Тихая обитель

Тихая обитель

Описание

Картина «Тихая обитель» была написана художником под впечатлением от поездки на Волгу. В «Тихой обители» соединились впечатления художника от посещения им подмосковного Звенигорода и приволжских Юрьевца и Плёса. Юрьевец особенно понравился Левитану. В частности, его впечатлил один из монастырей, расположенный в лесу на противоположном берегу около большого Кривого озера.

Разлитое в природе спокойствие обволакивает зрителя теплотой, сообщая ему состояние умиротворенности. Расположенная в лесу «тихая обитель» отворяет перед зрителем свои объятья, отвлекая его от суеты мирской и привлекая к себе, в приют душевной гармонии и убежище от земных тревог и волнений. Созерцание нерушимого покоя, застывшего в благоденствии, рождает в человеке светлую, тихую радость.

Молодой художник сумел ярко выразить на полотне тонкие особенности национального духа православной Руси. Художник сумел передать состояние умиротворенности. «Тихая обитель» Левитана вобрала в себя не только просторы России, но и глубину русской души.

Монастырь отгорожен от мира Волгой, лишь тонкие и шаткие мостки соединяют его с суетой и хлопотливостью светского мира. В розоватых лучах восходящего солнца, когда ничто не нарушает тишину вокруг, утопающий в зелени монастырь выглядит особенно торжественно и спокойно.

Легкие, пугливые облака на утреннем небе спешат освободить место свету, после короткой летней ночи. Отражение обители в медленной и ленивой речной воде создает особый ритм работы, позволяет зрителю снова и снова возвращаться к деталям шедевра и настраивает его на спокойное созерцание великолепного русского пейзажа.

Шаткие мостки заканчиваются берегом, на котором кто-то заботливо соорудил песчаную лестницу. Рядом с лестницей видна протоптанная тропинка. Символический смысл приобретает эта деталь пейзажа. Каждый может выбрать свою дорогу к храму. Автор словно пытается сказать, что дорога к Богу может быть разной, а конечная цель появляется лишь после долгих и опустошающих исканий и ошибок.

К тому же, восходящее солнце уже осветило монастырскую церковь, в то время как противоположный берег по-прежнему во власти сумерек. А отражение монастыря в волжской воде может быть символом миража – тех искушений и ложных добродетелей, которые отвращают человека от Божьего мира, полного покоя, умиротворения и духовной чистоты.

Картина богата полутонами. Мастер сумел разглядеть в робком и приглушенном свете восхода десятки самых тонких, едва уловимых оттенков. Все это делает работу очень близкой каждому, рождает теплые и светлые чувства.

Композиция построена так, что «лавы* действительно влекут взгляд зрителя в глубину, как бы приглашают его идти по ним туда, к монастырю за рекой». На небе – золотистые облака, среди оттенков которых встречаются и жёлтый, и фиолетовый цвета.

У современника Левитана, художника и критика А.Н. Бенуа, это полотно вызвало ассоциацию с раскрытым настежь окном, впустившим струи свежего душистого воздуха в тесные выставочные залы. Побывавший в Санкт-Петербурге А.П. Чехов в письме к сестре делится восторгом и радостью за своего друга: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор».

*Лавы – легкие мостки через речки.

История

Картина «Тихая обитель» была окончена вскоре после возвращения Левитана из поездки на Волгу и имела большой успех на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Санкт-Петербурге в марте 1891 года.

В сюжете картины переплелись впечатления художника, связанные с несколькими монастырями. Первоначальный замысел картины, по-видимому, возник в 1887 году, когда Левитан наблюдал закат над Саввино-Сторожевским монастырём под Звенигородом. Кроме этого, при написании картины художник использовал образ Кривоозерского монастыря рядом с Юрьевцем на Волге, куда он ездил из Плёса.

На картине также изображена колокольня шатрового типа (с конусообразным верхом) – вероятно Левитан использовал образ колокольни на Соборной горе в Плёсе. Одним из аргументов в пользу этого является то, что соседнее с ней здание, изображённое на картине, тоже имеет архитектуру, сходную с церковью в Плёсе. Однако вопрос о церкви, которая стала прототипом остается открытым.

Не прояснен до конца и вопрос о том, какое время суток изобразил мастер: вечер или утро. Мнения критиков разделились — одни считали, что утро, другие, напротив, писали, что показано вечернее время. Так, известный критик А. Суворин писал: «как неизъяснимо прекрасно раскрывается над этим мирным уголком русской земли тихое, прозрачно тихое утро!». Этой версии придерживался известный критик Л. Оболенский, отмечая, что полотно «до того правдиво передаёт наш местный, северный колорит утреннего освещения, какого-то особенного, холодноватого и влажного, розовато-золотого», что у зрителя создаётся впечатление, что он не стоит перед картиной, а в самом деле видит «и эту реку, и эту сырую траву, и эти влажные деревья, и розовые облака, и сияющее бледно-голубое небо».

Напротив, В.Стасов писал, что художник изображает вечер, при этом отмечая, что это «лучшая его [Левитана] картина по красоте и поэзии тонов вечернего солнца».

Разность мнений объяснима условностью пейзажа: художник мог писать храм в вечернее время, а лес в утренние часы. Также многими критиками была отмечена неестественная длина мостика, переброшенного через реку.

Однако эти детали не умаляют достоинства картины. «Тихая обитель» – это одна из тех работ, которая прославила художника Исаака Левитана на всю страну. Именно после написания «Тихой обители» об Исааке Левитане заговорили не как просто о состоявшемся художнике, а как о большом талантливом живописце, который выразил национальный дух России.

Произведение «Тихая обитель» создано в жанре «церковного пейзажа» (другая известная картина Левитана, написанная в этом жанре, – «Вечерний звон»).

После революции 1917 года картина «Тихая обитель» пропала, и долгое время никто не знал, где она находится. Ее обнаружили лишь в 1960 году в частном собрании дирижёра Николая Семёновича Голованова, которого к тому времени уже не было в живых. В 1970 году картину передали в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, где она находится и сейчас.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • aloks1@yandex.ru, 13.08.2024
    И здесь, как и в картине «Вечерний звон» мы видим стремление показать звуки. Точнее, в данном случае, их отсутствие – тишину. Ни дерево, ни листик не шелохнуться, на воде почти нет ряби. Эта внешняя тишина становится отражением другой тишины, той, которой наполнена обитель, связанной не только с реалиями этого мира.
    Здесь тоже звучит тема пути – прямого движения в «тихую обитель», а также — пути к святости, пути к Богу. Не случайно движение начинается именно прямо у края холста – изображением тропинки, (хотя свое начало путь берет где-то там, еще раньше, за рамками изобразительного пространства), тропинка переходит в мостик, иногда довольно крепкий, а иногда придется двигаться по одной доске, затем, уже на другом берегу – снова тропинка, убегающая в лес, из-за которого выступают купола храмов, колокольня, виднеется небольшой фрагмент стены.
    Взгляд зрителя невольно следует логике изображения, от той самой тропинки на переднем плане до куполов храмов, устремляющих в небо. То есть движение от здешнего, земного, туда, к Небу, на которое куда указывают церковные купола. Ответить »
  • kozhelga, 21.08.2024
    Не совсем так. Вопрос спорен: одни критики видят утреннюю зарю, другие закат. «Как неизъяснимо прекрасно раскрывается над этим мирным уголком русской земли тихое, прозрачно тихое утро!», — писал А. Суворин. Этой версии придерживался Л. Оболенский: «Тихая обитель» «до того правдиво передаёт наш местный, северный колорит утреннего освещения, какого-то особенного, холодноватого и влажного, розовато-золотого», что у зрителя создаётся впечатление, что он не стоит перед картиной, а в самом деле видит «и эту реку, и эту сырую траву, и эти влажные деревья, и розовые облака, и сияющее бледно-голубое небо». Посмотрите на раскрытые цветы — вечером чашечки закрываются. Ответить »