-
Дата создания: 1601
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 230×175 см
-
В Библии: Деян. 22:6-11
Сюжет
Согласно тексту Писания, Савл из Тарса был ревностным фарисеем, который жестоко преследовал последователей Иисуса, и даже, было дело, участвовал в побивании камнями Стефана. Он ехал из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовать христиан города. На подъезде к Дамаску внезапно его озарил свет с небес. Савл упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?»
На картине изображен тот момент, когда поражённый видением Христа Савл, лежит под копытами лошади с закрытыми глазами и поднятыми вверх руками.
Описание
Картина мастера не совсем обычна. Перед нами вместо Апостола Павла крупным планом на картине изображена лошадь, при этом ракурс выбран так, что зритель видит ее круп. Бедно одетый простолюдин пытается удержать за поводья вставшее на дыбы животное: босые ноги, изнеможённое, покрытое морщинами лицо, выдают его низкое происхождение.
Савл изображен совсем «неканонично». Упав с лошади, он лежит, простирая руки к небесам. Художнику удалось донести до зрителя высшую степень религиозного экстаза таким шокирующим зрителя приемом. Глаза Савла закрыты, однако весь образ его говорит о том, что он видит. По левую руку упавшего лежит его меч – символ гонения христиан, который после видения, вероятно, так и не будет поднят.
Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. После этого события Савл поверил в Спасителя и стал проповедовать учение Христа под именем апостола Павла.
История
«Обращение Савла», также известная под другим названием: «Преображение на пути в Дамаск» была написана мастером в 1601 году для капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. На противоположной стене в той же часовне находится вторая работа Караваджо, изображающая Распятие Святого Петра, а над алтарем картина не менее известного художника Аннибале Караччи «Успение Пресвятой Богородицы».
Картины были заказаны в сентябре 1600 г. монсеньором Тиберио Черази, генеральным казначеем Папы Климента VIII, который 8 июля 1600 г. приобрел часовню у монахов-августинцев и поручил Карло Мадерно перестроить небольшое здание в стиле барокко.
Контракт давал художнику полную свободу выбора фигур, людей и украшений, изображенных так, как он считал нужным, «к удовлетворению, однако, его светлости», и он также был обязан представить предварительные наброски перед выполнением работ.
Когда Тиберио Черази 3 мая 1601 года умер, Караваджо все еще работал над картинами, как свидетельствует запись от 5 мая, в котором упоминается, что часовня украшалась рукой «famosissimo Pittore», Микеланджело да Караваджо. Вторая запись от 2 июня доказывает, что Караваджо все еще работал над картинами месяц спустя.
Он завершил их приблизительно 10 ноября 1601 года, когда получил последний взнос от наследников Тиберио Черази. Картины были установлены в часовне 1 мая 1605 года мастером по дереву Бартоломео.
Критика
На картину и художника обрушился целый шквал критики – практически единодушной. Так, Джованни Пьетро Беллори называл картину Караваджо в капелле Чезаре «полностью лишенной действия».
Известный историк XIX столетия Якоб Буркхардт критиковал картину Караваджо за то, что художник слишком много внимания уделяет форме в ущерб ее содержанию. Историк ХХ века Беренсон называл картину «шарадой», отмечая, что нет ничего более нелепого, чем возвышение бессловесной скотины над святым человеком.
Однако были и положительные отзывы. Известный историк искусства ХХ века Роберто Лонги отмечал, что Караваджо предложил на всеобщее обозрение, «возможно, самую революционную картину в истории религиозного искусства. … Если бы не тот факт, что картина была помещена на боковой стене, а не над алтарем, нам вообще пришлось бы поломать голову над вопросом, как Караваджо мог выставить ее на всеобщее обозрение, не встретив резкой критики или даже прямого отказа…».
Другой ведущий ученый того времени, Вальтер Фридлендер в своей новаторской монографии «Исследование творчества Караваджо» подчеркнул, что обе картины Караваджо капеллы Черази, несмотря на их радикально новую и непривычную концепцию, были идеально подходящими объектами для религиозной медитации, потому что сцены не являются удаленными от зрителя, а находятся непосредственно рядом с ним, упрощая восприятие двух чрезвычайно важных тем: пробуждение веры и мученичество за веру.
Рекомендуемая литература
- Обращение Азбука веры
- Апостолы Азбука веры
- Толкования на Деяния апостолов 22:6
- Тест: Апостол Павел
- Апостол Павел
- Обращение и крещение Савла митр. Иларион (Алфеев)
- Жизнь святого апостола Павла свт. Иннокентий Херсонский
- Обращение святого Павла свт. Филарет Московский
- Обращение Савла прот. Петр Смирнов
- Беседа 19 на Деяния апостольские свт. Иоанн Златоуст
- О начале христианской жизни чрез покаяние свт. Феофан Затворник
- Апостолы. Павел
- Мой путь к Богу
Комментировать