Обращение Савла

Обращение Савла
  • Дата создания: 1601
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 230×175 см
  • В Библии: Деян. 22:6-11

Сюжет

Согласно тексту Писания, Савл из Тарса был ревностным фарисеем, который жестоко преследовал последователей Иисуса, и даже, было дело, участвовал в побивании камнями Стефана. Он ехал из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовать христиан города. На подъезде к Дамаску внезапно его озарил свет с небес. Савл упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?»

На картине изображен тот момент, когда поражённый видением Христа Савл, лежит под копытами лошади с закрытыми глазами и поднятыми вверх руками.

Описание

Картина мастера не совсем обычна. Перед нами вместо Апостола Павла крупным планом на картине изображена лошадь, при этом ракурс выбран так, что зритель видит ее круп. Бедно одетый простолюдин пытается удержать за поводья вставшее на дыбы животное: босые ноги, изнеможённое, покрытое морщинами лицо, выдают его низкое происхождение.

Савл изображен совсем «неканонично». Упав с лошади, он лежит, простирая руки к небесам. Художнику удалось донести до зрителя высшую степень религиозного экстаза таким шокирующим зрителя приемом. Глаза Савла закрыты, однако весь образ его говорит о том, что он видит. По левую руку упавшего лежит его меч – символ гонения христиан, который после видения, вероятно, так и не будет поднят.

Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. После этого события Савл поверил в Спасителя и стал проповедовать учение Христа под именем апостола Павла.

История

«Обращение Савла», также известная под другим названием: «Преображение на пути в Дамаск» была написана мастером в 1601 году для капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. На противоположной стене в той же часовне находится вторая работа Караваджо, изображающая Распятие Святого Петра, а над алтарем картина не менее известного художника Аннибале Караччи «Успение Пресвятой Богородицы».

Картины были заказаны в сентябре 1600 г. монсеньором Тиберио Черази, генеральным казначеем Папы Климента VIII, который 8 июля 1600 г. приобрел часовню у монахов-августинцев и поручил Карло Мадерно перестроить небольшое здание в стиле барокко.

Контракт давал художнику полную свободу выбора фигур, людей и украшений, изображенных так, как он считал нужным, «к удовлетворению, однако, его светлости», и он также был обязан представить предварительные наброски перед выполнением работ.

Когда Тиберио Черази 3 мая 1601 года умер, Караваджо все еще работал над картинами, как свидетельствует запись от 5 мая, в котором упоминается, что часовня украшалась рукой «famosissimo Pittore», Микеланджело да Караваджо. Вторая запись от 2 июня доказывает, что Караваджо все еще работал над картинами месяц спустя.

Он завершил их приблизительно 10 ноября 1601 года, когда получил последний взнос от наследников Тиберио Черази. Картины были установлены в часовне 1 мая 1605 года мастером по дереву Бартоломео.

Критика

На картину и художника обрушился целый шквал критики – практически единодушной. Так, Джованни Пьетро Беллори называл картину Караваджо в капелле Чезаре «полностью лишенной действия».

Известный историк XIX столетия Якоб Буркхардт критиковал картину Караваджо за то, что художник слишком много внимания уделяет форме в ущерб ее содержанию. Историк ХХ века Беренсон называл картину «шарадой», отмечая, что нет ничего более нелепого, чем возвышение бессловесной скотины над святым человеком.

Однако были и положительные отзывы. Известный историк искусства ХХ века Роберто Лонги отмечал, что Караваджо предложил на всеобщее обозрение, «возможно, самую революционную картину в истории религиозного искусства. … Если бы не тот факт, что картина была помещена на боковой стене, а не над алтарем, нам вообще пришлось бы поломать голову над вопросом, как Караваджо мог выставить ее на всеобщее обозрение, не встретив резкой критики или даже прямого отказа…».

Другой ведущий ученый того времени, Вальтер Фридлендер в своей новаторской монографии «Исследование творчества Караваджо» подчеркнул, что обе картины Караваджо капеллы Черази, несмотря на их радикально новую и непривычную концепцию, были идеально подходящими объектами для религиозной медитации, потому что сцены не являются удаленными от зрителя, а находятся непосредственно рядом с ним, упрощая восприятие двух чрезвычайно важных тем: пробуждение веры и мученичество за веру.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Оксана, 16.02.2024

    «Обращение Савла» Караваджо — точка отсчета.
    В работе Караваджо — любимая искусством барокко диагональная композиция, усиливающая динамику изображения: резко диагонально дается как раз фигура главного героя, его голова располагается практически в правом нижнем углу изобразительного пространства, тогда как ноги его – в середине картины. Но в этой работе перед нами не просто динамика действия, хотя оно показано буквально и очевидно — вот только-только Савл упал, пораженный и испуганный. Но через это внешнее мы наблюдаем и другое — динамику того внутреннего, невидимого, происходящего в данный момент с героем. Савл не просто упал: случившаяся Встреча буквально опрокинула его, ослепила, так, что встать Савл не сможет, встанет Павел, прозревший по-настоящему, а не просто вновь обретший физическое зрение. Да и физическое зрение вернется к нему несколько позднее, когда доберется в Дамаск.
    В картине, опять же, любимые живописью барокко, и тем более самим Караваджо — резкие свето-теневые контрасты. Но свет здесь — не просто физическое явление, его значение – показать духовную реальность. Позволю себе сказать, что та самая вспышка света, осветившая фигуру Савла и есть главное в этой картине, даже сама лежащая фигура не воспринимается настолько главной. Если всматриваться в картину, понимаешь, что все окружающее стало возможно именно благодаря этому яркому свету, он дает возможность всему появиться, проявиться, выступить из тьмы. В том числе и остальным фигурам, деталям, которые размещены на полотне – это конь, слуга, отброшенный в сторону меч. Они — как подтверждение материальности, истинности, историчности происходящего здесь, в нашей земной реальности.
    Резкое, контрастное сопоставление света и тени позволяет подчеркнуть главную тему картины – тему прозрения, обретения духовного зрения. Мы, зрители, смотрящие на картину, знаем, что произойдет дальше, знаем, насколько преданно и самоотверженно Павел будет служить Тому, Кого еще недавно гнал. Караваджо показал самую начальную точку отсчета жизни и служения апостола Павла, того чудесного момента, с которой она началась.

    Оксана Головко, искусствовед

    Ответить »
    • kozhelga, 16.02.2024

      Здесь еще важно и то, что Караваджо делает акцент на внезапном прозрении бывшего гонителя христиан — Савла. Кстати, картину подвергли критике — на первом плане мы видим круп лошади. Такая трактовка не нравилась представителям духовенства, воспринималась ими как кощунство. Но Караваджо тем и отличался от других живописцев — стремлением к яркой эмоциональной выразительности образов. Он шокировал публику, пробуждая подлинные чувства, переживание религиозного экстаза. Такая повышенная эмоциональность была характерна в целом для культуры этого времени. Истоки ее — в мистических движениях времени.

      Ответить »