Иосиф открывается своим братьям

Иосиф открывается своим братьям
  • Дата создания: 1816 — 1817 гг.
  • Техника: фреска
  • Материал: темпера
  • Размер: 236×290 см.
  • В Библии: Быт.42:6.

Сюжет

Перед зрителем изображен библейский эпизод, отсылающий нас к истории Иосифа — любимого сына патриарха Иакова, проданного своими родными братьями в рабство. Однако по милости Божией, Иосифу удается благодаря трудолюбию и честности стать приближенным египетского фараона. Спустя некоторое время в Палестине разразился голод. Испытывая нужду престарелый Иаков посылает своих сыновей в Египет купить хлеба. Братья, некогда продавшие Иосифа в рабство, пришли в богатый и плодородный Египет и встретив Иосифа, сначала не узнали его. Однако Иосиф, проявив великодушие, прощает их и открывается им: «Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли» (Быт.42:6).

Описание

В центре композиции мы видим судьбоносную встречу Иосифа со своими братьями за которй наблюдает сидящий на троне фараон. Первым к Иосифу подходит юный Вениамин. С детской непосредственностью устремившись к старшему брату, мальчик обнимает его за шею. Иосиф с нежностью склоняется к нему, радуясь встрече после долгих лет разлуки. Его движения легки и изящны: светловолосый, с утонченными чертами аристократического лица, облаченный в роскошные одежды, Иосиф вызывает глубокую симпатию: его взор исполнен сострадания и любви.

Старшие братья изображены художником иначе. Они разделены на две группы: одна группа представлена коленопреклоненными людьми, молящими о прощении, один из братьев целует руку Иосифа, испытывая угрызения совести за содеянное некогда предательство. Однако на лицах мужчин угадывается напускное раскаяние, скрытое под маской благочестия.

Другая группа стоит рядом, кто-то из братьев не верит происходящему, кто-то испуган, испытывая явную неловкость, не зная, как поступить им в этот волнующий момент. Понимая всю тяжесть своего предательства, братья застыли в нерешительности, вспомнив все обстоятельства, произошедшие много лет назад, когда из зависти Иосиф был продан в рабство.

Подражая мастерам Возрождения, художник мастерски прорисовывает фигуры людей. Располагая их в центре композиции, он усиливает драматический момент этой неожиданной и волнующей встречи.

Действие происходит на террасе дворца фараона, украшенного античными колоннами. Вдали на втором плане показан типичный итальянский пейзаж, представляющий собой утонченную стилизацию с характерными приемами ренессансных мастеров: четко прорисованными линиями, легкой дымкой – сфумато, придающей фреске особую выразительность.

В арочных проемах видна галерея с колоннами, зубчатые башни, крепость и застывшие в тихом безмолвии высокие пинии, пирамидальные тополя. У источника с прозрачной водой мы видим пригнанное на водопой стадо, вдали протянулись длинной полосой горы, окутанные утренним туманом. Умиротворение и покой контрастирует с волнующей встречей, происходящей в царском дворце, в живительной прохладе просторной залы, отделанной мрамором, обставленной изысканной мебелью.

История

В 1816—1817 годах Корнелиус принял участие в росписях на сюжеты из жизни Св. Иосифа в палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Им были выбраны сцены наиболее драматического содержания (Иосиф, узнанный братьями; Иосиф, толкующий сны фараону).

Участие в коллективных монументальных росписях в Риме было для Корнелиуса программным: как и другие назарейцы, симпатизируя искусству раннего Возрождения, он мечтал возродить традицию фресковой живописи в современном искусстве.

Комментировать