, концепцией мироздания Тютчева и лекциями Тирша, идеями Веневитинова, Шевырева, Киреевского, Одоевского»14.

Современный исследователь В.Ю. Даренский также отмечает, что «В картине также представлена типология путей обращения душ ко Христу, соответствующих типологии личностей. Собственно, иконографическим сюжетом картины является момент обращения (инициации, второго рождения) в разных своих формах, а на уровне целостной композиции – история мира от сотворения до Страшного Суда, данная в символической форме. В техническом отношении А. Иванов совершил гениальный синтез техники живописи и иконографии. Дискуссии современников художника о картине уже очертили круг всех адекватных и неадекватных путей её понимания, которые воспроизводятся до настоящего времени»15.

1 Штраусс Д.Ф. Жизнь Иисуса. Пер. М. Синявского.— М.: Книжный магазин Д. II. Ефимова, 1907.

2 Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу. Картина Иванова. — М.: Типография И. Г. Чуксина, 1858

3 Стасов В. В. О значении Иванова в русском искусстве // Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детская литература, 1968. — С. 43.

4 Репин И. Е. Избранные письма. — М.: Искусство, 1969. — Т. 1 (1867—1892). С.42.

5 Хомяков А. С. Картина Иванова. Письмо к редактору // Русская беседа. — 1858. — Т. III (XI), Кн. I. — С. 1—22

6 Крамской И. Н. Об Иванове // Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1888. С.654.

7 Там же, с.659.

8 Там же, с. 660.

9 Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. — Л.: Художник РСФСР, 1983. С.46.

10Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. — М.: Изобразительное искусство, 1980 С.175.

11 Даниэль С. М. Библейские сюжеты. — СПб.: Художник России, 1994. — 216 с. — (Русские живописцы XIX века).С.15-16.

12 Там же. С.16.

13 Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — СПб.: Искусство-СПб, 2011. С.176.

14 Религиозно-философские концепции А. А. Иванова в символах искусства// Труды кафедры богословия. Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви № 1 (9) 2021. С.100.

15 Даренский В.Ю. Явление Христа народу как предмет теологической герменевтики // Визуальная теология. 2021. №2(5). С.25.

Рекомендуемая литература

Комментировать